Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ

Базулин Ю. В.
доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Научная школа кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-петербургского государственного университета
В статье рассматривается вклад кафедры теории кредита и финансового менеджмента, которой в 2011 г. исполняется 20 лет со дня воссоздания, в научный и образовательный процесс страны
Ключевые слова: научная школа, образовательная школа, Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра теории кредита СПбГУ

В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических школах *. Отметим, что выделение научных школ имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В истории экономических учений понятие «научная школа» имеет важное классификационное значение. В процессе проведения исследований полнота представления о полученных результатах, вклада различных научных школ в познание тех или иных явлений и закономерностей зависит от их комплексного отражения в библиографической литературе.
Важность библиографической литературы объясняется еще и тем, что гигантский поток информации в печатной и электронной формах, порожденный научно-технической революцией, делает крайне затруднительным процедуру поиска действительно необходимой информации. В этом плане особенно большие проблемы ощущают студенты и аспиранты. Именно от них исходит потребность за достаточно ограниченное сроками обучения время сформировать список научной, справочной литературы, которая позволила бы усвоить не только азы науки, но и глубоко проникнуть в ее тайны, понять границы познанного *.
В ходе развернувшейся в отечественной экономической периодике дискуссии качественный аспект понятия «научная школа» получил достаточно обстоятельное освещение. Однако, количественный аспект остался вне поля зрения, хотя в ряде случаев отмечалась необходимость определения «общепризнанных научных достижений в течение определенного времени» *. Восполнить данный пробел способны критерии, выдвинутые Б.И. Соколовым в книгах «Книги кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (СПб.: БАН, Альфарет, 2010. — 92 с.), «100 книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. — 120 с.).
Административно привносимый принцип, связанный с различными индексами цитирования, позволяет выявить актуально-модные направления в науке, но не ее научные школы, поскольку индексы цитирования — со статьи на статью — не направлены на выявление книг, представляющих собой классические научные труды, созданные главой научной школы и его ближайшим окружением. Здесь не требуется особых доказательств, это достаточно очевидно. Вспомним классическую школу в политической экономии, сформировавшуюся вокруг «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита, марксизм, до сих пор с успехом отстаивающий положения «Капитала» и дающий возможность поддерживать существование многочисленным критикам.
Конечно, в XX веке наука существенно изменилась, она стала междисциплинарной, научные школы часто строятся не вокруг одного предмета исследования, а вокруг их комплекса. Зачастую научные школы выделяются и по страновому признаку. Так, в бухгалтерском учете выделяют четыре основных школы: итальянскую, французскую, немецкую, англо-американскую *.
В настоящее время количественным критерием продуктивности научной школы, позволяющим ее успешно дифференцировать, является комплекс монографий и теоретических учебников. Именно этой цели — выявлению критерия, позволяющего определить то, что некое научное направление, достигнув некоторых количественных параметров, качественно изменилось, превратившись в научную школу, отвечают рассматриваемые информационно-библиографические издания, в которых собраны сведения о книгах, опубликованных действующими профессорами и доцентами, работающими на кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
Отметим, что согласно межгосударственному стандарту, введенному в 2004 г. (ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения»), все виды печатных изданий подразделяются по объему на книги, (книжные издания объемом свыше 48 страниц), брошюры (книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц) и листовки (листовые издания объемом от 1 до 4 страниц).
Предпринятое Б.И. Соколовым уникальное информационно-библиографическое изыскание описывает опубликованные труды кафедры по их целевому назначению: научные, учебные и справочные издания. В состав данного перечня книг включены печатные издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения, позволяющие их идентифицировать (название; ISBN). В том случае, если книга написана группой авторов, доля преподавателей кафедры должна составлять не менее 48 страниц (3 п.л.). Таким образом, этот текст, будучи самостоятельно изданным, смог бы предстать в виде отдельной книги.
В настоящее время усилился интерес к выявлению передовых российских научно-исследовательских центров. Делаются попытки составления и опубликования их рейтингов *, в которых учитываются: число преподавательских публикаций, частота цитирований этих работ, количество патентов и изобретений, размеры расходов на научные исследования *. Как видим, важнейший объективный критерий качества научной и образовательной деятельности вуза и составляющих его кафедр — выданные «на гора» публикации.
Причина, по которой возникла необходимость отграничения российских научно-исследовательских центров, основанных на формировании научной школы, достаточно очевидна: «В России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального, лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии кадров, учебных и научных библиотек» *. Однако количественный критерий, отражающий некую высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность значительного этапа творческой деятельности, отсутствует.
Б.И. Соколов предлагает выбрать точкой отсчета цифру 100. С его точки зрения, в символическом толковании чисел ноль означает пустоту, небо, свет; единица — начало, земля. «1» и «0» — это два первичных элемента, две противоположные силы: тьма и свет, земля и небо. Тогда в числе «10» все целост­но, свет и тьма уравновешивают друг друга. Число «100», как отмечает А.Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления *. Поэтому «100» символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность эпохи. Именно такой критерий меры созидания — 100 книг, опубликованных членами творческого коллектива, в данном случае действующими преподавателями одной кафедры, должен показательно представлять ее научный и учебный потенциал.
Уникальность ситуации, отражаемой в книгах, состоит в том, что она характеризует исключительное явление — более ста книг написаны коллективом преподавателей одной кафедры экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, причем их основная доля опубликована не средствами множительной техники и оперативной полиграфии, а в ведущих центральных издательствах страны.
Представляется, что действующий университетский научно-исследовательский центр, осуществляющий подготовку специалистов и магистров определенного профиля и направления, следует выделять не по принципу исторического первородства, а на основе данного беспристрастного критерия (100 и более книг), который позволяет определить его как научную школу.
Свод представленных книг имеет целевое назначение, т.е. обладает определенными характеристиками с точки зрения выполняемой ими общественной функции. Все они предназначены для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень книг призван продемонстрировать два момента. Во-первых, все основные курсы, читаемые преподавателями кафедры обеспечены оригинальными авторскими научными и учебными изданиями. Во-вторых, научные разработки, осуществляемые на кафедре, с одной стороны, носят фундаментальный характер, с другой стороны, специализированы.
К сожалению, нельзя не отметить, что многие исследователи сознательно смешивают представления о фундаментальной и прикладной науке. «Отсюда практический изъян: фундаментальные исследования в университетских лабораториях нередко проводятся по схеме прикладного и выдаются за фундаментальное. Вред, наносимый такой подменой как науке, так и образованию, огромен. И об этом не следует умалчивать» *. Добавим, что уж совсем недопустимо сводить фундаментальные и прикладные исследования к прикладным разработкам.
В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» к фундаментальным научным исследованиям относится экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования составляют исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. В отдельную группировку включены экспериментальные прикладные разработки, которые не носят исследовательского характера.
Фундаментальная наука ставит своей целью создание таких теоретических концепций и моделей, практическая ценность которых не только не очевидна, но и сами они зримо, строго естественнонаучно недоказуемы. Классическими примерами могут служить выдвинутое в Древней Греции представление об атомарном строении мира, концепция происхождения видов Ч. Дарвина, «воображаемая геометрия» Н.И. Лобачевского в отличие от «употребительной» евклидовой. Они открыли новые перспективы перед взором ученых всего мира.
Среди книг, опубликованных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента, основная масса отражает результаты проводимых фундаментальных исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам научных трудов, но и к теоретическим учебникам, которые отражают не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, теоретические модели.
Непосредственные цели и задачи прикладных разработок не состоят в приращении нового знания, они связаны с применением результатов чужих фундаментальных и прикладных исследований для решения каких-либо практических проблем.
В экономической и финансовой науке прикладные разработки учебного плана состоят в том, чтобы преобразовать результаты научных исследований в материалы справочников, практических и методических пособий в помощь преподавателям и студентам, компьютерные программы, облегчающие расчеты, рабочие тетради. Сведения о них также представлены в данном справочно-библиографическом издании.
В приводимый список книг, изданных творческим коллективом кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, не включены:
● книги, изданные после 1987 г. и при этом не имеющие ISBN (International Standard Book Number), т.е. Международного стандартного номера книги *;
● переиздания без изменений (стереотипные и повторные издания);
● перепечатки (переиздания без изменений текста издания (или его части), выпущенные другим издателем с нового набора);
● книги, подготовленные в соавторстве, в которых индивидуальный или коллективный вклад преподавателей кафедры составляет менее 48 страниц (3 печатных листа);
● рабочие тетради (учебные пособия, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета), поскольку в них объем оригинального авторского текста не поддается учету, может быть крайне незначительным.
Все книги подразделены на две части: научные и учебные издания.
В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, 3 сборника кафедральных научных статей.
Отметим, что монография представляет собой научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Издание монографий преподавателями кафедры в основном было связано с опубликованием материалов диссертационных исследований. Значительное внимание в монографиях уделено историческим проблемам, связанным с развитием денег, кредита и самой финансовой науки.
В качестве печатного издания сборники научных трудов содержат исследовательские материалы научных обществ и организаций, учебных заведений. В принципе серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся. Подготовленные и опубликованные кафедрой сборники научных статей под общим заглавием «Финансовый мир» представляют собой сериальное издание, включающее три выпуска, объединенных общностью замысла, тематики, целевым и читательским назначением, вышедших в однотипном оформлении.
В разделе «Учебные издания» представлен алфавитный перечень и краткая аннотация учебных изданий, подготовленных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальных, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами. В состав учебных изданий вошли:
● учебники, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
● учебные пособия, дополняющие или заменяющие (частично или полностью) учебник, официально утвержденные в качестве данного вида издания;
● учебно-методические пособия, содержащие материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания;
● практикумы и задачники, содержащие практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Достаточно новым явлением в современной издательской деятельности является выпуск электронных учебников. Отметим, что стандарты, устанавливающие правила их библиографического описания, были приняты сравнительно недавно. При этом первый кафедральный электронный учебник по финансовому менеджменту был выпущен еще в 1998 г.
Разумеется, кроме книг, преподаватели кафедры пишут и статьи. Но если книги формируют научную школу, то статьи отражают наиболее актуальные, продвинутые, востребованные направления исследований. Например, научные интересы преподавателей кафедры отражают несколько направлений: а) методология и теория экономической и финансовой науки *; б) проблемы межбюджетных отношений *; в) история, теория и организация кредита *; г) проблемы финансового менеджмента в некоммерческих организациях *; д) теория и история денег *; е) управление финансами фирмы *; ж) ценные бумаги *; з) история экономической и финансовой науки * и др.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия