Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мудрова Е. Б.
доцент кафедры управления в социально-экономических системах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,
кандидат экономических наук


Подход к определению стоимости подготовки аспирантов. методика расчета образовательной составляющей
Качество подготовки аспирантов во многом определяется созданными для этого условиями, что влияет на стоимость подготовки. В статье предложен подход к определению полной стоимости подготовки аспиранта, рассматривающий затраты на образовательную и научную части программы подготовки, затраты на обеспечение жизнедеятельности аспиранта, представлена методика расчета затрат на образовательную составляющую обучения в аспирантуре
Ключевые слова: аспирантура, программа подготовки, расходы, методика, стоимость обучения, образовательная составляющая подготовки

Выпускники аспирантуры являются высококвалифицированными специалистами, на которых как государство, так и бизнес возлагают надежды по обеспечению своих конкурентных преимуществ. По мнению бизнес-работодателей, «если на получение образования для занятия в компании соответствующего рабочего места затрачено менее 80% годовой заработной платы на данном рабочем месте, то такой работник навряд ли обеспечит качество труда, потребное для достижения конкурентного успеха» компании [1, с.41].
Наличие объективной и сравнимой информации об условиях подготовки в аспирантуре — основа как для обоснованного выбора и рационального распределения государственных средств при определении контрольных цифр приема в аспирантуру (необходимо выявить учреждения максимально эффективные с точки зрения качества условий подготовки и результата), так и для предприятий при выборе контрагентов по обеспечению кадрами высшей научной квалификации, заказе научных разработок, а также для самих потенциальных аспирантов при выборе места обучения. Полная стоимость подготовки аспиранта по определенной научной специальности в разных вузах могла бы стать одним из показателей для сравнения.
На данный момент вузы составляют только смету оплаты обучения по научной специальности (при лицензировании подготовки в аспирантуре по новой научной специальности: заявитель — вуз или научная организация, — должен представить в Рособрнадзор среди прочих документов смету оплаты обучения на весь период подготовки), однако единой утвержденной методики ее составления не существует. Вуз самостоятелен в выборе способа составления сметы, учета тех или иных ее составляющих. Известно, что выбор способа калькуляции затрат определяется такими факторами как:
● длительность оказываемой услуги. Расчеты стоимости услуг, выполняемых длительный период, как правило, включают все виды затрат;
● степень использования материальной базы вуза в процессе оказания услуги;
● конъюнктура рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат;
● статус и престиж вуза [2];
● другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формировании цены услуги.
Подготовка научных кадров требует использования ресурсов, стоимость части из которых невозможно оценить прямым расчетом, например, качество управления и научную политику вуза, уровень процессов организации подготовки аспиранта. Но все это влияет как на качество исследований, проводимых аспирантами, так и на показатели работы вузовской аспирантуры (выпуск с защитой диссертации, отсев, конкурс при поступлении и т.д.). Так, активная научная, техническая, социальная, учебная политика руководства вуза приводят к следующим результатам:
● обновлению технического парка (следовательно, появляется новое современное оборудование, увеличивается стоимость материально-технической базы учреждения, а значит, улучшаются условия для проведения экспериментов при работе над диссертацией, но стоимость подготовки аспиранта тоже повышается);
● привлечению в вуз, как для постоянной работы, так и для чтения разовых лекций ведущих отечественных и зарубежных ученых, следовательно, к повышению уровня креативности научной среды, в которую вовлекаются аспиранты в период работы над диссертацией. Поддержание вузом более высокооплачиваемой кадровой среды увеличивает стоимость подготовки научно-педагогических кадров;
● активным научным контактам (в том числе международным), что позволяет подключать к данным процессам аспирантов, привлекать их к участию в конференциях, обеспечивать более широкую возможность публикаций в международных изданиях, и т.п. Такими условиями вуз обеспечивает «выведение молодого ученого в люди», его узнаваемость и связи в научной среде (что опять-таки увеличивает стоимость подготовки).
Анализ материалов семинаров для руководителей отделов докторантуры и аспирантуры, проходивших в ФГОУ «АДПО «Учебный центр подготовки руководителей» в 2003–2010 гг., показал, что вопрос о методике расчета стоимости обучения поднимался ежегодно, но не находил четкого ответа ни среди коллег — руководителей отделов, ни экспертов из Министерства образования и науки. Ответ экспертов сводился к тому, что в соответствии с пунктами 107 и 108 Типового положения о вузе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. №71, стоимость обучения устанавливается ректором с учетом утвержденной сметы расходов. Поэтому вузом должен быть разработан локальный акт, который определяет порядок расчета затрат. При подготовке локального акта следует руководствоваться:
1) временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования;
2) учебным планом подготовки аспирантов, утвержденным в вузе;
3) письмом Минобразования от 26.06.2003 г. №14-55-784 ин/15 о примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом;
4) локальным актом об оплате труда в вузе.
Однако данные документы регулируют лишь вопросы учета использования и оплаты кадровых ресурсов «для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения» и научного руководства. В остальном «образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ» (п.1.5 письма Минобразования от 26.06.2003 г. №14-55-784 ин/15).
В литературе приводятся варианты методик расчета цены образовательной услуги. Эти методики [3, 4, 5, 6] касаются услуг среднего специального, высшего или дополнительного профессионального образования, где основной процесс — это обучение, — носит «массовый» характер, и аспекты которого регламентированы образовательными стандартами, рекомендациями учебно-методического объединения и проч. Методика [7] позиционирована для аспирантуры, однако по-существу подход к расчету затрат тот же: затраты на заработную плату определяются, исходя из объемов учебных часов по учебным планам, расписаниям занятий и средней почасовой ставки ППС по вузу, накладные и прочие расходы рассчитываются на основании средних фактических расходов на одного обучающегося за прошедший учебный год и планов на следующий. Если учитывается разница в техническом обеспечении процесса обучения по разным специальностям, то опять-таки, усреднено с использованием коэффициентов, например, «коэффициента усложненности подготовки», предлагается для определения цены образовательной услуги использовать повышающие коэффициенты, учитывающие популярность специальности и престиж вуза.
Однако предлагаемые методики не учитывают отличий подготовки аспиранта и студента. В аспирантуре готовят научные и научно-педагогические кадры — «штучный» товар, и эта подготовка включает в себя лекции, семинары как один, но не единственный, этап подготовки. Исследовательская работа над диссертацией, апробация ее результатов, представление их во внешней среде и т.п. — эти этапы отличают не только подготовку аспиранта от подготовки студента, но и подготовку, как по разным научным специальностям, так и по одной и той же, но в разных вузах.
В рамках предлагаемого в статье подхода к определению стоимости подготовки аспиранта объектом калькулирования выступает процесс подготовки аспиранта по определенной научной специальности. Рассматривается плановая стоимость подготовки на весь период подготовки. Для определения полной стоимости следует выделить три составляющие процесса, по которым и вести детализированный расчет затрат [8]:
● образовательная (учебная) часть подготовки;
● научная часть подготовки;
● обеспечение жизнедеятельности аспиранта.
Общая стоимость подготовки аспиранта в вузе (ОСасп) определяется как:

— затраты вуза соответственно на обеспечение образовательной, научной частей программы подготовки аспиранта, на обеспечение жизнедеятельности аспиранта в процессе обучения в аспирантуре.
В рамках каждой составляющей учитываются затраты, которые вуз гарантировано предоставляет для качественной подготовки при существующей организации процесса: необходимый и поддерживаемый уровень технического обеспечения исследований, кадрового обеспечения образовательной составляющей и научной поддержки, условий быта и социально-медицинского обслуживания аспиранта. Это потребует выделения научной специальности в качестве единицы учета, в рамках которой будет обобщаться информация со всех подразделений учреждения, которые обеспечивают подготовку по этой специальности.
Рассмотрим методику расчета затрат на учебную составляющую подготовки аспиранта. В ее основе лежат «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук» (Инструктивное письмо Минобразования России от 30.10.2002 №14-55-898ин/15 «О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»). В эту часть входят образовательно-профессиональные, факультативные дисциплины, педагогическая практика аспиранта. Расчет затрат на данную часть может вестись в соответствии с методиками, применяемыми для расчета затрат на подготовку коммерческого студента, но с поправками на более высокие требования к уровню кадрового обеспечения. Базой для расчета будут объем учебной нагрузки в аудиторных часах, выделяемых на обучение по программе подготовки по научной специальности, утвержденной в вузе; кадровый состав, привлекаемый к подготовке аспирантов; используемый аудиторный фонд.
Вариант сметы расчета образовательных услуг включает в себя следующие статьи расходов, необходимые для финансирования учебного процесса в аспирантуре:
— заработная плата, сотрудников участвующих в учебном процессе подготовки аспирантов (профессорско-преподавательского состава (ППС); учебно-вспомогательного персонала (УВП); заработная плата административно-управленческого персонала (АУП));
— начисления на выплаты по оплате труда;
— учебные расходы;
— расходы на приобретение оборудования для учебного процесса;
— хозяйственные расходы (общеинститутского характера): заработная плата обслуживающего персонала (уборщицы, рабочие); расходы на текущий ремонт здания, оборудования; коммунальные платежи; амортизация основных средств.
Рассмотрим детальный расчет каждой статьи.
1. Заработная плата участвующих в учебном процессе подготовки аспирантов
а) Расчет заработной платы ППС, участвующего в подготовке аспирантов
Высокий образовательный уровень контингента учащихся и требования к результату процесса обучения — подготовить научны кадры высшей квалификации — задают требования к уровню квалификации привлекаемого состава преподавателей. Целесообразно, чтобы состав преподавателей состоял из лиц, достигших высоких ступеней академической карьеры, т.е. имеющих ученую степень и ученое звание.
Для определения затрат по вузу на реализацию учебной части программы подготовки аспирантов рассчитывается средневзвешенная величина заработной платы, отражающая качественную структуру привлекаемого ППС (табл. 1).

Таблица 1
Расчет средневзвешенной почасовой тарифной ставки преподавателя
№ п/пДолжность, ученая степеньЧисленность, чел.Удельный вес группы в общей численностиПочасовой тариф, руб.Почасовая оплата группы с учетом удельного веса, руб.
1Профессор, доктор наукNпрофднkпрофднЗпрофднZпрофдн
2Профессор, кандидат наукNпрофкнkпрофкнЗпрофкнZпрофкн
3Доцент, кандидат наукNдоцкнkдоцкнЗдоцкнZдоцкн
ИТОГОNППСАСП1 ZППСАСП

Общая численность ППС, участвующего в процессе обучения аспирантов, определяется как:

где Тобр — время на освоение образовательной компоненты программы подготовки аспиранта, — берется из утвержденной в вузе программы подготовки в аспирантуре по научной специальности, составленной на основе требований к образовательной программе послевузовского профессионального образования по конкретной отрасли науки.
б) Расчет заработной платы УВП, обеспечивающих подготовку аспирантов
В период применения нормативных методов в планировании до середины 90-х годов соотношение численности УВП и ППС было 1/2. Сейчас МОН предлагает устанавливать фонд оплаты туда УВП равный 0,4 от тарифной базы фонда оплаты труда ППС. Однако в каждом вузе в соответствии со спецификой и наработанностью процессов установилось свое соотношение. Например, в СПбГПУ по отчетным данным реальное соотношение УВП и ППС — 0,75 / 1.
Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала определим как:

4. Расходы на приобретение оборудования для учебного процесса
Для того чтобы определить расходы конкретного вуза по данной составляющей для учебного процесса в программе подготовки аспирантов, предлагается определить норматив расходов с учетом всех обучающихся данного вуза.
Для расчета норматива затрат на приобретение оборудования для учебного процесса аспирантов (Ноб_уч) используем значение норматива на финансирование приобретения и модернизацию непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений и норматива прочих расходных материалов и предметов снабжения со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Норматив затрат на капитальный ремонт рассчитывается, исходя из норматива финансирования расходов на капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда, находящегося на балансе вуза.

Для расчета затрат вуза на научную часть подготовки аспиранта предлагается выделить следующие элементы: затраты вуза на научное консультирование и кадровое обеспечение научной части программы подготовки аспиранта; затраты на обеспечение научных стажировок; затраты на поддержание материально-технического обеспечения проведения экспериментальной части работы; затраты на обеспечение информационной поддержки исследования. При оценке обеспеченности научной составляющей подготовки аспиранта требуется вести учет затрат по каждой научной специальности отдельно.
И, наконец, третья составляющая подготовки аспиранта — обеспечение жизнедеятельности аспиранта — должна включать следующие расходы: на стипендиальное обеспечение; приобретение научной литературы в личное пользование; медицинское обеспечение; общежитие и мягкий инвентарь, связанные с условиями проживания аспиранта вне дома.
Методики расчета затрат по научной части подготовки и по условиям жизнеобеспечения аспиранта будут рассмотрены в следующей статье.
Реализация предложенного подхода к определению стоимости подготовки аспиранта требует организации в учреждении учета затрат по каждой научной специальности в рамках научной части подготовки, в целом по контингенту аспирантов — в рамках образовательной части и обеспечения жизнедеятельности. Использование данного подхода даст учреждению объективную основу для обоснования планируемых затрат, данные для анализа проблемных зон в организации подготовки аспирантов; государственным органам — сравнимые данные по разным учреждениям для принятия решений по финансированию подготовки по научным специальностям; работодателям и населению — информацию об условиях подготовки в аспирантуре.


Литература
1. Мнения бизнес-работодателей по вопросам оценки качества высшего профессионального образования / С.Р. Борисов, Г.Х. Лобанов, Л.Ф. Олейник, Ю.С. Песоцкий, В.А. Садовничий. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 103 с.
2. Ястребов А.П., Лапшина Л.Г. Некоторые аспекты ценообразования на услуги, оказываемые медицинскими вузами // Университетское управление. — 1998. — № 4(7). — С. 17–19.
3. Бубарева О.А. К вопросу проектирования автоматизированной системы управления учебным процессом вуза // Сборник статей участников Всероссийского конкурса научных работ студентов и аспирантов «Телематика’2010: телекоммуникации, веб-технологии, суперкомпьютинг». — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. С.72–76.
4. Методика расчета прямых затрат. — [Электронный ресурс]. — // Сайт Интернет-магазин «Международный центр экономического развития» — http://shop.mcfr.ru/
5. Основные положения предоставления дополнительных образовательных услуг в СпбГПУ /Сост.: К.Н. Криулин, Ш.М. Рафиков. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002.– 33 с.
6. Положение о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования, утверждено Постановлением Министерства экономики и Министерства образования Республики Беларусь 01.11.2002 № 242/48
7. Станкус В. Как правильно провести калькуляцию платы за обучение в аспирантуре? // Бюджетная бухгалтерия. — 2009. — № 34. 14 авг.
8. Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б., Счисляева Е.Р. и др. Формы и методы совершенствования послевузовской подготовки с учетом оптимизации номенклатуры специальностей научных работников, технологий обучения, финансового обеспечения // Отчет по НИР 2006–2008, (рег.№ 0120.0 810674, инв.№ 02.2.009 02179 — М.: ВНТИЦ, 2009.) — СПб.: СПбГПУ, 2008. — 623 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия