Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Ефремов А. А.
докторант кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Лизинговые отношения в формировании цепей поставок
Статья посвящена вопросам формирования и развития лизинговых отношений. Дана классификация видов лизинга. Раскрыты особенности проектирования лизинговых взаимодействий. Представлены риски лизинговых операций и их логистические аспекты. Определяются направления развития лизинга
Ключевые слова: аренда, аутсорсинг, институциональная ловушка, лизинг, логистический конфликт, риск

Лизинговая деятельность по закону РФ № 164-ФЗ является инвестиционной. Она предусматривает приобретение имущества (любые непотребляемые вещи за отдельным исключением, которые могут использоваться для предпринимательской деятельности) и передачу его в лизинг (финансовую аренду). Лизинг является сложной разновидностью аренды (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда). Лизинг представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи договором, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Лизингодатель обладает правами: 1) уступать свои права 3-му лицу (полностью/частично; 2) привлекать средства: а) для осуществления лизинговой деятельности; б) используя как залог предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга; 3) осуществлять бесспорное списание денежных средств со счета лизингополучателя, если лизинговые платежи им не перечисляются более 2-х раз подряд в установленные сроки. Срок лизинга и параметры лизинговых платежей (размер, способ осуществления, периодичность) закон РФ № 164-ФЗ не определяет. Налоговая специфика лизинга состоит в том, что ее стороны могут: 1) получать налоговые преимущества: а) лизинговые платежи признаются расходами у лизингополучателя; б) право применять механизм ускоренной амортизации, переданных в лизинг активов); 2) перераспределять налоговые преимущества (учет предмета лизинга на балансе у лизингодателя или лизингополучателя производится по их взаимному согласию).
Лизинговая деятельность представляет собой синтез инвестиционных, арендных, кредитно-финансовых, торговых и логистических отношений. Наличие здесь явной логистической компоненты обусловлено операцией поставки инвестиционного товара. Виды лизинга не всегда устанавливаются специальным законодательством. Например, в законе РФ № 164-ФЗ различаются только внутренний и международный лизинг, а международный бухгалтерский стандарт IAS17 содержит критерии разделения лизинга на финансовый и оперативный. Это не отражает всей сложности лизинговых отношений, что стимулирует научные усилия в направлении совершенствования классификации видов лизинга.
Центральным стержнем всех лизинговых схем (речь идет, прежде всего, о финансовом лизинге, так как оперативный лизинг практически представляет собой договор аренды) выступает договор лизинга. Именно он определяет исходную конфигурацию лизинговых отношений. Исключая случай прямого и возвратного лизинга, отправной точкой формирования лизинговых операций (т.е. инвариантным модулем) служат трехсторонние отношения. Разрастание конфигурации хозяйственных связей в этом случае определяется необходимостью привлечения новых партнеров, потребность в которых во многом определяется зависимостью лизинга от условий кредитования, предлагаемых банками. Функциональная роль субъектов лизинга определяется экономической природой ограничений, препятствующих реализации классической схемы финансового лизинга:
— дефицит финансовых ресурсов у лизингодателя (требуются услуги кредитных организаций и др.);
— высокие риски, связанные с лизингом, например, вероятность утраты лизингополучателем платежеспособности; снижения ликвидности предмета лизинга и др., (требуются страховые, аудиторские и др. услуги);
— высокие барьеры на вход рынка государственных закупок (требуются: дилерские, агентские; услуги фирм, по оценке участия лизинговых компаний в государственных конкурсах; новые формы сотрудничества, например, образование альянсов, партнерство государства и бизнеса и др.);
— трансакционные издержки, обусловленные: выбором поставщика оборудования и/или сопутствующих сервисных услуг; организацией поставок; оценкой оборудования; выработкой коллективной стратегии, стандартов взаимодействия в условиях многосторонних сложных лизинговых отношений (востребуется аутсорсинг, инсорсинг и др.).
Имеется около 70 признаков видов лизинга, характеризующих контуры континуума вариантов лизинговых отношений. Однако, как нам представляется, это не предел. Например, можно выделить лизинг в корпорациях. Головная организация вносит имущество в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества, после чего имущество переоценивается и переходит обратно в собственность головного общества, которое передает его в лизинг дочерней компании. В результате такой операции: 1) дочерняя компания получает сформированный уставный капитал, оборотные средства, полученные от продажи имущества головной организации и возможность использовать полученное в лизинг имущество в производственной деятельности; 2) головная организация — гарантии безопасности данного имущества и возможность получения от него доходов не в виде дивидендов, а в форме лизинговых платежей [4].
Многообразие видов лизинга указывает на возможность проектирования лизинговых взаимодействий с элементами преднамеренного формирования структурной избыточности организационных и экономических отношений, возникающих по поводу товарного обмена на основе лизинга. Такая стратегия способна предоставить лизингодателю возможность для экономического маневрирования в случае существенных отклонений параметров лизингового проекта на практике. Кроме того, она априори закладывает объективные предпосылки для поиска экономических компромиссов с потенциальными лизингополучателями. Уместно отметить, что лизинговое финансирование экономически эффективно, если арендатор и/или лизингодатель получают большую экономическую прибыль, нежели при альтернативном варианте финансирования того же проекта.
В отечественных работах, посвященных лизингу, не заканчивается дискуссия по поводу разграничения оперативного и финансового лизинга. Причины этого явления объясняются не сложностью вопроса, обусловленной не регламентацией оперативного лизинга в РФ, а в актуальности расширения его практики в России. Не использование термина «оперативный» лизинг в нормативно-правовой базе РФ допущено сознательно, чтобы избежать споров и коллизий налогового характера. Например, в США 90% разбирательств в судах, связанных с лизинговыми операциями, направлены на выяснение их соответствия нормативным актам.
Согласно стандарта IAS 17 под финансовым лизингом понимается лизинговая сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владением имущества, передаются лизингополучателю. Под оперативным лизингом в IAS17 понимается любой другой лизинг, отличный от финансового; в основном все риски и потери, свойственные владельцу имущества, остаются за лизингодателем. Срок оперативного лизинга соответствует короткому сроку найма оборудования.
Закон РФ № 164-ФЗ не устанавливает соотношения между сроком финансового лизинга и жизненным циклом его предмета. Однако в мировой практике оно зачастую регламентировано. Например, в Германии срок договора финансового лизинга должен составлять от 40 до 90% срока полезной жизни соответствующего оборудования.
Финансовый лизинг традиционно считается специалистами предпочтительной формой переоснащения уже имеющегося технологического имущества, а также формой поддержки развития малого предпринимательства. Преимущества оперативного лизинга, несомненно, проявляются в условиях нестабильности банковского сектора, которая обусловливает снижение сроков кредитования, а подчас делает его невозможным. Однако существуют и другие причины обращения к нему: 1) не целесообразность закупок оборудования, используемого периодически; 2) риск выкупа у лизингодателя оборудования с высоким моральным износом и др. Здесь необходимо добавить еще одно положение. Не следует рассматривать в качестве отрицательного аспекта для потребителей услуг оперативного лизинга присущие ему высокие платежи. Во-первых, в этом случае клиентам предоставляется полное техническое обслуживание и др. Во-вторых, размер лизинговых платежей определяется высокими рисками лизингодателя. Причем маржа в этом случае по сравнению с финансовым лизингом почти в 10 раз выше. Все это позволяет расценивать как аргумент в пользу рассмотрения при проектировании лизинговых взаимодействий возможностей комплексного использования оперативной и финансовой формы лизинга.
Чаще всего предметом договора оперативного лизинга является строительная техника (краны, экскаваторы), транспорт, сложные виды информационного оборудования. Именно поэтому кризисные явления в строительной отрасли, которые наблюдаются в РФ, привели к сжатию рынка услуг оперативного лизинга.
Существенным положением в контексте исследования является недопущение ограничительной трактовки финансового лизинга, т.е. до не сведения его функций к финансово-кредитной компоненте. Лизинг имеет отчетливые снабженческо-сбытовые функции: 1) для потребителей он является альтернативой классическим закупкам; 2) для производителей и предприятий торговли одним из направлений сбытовой деятельности.
Необходимо сделать акцент на специфике возвратного лизинга. Он по внешней форме похож на заклад имущества, так как не происходит физического перемещения имущества, продаваемого лизингодателю. Выгода лизингополучателя заключается в том, что он может по-прежнему пользоваться своим оборудованием и одновременно получает денежные средства. Для лизингодателя такие сделки наименее рискованные. Однако здесь есть ряд нюансов: 1) к таким схемам повышенное внимание оказывают налоговые структуры (т.е. высока вероятность длительных споров и разбирательств); 2) сроки лизинга в этом случае, как правило, предельны; 3) требуются услуги оценщиков. В последней связи необходимо добавить следующее. Во-первых, цена оборудования в случае возвратного лизинга обычно учитывает дисконт от рыночной стоимости в 30–40% в зависимости от ликвидности. Во-вторых, цена же, по которой происходит процесс купли-продажи будущего предмета лизинга, имеет две составляющие: а) капитальная; б) прокатная (цена аренды или найма фактора производства в единицу времени, т.е. цена, которая формирует текущие доходы лизингодателя.
Особенности оценки рисков в системе лизинговых отношений проявляются, прежде всего, в целесообразности определения риска каждого ее участника и отдельно рисков, которые вызовут негативные последствия по цепочке у участников лизинговой сделки. Основную долю лизинговых договоров, по данным статистики, составляют договоры о финансовой аренде транспортных средств, которые являются источниками повышенной опасности, поэтому согласно требованиям законодательство введено обязательное страхование ответственности владельцев указанных основных средств. Существующая практика показывает, что страхователем лизингового имущества в большинстве случаев является лизингополучатель, а выгодоприобретателем по такому договору страхования является собственник предмета финансовой аренды до момента его выкупа лизингополучателем, т.е. лизингодатель.
Объем гарантий обеспечения страховых рисков зависит от типа оборудования, приобретенного по договору лизинга. Например, для приобретения оборудования с коротким периодом амортизации требуется большее число гарантий. Если по окончании договора лизинга оборудование имеет остаточную стоимость или существует вторичный рынок для сбыта этого оборудования, то риск лизинговой компании меньше и, соответственно, она будет требовать от лизингополучателя меньшее число гарантий.
Поскольку гарантийным обеспечением договора лизинга частично является само оборудование, лизингодатели обычно требуют от лизингополучателей предоставления залога. Схема страхования лизинговых рисков должна учитывать также особенности производства товаров или услуг, которое будет основано после реализации соглашения. В случае выявления крупных рисков появляется необходимость в заключении договора перестрахования, когда часть ответственности за застрахованные риски начинает нести перестраховочное общество.
Частью договора лизинга должны также стать договоры страхования оборудования и др. имущества, включаемого в договор лизинга на случай пожара, взрыва, удара молнии и др. Можно также привлекать дополнительные страховые продукты: страхование машин и механизмов от поломок, страхование послепусковых гарантийных обязательств и др.
Лизингодатель наиболее подвержен предпринимательским (финансовым) рискам, а лизингополучатель — имущественным рискам и рискам ответственности. Для лизингодателя самыми значимыми являются следующие финансовые риски: 1) риск неполучения или получения не в полном объеме лизинговых платежей, в том числе в результате банкротства лизингополучателя; 2) риск невозврата лизингового имущества; 3) риск утраты задатка, внесенного при заказе уникального оборудования поставщику или производителю, связанный с отказом потенциального лизингополучателя от заключения договора лизинга; 4) риск, связанный с проблемами при реализации лизингового имущества после прекращения договора лизинга, в том числе досрочного прекращения.
Практика страхования предпринимательских рисков и страхования ответственности по договору лизинга предполагает, что страховщик: а) не берет на себя весь риск; б) предлагает лизингодателю и лизингополучателю нести 20–30% риска. Причем, прежде чем лизингодатель сможет претендовать на получение страхового возмещения в случае не поступления лизинговых платежей, должно пройти, как минимум, 2–3 месяца. Этот период страховщик всегда предусматривает на случай возможного устранения причин не выплаты лизинговых платежей.
Возникающие при лизинговых операциях риски целесообразно распределить на следующие пять крупных групп: 1) риски, связанные с выбором предмета лизинга; 2) риски, связанные с поставщиками предмета лизинга; 3) риски, связанные с утратой лизингополучателем платежеспособности в период исполнения договора лизинга; 4) риски, связанные с ликвидностью предмета лизинга и предметов обеспечения лизинговой сделки; 5) риски, связанные с формированием портфеля договоров лизинговой компании. Первые два вида рисков совершенно очевидно по своей природе являются логистическими.
Иерархия увеличения рисков при осуществлении импортных контрактов для импортера выглядит следующим образом: оплата по факту поставки, банковская гарантия, инкассо, аккредитив, предварительная оплата. Во время подготовки импортных контрактов отечественные лизинговые компании-импортеры вправе выбирать любую и наиболее оптимальную для них форму международных расчетов, но, к сожалению, они не всегда могут это осуществить на практике [6].
Самостоятельным фактором риска лизинговой деятельности следует признать конфликты (споры), которые условно можно разделить на 2 вида:
1 — функциональные конфликты в системе лизинговых отношений (разногласия между кредитными организациями и лизингодателем в отношении определения выбора лизингополучателя и др.; разногласия между лизингополучателем и лизингодателем, поставщиком в отношении приема предмета лизинга в ненадлежащего качества и др.);
2 — институциональные конфликты (разногласия между лизинговыми фирмами, лизингополучателями и налоговыми службами в отношении признания факта лизингового характера сделок, использования налоговых льгот и др.).
Разногласия между кредитной организацией и лизингодателем (конфликты 1-го рода) возникают вследствие следующих причин.
Во-первых, методики проверок лизингополучателя банком и лизингодателем кардинально различаются. Первый стремится чрезмерно увеличить требования к клиенту, что приводит к возрастанию срока его проверки. В свете усиления конкуренции на рынке лизинговых услуг последнее условие не соответствует политике ориентации лизинговых компаний на клиента. Кроме того, часто банки требуют, чтобы лизингополучатель застраховался в его пользу. Убедить клиента сделать такой шаг на практике достаточно сложно. Особенно, когда он имеет дело с данным банком первый раз.
Во-вторых, банки, принимая в качестве залога предмет лизинга, не оценивают его по действительной, рыночной стоимости. Обычно они берут остаточную, балансовую стоимость, полученную с применением ускоренного коэффициента амортизации, равного 3, и еще делят ее и применяют коэффициент 0,5 или 0,7. Лизинговым фирмам наращивать объем лизинговых операций за счет кредитных банковских ресурсов, таким образом, практически невозможно.
Разногласия между лизингополучателем и лизингодателем, поставщиком, возникающие в случае поставки предмета лизинга ненадлежащего качества, по сути, являются примером логистического конфликта. Специфика этой ситуации наглядно проявляется, если продавец не является изготовителем некачественного товара, т.е. он не всегда в состоянии обеспечить его замену. При обнаружении существенных недостатков товара лизингополучатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченных за товар денежных средств. Однако надо помнить, что право лизингополучателя ограничено необходимостью получения согласия лизингодателя на расторжение договора поставки. Лизингодатель не отвечает за качество переданного лизингополучателю товара, поэтому расторжение договора поставки не может быть основанием для расторжения договора финансовой аренды [8].
Конфликты налогового характера, как показала практика в 2003–2006 гг., стали одним из существенных факторов сдерживания развития лизинга в РФ. В частности позиция налоговой службы заключалась в отрицании принятия к вычету налога на добавленную стоимость. Причина этого феномена объясняется: 1) ограничительной практикой объяснения Минфином РФ механизмов налогообложения; 2) не раскрытием в Налоговом кодексе РФ элементной базы лизингового платежа; 3) противоречиями судебной практики [9]. Одним из последствий такого давления на лизинговые компании, в частности стало снижение в 2006 году роста рынка лизинга подвижного состава [10].
Неоднозначная ситуация, которая сложилась в сфере налогообложения лизинга, по нашему мнению, объясняется институциональной ловушкой. Попадание в эту ловушку является следствием нарушения, как минимум, трех классических принципов экономической эффективности налоговой системы:
1) налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;
2) налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия;
3) административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.
Анализ положений Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что предмет лизинга выгоднее учитывать на балансе лизинговой компании. Кроме того, налоговые льготы разработаны таким образом, что они стимулируют лизингодателей устанавливать предельные сроки действия лизингового договора. Причем в настоящее время единые методологические нормы бухгалтерского учета операций по передаче предмета лизинга на баланс лизингополучателя практически отсутствуют.
Таможенный кодекс не предусматривает специальных преференций товаров, ввозимых по договору международного лизинга. Причем он содержит достаточно жесткий перечень действий, которые можно совершать с имуществом, ввозимым на территорию России в режиме временного ввоза, так, например, запрещается производить капитальный ремонт этого имущества. Однако осуществление товарообменных операций на основе международного лизинга предполагает проработку ряда логистических аспектов: организация документооборота, связанного с передачей предмета лизинга; обоснование и проработка схем передачи предмета лизинга от поставщика лизингополучателю.
Существует типовой (примерный) договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией. Однако договорная практика в этой сфере свидетельствует о его неполноте, в частности не достаточное внимание уделяется последствиям: 1) уведомления лизингодателем поставщика оборудования о необходимости взаимодействия с лизингополучателем; 2) составления лизингодателем спецификации предмета лизинга; 3) не учтены возможности возникновения непредвиденных расходов на поставку предмета лизинга; 4) сроки поставки предмета лизинга не в полной мере учитывают запросы лизингополучателя. Обратим сразу внимание на то, что все приведенные нами особенности договора лизинга носят явный логистический характер. Содержательно они проявляются следующим образом. Уведомления лизингодателем поставщика оборудования о необходимости взаимодействия с лизингополучателем свидетельствует об ограничении прав первого из них в отношении распоряжения имуществом. Причем лизингодатель принимает на себя обязательство перед последним обеспечить надлежащее исполнение договора со стороны лизингополучателя. Поставщик, соответственно, приобретает право требовать от покупателя (лизингодателя) приемки товара в соответствующие сроки и в определенном месте, независимо от того, имеет ли лизингодатель необходимые для этого условия (складские или производственные площади для размещения крупногабаритной техники, штат специалистов, определяющих соответствие качества принимаемого оборудования, и т.п.). Составления лизингодателем спецификации предмета лизинга означает, что вся ответственность за комплектность, качество и количестве товаров по лизингу возлагается на поставщика. Однако ответственность за ошибки, допущенные в спецификации, полностью возлагаются на лизингодателя. Кроме того, лизингополучатель, самостоятельно выбрав продавца, обязуется возместить любые потери и убытки, возникшие у лизингодателя в связи с недобросовестным исполнением своих обязательств продавцом. Возникновение непредвиденных расходов на поставку предмета лизинга может быть обусловлено различными причинами. Среди наиболее вероятных таких расходов необходимо выделить не предусмотренные договором затраты на разгрузку и погрузку товаров (в том числе, обусловленных внеурочными работами из-за задержки поставок), из-за простоев транспорта поставщика, из-за задержки поставки и др. Отдельно надо указать на не единичные факты возникновения расходов у лизингодателей, связанных с исполнением несвойственных им функциям, в частности формирование складов запчастей.
При всей значимости юридического сопровождения процесса подготовки договора лизинга и сопутствующего ему договора поставки наиболее важной их компонентой является экономическое содержание. Причем в рамках разработки лизинговых проектов важно проводить логистическую экспертизу договора поставки.
Государство придает развитию лизинговых отношений в РФ приоритетное значение. Здесь уместно отметить, по крайней мере, два момента. Во-первых, государство сознательно идет на предоставление налоговых льгот участникам лизинга, хотя расчеты специалистов свидетельствуют о том, что это приводит к снижению налоговых поступлений. Во-вторых, лизинговые инвестиции обладают низким коррупционным потенциалом.
Стратегическое направление государственной поддержки лизинга определяется направленностью ее мер на техническое перевооружение и модернизацию производства. Причем предусматривается финансирование лизинговых проектов в этой области за счет бюджетов субъектов РФ. К числу подобных мер также относятся: 1) создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; 2) долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; 3) создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и др. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая предусматривает обновление производства в России, отводит особую роль лизингу в развитии авиационной и судостроительной промышленности.
По данным Федеральной службы государственной статистики рейтинг факторов, отрицательно влияющих на лизинговую деятельность, следующий: 1) высокий процент коммерческого кредита; 2) недостаток финансовых средств; 3) несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности; 4) сложность с получением кредита и др. Действительно после мирового финансового кризиса лизингополучателям стало труднее платить лизинговые платежи. В результате многие лизинговые компании стали ограничивать свою деятельность только взаимодействием с постоянными клиентами. Кроме того, они стали сокращать свои расходы путем сокращения персонала, а некоторые из них и часть филиалов. Эта тенденция вместе с тем не является показательной, так как высокая конкуренция на рынке лизинговых услуг ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. При этом на общем фоне ряда отрицательных тенденций на рынке лизинговых услуг обращает на себя внимание активизация лизинговых компаний в сфере работы с малым бизнесом, а также с секторах оперативного и возвратного лизинга. Кроме того, наблюдается возрастание активности лизинговых компаний в сегменте сделок, которые имеют малый размер и связаны с предметами лизинга, имеющими низкие сроки окупаемости. Интерес к таким сделкам во многом связан с реализацией государственной программы льготного кредитования малого предпринимательства.
Выполненный анализ тенденций, складывающихся на рынке лизинговых услуг, позволяет сформулировать основные направления развития лизинговой деятельности в РФ: 1) совершенствование методологии выполнения лизинговых операций; 2) внедрение видов лизинговых услуг на основе бенчмаркингового анализа деятельности лизинговой компании и исследований региональных рынков лизинговых услуг; 3) совершенствование клиентской базы, повышение качества обслуживания клиентов; 4) улучшение структуры доходов и расходов лизингодателя на основе стратегии ориентации на клиента и рационализации затрат на лизинговые операции; 5) совершенствование управления рисками на основе анализа финансового состояния клиентов; 6) разработка и реализация стратегии управления знаниями в области лизинговых операций; 7) использование новых финансовых (секьюритизированных) инструментов; 8) применение приемов аутсорсинга для развития лизинговых структур; 9) внедрение информационных технологий в управлении лизинговой деятельностью.


Литература
1. Андриасова И. Шесть типов активности // РИСК. — 1996. — № 10 — 12. — С. 70–75.
2. Газман В.Д. Финансовый лизинг: учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 392 с.
3. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К0», 2003. — 944 с.
4. Ерохина Т.А. Особенности лизинговых отношений в корпоративных структурах // Лизинг-ревю. — 2005. — № 6. — С. 16–21.
5. Макеева В.Г. Лизинг: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 192 с.
6. Николаенко А. Оптимальные формы расчетов во внешнеторговых операциях по импорту объектов лизинга // Лизинг-ревю. — 2003. — № 4. — С. 21–23.
7. Нос B.A., Старкова C.A. Экономика и организация лизинга: Учеб. посбие, — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.– 91 с.
8. Сметанников А. Особенности отказа от исполнения договора поставки при существенных недостатках товара, полученного по договору лизинга // Хозяйственное право. — 2008. — № 6. — С. 24–28.
9. Тихомирова Л.В. Налог на прибыль // Бухгалтерский учет и налоги. — 2007. — №10. — С. 51–58.
10. Трушин А. Возмущение от возмещения // Прямые инвестиции. — 2007. — № 1. — С. 61–65.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия