Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Архипова И. В.
директор по маркетингу ООО «Сансет» (г. Санкт-Петербург),
соискатель Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института

Честиков М. В.
генеральный директор ЗАО «Таврический-инвест» (г. Москва)

Принципы формирования системы управления инвестиционными горно-геологическими программами
В статье рассмотрены методические принципы управления инвестиционными горно-геологическими программами. Приведены методы оценки экономической эффективности инвестиций при строительстве горных предприятий, а также методика учета рисков горно-геологических программ
Ключевые слова: методический принцип управления, горно-геологическая программа, управление инвестициями, экономическая оценка

Под горно-геологической программой (ГГП) в общем смысле мы понимаем реализацию (в рамках предприятия или совместной деятельности нескольких предприятий) программы работ, связанных с выявлением и подготовкой запасов, разработкой месторождений полезных ископаемых и реализацией продукции на рынке.
При этом горно-геологическая программа, как правило, формируется на основании совокупности проектов геологоразведочных работ (ГРР), а также проектов добычи полезных ископаемых. Последовательность развития горно-геологической программы можно представить в виде следующей таблицы:
Решение вопроса о начале проведения поисковых и разведочных работ и последующем освоении выявленного месторождения полезных ископаемых (МПИ), в рыночной экономике соответствует решению вопроса о вложении первоначального капитала на приобретение лицензии, проведение поисковых работ на участке и последующих инвестиций на проведение разведочных работ и разработку месторождений. Вложения капитала (К) на каждой из перечисленных стадий освоения являются неравномерными и увеличиваются с каждой последующей стадией работ [1].
Схема инвестиционного процесса может быть представлена следующим соотношением:

Принципы формирования системы управления процессом разработки и реализации крупномасштабных инвестиционных горно-геологических программ целесообразно подразделять на две группы:
● общие и структурно-функциональные принципы управления;
● принципы, определяющие взаимоотношения между участниками-инвесторами программ и проектов [2].
Таблица
Основные этапы реализации горно-геологической программы

К первой группе относятся такие принципы, как принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, принцип деструктуризации, принцип адаптивности, принцип саморегулирования. Ко второй группе относятся, например, принцип договорных отношений, принцип партнерства и принцип равноправия субъектов управления с разными формами собственности.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления предполагает, с одной стороны, укрепление системы управления на макроуровне, то есть укрепление государственных начал в управлении, с другой — он предусматривает необходимость передачи отдельных функций и полномочий на более низкие уровни управления (отраслевые, региональные, местные).
Принцип деструктуризации выражается в разграничении на каждом уровне управления функций и полномочий между отдельными субъектами управления (например, между органами законодательной власти и исполнительными органами управления).
Принцип адаптивности заключается в способности системы управления адаптироваться, то есть приспосабливаться к изменениям внешней по отношению к ней среды с целью нейтрализации влияния неблагоприятных факторов.
Принцип саморегулирования выражается в том, что формирование системы управления в определенной мере определяется функцией саморегуляции, присущей самой системе управления. Этот принцип обеспечивается, прежде всего, тем, что определяющая роль в управлении придается экономическим, а не административно-распорядительным методам управления.
Известно, что в зависимости от характера отношений с внешней средой различают три типа поведения управленческих систем: реактивное, определяемое преимущественно внешней средой; активное, определяемое в основном собственными целями; адаптивное, определяемое как внешней средой, так и функцией саморегуляции, присущей самой системе [3]. Система управления в инвестиционной сфере деятельности должна быть саморегулирующейся системой (адаптирующейся и обучающейся) или системой управления с обратной связью. Формирование и развитие этой системы управления должно постоянно приводиться в соответствие с изменяющимися условиями и факторами внешней среды. Это предполагает наличие в системе управления особого механизма управления, принимающего возбуждающие воздействия. Такая система включает в себя не только связи координации (согласования поведения элементов в пределах одного уровня управления), но и связи субординации.
Принцип договорных отношений в построении системы управления проявляется в том, что в качестве основного вида управленческого воздействия (инструмента управления), используемого при регулировании взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса, выступает система договоров, контрактов, соглашений. При этом принцип договорных отношений обеспечивается обязательным их соблюдением.
Принцип партнерства выражается в том, что формируемая система управления инвестициями предусматривает объективную необходимость делегирования на определенных условиях инвестиционных рисков всем инвесторам-участникам. Каждый инвестор-участник инвестиционного проекта, являющийся собственником капитала, вкладывающий средства в инвестиционный проект и являющийся совладельцем определенной доли уставного капитала и дохода, принимает на себя и соответствующую долю различного рода инвестиционных рисков.
Принцип равноправия субъектов управления с различными формами собственности выражается в равных экономических правах каждого из этих субъектов. Условия инвестиционной деятельности (ограничения, налоги, льготы, санкции и т.д.) должны быть адекватными для всех субъектов. Этот принцип проявляется в том, чтобы исключить возможность создания особых условий, специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное — другую.
Рис. Основные этапы и характеристики инвестиционного процесса

Методы, виды и формы управления инвестиционными программами и проектами содержательно обусловлены особенностями инвестиционной деятельности на современном этапе развития экономики, ролью и значением инвестиций в преодолении кризиса и переводе экономики к новому качеству экономического роста, управленческими задачами решаемыми на различных уровнях управления, а также формированием новых экономических отношений между участниками инвестиционной деятельности.
Сферой управления является инвестиционный процесс в целом, включающий прединвестиционные исследования и проработки, инвестиционную стадию (проектирование, планирование, строительство) и стадию реализации (ввод объектов в эксплуатацию, достижение количественных и качественных параметров программ и проектов, получение экономического эффекта и возврат инвестиций).
Изменение источников, характера и форм инвестиций на различных стадиях инвестиционного периода требует использования адекватных методов, видов и форм управления, отражающих специфику процесса разработки и реализации программ и проектов.
Инвестиционный процесс, с точки зрения его управления, рассматривается одновременно в трех разрядах: во-первых, как процесс финансирования и инвестирования программ и инвестиционных проектов; во-вторых, как временные этапы жизненного цикла (инвестиционного периода) от возникновения замысла (идеи) до ее разработки и реализации; в-третьих, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инженерно-технической, инвестиционной и производственной деятельности [4].
Рассмотрение инвестиционного процесса с позиций организации управления денежно-финансовыми потоками, то есть его инвестиционного обеспечения показывает, что на первой (прединвестиционной) стадии финансирование должно осуществляться из государственного бюджета (федерального и регионального) в основном на безвозвратной основе. На второй (инвестиционной) стадии финансирование следует осуществлять как за счет бюджета, так и за счет средств генерального заказчика. На этом этапе возникает возможность риска частичной или полной потери вложенных средств и поэтому инвестиции принимают рисковый характер и форму рискоинвестиций. На этом этапе начинается процесс коммерциализации инвестиций и дополнительного привлечения собственных средств предприятий и участников-инвесторов. В конце инвестиционной стадии объем инвестиций достигает максимальной величины. Поэтому привлекаются дополнительные инвестиции за счет эмиссии ценных бумаг.
Одна из принципиальных особенностей системы управления инвестиционными программами и проектами в горной промышленности состоит в учете специфических факторов риска. Специфические риски реализации горно-геологических проектов включают в себя следующие группы:
1. Риск ГРР (поисков и разведки МПИ) — связан со спецификой данной отрасли материального производства, вероятностным характером результата ГРР, неоднородностью объектов работ и условий проведения работ.
2. Риск горного дела (освоения и разработки МПИ) — связан с неопределенностью (отсутствием 100% информации о количестве разрабатываемых запасов МПИ, технологических свойствах полезного ископаемого и полезного компонента и т.д.), неопределенностью горно-технических и инженерно-технических условий отработки запасов и др.
3. Риск реализации товарного продукта, произведенного из минерального сырья, разведанного и разрабатываемого МПИ — включает в себя риск, связанный с риском предложения и спроса, а также риск, связанный с дисгармонией предложения и спроса.
Риск, связанный с предложением минерального сырья состоит в том, что горное предприятие не способно эффективно и в короткие сроки реагировать на изменение спроса. Риск спроса на минеральное сырье тесно связан с общемировой экономической конъюнктурой.
Краткосрочный спрос вызывает специфическую реакцию рынка, а именно, если котировки руд и нерудных полезных ископаемых растут, то почти мгновенно значительно вырастает спрос на эти виды минерального сырья. Возможности опережающих закупок на биржах металла или минеральных ресурсов вызывает неравновесие спроса и предложения. Если же цены падают, то потребители сокращают закупки и прекращается спекулятивный спрос.
Риск дисгармонии спроса и предложения заключается в том, что отсутствие параллелизма (синхронности) в действии саморегулирующих механизмов производства и потребления нарушает равновесие рынка сырья. Действие этого фактора определяется тем обстоятельством, что для горно-геологической фирмы стремление к эксплуатации МПИ и реализации продукта превышает желание к сохранению МПИ в форме недвижимой собственности. В условиях роста цен на минеральное сырье активизируется деятельность фирм, имеющих действующие или законсервированные МПИ. Это приводит к необоснованному росту предложения минерального сырья. Последнее ведет к снижению цен.
В то же время, вследствие инерционности, горнодобывающее предприятие продолжает производить и выбрасывать на рынок минеральный продукт. Это обуславливает существенную дисгармонию спроса и предложения и приводит к кризису производства. Цены при этом могут становиться ниже уровня объективно складывающегося под влиянием спроса.
Реализация крупномасштабных программ крупных инвестиционных проектов (особенно с государственным участием) требует соответствующего нормативно-методического, информационного и других видов обеспечения и организации их сопровождения.
Нормативно-правовое обеспечение программ и проектов должно предусматривать наличие необходимых юридических актов, распорядительных и нормативно-методических документов, регламентирующих процесс разработки и реализации программ и проектов. Состав и характер этих документов определяется в процессе разработки и реализации программ и проектов, исходя из анализа действующего законодательства, имеющихся распорядительных и нормативных актов, принятых на федеральном уровне и уровне субъекта федерации и выявления проблем и предложений, связанных с реализацией программ и проектов, но не имеющих соответствующей правовой базы.
Проведенный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что законодательно-правовая база, обеспечивающая сопровождение государственных программ и крупных инвестиционных проектов с участием государства определяет только принципы построения будущей системы управления программами и проектами, которые, несомненно, нуждаются в более подробной детализации и регламентации.
Информационное обеспечение и сопровождение процесса разработки и реализации программ и проектов должно предусматривать сбор, обработку, анализ большого массива формальной и неформальной информации, необходимой для выработки и принятия управленческих решений и доведения их до всех участников программ и проектов. Особенно большое значение имеет информационное обеспечение соответствующих служб управленческой деятельности участников программ и проектов.
Для обеспечения эффективности управления процессом разработки и реализации программ и проектов система информационного обеспечения должна отвечать определенным требованиям: информация должна быть объективной, своевременной, точной и полной, позволяющей как оперативно вносить непринципиальные корректирующие и регулирующие управленческие воздействия на ход реализации программ и проектов, так и принимать принципиальные управленческие решения.
Сопровождение процесса разработки и реализации программ или проектов целесообразно вести с целью своевременного обнаружения отклонений, изменений, учета и внесения соответствующих корректив. Они могут иметь общий, принципиальный или частный, уточняющий характер.
Сопровождение программ и проектов предусматривает:
● мониторинг хода реализации программы (проекта), е¸ этапов по срокам, объему работ, оценку их состояния;
● контроль за соответствием проводимых работ целям и задачам программы (проекта), оценку уровня их достижения;
● выявление проблем в ходе реализации программы (проекта) (финансовых, организационных, ресурсных и т.д.).
По результатам сопровождения проводится координация работ. Она обусловлена потребностью в организации согласованных действий всех участников программ или проектов, исходя из заранее сформулированных общих, частных целей и конкретных задач [5].
Реализация долгосрочных программ и крупных инвестиционных проектов требует создания специального органа управления. Основными функциями органа управления программами или проектами, осуществляющего их сопровождение, являются:
● планирование (разработка комплекса предстоящих работ, распределение ресурсов, определение участников программ или проектов, назначение исполнителей и соисполнителей);
● организация и мотивация выполнения плановых работ;
● разработка и проведение мероприятий по решению проблем, выявленных в ходе реализации программ (проектов);
● корректировка целей и задач программ (проектов);
● корректировка этапов и сроков выполнения работ;
● контроль хода выполнения работ.
Отечественный и зарубежный опыт в этой сфере деятельности свидетельствует, что наличие органа управления крупномасштабными программами или проектами необходимо. Он представляет собой организационную форму механизма управления программами и проектами.
Таким образом, основная задача создания эффективной системы управления в инвестиционной сфере деятельности заключается в переходе от ресурсно-ориентированных к программно-ориентированным системам управления, основанным на использовании методов экономического программирования. Система управления в инвестиционной сфере деятельности должна быть саморегулирующейся системой (адаптирующейся и обучающейся) или системой управления с обратной связью. В процессе использования этой системы управления она должна постоянно приводиться в соответствие с изменяющимися условиями и факторами внешней среды, что предполагает наличие в ней особого организационно-экономического механизма управления. Эта система включает в себя не только связи координации, но и связи субординации. Система управления процессом разработки и реализации государственных программ и крупных инвестиционных проектов представляет собой четырехконтурную, четырехуровневую, четырехэлементную систему, включающую стратегическое, тактическое и оперативное управление.


Литература
1. Ильинский А.А. Планирование бизнеса на горно-геологических предприятиях. — СПб.: «Недра», 2005. — С. 292.
2. Ильинский А.А., Комаров М.А., Орлов ВП Организация, планирование и управление производством в геологоразведочной отрасли. — М.: «Геоинформмарк», 2001. — С.465.
3. Томпсон А., Стрикленд Ш. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд.: Пер. с англ. — М.:Изд. дом «Вильямс», 2007. — 928 с.
4. Donald W. Gentry Mine Investment Analysis, American Institute of Mining — New York, 1984, — 502 с.
5. Leamer E.E. Souses of International Comparative Advantage: Theory and Evidence. — Cambridge: MIT Press, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия