Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Маликов Р. И.
профессор кафедры управления и экономики предпринимательства Уфимской государственной академии экономики и сервиса,
доктор экономических наук

Сабирова Р. Р.
аспирант кафедры управления и экономики предпринимательства Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Формирование механизмов эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе
Статья посвящена исследованию вопросов обеспечения эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в целях формирования благоприятных условий развития предпринимательства и повышения преимуществ региона. В статье рассматривается система факторов, воздействующих на уровень лояльности субъектов деловой среды, меры по нейтрализации негативного воздействия
Ключевые слова: властная структура, фактор стимулирования, уровень лояльности, мониторинг состояния предпринимательства

Эффективное взаимодействие государственных, предпринимательских и общественных структур в настоящее время одно из условий действенной социально-экономической политики государства.
За последние годы создан ряд предпосылок развития взаимодействия структур в сфере предпринимательства. Так, усиливается обратная связь бизнеса и власти в рамках системы консультаций на уровне предпринимательских организаций [1]. Функционирует совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, созданы различные экспертные советы при отраслевых министерствах и ведомствах. В законодательных органах власти на федеральном и региональном уровнях широко представлены бизнес-организации, торгово-промышленная палата, такие общественные организации как Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России». Так, в Республике Башкортостан действуют Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле, Республиканский совет по поддержке предпринимательства при Правительстве Республики Башкортостан, являющийся координационным органом, содействующим развитию и поддержке предпринимательства, Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, Башкирское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Опора России», Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.
На конец 2009 года в республике вели деятельность более 125,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных во всех видах экономической деятельности, в том числе более 27,3 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), 402 средних предприятия, 93,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, 4,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт республики превышает 21%. Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях республики составляет около 335 тыс. человек. Более 25% численности работников малых предприятий занято в торговой отрасли республики. На долю субъектов малого и среднего предпринимательства республики приходится 98,5% количества предприятий бытового обслуживания населения. Общий объем привлеченных в 2009 году средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства республики превышает 1,8 млрд. рублей, в том числе в рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, на условиях софинансирования из федерального бюджета, по программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства ОАО «Российский банк развития», за счет средств бюджетов муниципальных образований [2].
Поставленные задачи модернизации экономики страны и региона определяют необходимость развития, взаимодействия государства, общественных и бизнес структур для достижения консолидации их совместных усилий. Однако до сих пор нет четкого представления о том, каким оно должно быть и в каких организационно-правовых формах может осуществляться. В основном преобладают упрощенные взгляды на взаимодействие государство-бизнес как на форму привлечения денежных средств, с одной стороны государства, а с другой стороны, коммерческих структур для решения главным образом экономических задач. Следует отметить незавершенность комплекса институционально-правового обеспечения взаимодействия государственных и общественных структур, представляющих интересы субъектов предпринимательства, вследствие имеющегося давления властных структур в ходе регулирования и надзора за предпринимательской деятельностью. На наш взгляд содержательную основу такого взаимодействия должен составлять конструктивный диалог в целях решения экономических и общественно значимых задач, взаимовыгодное сотрудничество, предполагающее передачу не только правомочий, но и обязательств, ответственности.
Одним из основных факторов, определяющих лояльность и взаимовыгодные отношения власти, бизнеса и общественных структур является удовлетворение взаимных ожиданий сторон на всех этапах взаимодействия. В рассматриваемом контексте возникают следующие конфигурации ожиданий:
1. Взаимные ожидания предпринимательских и государственных структур. Субъекты предпринимательства предполагают поддержку от государственных органов в форме финансирования, кредитования, субсидирования, создания технопарков, бизнес-инкубаторов; сокращения административных барьеров (упорядочение числа проверок, упрощение процедур открытия и ведения бизнеса и др.); обеспечения доступа к государственным заказам (заключение контрактов на поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных, муниципальных нужд), предоставления поручительств, грантов. В свою очередь государство ожидает от бизнеса увеличение вклада в рост занятости, налоговых поступлений для формирования бюджета, повышение уровня средних доходов, рост социальной ответственности, развитие социально-экономического потенциала в целом. В настоящее время на территории Республики Башкортостан осуществляют свою деятельность 8 технопарков, 5 бизнес-инкубаторов, 2 центра трансфера технологии. Предоставлены субсидии на начальной стадии становления бизнеса 288 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 83,8 млн рублей.
Сформирован гарантийный фонд в сумме 322,2 млн рублей. За 2009 год предоставлено поручительств за счет средств гарантийного фонда 59 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 140,7 млн рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов 233,4 млн рублей. По предоставлению субъектам малого предпринимательства основных средств на условиях лизинга выделено 20,0 млн рублей, перечислены средства 12 субъектам малого предпринимательства на сумму 18,3 млн рублей. Предоставлены субсидии по ранее понесенным затратам субъектов малого и среднего предпринимательства 300 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 254,3 млн рублей (по кредитным договорам, договорам страхования, лизинга, по договорам на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и др.) [3].
Необходимость интенсивной государственной поддержки бизнеса за счет законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства обозначена в республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 год.
2. Взаимные ожидания предпринимательских и общественных структур. Следует отметить, что общественные организации являются неотъемлемым элементом любого демократического общества и на современном этапе общественно-политического развития государства играют все более значительную роль в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Они выступают своего рода связующим звеном между властями и бизнесом. Общественные структуры — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан (предпринимателей) для реализации общих целей. В настоящее время в предпринимательской среде распространены такие формы общественных структур, выражающих интересы предпринимателей, как союзы предпринимателей, некоммерческие партнерства, отраслевые ассоциации и другие общественные объединения по профессиональным принадлежностям. Основными задачами таких организаций являются защита прав и интересов предпринимателей; борьба с коррупцией; создание благоприятного бизнес климата в российских регионах; содействие обеспечению доступа малого и среднего бизнеса к имущественным и финансовым ресурсам; стимулирование развития предпринимательской активности и многое другое.
Предпринимательские структуры в ходе взаимодействия с общественными структурами нацелены на: получение информационного обеспечения; консалтинга по правовым, налоговым, экономическим вопросам в сфере предпринимательства; представительство интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в различных органах власти; взаимодействие с государственными органами законодательной и исполнительной власти, научными и исследовательскими учреждениями, правозащитными организациями, средствами массовой информации и др.
В результате, общественные организации, выражающие интересы предпринимательских структур, обеспечивают повышение уровня правовой защиты и информационного обеспечения последних, рост эффективности взаимодействия субъектов деловой среды и развитие бизнеса в целом.
3. Взаимные ожидания государственных и общественных структур. Государственные органы ожидают от общественных организаций содействия консолидации предпринимательства, участия в разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, подготовки вопросов и предложений по проблематике бизнеса, проведения мониторинга деятельности предпринимательских структур, государственных программ, подготовки аналитических материалов. Общественные организации предполагают государственную поддержку, реализацию предложений по внесению изменений в законодательство, создание условий для развития предпринимательства и совершенствования деятельности общественных организаций.
Характер взаимодействия и ожиданий субъектов деловой среды предопределяют систему построения факторов стимулирования предпринимательской активности по следующим направлениям:
— нормативно-правовое обеспечение стимулирования хозяйственной деятельности;
— создание благоприятных условий для притока инвестиций в регион;
— рост региональных и инновационных предприятий, обеспечение условий для развития инновационного бизнеса;
— информационное обеспечение, в том числе для потенциальных инвесторов;
— обеспечение низкого уровня системных рисков, возможность управления рисками;
— развитый региональный рынок производственных активов и недвижимости;
— обеспечение эффективного регионального и местного налогообложения;
— обеспечение доступности ресурсов для малого и среднего бизнеса;
— создание благоприятных условий для бизнеса;
— создание развитой инфраструктуры;
— системный мониторинг предпринимательской деятельности региона в целях анализа тенденций развития, сбора и оценки информации о результативности государственных программ и проектов, диагностики экономической, социальной и инновационной обстановки в регионе;
— достижение консенсуса власти, бизнеса и общества в сфере предпринимательства [4].
Факторы или параметры, определяющие характер возникающих ожиданий и взаимодействия структур целесообразно систематизировать по трем направлениям: положительное воздействие, негативное воздействие, меры по нейтрализации негативного воздействия (рис. 1).
Рис.1. Система факторов, воздействующих на уровень лояльности государственных, предпринимательских и общественных структур

Показателем качества взаимодействия властных и негосударственных структур может служить уровень лояльности, под которым следует понимать степень совпадения, сочетания, согласованности интересов и целей субъектов в целях достижения эффективности деятельности участников диалога в точках их соприкосновения. Достижение оптимального уровня лояльности возможно лишь при условии совершенствования нормативно-правовой базы, повышения роли общественных объединений, развития институтов саморегулирования и институтов государственно-частного партнерства, встречных усилий, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны субъектов малого и среднего бизнеса и их объединений для целей формирования благоприятных условий развития предпринимательства и социально-экономического статуса региона в целом.
При этом действенную роль в создании позитивной деловой среды может сыграть формирование комплексной программы мониторинга состояния предпринимательства с позиций анализа тенденций и региональных проблем развития бизнеса и благоприятности условий для его функционирования; оценки эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов, институтов государственной власти и общественных институтов; результативности проводимых мероприятий по стимулированию предпринимательской активности; уровня благоприятности условий для развития бизнеса. Данные мероприятия позволят выявить возможности для повышения преимуществ региона в направлениях развития действующих хозяйственных связей, привлечения инвестиций и создания новых производств, повышения уровня занятости и инфраструктурной обеспеченности региона.


Литература
1. Хватаева М.А., Цирин А.М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права — 2008. — №10.
2. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 год — http://www.mbis.bashkortostan.ru.
3. По данным официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики Р Б. — http://www.minpromrb.ru/
4. Развитие региональной системы предпринимательства под ред. А.Н. Дегтярева — Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия