| | Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Курбанова З. З. соискатель Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук (г. Махачкала)
| |
| | В статье рассмотрены проблемы территориальной экономической интеграции на региональном уровне. Дается характеристика этапов развития региональной экономики. Анализируются проблемы интеграции территориальных комплексов | Ключевые слова: региональная экономика, экономическая интеграция, территориальный хозяйственный комплекс | Основная хозяйственная деятельность страны осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России обладает характерными природными ресурсами, особенностями их размещения, национальными и историческими традициями, имеют свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию, занимают определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами [1].
Изучение хозяйства регионов в России велось всегда, но целенаправленное исследование и преобразование региональной экономики началась в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, развитие которого включает три периода.
Первый этап (1920–1970-е гг.) — был отмечен началом крупных практических исследований и созданием условий для развития региональной экономики. Известные ученые и практики — экономисты, географы, плановики, такие как И.Г. Александров, Н.Н. Баранский, В.Ф. Васютин, Н.А. Колосовский, Л.Л. Никитин, С.Г. Струмилин, Я.Г. Фейгин и др. обосновывали необходимость внедрения научных планово-аналитических методов формирования региональной экономики.
На втором этапе развития (1960–1990-е гг.) региональной экономики, благодаря взаимодействию творческих коллективов во главе с Н.Н. Некрасовым, А.И. Ведищевым, А.Е. Пробетом, С.В. Славиным, Р.И. Шнипером и многими другими, составлялись схемы развития и размещения производительных сил в условиях административно-командной системы.
Третий этап (с начала 1990-х гг.) сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям. Произошедшие изменения форм государственного управления привели к пересмотру целей исследований.
Понятие «регион» заимствовано из категориального аппарата экономической и социальной географии, которая рассматривает его как таксономическую единицу природно-территориального деления страны в соответствии с имманентными данной отрасли научного знания признаками и индикаторами [2]. С научной точки зрения регион можно рассматривать как независимую единицу мезоэкономической структуры национального хозяйства. Он представляет собой форму организации и функционирования социальной хозяйственной системы, целенаправленно выполняющей процесс самовоспроизводства на основе использования принципа сравнительных преимуществ с учетом факторов локально-территориального характера и имеющихся ресурсов. При этом экономические интересы и социальные цели региона совпадают с федеральными, а индикаторы эволюционной динамики должны согласоваться со стратегическими ориентирами развития страны. Важное значение имеет и фактор территориально- поселенческой общности населения.
Регионы являются субъектами Российской Федерации, т.к. они имеют правовое оформление, управленческую деятельность, организационное становление, информационное обеспечение, действующие распределительные механизмы, финансовые технологии, регулирование логических схем товаропотоков и каналов движения материальных ценностей. Крупные экономические районы в принятой схеме таких координат имеют статус мезорегиона, а внутрирегиональные структуры — микрорегиона.
Региональное деление — это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам Федерации осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывающая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учетом специфики различных районов своей территории [3].
При изучении региональных проблем и путей развития регионов необходимо принять во внимание, что российские регионы существенно отличаются друг от друга. Данные особенности включают территориальный, природно-географический характер, особенности экономического потенциала, различия в уровне развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. При этом необходимы исследования производственной и социальной инфраструктуры, количества предприятий и организаций, общей численности населения и его трудоспособной части, налогового потенциала и других факторов.
Проблемы прогнозирования эффективности функционирования региональных экономических систем особенно актуальны. При этом главным стало достижение не просто оптимального сочетания общегосударственного и регионального управления, а эффективной саморегулируемости региональных экономических систем при активной роли федеральных и региональных органов государственной власти [5].
Экономическая интеграция — это присущий современному обществу объективный процесс постепенного сращивания хозяйственных механизмов двух или нескольких государств или регионов, находящихся, как правило, на одном уровне экономического развития, имеющих совместимые социально–экономические, политические системы и приоритеты. Этот процесс проявляется в создании региональных интеграционных объединений, содержащих определенный набор экономических и правовых инструментов и норм [7].
На региональном уровне экономическая интеграция может связать отсталые нерентабельные территориальные комплексы и хозяйствующие субъекты, удовлетворяющие рыночный спрос на товары и услуги, что приводит к уменьшению безработицы, инфляции и социальной напряженности. При такой интеграции могут возникнуть и другие эффекты: улучшение качества товаров и услуг, рост внебюджетных доходов, более полное удовлетворение спроса потребителей. Все это приводит к повышению эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых территориальных комплексов и хозяйствующих субъектов. Интеграция также приводит к расширению воспроизводства за счет реинвестирования внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию кадров.
Развитие межрегиональных экономических связей и процессов интеграции регионов происходит в условиях продолжающейся реформы по формированию экономических отношений между центром и субъектами Федерации.
В развитии межрегионального сотрудничества и процесса интеграции весомый вклад вносят ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, которые начали создаваться с 1991 г. по инициативе региональных органов власти. На начальном этапе своей деятельности ассоциации решали в основном политические задачи. Однако в дальнейшем основные направления деятельности ассоциации сконцентрировались на экономических проблемах взаимодействия регионов.
Ассоциации экономического взаимодействия регионов решают задачи реализации крупномасштабных региональных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, они являются важной и перспективной формой регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. Однако эффективность их работы недостаточна, что обусловлено нечеткостью функций и правового статуса, ограниченными экономическими возможностями многих субъектов Федерации. Необходима разработка реальных механизмов регулирования интеграционных процессов в рамках ассоциаций, преодоление ориентации руководителей регионов на локальные интересы [4].
Региональную экономику следует рассматривать с позиций обеспечения условий наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов, расположенных как на территории региона, так и за его пределами [8].
Изучая теоретические аспекты интеграции территориальных комплексов, в первую очередь необходимо дать научную классификацию различных их видов. При рассмотрении объектов классификации можно выделить территориальные комплексы, различные хозяйствующие субъекты всех типов, уровней и форм собственности. Классификационным признаком может служить разноуровневость организационно–правовых структур. Действительно, если интегрировать хозяйствующие субъекты только определенной отраслевой направленности, то в данном случае имеет место горизонтальная интеграция.
Развитие регионов с точки зрения интеграционного подхода должно рассматриваться как формирование открытых, сложных систем, находящихся в динамическом состоянии. В этом случае регион можно представить как сложноорганизованное образование, которое включено в более крупную, более глобальную систему.
Экономические выгоды интеграции определяются, прежде всего, масштабностью формируемых хозяйственно-кооперативных комплексов, широтой их состава и тесными связями, т.к. обособленные небольшие территории в хозяйственном отношении малоэффективны, неустойчивы в развитии и не способны к самостоятельному прогрессированию.
Многие исследователи (Д.В. Тимофеев, С.М. Башарин, С.В. Терещук, В.Н. Краев, Е.В. Сибирская, В.В. Смыков) считают, что большое значение при разработке механизмов усиления интеграционных процессов имеет формирование и деятельность интеграционных институтов. В деятельности таких интеграционных институтов должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон: бизнеса, органов региональной власти и местного самоуправления [6]. Таким образом, обеспечивается устойчивая связь региона с внешней средой. Региональный подход к решению различных проблем управления территориальной экономической интеграцией в последнее время выходит на первый план. Именно на региональном уровне возможно принятие более эффективных и оптимальных решений в преобразовании социально-экономической системы Российской Федерации. |
| |
|
|