Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Агзамов Р. З.
доцент Башкирской академии государственной службы и управления
при Президенте Республики Башкирия (г. Уфа),
кандидат социологических наук


Концепция двойного структурирования: генезис компетенций в социальных процессах
В статье представлен новый подход, объединяющий известные в социологии понятия социального процесса, изменения социального порядка, структурирования и концепцию социологически интерпретированного регулятивного механизма управления, заимствованную из смежных дисциплин. В статье показано, что в современных условиях, характеризующихся усложнением рыночных связей и ростом конкуренции, активное использование процессов обновления компетенций и развития социальных связей дает дополнительные преимущества системе
Ключевые слова: социальный процесс, социальный порядок, двойное структурирование, концепция компетенций, институциональное изменение

Рынок — ключевой элемент современной экономики. Рынок объективен, он проявляется в добровольных отношениях формального и неформального характера, которые существуют между предприятиями и потребителями. Составные части рыночной структуры и связи между ними находятся в постоянном изменении, направленность которых определяется мотивами и предпочтениями участников рынка. Изменения количественных и качественных характеристик рыночной структуры составляет суть социальных процессов.
Социальная структура обеспечивает системе необходимую устойчивость и позволяет накапливать количественные изменения в условиях изменяющейся внешней ситуации. Реальность для социальной системы предстает в виде взаимосвязи между процессами ее внутреннего функционирования и условиями внешней среды. Предприятия, которые не могут приспособиться к изменению внешних условий из-за плохой организации внутренних процессов, вынуждены либо реорганизовываться, либо терпеть неудачу. С подобными трудностями сталкиваются как малые и средние предприятия, так и крупные фирмы, которым приходится решать проблемы, связанные с выходом на рынок, преодолением административных и финансовых барьеров, поддержанием контрактных отношений, защитой от посягательств со стороны органов государственной власти и силовых структур [1, с. 11].
Таким образом, рынок — основной объект экономико-социологического изучения, ключевыми понятиями которого являются трансакционные издержки и неформальная экономика. Суть такого исследования состоит в том, что любая форма социальной организации — рынок, фирма, государство — требует немалых затрат на создание и поддержание. Различные социальные институты могут сильно отличаться по уровню и структуре этих издержек, поэтому искусство экономической политики состоит в том, чтобы выбрать из доступных способов наименее дорогостоящие методы адаптации системы к внешним условиям ее деятельности.
Проблема ускорения процессов адаптации имеет первостепенное значение. Сегодня общепризнанно, что формирование общества, основанного на информационных технологиях, представляет собой переход к постиндустриальной стадии развития, который сопровождается кардинальными изменениями человеческой деятельности. В этих условиях на первый план выходит проблема развития и использования человеческих ресурсов. Силы и способности индивидуума становятся главным ресурсом. Можно признать, что принципиальным фактором, объясняющим причины существования, природу и развитие фирмы, является ее способность сохранять и развивать компетенции работников в условиях изменяющейся внешней среды [3, с. 95].
Необходимость поиска новых форм и способов установления социального порядка, а также потребность в увеличении потенциала индивидуума как агента социального действия требуют координации совместной деятельности участников рынка и расширения базовых компетенций, связанных с издержками на освоение новых знаний. Управление, оставаясь органом достижения производственных целей, также неявно выполняет функцию поддержания социального порядка в динамично меняющихся внешних условиях. «Никто и никогда не терпел бы неповоротливо-громоздкую и своекорыстную бюрократию и коррумпированное чиновничество при их низкой инструментальной продуктивности, если бы они латентно не выполняли функцию стабилизации социального порядка. Только по этой причине эти структуры появляются и воспроизводятся в обществах на протяжении тысячелетней истории» [4, с. 289]. Социальный порядок является базовой категорией социологии управления и формулируется «как предельно общее понятие, выражающее идею организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия или социальной системы» [4, с. 263].
В данной статье автор объединяет в одном подходе такие распространенные в социологии категории, как социальный процесс, эволюционное изменение социального порядка, структурирование и концепцию социологически интерпретированного регулятивного механизма управления социальными процессами, которая заимствована из смежных дисциплин. Актуальность рассмотрения проблем управления общественными процессами не вызывает сомнений, так как условия российского рынка отличаются высокой скоростью происходящих изменений и противоречивостью наблюдаемых тенденций.
Орган управления социальной системы должен заботиться о поддержании баланса между базовыми принципами и ценностями системы, с одной стороны, и обеспечением воспроизводства новых знаний и компетенций, с другой стороны. Создание и развитие компетенций предполагает существование структуры. В свою очередь, структура предполагает действие, потому что она состоит из совокупности однонаправленных и повторяющихся социальных действий или процессов. Внедрение новых способов использования существующих институтов предполагает значительные изменения в деятельности системы, которые могут возникнуть только на основе приращения знания. Приращение знания, а значит, и возникновение новых управленческих подходов, «отражает частичные изменения, вызванные функционированием институтов, их приспособлением к практикам хозяйственной жизни» [1, с. 113]. Эти нововведения можно рассматривать и как способ создания новых компетенций или расширения потенциала уже имеющихся.
В связи с этим, социальный процесс, в ходе которого приращение знания доводится до стадии практического применения, можно определить как инновационный процесс. В данной работе под инновацией понимается совершенствование и трансформация социальных процессов, так или иначе связанных с обновлениями компетенций. Инновации как необходимые условия перемен являются началом институциональных преобразований.
Необходимо отметить, что институциональные изменения оказываются невозможными в тех ситуациях, когда направление и траектория инноваций начинает разрушать компетенции системы. В этом случае становится невозможным использовать в системе созданные ранее технические приемы и инструменты, одновременно разрабатывая на их основе новые технологии, поэтому руководству системы приходится выбирать между радикальным изменением и медленным упадком.
Социальные процессы играют основную роль в установлении новых правил [5, с. 569]. Вместе с тем, решения высшего руководства системы способны ограничить их влияние. Таким образом, существует дилемма, связанная с вопросом об относительной значимости человека и общества. Формат данной статьи не позволяет углубиться в анализ теоретического спора по поводу этой дилеммы. Так как структура и действие неизбежно связаны друг с другом, признание того, что люди в процессе своей повседневной деятельности могут активно перестраивать социальную структуру, может стать шагом вперед в решении этого вопроса. «Общества или группы имеют «структуру» тогда, когда люди ведут себя регулярным и достаточно предсказуемым образом. С другой стороны «действие» возможно только потому, что каждый из нас, будучи отдельным человеком, обладает огромным объемом социально структурированного знания» [5, с. 574]. В конечном счете, «применяя эти знания в своих действиях, мы придаем силу и содержание тем самым правилам и условностям, на которые мы опирались» [5, с. 575]. Говоря иначе, любое социальное действие предполагает существование структуры, в то время как структура предполагает действие, потому что структура зависит от регулярно повторяющихся моделей человеческого поведения.
Таким образом, восприятие социального мира есть продукт двойного структурирования. Суть концепции двойного структурирования состоит в том, что социальная действительность структурирована дважды. Во-первых, структурированию подвергаются социальные процессы, которые объективированы в распределении различных ресурсов или компетенций, как материального, так и нематериального характера. Во-вторых, имеет место структурирование представлений индивидуумов об окружающем мире. То есть, в любой социальной практике проявляется тесная связь социального и ментального аспектов. В этом контексте, компетенцию можно рассматривать как креативный механизм, следовательно, она может быть проанализирована как целостное явление через свои функциональные элементы, такие как знания, умения, навыки, технологии, отношения и культуру.
Любая социальная система постоянно ищет эффективные способы адаптации своей внутренней среды к внешнему миру и использует для этого имеющиеся у нее набор компетенций и активов. С этой точки зрения, учет функциональных элементов компетенций равносилен включению в анализ социальных процессов ранее не рассматриваемых переменных. Такой подход помогает объяснить причины прошлых неудач системы и предотвратить их повторение в будущем.
Концепция двойного структурирования включает два аспекта, раскрывающих, с одной стороны, генезис социальной действительности, с другой стороны, ее структуру.
Во-первых, указанная концепция предполагает, что существуют объективные, то есть, независящие от воли и сознания людей, структуры, которые воздействуют на практическую деятельность, восприятие и мышление индивидуумов. Это означает, что система социальных процессов обусловливает компетенции и представления индивидуумов, однако, люди создают эти компетенции и, тем самым, воспроизводят или преобразуют социальную структуру. В силу того, что индивидуумы не могут реализовать свои компетенции вне соответствующих социальных процессов, они могут действовать только внутри уже существующих общественных отношений, трансформируя свои компетенции. Таким образом, субъективное структурирование социальной действительности выступает как вторичное явление.
Во-вторых, концепция двойного структурирования раскрывает структурный характер социальной действительности. Поскольку социальные отношения в пространстве и времени распределены неравномерно, компетенции также неравномерно распределены в социальных процессах. Говоря иначе, не все индивидуумы с одинаковыми компетенциями одновременно участвуют в разных социальных процессах, поэтому, реализуя свои компетенции на основе имеющегося опыта, они по-разному структурируют социальную реальность. Таким образом, объективные структуры являются условиями генезиса компетенций — восприятий, представлений, мышления, коммуникаций, действий — в социальных процессах, детерминируя непосредственные социальные взаимодействия. Однако для того, чтобы компетенции реализовались практически, «знания должны создаваться по мере того, как информация аккумулируется и превращается в систему взглядов, которые обеспечивают последовательность и структуру собранной базы знаний. Информация — это не просто данные, а данные, которые опознаны, отобраны, переработаны и образно говоря «овнутрены» и эффективно усвоены и применены в целях соответствия уже существующей структуре знаний» [7, с.27]. Другими словами, знания должны получить своеобразное одобрение перед тем, как интегрироваться в качестве функционального элемента в состав компетенций.


Литература
1. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 328 с.
2. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел и др. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
3. Уильямсон О.И. Исследования стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций // Российский журнал менеджмента. — 2003. — Т.1. — №2. — С. 79–114.
4. Тихонов А.В. Социология управления. — М.: КАНОН+, 2007. — С. 472.
5. Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — С.632.
6. Бурдье П. Социология социального пространства // Социальное пространство и «генезис» классов. — СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 2007. — 288 с.
7. Агзамов Р.З. Маркетинг, ориентированный на создание компетенций. — Уфа: РИО УГАТУ, 2010. — С.85

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия