Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Родионов Д. Г.
доцент кафедры финансов и денежного обращения
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,
кандидат экономических наук


О ТРАКТОВКАХ ПОНЯТИЯ "РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА" В СФЕРЕ УСЛУГ И ЗАДАЧАХ ПО ЕЕ РАЗВИТИЮ В РЕГИОНАХ РФ

В экономической литературе "рыночная инфраструктура" трактуется по-разному. В одном случае под рыночной инфраструктурой понимается "комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителям" [2], в другом - она определяется как "каркас рынка, представляющий собой разветвленную и взаимосвязанную сеть предприятий и хозяйств для обслуживания процессов обмена и движения товара" [3]. Наконец, ее рассматривают как совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы [8].
Различаются представления и о сферах рыночной инфраструктуры. С одной стороны, она оценивается как система, на основе которой только и возможно функционирование любого хозяйства [4], с другой - как система, обслуживающая лишь процесс товародвижения в экономике [1]. В первом случае в ее состав включают практически все рыночные институты, а некоторые авторы образование, медицину и т.д. Сторонники второй трактовки включают в состав рыночной инфраструктуры только складские, снабженческие, сбытовые, транспортные организации и т.п.
Таким образом, единый методологический подход отсутствует.
Необходимо в этой связи различать две стороны рыночной инфраструктуры: материально-вещественные ее составляющие, создающие условия для функционирования рынка (складские здания и сооружения, торговые площади, оборудование бирж, банков, рекламных агентств и т.д.), и экономические отношения по поводу деятельности субъектов рынка, обеспечивающие условия для товарного и денежного обращения, носителями которых и является рыночная инфраструктура.
Современная экономика, в том числе сфера услуг, требует наличия мощных информационно-коммерческих сетей, высокоэффективных средств финансовых и кредитных расчетов, информатизации и т.п. Важную роль рыночная инфраструктура играет в размещении производительных сил и экономическом развитии регионов. Невысокий уровень развития рыночной инфраструктуры в некоторых регионах РФ обусловливает низкий уровень деловой активности, слабое развитие товарного и денежного обращения, неполное удовлетворение платежеспособного спроса населения на товары и услуги.
Поэтому наиболее целесообразно определение рыночной инфраструктуры как совокупности объектов и институциональных структур, обеспечивающих формирование материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка. [5]
К рыночной инфраструктуре относятся организации материально-технического снабжения, кредитования, страхования, маркетинга, информационного и правового обслуживания, объединяющие сферы производства, обращения и потребления, обеспечивающие ускорение материальных, финансовых и информационных потоков и в итоге способствующие повышению эффективности общественного производства.
Оценка зарубежного и российского опыта позволяет предложить следующую классификацию рыночной инфраструктуры, в том числе в сфере услуг:
- по пространственному признаку (международная, национальная, межрегиональная, региональная и т.п.);
- по формам собственности (частная, кооперативная, государственная, общественных организаций, иностранная);
- по функциональному назначению.
Наиболее важна классификация по функциональному признаку. Она предполагает выделение информационно-коммерческой инфраструктуры (маркетинговые центры, рекламные агентства, центры сбора, обработки, передачи коммерческой информации, фирмы связи и коммутации и т.д.); экономико-правовой (суды, консультационно-правовые фирмы, адвокатские и нотариальные конторы и т.д.), финансово-кредитной (коммерческие банки, кредитные, страховые, гарантийные учреждения); торгово-посреднической инфраструктуры (ярмарки, биржи, торговые дома, представительства, коммерческие центры и т.д.).
Вместе с тем в ее состав входят и многофункциональные организации, прежде всего торгово-промышленные палаты, оказывающие широкую гамму услуг - посреднических, информационных, правовых.
Информационно-коммерческая инфраструктура приобретает все большее значение в связи с необходимостью прогнозирования платежеспособного спроса, оценки его динамики, определения соответствующих пространственных и временных характеристик. Для этого в регионах целесообразно создавать специализированные службы разработки научного инструментария изучения спроса и предложения на новые виды услуг, подготовки обзоров, отчетов, докладов о конъюнктуре регионального рынка (по заказам заинтересованных хозяйствующих субъектов), проведения социологических исследований, участия в выставках, ярмарках, научно-общественных мероприятиях.
Одно из важнейших направлений информационного обеспечения рынка - рекламная деятельность, уже превратившаяся и в России в основной инструмент формирования спроса, в частности, на услуги. Существует, однако, насущная потребность в региональных рекламных агентствах, работающих на основе заказов, контрактов и договоров, заключаемых с малыми предприятиями, кооперативами и частными предпринимателями, в том числе в сфере услуг.
Динамично развивающимся элементом инфраструктуры рынка услуг региона являются оптовые ярмарки и выставки. Причем происходит постепенное изменение функций оптовых ярмарок и выставок. На первое место выходит сбор и обработка информации о состоянии рынка, перспективных планах и намерениях производителей и потребителей. (Санкт-Петербург и Москва имеют долгосрочные программы выставочно-ярмарочной деятельности, предусматривающие ее координацию, предотвращение и пресечение ненадлежащей деятельности, развитие экспозиционной инфраструктуры).
Эффект от совершенствования сбора, обработки и передачи информации при производстве любых товаров и услуг выражается в снижении трансакционных издержек, ускорении процесса производства, улучшении материально-технического снабжения, ускорении оборачиваемости финансовых ресурсов. Современные средства компьютеризации ускоряют обработку деловой и банковской документации, платежных документов, чеков, пластиковых карт, ведение бухгалтерии.
Существенным новым моментом в развитии информационной инфраструктуры является передача информационных ресурсов, баз данных, архивов в региональную собственность. В 2001 г. в РФ принят ряд соответствующих законов (Закон г. Москвы "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", Закон г. Москвы "Об архивном фонде города Москвы и архивах", Закон Санкт-Петербурга "О государственных информационных ресурсах Санкт-Петербурга и информационном обеспечении органов государственной власти Санкт-Петербурга"). Участие в информационном процессе таких специализированных центров, как, например, "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (при Комитете по информатизации и связи Администрации Санкт-Петербурга), позволяет более активно воздействовать не только на хозяйственную деятельность предприятий, но и на формирование всей инфраструктуры рынка. Проект целевой программы "Электронный Санкт-Петербург" предусматривает, в частности, следующие мероприятия: создание интегральной сети информации на базе интерактивных систем кабельного телевидения, размещение на территории города 30-40 информационных киосков с информационно-справочными ресурсами общего пользования и т.д.
При развитии экономико-правовой инфраструктуры рынка необходимо иметь, наряду с независимыми арбитражными судами, третейские суды при ассоциациях и объединениях промышленников и предпринимателей (подобные суды уже созданы, например, в Москве Российским союзом промышленников и предпринимателей) и региональные правовые консультационные центры. В функции последних входят: рекомендации по применению законодательства в конкретных сферах деятельности; проверка на соответствие требованиям законодательства проектов приказов, инструкций, распоряжений и других документов хозяйствующих субъектов; подготовка предложений по определению прав и обязанностей структурных подразделений предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, фирм и т.д.; участие в разработке хозяйственных договоров, условий поставки и других документов, регулирующих отношения в рыночной экономике; консультации по претензиям и хозяйственным спорам и применению экономических санкций; подготовка информационных материалов по действующему законодательству; проверка на соответствие требованиям законодательства проектов решений общих собраний акционерных обществ, правления и т.д. Они могли бы взять на себя и консультации по коллективным договорам и их юридическому сопровождению, вопросам аренды земли и недвижимости, корпоративного управления, защиты прав акционеров, приватизации, банкротства, международного хозяйственного права, внешнеэкономической деятельности.
В России пока особые проблемы вызывает прежде всего финансово-кредитная инфраструктура. Практически отсутствуют внебанковские финансово-кредитные учреждения: кредитные, гарантийные, страховые товарищества и ассоциации. В РФ действует не более 200-300 кредитных объединений предпринимателей, что, безусловно, ничтожно мало. В дореволюционной России функционировало 12 тысяч кредитно-потребительских союзов.
В этой связи вызывает интерес и опыт, в частности, Испании, по организации "обществ взаимного гарантирования" (ОВГ), которые в отличие от кредитных союзов не осуществляют кредитных операций, а выдают гарантии финансовым учреждениям, банкам при оформлении кредитов под конкретные проекты. В Испании при реализации крупных проектов гарантом выступает и государство.
Использование заемных средств для реализации проектов на потребительском рынке начинает входить в практику деятельности региональных администраций. Так, в Москве с использованием средств городских облигационных займов реализуется программа создания сети оптовых продовольственных рынков.
Ряд авторов [6,7] предлагает использовать бумаги займов в качестве средства платежа при уплате местных налогов, платы за использование местных ресурсов, штрафов и различных разовых платежей, принимать облигаций займа в качестве залога под выдаваемые займы и кредиты, в качестве взносов в уставные капиталы существующих и вновь образуемых акционерных обществ с участием местных органов управления, осуществлять конвертацию облигаций займа в акции предприятий и акционерных обществ, находящихся в собственности региональных органов управления.
Целесообразно предоставить инвесторам право конвертировать облигации займа в акции тех объектов, которые создаются региональными органами управления за счет средств, мобилизованных на основе этого же займа, а держателям облигаций займа возможность обменять их на акции предприятий других отраслей, в уставном капитале которых региональная администрация имеет свою долю. Повысит привлекательность облигаций займов и возможность конвертации их в облигации других региональных займов (уже выпущенных или предполагаемых к размещению).
В результате владельцы облигаций получат широкое поле для вторичных операций с ними, для конвертации в акции предприятий потребительского рынка региона, в акции приватизированных предприятий других отраслей, в ценные бумаги других регионов, для использования в качестве средства платежа в расчетах с местным бюджетом, в качестве залога в крупнейших региональных банках.


Литература:

1. Большой экономический словарь. Под ред. Азриляна А.Н. - М.: 1994.
2. Каренов Р.С. Терминология рыночной экономики и бизнеса. - Алма-Ата, 1994.
3. Муфтиев Г.Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. - М.: "Наука", 1993.
4. Муханова Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. - М.: 1994.
5. Новоселов А.С. Региональные рынки. - М.: 1999.
6. Рождественская И.А. Социально-культурный комплекс в переходной экономике. - М.: 1997.
7. Ростанец В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. - М.: ИРЭИ, 2000.
8. Статистика рынка товаров и услуг. Под ред. И.К. Белявского. - М.: "Финансы и статистика", 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия