Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Рыманов А. Ю.
доцент Новосибирского государственного
аграрного университета,
кандидат экономических наук


ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В АГРАРНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ И РОССИИ
(сравнительная оценка)

В налоговых системах России и Украины предусмотрены специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Украине такой режим с 1999 г. предполагает уплату фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) и специфический механизм освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). В России специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей введен с 2002 г. рамочным федеральным законом. [1] Он предусматривает уплату ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога (однако в настоящее время применяется в полном объеме лишь в Краснодарском крае).
Механизм ФСН в Украине напрямую не связан с результатами деятельности товаропроизводителей, что характеризует его как нейтральный налог. Он введен на период с 1999 года по 2003 год [2,3], но с учетом положительных результатов его применения планируется продлить этот период до 2009 года.
В соответствии с Законом Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" его плательщиками являются предприятия, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством, переработкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции, а также собственники, пользователи, арендаторы земельных участков, производящие такую продукцию (за исключением личных подсобных хозяйств, садоводств, и т.п). [3].
Доля доходов от реализации продукции должна составлять не менее 50 % их общей величины.
В доходы от реализации продукции собственного производства и продуктов ее переработки включаются:
доходы от реализации продукции растениеводства и животноводства;
доходы от реализации продукции, произведенной (переработанной) из собственного сырья на собственных производственных мощностях и на давальческих условиях;
доходы от оказания услуг, связанных с сельскохозяйственным производством (услуги машино-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад и др.). В данную группу не включаются доходы от реализации продукции вспомогательных производств и промыслов (от газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, использования ремонтных мастерских, холодильных установок, грузового, автомобильного и гужевого транспорта и др.). [4, 5]
В соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины (март 2002 г.) в сумму доходов от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не включаются суммы начисленного НДС, остающиеся, по Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость", в сельскохозяйственных организациях для приобретения материально-технических ресурсов производственного назначения. [6].
В связи с относительно невысокой долей доходов от сельскохозяйственной деятельности, которые учитываются при использовании ФСН, возникла тенденция к объединению убыточных сельскохозяйственных предприятий и организаций, прежде не связанных с сельскохозяйственным производством. Данные преобразования были в значительной степени обусловлены уклонением от уплаты налогов организаций, действующих вне аграрного сектора. Поэтому планируется повысить долю доходов, учитываемых при расчете ФСН, до 75%.
Объектом налогообложения при ФСН является площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, пользовании или аренде сельскохозяйственных товаропроизводителей, а базой налогообложения - стоимость этих угодий, которая определяется по Методике денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов [7]. Для целей налогообложения учитываются результаты оценки 1995 года [3]. Отсутствие механизма переоценки сельскохозяйственных угодий приводит к необоснованному занижению отраслевой налоговой нагрузки. Ставки ФСН установлены в процентах к стоимости сельскохозяйственных угодий в следующих размерах: пашни, сенокосы и пастбища - 0,5%; многолетние насаждения - 0,3%; земли водного фонда - 1,5% от денежной оценки 1 га пашни.
По закону "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" ФСН уплачивается в счет налога на прибыль предприятий, платы (налога) на землю, налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, коммунального налога, сбора за геолого-разведочные работы, выполненные за счет госбюджета, сбора в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, сборов на обязательное социальное страхование, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, на обязательное государственное пенсионное страхование, сбора в Госиннофонд, платы за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности, сбора за специальное использование природных ресурсов.
Для стабилизации сельскохозяйственного производства на период с 01.01.1999 до 01.01.2001 плательщики были освобождены от уплаты ФСН (за исключением сборов на обязательные государственное пенсионное страхование и социальное страхование; их доли в общей сумме налога составляют, соответственно, 68 и 2 %). Таким образом плательщики освобождались от уплаты налога в местные бюджеты, что привело к снижению доходов этих бюджетов.
По налогу предусмотрены штрафные санкции в размере 5 % от заниженной суммы налога (ежемесячно с начала года до месяца получения плательщиком уведомления об уплате налога), но не более 25 % от заниженной суммы налога [10].
В случае несвоевременной уплаты ФСН ежедневно начисляется пеня в размере 120 % годовых от учетной ставки Национального Банка Украины [11].
До недавнего времени плательщики ФСН имели право на выбор формы уплаты налога (денежной или натуральной). При натуральной форме уплаты налога продукция, поставляемая в счет ФСН, поступала от плательщиков к заготовительным организациям, которые после ее реализации перечисляли средства в местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. (Данный механизм аналогичен механизму уплаты продовольственного налога в Белгородской области России.) Несовершенство такой формы уплаты налога обусловлено, прежде всего, несовершенством механизма ценообразования на эту продукцию. В первоначальном варианте закона "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" предусматривалось, что в случае поставки сельскохозяйственной продукции в счет ФСН за эквивалент принимается 1 т пшеницы третьего класса по цене, устанавливаемой ежегодно Кабинетом министров Украины. Количество же сельскохозяйственной продукции (не пшеницы) определялось по соотношению стоимости 1 т пшеницы и 1 т данной продукции. Позднее (в 2000 г.) в указанный закон были внесены изменения, позволявшие повысить эффективность натуральной формы уплаты налога: количество поставляемой в счет ФСН продукции определялось на основе договорных цен на соответствующую продукцию, которые не должны были быть ниже биржевых (без учета расходов, связанных с приемом продукции) [12].
В апреле 2003 г. натуральная форма уплаты налога, однако, была отменена в связи с незначительной ее долей в общих платежах * и дополнительными расходами.
С середины 2000 года предусмотрена возможность получения отсрочки при уплате ФСН в случае наступления стихийных бедствий, засухи и других форс-мажорных обстоятельств [12]. Отсрочка предоставляется товаропроизводителям, у которых документально подтверждено уничтожение посевов в размере более 20 % от общей площади сельскохозяйственных угодий и у которых доля доходов от реализации продукции животноводства составляет не менее 50 % в случае гибели или инфекционных заболеваний более 15 % от общего количества животных. Продолжительность отсрочки - 1 год (в случае уничтожения посевов сельскохозяйственных культур на территории от 20 до 50 % общей площади сельскохозяйственных угодий) и 2 года (в случае уничтожения посевов на более 50 % площади)[13]. Отсрочка распространяется как на текущие платежи, так и на просроченную задолженность по ФСН.
Вместе с тем, Законом Украины "О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 гг." предусмотрено, что у сельскохозяйственных товаропроизводителей (с долей доходов от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не менее 50 %) при реализации продукции, услуг собственного производства (за исключением продажи перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе), суммы начисленного НДС не уплачиваются в бюджет, а остаются в их распоряжении для приобретения материально-технических ресурсов производственного назначения. Одним из обязательных организационных условий применения освобождения от уплаты НДС является открытие в банках специальных счетов для перечисления и использования НДС. [6] По этому закону предприятия, перерабатывающие молоко и мясо (в живом весе), должны также выплачивать сельскохозяйственным предприятиям дотации в размере НДС, начисленного при реализации переработанной продукции. Суммы дотаций поступают сельскохозяйственным товаропроизводителям, как правило, не ранее, чем через 6 месяцев после даты реализации.[14]
В целом введение ФСН привело к снижению общей налоговой нагрузки в сельском хозяйстве Украины, по сравнению с 1998 г., в 1999 г. - в 2,9 раза, в 2000 г. - в 4,1 раза, в 2001 г. - в 3,4, в 2002 г. - в 2,9 раза. В результате значительно увеличился процент оплаты текущих налоговых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если в 1999 г. он составлял 36,5%, то в 2002 г. - 88,4% [14, 16].
По ФСН установлены более "мягкие", чем по единому сельскохозяйственному налогу в России, требования к уровню доходов от сельскохозяйственной деятельности, учитываемых при переходе на специальный налоговый режим (соответственно, 50 и 70% от суммы всех доходов) К тому же в РФ, в отличие от Украины, в соответствующую группу доходов не включаются доходы от оказания услуг, связанных с сельскохозяйственным производством.
В конечном счете в силу отмеченных особенностей налогообложения в Украине общий уровень налоговой нагрузки товаропроизводителей меньше, чем в России.
В то же время по ФСН и ЕСХН установлены схожие механизмы формирования налоговой базы. По ФСН базой является стоимость земли, по ЕСХН - сопоставимая (по кадастровой стоимости) площадь сельскохозяйственных угодий. В России, однако, существует более эффективный и справедливый, чем по фиксированному сельскохозяйственному налогу, механизм учета результатов оценки земли, поскольку: при формировании налоговой базы по ЕСХН используются более поздние (следовательно - более точные) результаты оценки сельскохозяйственных угодий (по состоянию на 2000 г.), чем по ФСН (по состоянию на 1995 г.) а индексация стоимости сельскохозяйственных угодий в Украине (в 1999 и 2003 гг.) не учитывается при налогообложении.
В Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться отсрочкой по уплате налогов (не только по ЕСХН) с учетом сезонного характера сельскохозяйственного производства и стихийных бедствий и иных обстоятельств "непреодолимой силы" [16, ст.64]. В первом случае за получение отсрочки предусмотрена уплата процентов в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, во втором - проценты не взимаются. Однако период, на который возможно получить отсрочку, значительно меньше (от одного до шести месяцев), чем на Украине (один или два года).


* В 2002 г. в натуральной форме было оплачено лишь 4% всех средств, поступивших в виде ФСН.


Литература
1. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Закон Российской Федерации от 29.12.2001 N187-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - N53 (ч. 1). - ст. 5023.
2. О фиксированном сельскохозяйственном налоге: Указ Президента Украины от 18.06.1998 N 52 (с изменениями и дополнениями) // Голос Украины. - 1998. - N 117 (23.06).
3. О фиксированном сельскохозяйственном налоге. Закон Украины от 17.12.1998 N 320-XIV (c изменениями и дополнениями) // Голос Украины. - 1999. - N 2 (06.01).
4. Положение о порядке взимания и учета ФСН. Утверждено Постановлением Кабинета министров Украины 23.04.1999 N 658 (с изменениями и дополнениями).
5. Методических рекомендациях по определению удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия. Приказ Минагрополитики Украины от 29.12.02 N 419 // Бухгалтер. - 2003. - N5. - С.20.
6. Порядок определения критерия, по которому на сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется специальный режим обложения НДС и ФСН. Утвержден Постановлением Кабинета министров Украины 01.03.2002 N 233 // Бухгалтер. - 2002. - N10-11. - Ч.I. - С.9.
7. Методика денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (временная). Утверждена Постановлением Кабинета министров Украины от 23.03.95 N213 (с изменениями и дополнениями).
8. Об индексации денежной оценки земель. Письмо Минфина, Минэкономики, Госкомзема, Госкомстата Украины от 05.10.1998 N 03-303/1592.
9. Об индексации денежной оценки земель. Письмо Госкомзема Украины от 14.01.2003 N 14-22-6/167 // Дебет-кредит. - 2003. - N7 . - С.53.
10. Об отдельных вопросах применения штрафных санкций по итогам документальных проверок. Письмо Госналогадминистрации Украины от 24.09.2001 N 12760/7/23-3317.
11. О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами. Закон Украины от 21.12.2000. N 2181-III
12. О внесении изменений в Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге". Закон Украины от 01.06.2000. N 1777-XIV.
13. О реструктуризации (отсрочке) уплаты ФСН. Письмо Госналогадминистрации Украины от 22.12.2000 N 17132/7/18-0617 // Дебет-кредит. - 2001. - N6. - С.85.
14. Чопенко В. Налоговая "гололедица" // Зеркало недели. - 2003. - N 12.
15. О применении кассового метода возникновения налоговых обязательств по НДС. Письмо Госналогадминистрации Украины от 12.11.2002 N 17525/7/15-3417 // Бухгалтер. - 2002. - N 46. - С.14.
16. О результатах проверки и анализа эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса в целях его реформирования в 2001 г.: Постановление Комиссии Счетной Палаты Украины от 27.03.2002 N 5-3. Киев: Счетная Палата Украины. - 2002. - Вып.6.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 31.07.1998 N 146 (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3824.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия