Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Куприн А. А.
аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики

Основные факторы влияния на адаптивность систем управления предприятием
В статье рассматриваются и классифицируются факторы среды, изменение которых оказывает влияние на деятельность предприятия и тем самым вызывает необходимость обеспечения адаптивности системы управления предприятием
Ключевые слова: адаптивность систем управления, факторы внешней среды, факторы внутренней среды

Согласно принятому определению адаптивности систем управления предприятием, экономическое содержание адаптивности его системы (или проявления гибкости) заключается в способности предприятия реагировать на изменения среды. Следовательно, представляется целесообразным конкретизировать факторы среды, изменение которых оказывает влияние на деятельность предприятия и тем самым вызывает необходимость проявления адаптационных свойств системы управления предприятием,
Необходимость подробного рассмотрения факторов, воздействующих на систему управления, обусловлена произошедшими в период развития рыночных отношений изменениями в экономике хозяйствующего субъекта:
● приобретением статуса независимых экономических субъектов, самостоятельных в выборе направлений деятельности и принятии решений, касающихся реализации этих направлений, в противоположность положению, существовавшему при административно-хозяйственной системе управления экономикой;
● значительным влиянием на деятельность предприятий окружающей среды. При этом увеличилось как число субъектов, оказывающих прямое воздействие, так и косвенно действующих элементов среды;
● рост количества внутренних и внешних факторов, а также случайных факторов в их составе, приводят к возникновению экономического риска — неизбежного элемента деятельности предприятий в условиях неполноты информации о среде.
Эти изменения, в свою очередь, привели к возникновению двух неотъемлемых элементов рыночной экономики — конкуренции и неопределенности среды, существование которых вызывает необходимость повышения гибкости предприятий. Поэтому представляется правомерным признать данные характеристики среды наиболее значимыми с точки зрения гибкости предприятия в отношении к требованиям рынка и оказывающими влияние на систему хозяйствования предприятия.
В теории менеджмента рассматриваются четыре модели организации как объекта управления:
● модель механистической конструкции организации;
● модель организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда;
● модель организации как сложной иерархической системы;
● модель организации, реализующей интересы заинтересованных групп.
Первые две модели предполагают «закрытость» организации и не учитывают воздействие факторов внешней среды на достижение тех или иных показателей эффективности деятельности.
Рассмотрение деятельности организации в тесной связи с изменениями среды имеет место в рамках двух последних моделей и особенно акцентируется в модели организации как сложной иерархической системы. В основе указанной модели лежит общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи) [2].
Основополагающей идеей различных направлений общей теории систем является утверждение взаимосвязей и взаимозависимостей элементов системы, подсистем и системы в целом с внешней средой. Соответственно, эффективность деятельности организации как целостной системы определяется двумя сферами.
Внешняя среда является источником факторов производства и информации (ресурсов), а характеристики внутренней среды определяют способность преобразования ресурсов в продукцию. Таким образом, внешняя среда — совокупность переменных, взаимосвязанных с системой «предприятие», влияющих на ее характеристики, однако не подверженных непосредственному воздействию со стороны менеджеров предприятия. Внутренняя среда — это сама система «предприятие», т.е. жестко определенная взаимосвязь компонентов, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразования потоков ресурсов в потоки продукции.
Рассмотрение предприятия как системы, находящейся в постоянной взаимосвязи с внешней средой, приводит к классическому делению факторов на внешние и внутренние. Такой подход, в котором главным является простота и широкое практическое применение анализа, как внешней среды, так и внутренних сил и слабостей организации, выступает важнейшим этапом планирования, в первую очередь, стратегического.
С другой стороны, при изучении гибкости предприятия необходимо провести более подробную классификацию факторов — их выделение в отдельные группы более чем по одному критерию с целью выявления каждого фактора в их общей совокупности (см. табл. 1). Во-первых, такая классификация позволяет охарактеризовать влияние изменения факторов на деятельность предприятия, используя несколько классифицирующих признаков, во-вторых, дает возможность выделить те факторы, которые могут обеспечить повышение адаптивности предприятия.
Таблица 1
Классификация факторов воздействия внешней среды, обусловливающих адаптивную реакцию систем управления организации

К факторам внутренней среды относятся все виды ресурсов, которыми располагает предприятие, структура и культура предприятия. Влияние ресурсов на деятельность определяется применением передовых технологий и оборудования, проведением исследовательских работ в области маркетинга и технологического совершенствования, наличием квалифицированного персонала и высокой обеспеченностью информационными ресурсами.
Внешняя среда традиционно делится на среду непосредственного воздействия (мезосреду) — различные группы, интересы которых затрагивает деятельность предприятия, и среду косвенного воздействия (макросреду).
К факторам прямого воздействия относятся: потребители, акционеры, поставщики, инвесторы и кредиторы, конкуренты, торговые посредники, федеральные и местные органы, население и различные общественные организации.
Макросреду составляют экономические, политические, правовые, социо-культурные, технологические факторы, физико-географические, институциональные и организационно-технические условия. Изменения указанных факторов не оказывают прямого воздействия на деятельность конкретного предприятия, но косвенно влияют на функционирование всех экономических субъектов государства или региона.
При анализе внешней среды предприятия проводится оценка состояния, перспектив развития важнейших, с точки зрения степени влияния риска, факторов с целью предвидения потенциальных угроз и возможностей. Чтобы прогнозировать влияние факторов внешней среды, необходимо:
обозначить границы среды и выделить факторы прямого и косвенного воздействия;
● выделить сферы, в которых существует возможность возникновения новых угроз и возможностей.
● сопоставить факторы внешней среды с выделенными сферами.
● провести анализ значимости факторов с точки зрения существенности возможностей и угроз, которые возникают при изменении среды.
Таким образом, в рамках анализа внешних факторов целесообразно проводить оценку риска существенных изменений, которые могут повлиять на деятельность предприятия.
Следует понимать, что к факторам риска относятся лишь те возможные изменения внешней среды, которые в данный момент невозможно не только уменьшить, но и прогнозировать. Например, относительно стабильный рост курса доллара по отношению к рублю в течение длительного периода не может рассматриваться как фактор риска, несмотря на то, что влияние данного фактора в большинстве случаев негативно сказывается на деятельности предприятия (рост цен на сырье, материалы, основные фонды ведет к увеличению себестоимости и потере конкурентных преимуществ). Продолжительный срок существования такой тенденции позволяет прогнозировать влияние данного фактора и учитывать его при планировании. К факторам риска в данном случае относится резкое изменение курса валюты, в несколько раз превышающее существующий темп роста, т.е. для них характерна дискретность изменений.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия зависит от изменений факторов экономического и неэкономического характера. Например, план производства и продаж может быть не выполнен вследствие нарушения поставщиками договоров поставки, поломки оборудования, чрезвычайных природных и техногенных ситуаций; рост налогового бремени. Кроме того, инфляция может влиять на увеличение себестоимости, а изменение валютного курса может привести к ухудшению финансового состояния и банкротству.
Экономические факторы можно разделить на финансовые и коммерческие [4]:
Финансовые факторы — это в основном факторы косвенного воздействия: валютный курс, инфляция, доходность на рынках капиталов, ставка по кредитам, ситуация на фондовом рынке. Однако существует вероятность перехода таких факторов в категорию прямого воздействия (рост стоимости обслуживания кредита при увеличении банком процентной ставки).
Коммерческие факторы связаны с предпринимательской деятельностью предприятия: изменение конъюнктуры рынка, спроса на продукцию, появление новых конкурентов, расчетно-платежные отношения с поставщиками и покупателями.
Факторы неэкономического характера также могут стать причиной рисковой ситуации: стихийные бедствия, политические решения, работа транспорта, нарушения производственного процесса (брак, аварии), технологическое развитие.
Прогнозируемые и случайные факторы. Существование риска обусловливает возможность наступления неблагоприятного или благоприятного для предприятия изменения среды, которое нельзя предсказать заранее. Такие факторы называются непрогнозируемыми (случайными).
С другой стороны, в процессе управления предприятием менеджеры осуществляют прогноз макроэкономической ситуации и изменений коммерческой среды, оценивая степень вероятности их наступления, и принимают управленческие решения исходя из такого прогноза. Следовательно, наряду со случайными факторами можно выделить факторы прогнозируемые.
Данный критерий классификации заимствован из теории рисков [5]. В частности, в работе к непредсказуемым рискам, а в нашем случае к факторам, изменение которых невозможно прогнозировать, относятся макроэкономические, экологические, социально опасные и связанные с возникновением непредвиденных срывов. Примерами таких изменений могут быть:
● неожиданные меры государственного регулирования в области экспорта-импорта, ценообразования, налогообложения;
● изменение внешнеэкономической ситуации;
● колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;
● стихийные бедствия;
● банкротство контрагентов;
● срыв финансирования и др.
К числу предсказуемых рисков, т.е. прогнозируемых факторов, относятся следующие: изменение потребительских требований; усиление конкуренции; технические изменения (например, изменение технологии); возникновение судебных процессов; невыполнение контрактов и др.
Приведенное разделение изменений среды на прогнозируемые и непрогнозируемые факторы условно, так как необходимо учитывать конкретную ситуацию: один и тот же фактор может быть отнесен как к прогнозируемым, так и к случайным.
Достаточно велика роль случайных или неучтенных факторов в процессе планирования, при этом чем продолжительнее срок планирования, тем больше число случайных факторов, вызванных неопределенностью среды. Таким образом, неопределенность наиболее затрудняет долгосрочное планирование и несколько в меньшей степени стратегическое. Меньше всего случайные факторы должны влиять на оперативное и тактическое планирование.
Стратегическое планирование меньше подвержено влиянию действия случайных факторов, поскольку в меньшей степени связано с конкретными временными сроками. Стратегия определяет генеральную линию поведения организации, позволяющую добиться стратегической цели, а тактические задачи в рамках реализации стратегии являются более гибкими к изменениям среды.
Управляемые и неуправляемые факторы. Управляемые факторы среды — это переменные, на которые предприятие может воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения, либо увеличения положительного эффекта. Уменьшение риска отрицательного эффекта может производиться путем принятия управленческих решений (воздействие на факторы внутренней среды), осуществления расходов, изменения условий договоров с контрагентами.
Неуправляемые факторы не подвержены никакому воздействию со стороны предприятия, а снизить отрицательный эффект от их действия предприятие может только путем учета их влияния при разработке стратегий развития.
Примерами управления внешними факторами могут быть стимулирование спроса на продукцию, контроль над действиями поставщика и т.д. Представляется, что степень управляемости того или иного фактора зависит не только от принадлежности к той или иной среде, но и от уровня неопределенности, сопутствующего рассматриваемому фактору. Полностью неуправляемыми следует признать факторы макросреды (хотя данное утверждение может оказаться спорным, когда речь идет о крупных предприятиях, которые могут повлиять, например, на принятие тех или иных политических решений), а также факторы, изменениям которых сопутствует большая степень неопределенности, то есть непрогнозируемые.
Таким образом, факторы среды могут быть прогнозируемыми, но не подверженными контролю со стороны предприятия. Кроме того, фактор может принадлежать к внешней среде, но быть частично управляемым (это касается среды непосредственного окружения предприятия). Подобные сочетания свойств одного и того же фактора подтверждает необходимость рассмотрения развернутой их классификации.
Факторы однократного, периодического и постоянного действия. Действие факторов может отличаться числом воздействий или продолжительностью воздействия на функционирование хозяйственной системы.
Однократным может быть, например, влияние стихийного бедствия или невыполнения обязательств поставки, при договоре разовой поставки. Такие изменения среды будем называть факторами однократного действия, хотя риск их возникновения может быть постоянным, т.е. вызванным неизменяющимися с течением времени причинами.
Если факторы внешней среды оказывают влияние через приблизительно равные промежутки времени (например, сезонные колебания потребительского спроса), то они называются периодически действующими факторами. Здесь необходимо уточнить, что к периодически действующим могут быть отнесены лишь прогнозируемые изменения среды, но не случайные повторения влияния одного и того же фактора.
Большинство факторов среды, бесспорно, являются постоянно действующими: конкуренция, изменения спроса на товары, вызванные сменой стадии жизненного цикла, технико-технологические изменения и т. д. Поэтому предприятие должно быть гибким, в первую очередь, к влиянию постоянно действующих факторов.
Как указывалось выше, факторами, в наибольшей степени обусловливающими необходимость повышения гибкости предприятия к требованиям рынка, являются конкуренция и неопределенность среды.
Конкуренция относится к основным факторам, определяющим изменения в рыночной среде. Предприятие сталкивается с двумя аспектами данного фактора. Во-первых, с необходимостью реакции на действия существующих конкурентов, во-вторых, с риском появления новых конкурентов, что может быть как случайным, так и прогнозируемым изменением мезосреды. Здесь доминирующее влияние оказывает такой элемент неопределенности, как противодействие.
Понятие «конкуренция» является более содержательным, чем традиционное определение (борьба за спрос потребителей в рамках рыночного сегмента). В мезосреде можно структурировать субъектов конкуренции следующим образом:
● поставщики сырья, материалов и оборудования, необходимых для производства продукции;
● поставщики трудовых ресурсов;
● поставщики финансовых ресурсов — инвесторы и кредиторы;
● инновационные разработчики технологий;
● поставщики информации;
● покупатели продукции.
Наряду с конкуренцией на рынке продукции предприятие выступает участником конкурентных отношений на рынках всех видов ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, информационных, новых технологий. При этом конкурентами является предприятия как отрасли, к которой принадлежит предприятие, так и предприятия других отраслей, использующие те же ресурсы. А поскольку процесс перехода предприятий из менее рентабельных отраслей в более рентабельные становится все более интенсивным, предприятие испытывают постоянный риск увеличения числа конкурентов.
Таким образом, конкуренция затрагивает как потоки ресурсов, так и потоки продукции, и, следовательно, вызывает постоянную угрозу нарушения деятельности предприятия в результате нарушения любого из потоков, связывающих предприятие с внешней средой.
Примерами разрыва потока могут быть появление более выгодных для контрагента условий контракта, непредвиденные изменения окружающей среды, в том числе неэкономического характера (стихийные бедствия, аварии, катастрофы) и др. Соответственно, уровень гибкости предприятия будет тем выше, чем меньше для него угроза нарушения потоков, связи предприятия с внешней средой.
Жесткая конкуренция в экономически развитых странах определяет критерии выживания для предприятий, среди которых — необходимость применения передовых технологий, наиболее точной оценки рыночной ситуации, поиска новых направлений деятельности, т.е. гибкости к требованиям рынка. Второй наиболее важной характеристикой внешней среды, обусловливающей необходимость повышения гибкости предприятия, является неопределенность.
Неопределенность конкурентной среды является обязательным условием существования конкурентных преимуществ, однако чрезвычайно высокий ее уровень, касающийся, в первую очередь, неуправляемых макроэкономических факторов, повышает уровень риска для каждой из функциональных сфер деятельности предприятия.
Влияние неопределенности внешней среды на систему хозяйствования выражается такой экономической категорией, как риск, т.е. существование для экономического субъекта возможности и вероятности отклонения ситуации от целевой установки, на достижение которой направлена реализация принятых управленческих решений, может быть как положительным (например, превышение прибыли над запланированным уровнем), так и отрицательным (недополучение прибыли).
Существование неопределенности изменений среды для предприятия и его менеджеров может быть связано с незнанием (полным отсутствием или недостаточным знанием информации), случайностью и противодействием.
Отсутствие информации, необходимой для принятия решений, напрямую связано со случайностью, под которой понимается возможность наступления в сходных ситуациях или различных результатов одних и тех же предпринимательских действий, что является следствием неизвестных или непрогнозируемых факторов, влияющих на развитие ситуации. Таким образом, чем выше степень незнания экономической и коммерческой ситуации (например, если на предприятии не проводится работа по сбору данных об изменениях внешней среды или эти данные не анализируются), тем выше случайность результатов предпринимательских действий.
Таким образом, выявление изменений в среде, приводящих к нежелательным изменениям системы хозяйствования, можно разделить на следующие этапы:
● анализ среды и выделение областей, содержащих факторы угрозы;
● конкретизация факторов угрозы и последствий их потенциального действия по существенности и времени наступления (рассматривается комплексное влияние факторов, совпадающих по времени наступления);
● определение желаемого состояния системы, т.е. состояния при отсутствии факторов угрозы, и анализ возможностей их устранения;
Если факторы угрозы являются неуправляемыми, разрабатывается стратегия защиты от угроз.
При анализе факторы (изменения) и их последствия должны оцениваться в комплексе. При этом особое внимание должно быть уделено неуправляемым и непрогнозируемым факторам. С этой точки зрения управление гибкостью предприятия должно включать оценку «запаса прочности» предприятия, обеспечивающего в случае наступления неблагоприятного события или нескольких событий, безубыточное реагирование и разработку мер по его повышению.
Рассмотрение вопроса влияния конкуренции и неопределенности среды на деятельность предприятия приводит к следующему выводу. Под адаптивностью или гибкостью систем управления хозяйствующего субъекта понимается его способность оперативно реагировать на изменения внешней среды. В данном случае повышение адаптивности систем управления предприятием предполагает минимизацию числа случайных и неконтролируемых факторов путем снижения степени незнания, в том числе и путем повышения информированности о существующей и будущей ситуации, что обеспечивает способность к формированию адаптивности и обновлению всех составляющих подсистем системы управления.


Литература
1. Грунин О.А., Куприн А.А. Формирование адаптивности систем управления организацией предпринимательского типа. — СПб: Изд-во «Астерион», 2010. — 188 с.
2. Мухин В.И., Сычев В.И. Исследование систем управления: Учебник — М.: АГЗ МЧС России, 2000. Ч. 1, 2.
3. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие. — М.: Финстатинформ, 1998.
4. Кулькевич М.И. Повышение уровня адаптивности деятельности фирмы к внешней среде и к объекту управления // Экономика управления. — 2003. — № 4. — С.58.
5. Клейнер Б.Г., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.И.и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: рынки, стратегии, безопасность / Под общ. ред. С.А. Панова. — М.: ОАО «Экономика», 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия