Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лонский Т. В.
аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета
Ерлыгина Е. Г.
доцент кафедры менеджмента Владимирского государственного университета,
кандидат экономических наук


Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона
Развитие новых технологий, продуктов и услуг, переход на инновационный путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования, обусловили необходимость формирования современной региональной инновационной системы — инновационного университетского комплекса, обеспечивающего эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе и играющего в образовательной системе региона доминирующую роль
Ключевые слова: инновационное развитие, научный потенциал, университетский комплекс, качество образования, конкурентоспособность региона

Современный этап развития России характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями в экономической сфере, развитием научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Главным условием перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы,
Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейший сегмент такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы.
Высшее профессиональное образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических условиях становятся одним из наиболее эффективных путей обеспечения качества специалистов и регулирования профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы.
Роль вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих задач по развитию внутривузовской инфраструктуры: *
— выделение инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной);
— формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента вуза;
— целенаправленная деятельность по созданию (на базе вуза и с его участием) сети малых предприятий наукоемкого бизнеса;
— формирование системы передачи части результатов инновационной деятельности в учебный и научный процессы;
— создание совместно с региональным уровнем исследовательских лабораторий и исследовательских центров, встроенных в инновационные процессы высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики;
— создание координирующих инфраструктурных элементов (советов, рабочих групп и пр.) для интеграции инновационной деятельности вузов;
— создание постоянно действующих институтов, необходимых для продвижения на рынок инновационной продукции — выставок, конкурсов, ярмарок, а также ассоциативных объединений для защиты интересов инновационного бизнеса.
Владимирский государственный университет на сегодняшний день считается ведущим вузом в регионе и является системообразующим в сфере высшего образования Владимирской области. Университет является основным поставщиком специалистов для большинства сфер жизнедеятельности Владимирской области, имеет в своем составе развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и региональное образовательное и информационное пространство.
Создание на базе Владимирского государственного университета инновационного центра интегрирующего научные, образовательные и производственно-технологические структуры представляется в виде инновационного университетского комплекса, играющего в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом).
Университетский комплекс созданный на базе государственного университета федерального ведения, — это совокупность образовательных, научных, конструкторских, технологических, производственных, инновационных, социальных и иных структур, а также установленных тесных связей между ними, организованный с целью повышения роли университета в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии города, региона, отраслей, ведомств страны; расширения сферы его деятельности; обеспечения привлечения инвестиций на основе реализации проектов в образовательной, научно-технической, производственной и инновационной областях *.
Создание инновационного университетского комплекса заключается в интеграции существующего вузовского и научного потенциала, качественном обновлении учебно-лабораторной, научной, экспериментальной, информационной и социальной базы, достижении максимального синергетического эффекта от кооперации, формирования современных условий для полноценной учебы, научной и инновационной деятельности, быта, отдыха и безопасности жизнедеятельности. Это в полной мере соответствует реформе вузовского образования и науки, реализуемой Правительством РФ и имеющей целью существенно повысить их эффективность при оптимизации государственных расходов.
Структура инновационного университетского комплекса представляется в виде 5 основных структурно-функциональных комплексов (рис.1):
Рис. 1. Структура инновационного университетского комплекса

Учебно-инновационный комплекс включает в себя:
— территорию, занятую вузами;
— научно-образовательный центр;
— центр дистанционного обучения;
— центр дополнительного профессионального образования;
— бизнес-школу.
Организационно-управленческий комплекс включает:
— финансово-экономический отдел;
— отдел организации и сопровождения НИОКР;
— отдел метрологии и стандартизации;
— отдел научно-технической информации;
— региональный центр содействия трудоустройству выпускников;
— центр интеллектуальной собственности.
В научно-исследовательском комплексе размещаются здания исследовательских институтов.
Инновационно-производственный комплекс включает в себя: технопарк (бизнес-инкубатор, центр трансферта технологий, инновационные центры, службы, отделы, научно-исследовательские лаборатории, производственно-технологические модули), венчурные фирмы, сервисные службы.
Территориальный комплекс формируется как полифункциональный комплекс, объединяющий ряд комплексов коллективного пользования:
— единый информационный центр;
— единый «университетский медицинский центр» с межвузовской поликлиникой;
— крупный спортивный комплекс;
— комплекс общежитий и гостиниц для студентов и аспирантов;
— жилой комплекс (гостиницы);
— ведомственный жилой комплекс.
Структуры входящие в комплекс, обеспечивают реализацию поставленных задач (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс задач реализуемых инновационным университетским комплексом

Основными целями создания инновационного университетского комплекса, являются:
● Повышение качества образования.
● Обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
● Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов.
● Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в инновационный университетский комплекс.
● Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
● Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.
Инновационный университетский комплекс позволит решить проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к производственной деятельности; будет способствовать привлечению ресурсов предприятий для развития образовательных учреждений, входящих в университетский комплекс. В итоге это создаст возможность в оптимальные сроки восстановить интеллектуальный потенциал региональных предприятий и обновить производство за счет наукоемких технологий.
Основным результатом функционирования инновационного университетского комплекса, являются научные знания, научно-технические, и образовательные услуги.
Существенной особенностью Университета является его включение в инновационно-технологическую среду, порожденную технопарком и позволяющей не только осуществлять трансферт новых знаний в реальную практику, но и предметно воспитывать инновационных организаторов в областях науки, образования, высоких технологий, экономических, политических и социальных процессов. Воспитание новой интеллектуальной элиты для регионов страны здесь, в реальных российских условиях, — главная задача политического, социального и экономического процессов России.
Таким образом, основными особенностями современного этапа развития общества являются: формирование инновационной экономики; усиление роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ; переход на инновационный путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования; создание университетских комплексов международного уровня.
Создание инновационного университетского комплекса в регионе обеспечит региональной экономике устойчивое развития социальных процессов, повышение конкурентоспособности и привлекательности региона, позволит стимулировать региональное развитие, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, то есть способствовать эффективному экономическому росту региона.


Литература
1. Видякина О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов // Университетское управление. — 2008. — № 1. — С. 58–64.
2. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов /Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ). URL : http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm.
3. Лаптев В.В., Писарева С.А. Интеграция науки и образования как фактор развития общества // Инновации. — 2004. — № 6.
4. Лаптев, О.В. Инновационный сценарий развития территории. URL : http://www.evrodol.ru/invest/inv_10.htm (дата обращения: 18.07.2009).
5. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. /Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ). URL : http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm.
6. Похолков, Ю. Опора на семь принципов // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». — 2006. — № 1–2 (867–868). URL : http://aeer.ru/winn/press/kriter_poh0106.phtml (дата обращения: 01.06.2007).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия