Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Аманбаев М. Н.
президент Международной школы бизнеса Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова (г. Алматы),
кандидат философских наук, доцент


Формирование и развитие системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан
В статье рассматриваются вопросы генезиса развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан и становления накопительной пенсионной системы
Ключевые слова: Республика Казахстан, пенсионное обеспечение, накопительная система пенсионного обеспечения

В качестве долгосрочных приоритетов Стратегии «Казахстан-2030» определены цели: экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, а также здоровье, образование и благополучие граждан страны. Одним из важных факторов, характеризующих благополучие граждан в обществе и экономический рост государства, является уровень жизни пенсионеров. В связи с этим пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально-экономических проблем.
Важными отличительными качествами советской пенсионной системы были ее всеохватывающий характер и высокий уровень огосударствления. Суть последнего состояла в полном финансировании пенсионной системы за счет средств государственного бюджета. Государственная поддержка дополнялась большим количеством пенсионных льгот и бесплатными, общественными фондами потребления. К этому следует добавить стабильность цен на потребительские товары и практически полное отсутствие открытой инфляции, обесценивающей денежную составляющую пенсии.
Переход к рыночной экономике означал разгосударствление собственности, ее преобразование в частную собственность и соответствующее уменьшение централизации доходов в государственном бюджете, за счет которых обеспечивалась выплата пенсий. Возникла необходимость перехода к системе пенсионного страхования — изъятию пенсионных взносов из доходов (в основном из заработной платы) работающего населения. Вся система социального, в том числе пенсионного, обеспечения в условиях рынка покоится на заработной плате наемного работника. Никаких льгот и никаких бесплатных общественных фондов рыночная экономика не признает и отвергает их, что и показывает эволюция казахстанской пенсионной системы.
Во всех странах пенсионное обеспечение рассматривается как одна из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, так как затрагивает интересы практически всего взрослого населения. Как показывает мировая практика, существует четыре основных способа материального обеспечения людей в нетрудоспособном возрасте: они могут продолжать работать наряду с молодыми, их может взять на свое попечение семья, они могут получать пенсию или жить на ранее сделанные сбережения. Поэтому современная система государственного регулирования социальных и экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей. Пенсионное обеспечение относится к числу приоритетных направлений социальной защиты населения.
Политика в области пенсионного обеспечения является также одним из рычагов государственного воздействия на экономику. Пенсионеры составляют значительную и постоянно растущую часть общества, поэтому пенсионная политика становится не только инструментом экономической политики государства, но и инструментом политического влияния. Влияние института пенсионного обеспечения на экономическую систему трудно переоценить. Пенсионные трансферты изменяют бюджетные ограничения и мотивацию потребителей, затрагивают процессы экономического выбора и формирования микро- и макроравновесия. Пенсионные фонды, распоряжающиеся долгосрочными финансовыми ресурсами, входят в число наиболее активных институциональных инвесторов в экономике.
Социально-экономический механизм пенсионного обеспечения в значительной мере зависит от типа и модели экономического развития страны. В условиях социализма государство выступало и как основной работодатель, и как собственник средств производства, и как орган, устанавливающий «правила игры» в социальной сфере. Это позволяло государству гарантировать экономическую и социальную стабильность, а также нести ответственность за экономические и социальные риски. Переход к рынку неизбежно был связан с либерализацией и ростом розничных цен и тарифов, образованием рынка труда и, соответственно, ослаблением государственного контроля за заработной платой и формированием общей массы денежных доходов населения, появлением безработицы. Все эти кризисные явления в экономике определенным образом отражались на жизни людей, что не могло не отразиться на качестве пенсионного обеспечения граждан.
Правовая база социальной защиты пенсионеров независимого Казахстана впервые была закреплена в Законе Казахской ССР от 17 июня 1991 года «О пенсионном обеспечении граждан Казахской ССР». Необходимость приведения его в соответствие с изменяющимися социальными и экономическими условиями стало причиной постоянного внесения в него поправок и изменений на протяжении 1994–1997 гг., свидетельствующих о нарастающем кризисе пенсионной системы. Однако процесс изменений проходил без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами.
Отправной точкой программы пенсионного переустройства в Казахстане стало принятие Закона «Об уточненном республиканском бюджете на 1994 год», где впервые было введено разделение (в функциональном и финансовом плане) пенсий по старости и пособий по инвалидности, при потере кормильца и социальных пенсий. Произошедшая упорядоченность в пенсионном обеспечении позволила снять часть нагрузки с бюджета, отчисление средств на формирование пенсий по старости было возложено на работодателей и самих работающих — частных предпринимателей [1].
Серьезной попыткой реформирования пенсионного обеспечения было принятие Закона Республики Казахстан «О негосударственных добровольных пенсионных фондах» от 3 июня 1996 года, который был предназначен для регулирования правовых отношений, возникающих при создании и деятельности добровольных пенсионных фондов. К сожалению, по ряду объективных причин он также не получил практическую реализацию.
Следующим шагом стало предложение Национального банка РК о реформировании солидарной пенсионной системы, которое поступило в Правительство в ноябре 1996 г. В марте 1997 г. была одобрена «Концепция реформирования пенсионного обеспечения в Республике Казахстан». В это же время на публичное обсуждение был вынесен первый проект закона. В мае 1997 г. он был рассмотрен в Парламенте, а 20 июня принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Издание специального закона способствовало установлению правовых, организационных и финансовых основ для функционирования системы негосударственного обязательного пенсионного обеспечения, определило развитие и совершенствование нормативного правового регулирования нового вида общественных отношений, возникающих в сфере накопительной пенсионной системы (НПС). Эти отношения, с одной стороны, обладают признаком системности, с другой — отличаются известной однородностью и одновременной обособленностью. Об этом свидетельствует выделение в области пенсионного обеспечения трех основных групп правовых отношений:
1) по созданию и функционированию системы пенсионного обеспечения;
2) по формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам пенсии при наступлении пенсионных рисков (наступлении старости, потери трудоспособности, потери кормильца и иных установленных законом случаях);
3) отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы пенсионного обеспечения [2].
Законом закладывалась жесткая система государственного регулирования накопительной пенсионной системы, предусматривающая осуществление постоянного контроля за деятельностью основных участников рынка пенсионных услуг: накопительных пенсионных фондов (НПФ); организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА); и банков-кастодианов с целью защиты интересов вкладчиков.
В первые годы становления накопительной пенсионной системы их деятельность контролировалась тремя государственными органами — Национальным банком Республики Казахстан, Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам и Комитетом по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов.
На сегодняшний день, государственным органом, осуществляющим функции и полномочия по регулированию и надзору за деятельностью НПФ, ООИУПА, банков-кастодианов, страховых организаций является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). Одной из главных задач данного органа является реализация государственной политики в области накопительной пенсионной системы, обеспечение устойчивой деятельности всех участников, задействованных в пенсионном обеспечении населения в целях защиты вкладчиков и получателей и их пенсионных накоплений.
Пенсионная реформа в Казахстане радикально изменила систему пенсионного обеспечения в нашем государстве, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных накоплений, институциональные и правовые основы ее функционирования и др. В основных программных документах Республики Казахстан отмечается, что накопительная пенсионная система является одним из основных направлений социальной политики страны.
Главным в пенсионной реформе стал постепенный переход от распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, предусматривающей индивидуальные пенсионные сбережения в накопительных пенсионных фондах.
Переход к накопительной пенсионной системе был связан со следующими основными причинами.
1) Снижение занятости населения, высокая доля убыточных предприятий, появление теневого сектора экономики, резкое сокращение реальной заработной платы и ее несвоевременная выплата, падение объемов ВВП, высокие темпы инфляции и рост безработицы, а также иммиграция населения трудоспособного возраста. Все эти негативные явления приводили к сокращению поступления доходов в государственный бюджет.
2) Рост удельного веса пенсионеров в структуре населения, вызванный естественным процессом старения, наличием многочисленных льгот при досрочном выходе на пенсию и другими факторами увеличивали нагрузку на пенсионный фонд республики. Процесс старения населения страны привел к увеличению демографической нагрузки, т.е. уменьшилось соотношение между количеством работающих и количеством состоявшихся пенсионеров.
3) Высокие размеры обязательных отчислений от фонда оплаты труда во внебюджетные фонды привели к хроническим неплатежам взносов и отчислений во внебюджетные фонды, декларированию минимального дохода в отчетах для внебюджетных фондов.
4) Неэффективная система управления пенсионным обеспечением. Функции сбора и расходования пенсионных средств были рассредоточены по разным организационным структурам, отсутствие персонификации в сборе и расходовании средств способствовало нецелевому их использованию.
5) Отсутствие персонифицированного учета пенсионных взносов не стимулировало индивидуальную ответственность и заинтересованность населения в обеспечении старости.
Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности к пенсионному накоплению.
Реформирование системы пенсионного обеспечения происходило по следующим направлениям:
1) повышение возраста выхода на пенсию;
2) установление более строгих требований для назначения пенсий;
3) увеличение необходимого трудового стажа для получения солидарной пенсии;
4) радикальное сокращение условий по льготному пенсионному обеспечению;
5) установление ставки обязательных страховых взносов в размере 10% от начисленных работнику сумм;
6) создание Государственного накопительного пенсионного фонда;
7) развитие частных пенсионных фондов;
8) перевод социальных пенсий, таких как пенсия по инвалидности, по потери кормильца и т.д. в статус пособий, финансируемых вне пенсионной системы.
Многие из этих мер были не популярны у населения, особенно отмена льгот по досрочному выходу на пенсию значительного количества категорий работников и общее повышение возраста выхода на пенсию. При этом пенсионный возраст увеличивался на три года у мужчин и женщин, в результате чего был установлен возраст выхода на пенсию женщин — 58 лет, мужчин — 63 года. Закон вводился с 1 января 1998 года, а возрастной ценз выхода на пенсию устанавливался в течение трех лет и в полном объеме заработал с 1 июля 2001 года. Вместе с тем по мере роста экономики, снижения безработицы, создания дополнительных рабочих мест отношение к переносу пенсионного возраста у большинства работающего населения изменилось. Тенденции в сфере занятости показывают, что постоянно растет число занятых пенсионеров. В связи с тем, что продолжительность жизни людей растет, скорее всего, количество работающих пенсионеров будет увеличиваться.
Несмотря на все трудности, которые осложняли рождение и жизнь новой системы, ее дальнейший рост и развитие, существование накопительной пенсионной системы Казахстана сегодня — свершившийся факт.
Пенсионная система так интегрировалась в систему экономических и общественных связей, что стала неотъемлемой частью нашей жизни. Несмотря на старт в неблагоприятных условиях, несовершенство законодательной базы, которая постоянно корректировалась, смену уполномоченных органов по регулированию деятельности накопительной пенсионной системы, казахстанская модель пенсионной реформы получила признание международной общественности и вызывает интерес у сопредельных государств, таких как Россия, Кыргызстан, Китай и др.
Действующая система пенсионного обеспечения является многоуровневой, что позволяет предусмотреть интересы не только нового поколения граждан Казахстана. Она защищает интересы и той части населения, которая имеет право на получение пенсий еще из солидарной системы. Три уровня определяют важные сферы и параметры обеспечения состоявшихся пенсионеров.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. В соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» наряду с накопительной пенсионной системой сохранилась и солидарная пенсионная система. При этом перед пенсионерами были сохранены все обязательства государства, действовавшие в старой пенсионной системе.
Солидарная пенсионная система предусматривает и обеспечивает пенсии работникам, наработавшим стаж при солидарной системе, а также не имеющим возможности накопить достаточные пенсионные сбережения в накопительной системе. При этом размер государственных пенсий гражданам, вышедшим на пенсию после начала реформы, будет пропорционален количеству лет их участия в старой пенсионной системе. Впоследствии пенсия, получаемая из накопительной системы, станет основной.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. В накопительной системе пенсионного обеспечения каждый гражданин формирует индивидуальные пенсионные накопления за счет перечисления пенсионных взносов, удерживаемых в обязательном порядке в размере 10% от заработной платы. Соответственно, пенсия граждан, достигших пенсионного возраста, будет формироваться за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков и не зависят от количества лет работающих в момент выхода на пенсию, как при солидарной системе.
Таким образом, при выходе на пенсию накопленные сбережения выплачиваются вкладчикам с их индивидуальных пенсионных счетов. Пенсионные взносы инвестируются в финансовые инструменты для обеспечения роста пенсионных накоплений и их защиты от инфляции.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. В соответствии с законом введено понятие добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов, за счет которых может формироваться дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей. Таким образом, каждый гражданин имеет возможность увеличить свои пенсионные накопления за счет добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Подводя итоги анализа по становлению и развитию накопительной пенсионной системы Казахстана, необходимо отметить, что несмотря на имеющиеся проблемы в пенсионном обеспечении населения, можно констатировать — молодая накопительная пенсионная система Казахстана продемонстрировала свою жизнеспособность не только в годы всеобщего роста, но и в тяжелый кризисный период. Его последствия еще довольно ощутимы, и в настоящий момент стоит задача по их преодолению и созданию условий для успешной деятельности пенсионных фондов и развития накопительной пенсионной системы в будущем.


Литература
1. Закон Республики Казахстан от 16 июня 2005 г. №58–III ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями от 04.07.2006 г.).
2. Закон Республики Казахстан от 23 декабря 2005 г. №107 — III ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия