Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Игнатов Е. С.
доцент кафедры предпринимательства и таможенного дела Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета,
кандидат экономических наук


Теоретические аспекты генезиса бизнес-среды
Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с формированием и развитием среды организации. Показано, что моделирование позволяет выделить первичные элементы, являющиеся «строительным материалом» в процессе средообразования, гармонично вписывая объекты и системы в окружающую объективную реальность
Ключевые слова: бизнес-среда, элементы бизнес-среды, средообразование, генезис бизнес-среды

Исследованию вопросов внешней и внутренней среды в менеджменте и их влиянию на устойчивое развитие предприятия, а также отрасли и региона посвящено не мало работ. Однако, анализируется сложившаяся и привычная для субъектов среда, не учитывая ее истоков формирования и принципов развития. В тоже время данный вопрос является важным для понимания механизмов воздействия тех или иных факторов на деятельность хозяйствующих субъектов, функционирование отраслей и территориальных объединений.
Средообразование можно разделить на два этапа: формирование и развитие. Первый этап (подготовительный) — формирование — включает в себя процесс, итогом которого является объект среды. Он состоит из последовательного соединения и объединения элементов, находящихся в среде. Данный этап заключается в наборе необходимых элементов среды с соответствующими свойствами для дальнейшего их использования. Второй этап (завершающий) — развитие — является логическим продолжением первого и связан с функционированием систем. Он отображает достижение цели, поставленной перед объектом. Результатом первого этапа является объект, результатом второго — удовлетворение потребности (достижение цели), в котором проявляется система.
На современном этапе развития общества можно наблюдать объекты и системы в сформированном виде, что становится основанием для выделения внешней и внутренней среды организации и отдельного их исследования. В прошлом окружающий мир не всегда был таким, каким он видится сегодня; среда, в которой живет человечество, во всем ее многообразии, не является данностью. Это же характерно и для теоретического аспекта без учета исторического контекста — без учета временнóй последовательности формирования объектов и систем. Абстрагирование от сформированной и многофакторной реальности позволяет сделать вывод о том, что изначально среда не разделена на внешнюю и внутреннюю, а представляет собой совокупность имеющихся в ней элементов различного рода, которые не объединены (начальная среда). Элементы — составные части среды без взаимодействия, без движения, без творения. Поэтому, прежде чем анализировать принципы и способы формирования объектов, необходимо выявить те элементы, которые составляют основу среды.
Современная наука зиждется на принципах материалистической идеологии и поэтому духовным вопросам либо не уделяет внимания, либо указывает на них косвенно. В философии идею надприродного, а также наднаучного реализует термин «метафизика», который объединяет под собой все то, что не познано наукой и непонятно (необъяснимо) для человека. Под метафизикой [1] понимается философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Таким образом, изначально один из элементов среды — «метафизический элемент», который в дальнейшем не рассматриваем из-за отсутствия в нем научной базы.
В общественных и материальных системах — по мнению В.Р. Цибульского — находятся такие подсистемы как человек, природа и взаимодействие (поддержка) [2]. Подобная структура-подсистем рекомендована Всемирным банком и С.Д. Валентаем [3]. В работе «Системные принципы организации объективной реальности» А.В. Гринь с системной точки зрения рассматривает следующие аспекты: природу, личность, дух, социум [4]. Учитывая, что человек является составным элементом социума, в среде условно можно выделить три типа элементов по источнику их происхождения: метафизический элемент (МЭ), человеческий элемент (ЧЭ), природный элемент (ПЭ).
В соответствии с Философским энциклопедическим словарем [5] метафизика (греч. meta ta physika — после физики) — выражение, введенное в оборот Александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего». В традиционной и классической философии метафизика — учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософии как философии природы. В книге «Метафизика» Ю.С. Владимиров, являясь известным физиком, под метафизикой понимает учение о реальности, или бытии, будь оно материальное или идеальное [6]. На протяжении истории философии метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. Тем не менее, во всех областях знания — в познании человека, истории, природы — мы сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы — не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии [7].
Человек и ЧЭ в среде не являются тождественными понятиями. ЧЭ — это составная часть изначальной среды, по-другому — это единица среды. Данный элемент присущ только человеку и отражает его свойства, индивидуальность, личность, то есть отличие одного человека от другого. Человек — это соединение, объединение и взаимодействие метафизического, человеческого и природного элементов (духа, души и тела) и в тоже время совокупность элементов человеческого фактора. При этом система «ЧЕЛОВЕК» является самостоятельной системой гуманоидного типа, аналоги которой до сих пор неизвестны, и которая способна перерабатывать особенные, только ей присущие системообразующие потоки. Системное целое здесь не равно механической сумме частей, составляющих это целое. Отдельно взятая система — сателлит является нам «братом по разуму» лишь в той части, которая затрагивает общий принцип системного функционирования [8].
ПЭ представляет собой все то многообразие, которое является составной частью природной среды. Именно элементы природной среды становятся основой производственного процесса и процесса жизнеобеспечения человека и общества.
Свойства среды целесообразно разделить на начальные и производные. Начальные свойства, в свою очередь, подразделяются на первичные и вторичные. Первичные свойства среды являются данностью, отражая исключительность элементов, отличие одного от другого, и предполагая их независимость от существования и функционирования механизмов преобразования (в частности, связанных с хозяйственной деятельностью людей).
Начальную среду можно охарактеризовать таким свойством, как наличие элементов и однородность. Наличие элементов предполагает заполненность среды чем-либо, в данном случае элементами — метафизическими, человеческими, природными. Однородность же подразумевает относительную начальную одинаковость элементов. Все элементы подразделяются на разнотипные (принадлежат разным типам среды) и однотипные (элементы одного типа среды). В свою очередь однотипные элементы являются разнородными (различные по качеству элементы одной среды) и однородными. Однородные элементы группируются по видам.
К начальным свойствам среды можно также отнести аморфность — элементы среды пассивны, то есть бездействуют по отношению к другим элементам. Их движение характеризуется флуктуацией. Наличие элементов, их однородность и аморфность являются первичными начальными свойствами среды.
Объединив однотипные элементы, получим три группы элементов, отражающих принадлежность к конкретной среде (природной, метафизической, человеческой). Каждый отдельный элемент по своей сути является экоником, то есть частицей хозяйственного оборота для строительства объектов (экономических, политических и прочих) и далее систем. Это, так называемый, исходный строительный материал, который можно использовать как угодно и где угодно (эко от ойкос — хозяйство). В данной работе теория формирования среды и использования элементов рассматриваются с точки зрения экономической рациональности или хозяйственной полезно­сти. Аристотель в свое время разделял хозяйственную деятельность на полезную — экономику и вредительскую — хрематистику [9]. Таким образом, по Аристотелю не всякая хозяйственная деятельность является частью экономики. Но, так как одни и те же элементы используются для разных целей, эконики могут быть универсальными.
Элементы не могут сами по себе взаимодействовать и что-либо создавать, то есть меняться сами и менять облик среды. Необходимо воздействие на элемент, чтобы он активизировался. Это означает, что для активизации элементов необходим импульс.
Источником импульса может быть любая среда — метафизическая, человеческая и природная. В рамках метафизики сложно определить, что является импульсом, а в природе импульс зачастую представляется как форс-мажорное обстоятельство. Хозяйственная деятельность осуществляется человеком и для человека с использованием разнородных элементов среды. Поэтому интерес представляет, в первую очередь, импульс, исходящий из человеческой среды. Да и сам процесс средообразования обусловлен человеческой активностью.
В человеческой среде источником импульса является, прежде всего, потребность. Человек обладает потребностями, а элементы — свойствами для удовлетворения этих потребностей. Потребности нужно вскрыть, если они завуалированы. Например, кадровая проблема (потребность трудовых ресурсов практически во всех организациях и структурах) — несоответствие предложения на рынке труда отраслевой структуре, спросу на специализированные профессии, уровню компетентности и профессионализма и так далее. В качестве импульса могут выступать также желания, эмоции, страсти, привычки и т. п., которые привычнее объединять в термин «потребности», хотя не всегда правильно.
Импульс позволяет перейти к вторичным свойствам среды — мобильности и активности. Мобильность означает передвижение элементов, приводящее к их соединению, активность — занятость элемента в обороте, использование его полезных свойств.
Активность элементов выражается в их движении, в результате чего начинается процесс соединения элементов, то есть формирование пропорции элементов. Соединение предполагает слияние, сочетание двух элементов. Один элемент может быть соединен с двумя другими и более элементами. Первоначально происходит поиск точек соприкосновения с целью закрепления соединения, затем элементы соединяются друг с другом теми свойствами, которые способствуют получению конкретного результата в процессе созидания. Соединения — это процесс, имеющий свой характер (характеристики) и протекает он по определенным законам. Данный процесс находится в области интересов различных наук: биология, анатомия, физиология, социология, культурология и многих других.
Соединение элементов предполагает наличие свободных неиспользованных элементов, а также использованных с наличием потенциала их свойств.
Каждый элемент обладает определенными свойствами. Один элемент может обладать либо одним свойством, либо более одного; воздействие на элементы осуществляется с целью извлечения их свойств. Одно и тоже свойство у однородных однотипных элементов имеет различную мощность (сила заряда). Мощность свойств также различна у разнородных однотипных элементов, или разных элементов одной среды и у разнотипных элементов, или элементов различных типов среды.
В таблице 1 проиллюстрирован вариант распределения элементов по направлению заряда в зависимости от степени его важности.
Таблица 1
Распределение элементов среды по степени важности

Данная таблица может быть построена по следующим принципам:
— первый принцип — по степени важности элементов, когда один и тот же элемент присутствует только в области «польза» или только в области «вред». Например, если в человеческой среде элемент «талант» расположен под знаком (+1), это означает, что он присутствует только в области «польза», а в области «вред» его уже не будет,
— второй принцип — универсальность, когда один и тот же элемент присутствует в обеих областях под одинаковым порядковым номером, но с разным знаком. Например, элемент «талант» располагается под знаком (+1) и (-1).
Разница в построении таблиц заключается в том, что в первом случае элементы не повторяются. Данное построение таблицы можно использовать для характеристики объектов и систем через универсальность ценности того или иного свойства элемента. В частности, «талант» — позитивная категория и поэтому этот элемент можно расположить в области «польза». Однако, талант можно использовать как на благо, так и во вред. Поэтому первый принцип построения таблицы является условным. Ближе к практике находится второй принцип, когда один и тот же элемент располагается в разных областях на равном удалении от нулевой позиции, то есть под одинаковым порядковым номером. В данном случае при характеристике объекта заряд (знак «+» или «–») будет свидетельствовать о направлении использования элемента, а порядковый номер — о степени значимости данного элемента в объекте.
Соединение (синтез) элементов в определенной пропорции позволяет получить результат с положительным эффектом и наоборот. Результат от соединения может проявляться как сумма свойств и как новое свойство. Наилучшее использование свойств возможно при соединении свойств одного элемента со свойствами других элементов в нужной пропорции. Пропорцию в данном случае можно назвать формулой результативности (мерилом эффективности). Заметим, что пропорция строится как в отношении элементов, так и их свойств.
Таким образом, при определенном воздействии в результате импульса элемент становится фактором (МЭ — МФ; ЧЭ — ЧФ; ПЭ — ПФ) — движущей силой, то есть приобретает мобильность и активность. Фактор — результат импульса, действия над элементом. Элемент как составная часть среды больше связан с ее неподвижностью и аморфностью. Элемент как фактор — это проявление элемента в творчестве, в движении, в действии.
ЧФ — это свойства, которыми люди обладают и порождают их. Можно выделить несколько классификаций элементов ЧФ:
1) по воздействию на результаты синтеза:
— конструктивные — созидающие элементы, которые позволяют строить рациональную модель поведения человека для удовлетворения объективных нужд и потребностей,
— деструктивные — оказывают разрушающее воздействие на результаты соединения элементов, нарушают принцип рациональности,
— смешанные — могут быть теми и другими;
2) по содержанию, источнику происхождения:
— психоэмоциональные, эмоционально-чувственные: чувства, эмоции, страсти, желания,
— сознательные, разумные: ум, знания, интеллект;
3) по очередности происхождения:
— первичные, изначально данные: талант, способности,
— приобретенные, производные: знания, навыки,
— двойственные, имеющие двойственную природу, когда идет развитие какой-либо данности на основе определенных приобретений, опыта: ум, воля.
Элементы ПФ можно разделить на первичные (химические элементы, условно ветер) и образованные (полезные ископаемые, водные ресурсы).
В процессе соединения элементы становятся фактором, способствующим достижению цели и получению результата. Дальнейший процесс формирования среды характеризуется объединением соединенных элементов (факторов).
Объединение: 1) соединение двух элементов и более попарно с двумя или несколькими элементами, которые будут участвовать в процессе достижения изначально обусловленной цели; 2) использование свойств объединенных элементов в нужной пропорции.
Следовательно, на стадии соединения элементов формируется пропорция самих элементов, необходимых в процессе их дальнейшего использования, а на стадии объединения формируется пропорция свойств соединенных элементов, которые непосредственно и используются в процессе достижения конечного результата. Объединение является итогом процесса соединения элементов между собой, а также их свойств, и отражает в совокупности элементов тот объект, который задумывался для достижения цели. В результате объединения элементов формируются невидимые проницаемые границы между объединенными элементами и тем, что не объединено. Таким образом, в процессе средообразования условное разделение на внешнюю и внутреннюю среду происходит на стадии объединения элементов.
Объект представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и их свойства. Далее происходит вовлечение свойств элементов объекта в процесс взаимодействия, имеющий заданную цель в рамках критерия рациональности. Пропорция свойств объединенных элементов формируется при их взаимодействии в результате процесса синтеза. Если весь объем свойств элемента принять за единицу, то объект может использовать свойства элемента не на все 100%, а лишь частично. Тогда оставшаяся часть свойств элемента параллельно может быть использована в другом объекте. Необходимо максимально рациональнее использовать свойства элементов — цель и процесс. После этого объект прекращает свое существование либо переходит в новое качество. Результат (и цель) — удовлетворение потребностей.
Для общества важным является полезное использование свойств элементов. В обратном случае возникают деструктивные процессы и явления, которые ведут не к развитию, а к разрушению общества или отдельных его частей. К примеру, криминальная экономика негативно сказывается на налоговой и бюджетной системах.
В качестве объектов могут выступать предприятия, организации, фонды, проекты, программы и т.д. В результате создания объектов заканчивается первый этап средообразования — формирование среды.
Можно выделить три типа объединения элементов: внутрифакторный, межфакторный, мультифакторный. Соединение элементов одного типа среды приводит к формированию внутрифакторного объекта, который объединяет однородные однотипные и разнородные однотипные элементы. Соединение элементов МФ ведет к появлению необъяснимых явлений. Соединение элементов ПФ ведет к образованию биосистем и экосистем, которые являются — первым приближением. Соединение элементов ЧФ приводит к зарождению социальных систем. Импульсом в данном случае могут выступать потребность в причастности к общему делу, потребность в защите и безопасности и т. д.
Соединение элементов двух типов среды способствует формированию межфакторного объекта. Он объединяет однотипные и разнотипные элементы — элементы одного и двух типов среды. Соединение разнотипных элементов приводит к образованию области объединения, сочетающей в себе свойства разных факторов. Область объединения, как сочетание свойств разнотипных элементов, способствует возникновению в среде объектов с новыми свойствами. В зависимости от сочетания элементов возникшие образования имеют разный определенный результат. Такие объекты среды, как традиции, обычаи, догматы и догмы, каноны, ценности, мораль, нравственность, религия, гадания, оккультизм и другие являются результатом соединения элементов МФ и ЧФ. Сочетание данных двух факторов формирует духовную сферу общества. Второй вид соединения включает элементы ЧФ и ПФ. Результатом данного соединения является все то многообразие объектов среды, которое характеризует в вещественной форме развитие человеческой цивилизации. Третий вид соединения включает элементы МФ и ПФ. Результаты данных соединений наукой не изучены, либо недостаточно изучены. Сочетание МФ и ПФ ведет к необъяснимым явлениям и процессам.
Третий тип объединения: мультифакторный синтез. Соединение элементов способствует формированию объекта, который объединяет элементы всех трех факторов. Результатом такого соединения можно назвать большинство окружающих объектов.
Таким образом, объект можно представить в виде формулы:

Пояснения к формуле:
1) Чф — человеческий фактор;
2) Ч — конкретный элемент человеческой среды;
3) число перед Ч, к примеру 2, означает количество элементов данного рода, участвующих в процессе, либо необходимых для достижения конкретного результата;
4) число в скобках со знаком +/-, к примеру (+1.1), указывает на расположение элемента в таблице 3 — распределение элементов по степени важности. Именно данный элемент в формуле является экоником. Знак перед числом означает положительную (польза) или отрицательную (вред) направленность воздействия элемента, то есть определяет заряд элемента — его полезность, эффект от его использования. Учитывая, что каждый элемент, в частности талант, может быть многогранным, то конкретные виды элемента, выступающие в виде свойств, можно сгруппировать. Число до точки указывает номер группы, а число после точки номер конкретного элемента (1 — талант, 1.1 — талант к музыке). В качестве примера для природной среды могут выступать химические элементы: число до точки — номер группы «химические элементы», число после точки — номер конкретного химического элемента. Также как атом состоит из электронов и ядра, содержащего нейтроны и позитроны, так и эконики могут содержать конкретные виды свойств;
5) число перед скобкой (перед экоником) показывает мощность свойства в данном процессе, которое выражается количеством использования или величиной соответствующей меры свойства;
6) степень над экоником показывает меру свойства, необходимую в конкретном единичном случае;
7) Чm(n) — конечный элемент в формуле соответственно положительного и отрицательного воздействия.
Как и в других случаях, данные процессы подлежат формализации с использованием математических действий. В формуле (2) отражены наиболее простые действия. Сложность заключается в количественной интерпретации конкретного эконика.
Формулу (2) можно представить в следующем виде:

Необходимо четко отличать элементы среды и элементы внешней среды. Элементы среды являются составной частью внешней среды, однако, в качестве элемента внешней среды выступает также объект, система. Отличие заключается в том, что свободные элементы среды не вовлечены в хозяйственный оборот и могут стать частью любого объекта. Степень их вмешательства в деятельность объектов незначительна либо нулевая. Поэтому в среде происходит постоянная конкурентная борьба между объектами за свободные элементы, так как присоединить их проще, чем воспользоваться элементами из других объектов. Кроме того, находящиеся в других объектах элементы частично израсходовали свой ресурс и уже не представляют первоначальной ценности. Они слились с объектом в прочные структурно-иерархические связи, поэтому отсоединить их от объекта сложнее.
Следовательно, основными формами поведения объектов в среде являются агрессия и оборона. Агрессия представляет активное вмешательство в кладовую среды со свободными элементами, а также в существование и деятельность других объектов. Оборона, в противовес агрессии, направлена на отражение вмешательства. Таким образом, взаимодействие объектов в среде характеризуется степенью вмешательства, а их действия определяются выбором методов в биполярном мире, где сторонами полярности являются агрессия и оборона. К методам агрессии можно отнести: 1) ликвидацию (разрушение объекта, системы); 2) разрушение структуры, связей, импульса, элемента; 3) поглощение и многое другое. К методам обороны относятся: 1) отражение нападения; 2) нейтрализация; 3) самоликвидация и прочее.
К промежуточной форме поведения относится адаптация. Адаптация также включает в себя множество методов поведения (слияние, ответная агрессия и т. д.), которые, по сути, относятся либо к агрессии различной степени, либо к обороне разного уровня.
Таким образом, внешняя среда по отношению к объекту характеризуется враждебностью, агрессией и динамичностью. Динамичность среды определяется постоянными количественными и качественными изменениями, которые связаны с поглощением и использованием элементов, а также с получением новых свойств на выходе из объекта после преобразования объединенных элементов. Очевидно, что для объекта опасной является не сама среда, а именно внешняя среда, так как среда дает объекту возможности, а внешняя среда содержит угрозы. Так, для предприятия как для объекта, важным является выделение тех объектов внешней среды, которые несут серьезную угрозу для его существования, и разработка мероприятий, направленных на противодействие угрозам.
Применение шкалы форм поведения объектов можно рассмотреть на примере экономической среды:
— крайняя форма агрессии — монополизация глобального рынка. В силу вступают законы нерыночного содержания, сопряженные с хищническими формами поведения. Ей противодействует антимонопольное законодательство и «невидимая рука рынка» Адама Смита. На глобальном уровне воплощение данной формы крайней агрессии труднодостижимо, однако возможно на локальных рынках, в инновационных отраслях, на рынке новых технологий, то есть при внедрении нового продукта. Но это, так называемая, игра не по правилам;
— крайняя форма обороны — самоликвидация. Данной форме поведения противодействует инстинкт выживания и прочие мотивы. Зачастую применяется процедура банкротства по отношению к предприятиям, не признающих свое поражение и противящихся самоликвидации. Следовательно, обе крайние точки форм экономического поведения достаточно редкие на практике;
— поведение большинства объектов идентифицируется интервалом адаптации. Оптимальной является «нулевая точка» — взаимовыгодное сотрудничество (договор) в рамках рыночного поля с соблюдением прав и свобод всех участников экономического процесса. Однако сотрудничество не означает обязательного письменного оформления между всеми участниками либо негласного договора. Прежде всего, это игра по правилам — в данном случае по экономическим правилам рынка. Кроме того, данное утверждение не отрицает государственного вмешательства в экономику, то есть рационального рыночного регулирования, где возможно распределение долей видов собственности по отраслевому признаку. Так, например, не рассматривая объекты социальной сферы в качестве субъектов рыночной экономики (образование, здравоохранение, оборона и т. п.), заметим, что такие отрасли как освоение космоса, экологическая безопасность и прочие являются важными и экономически выгодными. Но данные сферы не всегда под силу частному бизнесу из-за довольно длительного срока окупаемости инвестиций, либо достаточно призрачной эффективности данных отраслей. Подобные обстоятельства вынуждают формировать государственные отрасли на начальных этапах их развития. Кроме того, тот факт, что отдельные отрасли являются структуро- и бюджетообразующими в экономике государства — рабочие места, трудовые доходы, доля в ВВП, бюджетные расходы, инвестиции и т.д. — обуславливает необходимость более пристального внимания к ним со стороны государства.
Из приведенного примера можно сделать вывод, что рыночный хаос с одной стороны и жесткая регламентация с другой стороны, противостоящих друг другу, являются факторами, нивелирующими отрицательное влияние отдельных форм экономического поведения. Шкала форм поведения объектов применима и в других неэкономических сферах. Можно привести множество примеров оптимальности и эффективности «нулевой точки» на шкале форм поведения объектов — в политической среде, в природной, социальной среде и прочих, которые, как уже отмечалось, являются производными от первого приближения.
В результате взаимодействия объединенных элементов и появления результата рождаются системы. Объект носит промежуточный характер. Он в данном случае представляет собой объединение элементов для дальнейшего извлечения из них полезности. Объект при данном рассмотрении не является системой, так как отсутствует конечный результат, основанный на взаимодействии. Однако, при сформированной среде объект — совокупность элементов для стороннего наблюдателя — также может рассматриваться как система в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, находящихся в строгой иерархической последовательности для внутреннего участника. Соединение выступает в качестве подготовительного этапа для формирования объекта, где происходит объединение элементов. Взаимодействие элементов внутри объекта и получение результата, формирование систем и взаимодействие систем с внешней средой можно уже рассматривать как процесс развития среды.
Второй этап генезиса среды — развитие среды — проявляется в двух формах. Первая (простая) форма заключается в образовании и функционировании систем. Система представляет взаимодействие элементов объекта с появлением нового качества. Элементы, взаимодействуя между собой, отдают свои свойства, которые, соединяясь, образуют что-то новое. Это может быть новое свойство, продукт, идея, программа и прочее.
Развитие самих систем является второй (сложной) формой этапа развития среды. Образованные ранее системы в силу сложившихся условий начинают использовать новые элементы, свойства, пропорции, то есть в процессе переработки элементов используют новые рецепты. Это приводит к повышению результативности, эффективности и качества. Таким образом, изменения на входе и внутри процесса приводят к переменам на выходе. При неизменных условиях в среде у систем не возникало бы необходимости осуществлять поиск новых решений, не было бы необходимости в развитии. Однако, рост агрессивности среды в результате возникновения новых объектов и систем, их усложнения, сокращения количества свободных и изменения качества использованных элементов, приводит к необходимости постоянных изменений, улучшающих положение в среде.
Данное условие предопределяет необходимость устойчивого развития любой системы, нацеленной на выживание и долгосрочное функционирование.
По-гречески «systema» — составленное из частей, соединенное. Использованием этого понятия в эпоху античности пытались подчеркнуть, что целое есть большее, чем простая сумма составляющих его элементов. В соответствии с современными представлениями общепринято считать системой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Система в отличие от объекта выступает как нечто находящееся в движении, самодвижении, в ней происходят многообразные изменения. Основными признаками систем являются взаимосвязь, границы, потоки, качественные изменения. В итоге система представлена как объект, имеющий границы и способный качественно преобразовывать проникающие через него потоки. Она изначально и принципиально незамкнута и у нее можно определить структуру с целью внедрения в сущность интересующей закономерности. Все, что способно к такому преобразованию будет являться системой с количеством составляющих элементов от единицы (Бог — как гипотеза единой Мировой системы) до «N», где «N» — любое целое число [10].
Если к процессу средообразования применить термин «черный ящик» Н. Винера, то на входе будет соединение элементов (втягивание элементов среды), самим черным ящиком — объединение (высасывание свойств из элементов среды), на выходе новое качество (свойство), которое получается из преобразования свойств в результате использования элементов. При взаимодействии систем с окружением (проявление свойства открытости) объектами обмена через проницаемые границы системы являются энергия, информация, материалы. Такая система не будучи самообеспечивающейся, зависит от ресурсов, поступающих извне, то есть постоянно втягивает в себя элементы из среды и перерабатывает их. Система окружена внешней средой, а резервы ее развития могут быть как внутри, так и во вне. Она может существовать и эффективно развиваться во внешней среде лишь при условии, что ее структура и функции адаптированы к данному окружению.
Открытость, отсутствие замкнутости подтверждает такое свойство элементов как полигамность — принадлежность одного элемента двум или более системам. Данное обстоятельство становится возможным, если учесть что в системе используется не сам элемент, а его свойства. Даже, если формально элемент находится в структуре одной системы, то его свойства могут использоваться и другими системами.
В качестве наглядного примера выступают свойства элементов, которые сосредоточены в человеке — сотруднике предприятия: человек работает на предприятии, обладая талантом, опытом, знаниями, способностями. Формально он является сотрудником организации и, таким образом, элементом системы — предприятия. Предприятие, очевидно, имеет право претендовать на использование свойств перечисленных элементов. Но одновременно, параллельно сотрудник организации может входить в состав родительского комитета в школе, где учатся его дети, быть участником команды по волейболу при спортивном клубе и т.д. Следовательно, свойства конкретного элемента одной системы проявляется помимо предприятия и в других системах.
Таким образом, один элемент становится центром притяжения различных объектов. Формируется совокупность свойств одного элемента, используемых в разных системах. Элементы, участвуя одновременно в разных системах, могут за счет множественной принадлежности привносить новые свойства из одной системы в другую. Так формируется частично синергетический эффект, где 1 + 1 = 3 (свойство + свойство = 2 свойства + новое свойство). Следовательно, вокруг элемента (его свойств) формируется сложная система. Такие системы качественно отличаются от прочих. При подобном рассмотрении система — это совокупность свойств одного элемента, занятых в разных объектах (системах), с дополнительным (синергетическим) эффектом от взаимопроникновения. Если свойства не используются, то элемент характеризуется как объект. Свойства в движении формируют систему, которая ведет к развитию элемента — в данном случае саморазвитие, где цель — саморазвитие. Системы, в которых заняты свойства элемента, имеют строгую иерархию, в частности, по степени использования свойств. Сложная система представляет совокупность свойств совокупности элементов и связей между ними, что позволяет получить еще более мощный эффект. Это позволяет объяснить силу неформальных организаций и неформального лидерства. Исходя из этого, все системы можно разделить на линейные и сущностные. Линейные системы — это совокупность элементов..., а сущностные — это совокупность свойств элемента... . Чем больше свойств имеет один элемент, тем в большем количестве систем он может быть задействован. Элемент с одним свойством ограничен в мобильности и в развитии.
Следовательно, разграничение среды на внешнюю и внутреннюю происходит на первом этапе развития среды в процессе средообразования — на стадии образования и функционирования систем. Объект также имеет внутреннюю структуру, а значит внутреннюю и внешнюю по отношению к его внутренним элементам среду. Однако объект рассматривается как статичное явление без взаимодействия со средой, без динамики и развития. Объект — это лишь набор элементов, необходимых для достижения конкретной цели. Процесс образования объекта может завершиться в любой момент в силу различных обстоятельств. При этом пропорции соединенных элементов могут быть недостаточны для достижения поставленной цели, а значит, он нежизнеспособен либо будет функционировать не эффективно. Только готовый объект обладает способностью перерастать в полноценную систему.
Средой окружения системы обычно считают те внешние факторы, которые влияют на ее состояние и поведение. Если скорость распространения угрозы начинает приближаться к скорости адекватного реагирования системы, то такая угроза требует немедленного вмешательства. По мере того как темпы распространения угрозы начинают перекрывать способность системы к реагированию, последняя теряет свою жизнеспособность и устойчивость. Отсутствие понимания связи со средой может стать причиной построения систем, находящихся в конфликте с окружением. Система с ясным и желаемым назначением, но плохо согласованная со средой, будет неудовлетворительно функционировать. Например, организация может выглядеть несовершенной в процессе целеполагания, но при этом гармонировать со средой. Фирма с ясным и желаемым назначением, но плохо согласованная со средой, будет неудовлетворительно функционировать. Отсутствие понимания взаимосвязи между предприятием и средой может стать причиной возникновения конфликтов с ней. Поэтому, чтобы понять совместимость назначения системы с окружением, необходимо познание внешней среды.
Следовательно, деление на внешнюю и внутреннюю среду условно. С позиции внутреннего наблюдателя элементы, используемые системой в процессе переработки для достижения результата, воспринимаются как внутренняя среда. Однако за пределами системы она сама воспринимается уже как внешняя среда, а точнее, часть внешней среды. В пределах системы все внешнее воспринимается как угроза либо как ее возможность. Но при восприятии с позиции «во вне» угрозой либо возможностью воспринимается сама структура, внутри которой ранее оценивалась ситуация.


Литература
1. Новейший философский словарь. — 3-е изд. — М.: Книжный дом, 2003. — 1280 с.
2. Показатели устойчивого развития. Теория, метод, практическое использование: отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы / Х. Боссель. — Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. — 123 с.
3. Российская экономика и общемировые тенденции накопления: отчет Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН /С.Д. Валентай и др. — М., 1999.
4. Гринь, А.В. Системные принципы организации объективной реальности — М.: МГУП, 2000. — 300 с.
5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарика, 2004. — 1072 с.
6. Владимиров Ю.С. Метафизика. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2002. — 550 с.
7. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю. История мировой философии. — М.: АСТ, 2006. — 496 с.
8. Гринь, А.В. Системные принципы организации объективной реальности. — М.: МГУП, 2000. — 300 с.
9. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. М. Акашевой. — М.: Инфра-М, 2003. — 784 с.
10. Гринь А.В. Системные принципы организации объективной реальности. — М.: МГУП, 2000. — 300 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия