Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

О КОНВЕНЦИИ О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(информационный обзор)

23 мая 2002 года в г. Выборге состоялась международная конференция по вопросам приграничного сотрудничества, в которой приняли участие парламентарии стран СНГ, представители международных организаций и органов исполнительной власти, ученые и эксперты из государств Содружества. На конференции был обсужден первоначальный проект "Конвенции по приграничному сотрудничеству для государств-участников СНГ". Участники обсуждения подчеркнули, что такой проект должен быть документом, определяющим принципы деятельности по развитию взаимодействия приграничных территорий и учитывающим "формулу взаимодействия", реализуемую в Европейском союзе. Было предложено подготовить пакет соглашений для регулирования отдельных областей этого сотрудничества, предусмотреть создание органа по его мониторингу и разработать межгосударственную программу развития приграничного сотрудничества на основе уточненной Конвенции.
Большой вклад в доработку Конвенции о приграничном сотрудничестве внесла Межпарламентская Ассамблея СНГ, постоянная комиссия которой по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления в конце 2003 года представила новый ее вариант.

Принципиальное положение нового проекта Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ могут быть сведены к следящим основным положениям.
1. Приграничное сотрудничество основывается на принципах: поддержания жизнеобеспечения приграничных территорий, взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников СНГ, взаимного уважения их законодательства, ненанесения ущерба их экономическим и иным интересам, взаимной выгоды.
2. Участники приграничного сотрудничества будут принимать меры по гармонизации национального законодательства в этой сфере, созданию механизма решения правовых, административных или технических проблем развития приграничных территорий и в случае необходимости могут создавать специальные органы по приграничному сотрудничеству.
3. При создании регионов интеграции для участников приграничного сотрудничества на взаимной основе может предусматриваться национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или преференциальной режим.
4. В соответствие с Конвенцией, иными международными договорами и соглашениями, в которых участвуют государства СНГ, а также их национальным законодательством будет осуществляться содействие развитию приграничного сотрудничества по следующим направлениям и в следующих сферах:
- приграничная и межрегиональная торговля;
- осуществление инвестиционных проектов;
- производственно-техническое сотрудничество;
- сельское хозяйство и продовольственное обеспечение;
- транспорт и связь;
- рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды;
- правоохранительная деятельность;
- градостроительство и коммунальное хозяйство;
- регулирование миграции населения;
- формирование рынка труда;
- здравоохранение;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- научное и гуманитарное сотрудничество;
- другие направления, отвечающие целям и задачам приграничного сотрудничества.
Существенное значение для утверждения и реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве имеет, прежде всего, соответствующее законодательство России.
В проекте Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" (внесенном в парламент РФ Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств) к принципам приграничного сотрудничества (статья 7 проекта) отнесены:
1) конституционность;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3) приоритет интересов Российской Федерации и населения ее приграничных территорий;
4) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
5) мирное разрешение приграничных вопросов;
6) взаимное соблюдение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
7) ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
8) учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
9) государственная поддержка инициатив органов местного самоуправления, населения приграничных территорий, направленных на реализацию задач, закрепленных в настоящем Федеральном законе;
10) четкое разделение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления;
11) скоординированность действий участников приграничного сотрудничества;
12) правовая определенность и конкретность процедуры осуществления приграничного сотрудничества.
К ведению субъектов Российской федерации в сфере приграничного сотрудничества статья 13 проекта относит:
1)принятие законов и иных нормативных актов по вопросам приграничного сотрудничества, не отнесенных в ведение Российской Федерации и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов;
2)наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества;
3)финансирование и компенсацию приграничным территориям дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
4)обеспечение благоприятных условий для инвестиций и нормального функционирования действующих и создающихся на приграничных территориях предприятий и организаций, являющихся собственностью хозяйствующих субъектов сопредельного государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5)обеспечение условий для работы всех видов транспорта сопредельного государства, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов между приграничными территориями, а также их транзита;
6)содействие федеральным органам государственной власти в осуществлении контроля за незаконной миграцией на приграничных территориях.
Очень подробно определены в проекте закона полномочия органов государственной власти в сфере приграничного сотрудничества.
Федеральные органы государственной власти в сфере приграничного сотрудничества, по статье 14 проекта, полномочны:
1) заключать международные договоры и соглашения;
2) устанавливать специальный налоговый режим;
3) разрабатывать, принимать и реализовывать федеральные программы развития приграничных территорий;
4) устанавливать порядок и формы компенсации приграничным территориям дополнительных расходов, возникших в результате выполнения ими решений, принятых федеральными органами государственной власти;
5) устанавливать порядок и формы ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение федерального законодательства по вопросам приграничного сотрудничества в рамках своего ведения и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) предоставлять сопредельному государству информацию по вопросам приграничного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) обращаться в суд с исками о защите нарушенных прав в процессе приграничного сотрудничества;
8) принимать меры совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по упрощению процедур пограничного, таможенного, миграционного и иных видов контроля в отношении граждан, постоянно проживающих на приграничных территориях и пересекающих Государственную границу с целью посещения родственников, проживающих на приграничной территории сопредельных государств;
9) определять в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок упрощенного пересечения Государственной границы Российской Федерации группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях;
10) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации в международных договорах с сопредельными государствами упрощенный порядок пропуска через государственную границу Российской Федерации граждан Российской Федерации и сопредельных государств в части определения документов на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации;
11) согласовывать с органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечень отраслей и видов производства, а также приграничных территорий, в которых и на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных хозяйствующих субъектов;
12) устанавливать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации основные параметры льготного режима приграничной торговли;
13) разрабатывать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации специальные меры по обеспечению занятости населения приграничных территорий;
14) разрабатывать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации специальные меры по охране природы приграничных территорий, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по обеспечению устойчивого функционирования субъектов защиты государственной границы в условиях указанных ситуаций;
15) регулировать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничных территориях;
16) представлять интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;
17) координировать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества;
18) совместно с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств решать вопросы в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществлению согласованного надзора в области охраны окружающее природной среды;
19) вырабатывать унифицированные правила рыболовства, взаимодействовать с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств в решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществлять совместные меры по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;
20) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать согласованные с сопредельными государствами проекты землепользования на приграничных территориях, создавать особо охраняемые природные территории и акватории(национальные парки, заповедники и др.);
21) определять формы и порядок взаимодействия соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией и административным выдворением иностранных граждан с приграничных территорий;
22) во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти сопредельных государств и совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации создавать условия для взаимного предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского страхования, изучения санитарно-эпидемической обстановки, ведения статистики заболеваний на приграничных территориях, реализации иных мер в области медицинского обслуживания населения приграничных территорий;
23) осуществлять общий контроль за созданием и деятельностью совместных органов по приграничному сотрудничеству в регионах интеграции и сотрудничества;
24) открывать по представлениям субъектов Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти по приграничной службе, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом интересов сопредельных государств в сфере приграничного сотрудничества пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, строительство и оборудование которых производить за счет средств федерального бюджета, средств бюджета заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и средств бюджета заинтересованных субъектов Российской Федерации;
25) координировать взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей;
26) устанавливать с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации территории, на которых осуществляется приграничное сотрудничество с сопредельными государствами;
27) иметь иные полномочия в пределах ведения Российской Федерации и в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам приграничного сотрудничества.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества (статья 18 проекта) определены следующими позициями.
Органы местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества в праве:
- принимать нормативно-правовые акты в пределах своих полномочий;
- разрабатыать и утверждать собственные инвестиционные программы;
- устанавливать местные налоги и сборы;
- обращаться с предложениями, ходатайствами в компетентные органы о принятии решений о перемещении через Государственную границу Российской Федерации машин, механизмов, материальных ресурсов, рабочей силы в соответствии с договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации с сопредельными государствами в соответствии с федеральным законодательством;
- заключать с органами власти приграничных территорий сопредельных государств соглашения об экономическом, гуманитарном, экологическом сотрудничестве и создавать совместные органы по координации деятельности в сфере приграничного сотрудничества;
- принимать участие в разработке порядка пропуска граждан сопредельного государства на приграничную территорию Российской Федерации;
- устанавливать в рамках собственных налоговых компетенций дополнительные льготы;
- в пределах своей компетенции обмениваться информацией с органами власти приграничных территорий сопредельного государства;
- вносить в федеральные органы государственной власти предложения по вопросам определения особенностей землепользования на приграничных территориях;
- по согласованию и в соответствии с федеральным законодательством устанавливать местонахождение и размеры земельных участков, сдаваемых в аренду иностранным физическим и юридическим лицам на приграничных территориях;
- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными единицами приграничных территорий сопредельных государств, с их юридическими, физическими лицами;
- заключать с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) по вопросам приграничного сотрудничества: в области культуры, образования, торговли, медицинского обслуживания, градостроительства, развития транспорта, дорожного строительства, благоустройства сел, поселков, строительства школ, физкультуры и спорта и т.д. - по всем вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления в соответствии с российским законодательством;
- назначать в соответствии с уставами муниципальных образований должностных лиц местного самоуправления по вопросам приграничного сотрудничества;
- принимать участие в реализации федеральных и региональных программ развития приграничных территорий;
- осуществлять иные полномочия в интересах приграничного сотрудничества, вытекающие из вопросов ведения органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона
"О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации"

В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем, которые в той или иной степени затрагивают 49 субъектов Федерации, являющихся приграничными.
Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к Государственной границе. К тому же в новых экономических условиях приграничные районы оказались наиболее удаленной окраиной российского рынка, что значительно затрудняет их развитие и усугубляет неблагоприятную социально-экономическую ситуацию практически по всему периметру российских границ.
Для 26 регионов, граничащих с сопредельными странами Содружества Независимых Государств, значительные негативные последствия связаны, кроме того, с разрывом ранее сложившихся хозяйственных связей. Здесь государственные границы разделили транспортные системы, энергетические сети, другие объекты производственной и социальной инфраструктуры и даже некогда единые населенные пункты, затруднив решение не только производственных, торгово-экономических, но и наиболее насущных бытовых проблем. Большинство из них либо остаются нерешенными, либо решаются вне правового поля, что способствует превращению территорий, имеющих для страны стратегически важное значение, в зону коррупции и криминала.
Между тем, мировой опыт свидетельствует, что приграничное сотрудничество является важнейшим фактором активизации внешнеэкономических и международных связей государства, а разумное использование преимуществ приграничного положения позволяет дать мощный импульс для развития даже самых, казалось бы, неперспективных приграничных регионов. Наибольших успехов в этом направлении, как известно, достигли государства Евросоюза.
К мерам системного характера, имеющим принципиальное значение для более активного включения приграничных регионов в международные и внешнеэкономические связи и активизации на этой основе их социально-экономического развития, прежде всего, относится Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная Правительством в 2001 году. Кроме того, 5 января 2003 года Россия присоединилась к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Подписав этот документ, федеральные власти взяли на себя обязательство оказывать всяческое содействие приграничному сотрудничеству регионов России с регионами сопредельных государств.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия