Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Маммадли М. М.
доцент Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),
кандидат экономических наук


Некоторые вопросы инвестирования предприятий на современном этапе в Азербайджане
В статье анализируются объективные и субъективные факторы и причины, влияющие на процессы социально-экономического развития Республики Азербайджан и вопросы вложения инвестиций в реальный сектор экономики
Ключевые слова: инвестирование промышленных предприятий, программа экономический стабилизации, частный сектор экономики

После провозглашения независимости, экономика Азербайджана испытала потрясения, которые явились результатом распада СССР и нарушения традиционных торгово-экономических связей. Ввиду отсутствия в Азербайджане целостной стратегии реформ, экономическая политика носила фрагментарный характер, а принимаемые меры оказывались малоэффективными. В этих условиях важнейшей задачей, стоящей перед Азербайджаном, стало осуществление системных изменений и содействие развитию частного сектора и устойчивому подъему производства с одновременной стабилизацией экономики. Другими словами, требовалось разработать и осуществить хорошо скоординированную программу экономической стабилизации и реформ [4].
С 1994 г. началась стабилизация политической и экономической ситуации в стране. В кратчайшие сроки были остановлены военные действия в Нагорном Карабахе, была разработана и стала реализовываться «нефтяная стратегия» страны, принята Конституция, в которой закреплены все основные гражданские права и свободы, что создало стабильную правовую базу для демократического развития. Была практически заново создана налоговая система, включая систему администрирования налогов — один из институциональных столпов рыночной экономики. Сформированы новая бюджетная система с казначейским исполнением бюджета и банковская система, а также финансовые рынки. Для такого исторически короткого срока это огромный успех. Создана принципиальная основа для дальнейших, уже эволюционных изменений институтов, способных обеспечить развитие эффективной экономики.
В этих условиях, одной из приоритетных задач Азербайджана стала его интеграция в мировую экономику. Важна выработка экономической стратегии, обеспечивающей Азербайджану выход на путь устойчивого развития на основе усиления частной инициативы, повышения эффективности рыночных и государственных институтов, укрепления гражданского общества.
Особую значимость приобретают инвестиции, способствующие улучшению структуры производства, т.к. от наличия внутренних и внешних инвестиций зависит возрождение национальной экономики и обеспечение ее устойчивого социально-ориентированного роста. Это возможно лишь при создании благоприятного инвестиционного климата. Как известно, критериями благоприятности инвестиционного климата являются:
— общественная стабильность (политическая, государственная, межгосударственная, правовая, социальная);
— уровень трансформации экономики (либерализация цен, приватизация собственности, развитие малого и среднего бизнеса, аграрная реформа, формирование рыночной инфраструктуры);
— темпы экономического роста, инфляция, торгово-платежный баланс и др., т.е. состояние хозяйственной конъюнктуры;
— степень открытости мировому рынку (демонополизация внешнеэкономических связей, конвертируемость национальной валюты, свобода движения капитала, льготы для зарубежных фирм и др.).
Азербайджан по нескольким критериям, характеризующим достигнутую степень трансформации и открытости, занимает одно из первых мест. По мере реализации «Контракта века» (общей стоимостью 28 млрд долл. США) Азербайджан превращается в важнейшую капиталоимпортирующую страну. Также, до 2008 г. Азербайджану благоприятствовала сложившаяся ситуация на рынке нефти.
В период 2003–2008 гг. Азербайджан весьма активно и последовательно участвовал в процессах глобализации путем реализации транспортно-коммуникационных проектов. Так, в 2006 г. был сдан в эксплуатацию экспортный нефтетрубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, в 2007 г. произошло другое историческое событие — начался экспорт газа с месторождения «Шахдениз» по газопроводу Баку — Тбилиси — Эрзурум, в настоящее время ведутся работы по строительству железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс. Параллельно с этим по последнему слову техники модернизируется инфраструктура транспортно-коммуникационных коридоров TRACECA (исторический «Шелковый путь») и Север-Юг. Таким образом, Азербайджан, известный в мире своей нефтью, стал важной транзитной страной, без участия которой не может быть полноценно реализован ни один региональный проект на Южном Кавказе [4].
Следует отметить и то, что как результат целенаправленной политики по развитию нефтедобывающей промышленности в 2007 г. впервые за всю историю страны было добыто 42,6 млн. тонн нефти и 16,2 млрд куб. метров природного газа. В 2008 г. добыча нефти составила 50,0 млн. тонн, а газа 20,0 млрд куб. м. [3] Таким образом, благодаря энергетическим и инфраструктурным проектам мирового масштаба Азербайджан стал экспортерам нефти и газа глобального значения.
В настоящее время экономика Азербайджана развивается высокими темпами. На протяжении последних пяти лет темп роста ВВП страны ежегодно превышал 10%. А в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. темп роста ВВП был самым высоким в мире, соответ­ственно 26,4%; 34,5%; 25,0% и 10,8%. Объем ВВП в 2008 г. составил 38,0 млрд манат или 46,2 млрд долл. США, а объем ВВП страны на душу населения в 2008 г. составил 5403,9 долл. США и по сравнению с 2003 г. вырос более чем в 6,0 раз (Рис.1).
Рис.1. Темпы роста ВВП в Азербайджане за 1996–2008 гг.
Составлен по данным Госкомстата АР

Очень важно правильно использовать поступающий поток капитала и целенаправленно скоординировать инвестиции, т.к. падение цен на нефть представляет опасность для экономики — ведет к снижению темпов экономического роста и воздействует на бюджет. Исходя из этого важно:
— во-первых, проведение институциональных изменений, благоприятных для инвестиций, что способствует формированию предпосылок интенсификации структурной перестройки;
— во-вторых, рост инвестиций, являющийся результатом улучшения инвестиционного климата, ускорение структурной перестройки экономики;
— в-третьих, рост выпуска на основе сделанных ранее инвестиций, завершение структурной перестройки, что будет способствовать росту темпов экономического развития, росту реальных доходов населения и существенному повышению производительности.
Правительством Азербайджана проведены определенные мероприятия в этом направлении, что серьезно изменило положение к лучшему. Так, например, наблюдается опережающий рост инвестиций (2000 г. — 102.6%, 2001 г. — 120.6%, 2002 г. — 184.2%, 2003 г. — 173.8%, 2004 г. — 135.4%, 2005 г. — 116.6%, 2006 г. — 115,2%, 2007 г. — 123,8%, 2008 г. — 131.8%), темпы роста ВВП (2000 г. — 111.1%, 2001 г. — 109.9%, 2002 г. — 110.6%, 2003 г. — 111.2%, 2004 г. — 110.2%, 2005 г. — 126.4%, 2006 г. — 134,5%, 2007 г. — 125,0%, 2008 г. — 110,8%). (Рис.2).
Опережающий рост инвестиций
Рис.2. Рост инвестиций в Азербайджане за 2000–2008 гг.
Составлен по данным Госкомстата АР

Это результат повышения цен на нефть. В условиях происходящих интеграционных процессов важнейшей задачей экономической политики является обеспечение долговременного роста национального хозяйства, но не сам по себе рост, а повышение уровня жизни народа. В настоящее время в Азербайджане заработная плата ниже пороговой, а продукты и услуги реализуются по мировым ценам, что представляется как оптимизация цен.
Как отмечалось выше, важно проведение модернизации, а для ее проведения нужны инвестиции и их правильное направление в различные отрасли (табл. 1).

Таблица 1
Инвестиции в основной капитал
200020012002200320042005200620072008
Отрасли%%%%%%%%%
Инвестиции, всего,100100100100100100100100100
из них:
Промышленность:
68.270,577.379,479,672.372.474.642.1
Добывающая49.757,468.372,571,364.767.372.129.0
Обрабатывающая8.35,31.32,13,02.02.83.14.0
Электроэнергетика10.27,87.74,81,35.64.65.79.1
Пищевая4.21,30.30,41,50.71.11.20.8
Легкая0.00,00.00,00,20.10.10.20.0
Лесная, д/о, ц/б0.10,00.00,00,00.00.00.00.0
Нефтепереработка2.21,30.50,70,60.50.50.60.1
Химия и нефтехимия0.20,10.20,20,20.10.20.20.1
Промстройматериалы0.40,70.20,20,20.20.20.30.1
Металлургия0.31,90.10,60,20.10.10.10.1
Машиностроение0.90,00.00,00,10.20.20.21.2
Прочие0.00,00.00,00,00.00,00,00.0
Данные Госкомстата АР за 2008 г.

Однако, исходя из анализа данных таблицы 1 можно сказать, что кроме промышленности (в основном — добывающей) другие отрасли остаются без особого внимания, хотя говорится о необходимости и важности развития реального сектора экономики.
В экономику Азербайджана за период с 2003 по 2008 гг. было инвестировано 47,6 млрд долл. США, в том числе 23,1 млрд долл. иностранных инвестиций. Объем иностранных инвестиций в каждом году рассматриваемого периода превышал внутренние инвестиции, за исключением двух последних лет.
Страна значительно пpодвинулась в напpавлении pыночных отношений, фоpмиpования новой экономической системы, интегpации в миpовую экономику. Она занимает достойное место в миpовом сообществе. В 2007 г. объем инвестиций в национальную экономику составил 12,1 млрд долл., из них 6,7 млрд долл. были иностранными, а в 2008 г. — 16,2 млрд долл., и 6,8 млрд долл., соответственно. Азербайджан является привлекательной страной для иностранных инвесторов, в то же время в национальную экономику в больших объемах идут и внутренние инвестиции. За последнее десятилетие впервые в 2008 г. — внутренние инвестиции в основной капитал превысили иностранные инвестиции (9,4 млрд долл. — внутренние; 6,8 млрд долл. — иностранные) [3, с.375].
Следует отметить и то, что по мере развития национальной экономики азербайджанский бизнес стал принимать участие в инвестировании проектов за рубежом. Так, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики вложила инвестиции в экономику Грузии, Турции, планирует инвестировать проекты в Румынии, Украине и Молдове.
С целью уменьшения налогового бремени в 2003 г. ставка налога на прибыль была снижена с 25% до 24%; была усовершенствована налогооблагаемая база доходов физических лиц. В Налоговом кодексе была закреплена статья, которая предусматривает только снижение налоговых ставок, что, в свою очередь, стимулирует одновременно предпринимательскую и инвестиционную деятельность. В 2005 г. Милли Меджлисом Азербайджана были приняты изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение ставки налога на прибыль с 24 до 22%, а с 2010 года до 20%.
В 2007 г. Президентом страны был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию предпринимательства в Азербайджане», направленный на улучшение инвестиционного климата. Указом предусмотрено внедрение с начала 2008 г. системы «единого окна» — регистрации субъектов предпринимательской деятельности только в одном органе — Министерстве налогов, что уже реализуется. Последовательно проводимая политика поддержки частного предпринимательства дала свои плоды — его доля в производстве ВВП в 2008 г. составила 84,5%. В начале 2008 г. в частной собственности находилось около 60,2 тыс. предприятий, 3,3 тыс. предприятий были в собственности иностранного капитала, 259,8 тыс. предпринимателей функционировали как юридические лица.
Число же малых предприятий в Азербайджане составило в 2004 г. — 49527, в 2005 г. — 47211, в 2006 г. — 51893, в 2007 г. — 55503, в 2008 г. — 59533 единиц. Соответственно вложенные инвестиции в основной капитал малых предприятий составили: 2004 г. — 155008.0, в 2005 г. — 179214.9, в 2006 г. — 199051.3, в 2007 г. — 289410.8, в 2008 г. 371151.5 тыс. манат. (Рис.3). При этом доля добавочной прибыли субъектов малого предпринимательства в общей экономике Азербайджана составляла, соответственно по годам: в 2004 г. — 1,8 %, в 2005 г. — 2,0%, в 2006 г. — 2,1%, в 2007 г. — 2,2%, в 2008 г. — 2.4% [3].
Число малых предприятий
Вложенные инвестиции в основной капитал малых предприятий (тысяч манат)
Рис.3. Число малых предприятий и вложенных инвестиций за 2004–2008 гг.

Как известно, у малых предприятий есть и свои проблемы: риск разорения, недостаток своего капитала, отсутствие стратегического планирования, недостаточная информированность, кадровые проблемы. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на малых предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелкие предприятия самостоятельно решить не могут. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства; налоговые льготы; льготное кредитование; консультирование; подготовка кадров. Существует также взаимопомощь мелких предприятий.
Главным приоритетом устойчивого развития национальной экономики является диверсификация производства. С целью активизации инвестиционной деятельности в нефтяном секторе распоряжением Президента страны от 30 марта 2006 г. «О дополнительных мерах по поощрению инвестиционной деятельности» создана государственная Азербайджанская инвестиционная компания (АИК). Первичный капитал АИК составляет 100 млн долл. США и формируется за счет средства Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР). АИК осуществляет долгосрочные инвестиционные вложения посредством покупки доли в уставном капитале акционерных обществ и коммерческих организаций, действующих в ненефтяном секторе, в том числе акций. Компания инвестирует средства в проекты путем приобретения до 25,1% долевого участия.
Одним из важных направлений диверсификации является региональное развитие. В начале 2004 г. была принята Государственная программа «Социально-экономического развития регионов на 2004–2008 годы», в результате реализации которой была улучшена транспортно-коммуникационная и социальная инфраструктуры, сданы в эксплуатацию десятки промышленных предприятий и объектов туризма построены современные аэропорты в Нахичеване, Ленкарани и в Загаталах. Все это способствовало более полному задействованию трудоспособного населения в сельской местности, предотвращению его оттока в столицу страны. С 2003 и до средины 2008 г. создано в общей сложности более 705,7 тыс. рабочих мест, в том числе 505,2 тыс. постоянных. При этом 80,1% новых рабочих мест в результате реализации программы создано в сельских районах страны [4].
По оценкам влиятельного доклада Doing Business — 2009, оценивающего бизнес-климат в странах мира и составляемых совместно Всемирным банком и его подразделением Международной финансовой корпорацией, Азербайджан признан реформатором номер один среди 181 страны мира, заняв первое место в списке стран-реформаторов (Top Reformers). В 2008 г. Азербайджан в плане приемлемости делового климата впервые среди стран мира и впервые за историю составления отчета улучшил свой прошлогодний показатель на 64 ступени и поднялся с 97-й на 33-ю позицию, оставив за собой все страны СНГ и некоторые развитые страны Европы.
Благодаря интенсивному и динамичному росту экономики наша промышленность начала возрождаться и стала повышаться конкурентоспособность некоторых отраслей обрабатывающей промышленности. Но, при этом важно отметить, что восстановление промышленности и сельского хозяйства должно опираться не только на технологическое совершенствование производственного процесса как такового, но и на инвестиции, инновации и изменение бизнес-стратегии в соответствии с требованиями рынка. Должны происходить сдвиги в нефтепереработке, машиностроении, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. В таблице 2 приведены доли основных видов экономической деятельности в ВВП в процентах.
Из таблицы видно, что за последние 6 лет доля промышленности в ВВП выросла от 37,2% до 57,4% и соответственно выросла доля добывающей промышленности от 27,5% до 52,5%. Однако, доля перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства соответственно уменьшились с 8,6% до 4,2% и с 12,3% до 5,8%.[3].
Если обратить внимание на долю сельского хозяйства, то можно обнаружить, что здесь разница более чем в два раза меньше. Для аграрной страны это недопустимо и нужно предпринять срочные меры по предотвращению данного явления.
Таблица 2
ВВП по основным видам экономической деятельности Азербайджанской республики за 2003–2008 гг. (в процентах)
Данные Госкомстата АР за 2003–2008 гг.

Экономическая политика должна идти в соответствии с социальными программами. То есть, важно использовать имеющиеся инвестиционные возможности для построения развитого современного государства: развивать экономическую инфраструктуру; повышать уровень жизни населения; совершенствовать технические знания; развивать человеческий фактор.
В развитии инновационного процесса и увеличении научно-технического потенциала определенную роль играет создание сети предприятий с иностранными инвестициями. В начале 2008 г. их число в республике достигло 1174 ед. что, по сравнению с 2000 г., больше в 2,2 раза. Из общего объема производимой в республике валовой продукции 27,1% приходится на долю этих предприятий.
Финансовые структуры Азербайджана (прежде всего коммерческие банки) по существу не вкладывают средства в реальный сектор экономики. По сравнению с развитыми странами, где доля кредитных средств коммерческих банков вложенных в экономику составляет 65% от ВВП страны, в Азербайджане этот показатель составляет 10% от ВВП, из которых более 75% составляют краткосрочные кредиты. В этой связи, на наш взгляд, необходимо усовершенствовать финансовый механизм реализации государственной инновационной политики Азербайджана.


Литература
1. О социально-экономическом развитии Азербайджанской Республики на 2004–2008 годы: Государственная Программа. Утв. Указом Президента АР от 11.02.2004 г. — Баку, 2004.
2. О некоторых мерах по развитию предпринимательства в Азербайджане: Указ Президента АР. — Баку, 2007.
3. Материалы Госкомстата Азербайджанской Республики . «Сяда». 2009 г.
4. Игтисадияат. — 2008. — 12 нояб. — С.5–6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия