Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Хаустова М. Н.
аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Private banking в теории и практике
В статье анализируются как теоретические аспекты понятия private banking*, так и практические вопросы развития данных процессов в современном мире. Раскрываются понятие и сущность private banking, характеризуется мировой опыт его развития, а также его место и роль в российском банковском деле
Ключевые слова: банки, банковское дело

Понятие и сущность private banking
Private banking — классическое банковское обслуживание, сочетающее в себе многолетние традиции и самые передовые технологии. Это комплексное предложение по управлению личными средствами состоятельных клиентов и членов их семей. Основой услуги private banking является защита личного состояния, сохранение и передача его по наследству, разработка индивидуальной стратегии по сохранению и приумножению доверенного банку капитала VIP-клиентов за счет надежных и доходных инвестиций, а также обеспечение необходимым комплексом услуг и сервиса семьи клиента [5].
Услуга private banking базируется на принципе инвестиционного вложения личных капиталов (иначе говоря, выведенных из бизнеса средств) в инвестиционные портфели, состоящие преимущественно из ценных бумаг. Таким образом, услуга private banking предполагает, что клиент готов разместить свои денежные средства на длительный срок. В этом случае доход от инвестиций в ценные бумаги может быть значительно выше банковского депозита, однако существуют инвестиционные риски.
Следует отличать private banking от VIP-обслуживания, которое является, скорее, качественным предоставлением определенных банковских продуктов состоятельным людям. Напротив, private banking — целая стратегия управления капиталом, его сохранения, приумножения и дальнейшего перераспределения [3]. Одним из принципов private banking является знание клиента и доверие к нему. Поэтому к каждому клиенту подбирается персональный менеджер, личный банкир, который курирует все его дела. Кроме того, private banking позволяет выстроить личные отношения между клиентом и банком, ведь клиент в данном случае имеет дело не только с банковским брендом, а с конкретной личностью — своим персональным менеджером, к которому он может обращаться круглосуточно.
В классическом понимании, услуга private banking включает в себя набор банковских продуктов и услуг, таких как: классические банковские услуги, доверительное управление, финансовое планирование, консалтинговые услуги, дополнительные небанковские услуги. В данном контексте среди классических банковских услуг выделяются: открытие и обслуживание текущих и депозитных счетов физических лиц в национальной и иностранной валютах; операции с дорожными и именными чеками; отправка и выплата денежных средств в системах денежных переводов; валютообменные операции; операции с драгоценными металлами; услуги депозитарного хранилища; операции с платежными картами банка; кредитные операции (потребительское кредитование, ипотека и проч.).
Доверительное управление средствами клиентов предполагает формирование индивидуального инвестиционного портфеля путем размещения средств в долговых и паевых ценных бумагах, а также в ценных бумагах институтов совместного инвестирования. Специалистами банка на основе пожеланий клиента формируется инвестиционная стратегия и составляется индивидуальный инвестиционный портфель.
Финансовое планирование — это управление капиталом клиента (wealth-management), услуга, базирующаяся на высоком уровне доверия клиента к банку. На основании полученных данных о финансовом состоянии клиента специалисты банка осуществляют комплексную работу по выработке предложений клиенту о сохранении средств и наиболее оптимальном их использовании в зависимости от потребностей контрагента. Фактически это детальный перечень доходов и расходов клиента на год или несколько лет вперед, в котором учитываются его налоговые обязательства, специфика управления активами. Возможен вариант согласованной политики по сохранению наследства и управлению передачей наследуемого имущества.
Консалтинговые услуги включают комплекс услуг по налоговому, юридическому сопровождению и консультированию физического лица, разработку рекомендаций, направленных на минимизацию налогов и налоговое планирование.
Наиболее привилегированным VIP-клиентам банков доступны также дополнительные небанковские услуги, так называемые услуги по управлению образом жизни (lifestyle management). Они представляют собой комплексную организацию процессов во всех нерабочих сферах жизни — дома, на досуге, на отдыхе, включают праздничные мероприятия, охрану здоровья. Это своего рода информационный и организационный сервис, упрощающий жизнь (он же консьерж-сервис). Это услуги, позволяющие предоставить клиенту дополнительный сервис, дополнительные привилегии (дисконтные программы, доступ в залы VIP-персон, частные деловые клубы и проч.).
Кроме этого, в рамках данных услуг могут предлагаться различные программы инвестирования средств в нефинансовые активы: недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы. Кроме того, оказывается помощь в составлении различных коллекций, бронировании авиабилетов/гостиниц, фрахте частных самолетов, покупке билетов на футбол, гонки «Формулы-1» или Уимблдонский теннисный турнир и др. Услуги оказываются как для клиента банка, так и для членов его семьи.
Наряду с этим, клиентам private banking предоставляется услуга частного кредитования. Это очень удобно, когда клиенту срочно понадобилась значительная сумма, например, для покупки дорогой недвижимости, а продавать для этого имеющиеся активы долго и дорого. В этом случае банки предоставляют кредит своему клиенту на льготных условиях. Основное отличие кредитования в формате private banking в том, что оно идет не по обычному типовому шаблону, а в рамках индивидуального клиентского запроса, то есть решение о выдачи кредита, предоставляемая сумма, процентная ставка — все строго индивидуально для конкретного клиента [2].
Самый дорогостоящий ресурс состоятельных клиентов — это время, и private banking создает им условия, когда большую часть услуг они могут получить в одном месте, не тратя время на поиск, сравнение цен, получение и проверку рекомендаций и т.п. Поэтому private banking является удобным и выгодным инструментом для персон категории VIP.
Как правило, важный клиент посещает банк лично всего один раз, а далее контакты осуществляются в дистанционном режиме. В процессе персональной встречи руководство банка определяет потребности клиента, знакомит с организацией обслуживания, подбирает ему персонального менеджера-консультанта. Помимо общих вопросов банком разрабатывается инвестиционная декларация и совместно с клиентом утверждается стратегия инвестирования от консервативной до более рисковой. Важным моментом при составлении стратегии инвестирования является опыт банка по работе с финансовыми инструментами на различных рынках, а также приемлемый для клиента уровень рисков, доходности, базовой ликвидности и валютных предпочтений [8]. Учитывая соответствующие предпочтения клиента, банк формирует индивидуальный портфель финансовых инструментов, представленный в Таблице 1. Так, при консервативной стратегии инвестиционный портфель в значительной части составляется из облигаций (bonds), а при более агрессивной и рискованной стратегии роста доходов в портфель клиента входят преимущественно акции (shares). Таким образом, в private banking нет обычной стандартизации продуктов, инвестиционные портфели формируются индивидуально в соответствии с потребностями клиентов.
Таблица 1
Основные стратегии инвестирования в private banking
Источник: [4]

Мировой опыт развития private banking
Эталоном предоставления услуг private banking сегодня могут служить швейцарские банки. Классические частные банки в Швейцарии возникли в середине XVIII века. Сегодня швейцарские частные банки, организованные, как правило, в виде клубных структур с ежегодными членскими взносами, по-прежнему занимаются семейными финансовыми делами лиц с крупными состояниями. При этом в большинстве своем подобные кредитные организации имеют богатейшие традиции, и порой в одном и том же банке могут обслуживаться несколько поколений семьи.
Индивидуальный подход к клиенту, обладающему значительным состоянием, является основой private banking. Клубная система, вековые традиции, прием по рекомендациям, безопасность, финансовое, налоговое и семейное планирование один на один с ведущим сотрудником банка — вот с чем сегодня ассоциируется private banking. Лидером в этой области по праву также считаются швейцарские банки.
Действуя по указанию швейцарских властей, банки уже несколько лет назад активно включились в борьбу с «отмыванием» денег. Процедура проверки происхождения денежных средств носит название due diligence и является решающим фактором при открытии банковского счета клиенту. Банк не выступает в роли дознавателя, но будет признателен за любую информацию, подтверждающую легальность происхождения средств клиента. Обычно клиенту задаются вопросы о его работе, компании, семье, супругах, детях, политической активности. Приветствуются документы, подтверждающие реальный доход, размер бизнеса или свидетельства о получении наследства и т.п. Далее следует проверка всех полученных данных специальным отделом банка, по результатам которой, дается либо согласие, либо отказ в открытии счета. Данная процедура может занимать от двух недель до одного месяца [6]. Решающую роль при открытии банковского счета новому потенциальному потребителю соответствующих услуг может сыграть рекомендация уже существующего клиента банка. После принятия положительного решения об открытии счета, клиенту сообщаются все необходимые реквизиты, в том числе и для перечисления денежных средств.
Крупнейшей в мире на сегодня банковской группой по размеру активов под управлением private banking является швейцарская UBS с величиной таких активов в один с четвертью триллион долларов, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Динамично развивающимся направлением private banking среди десяти наибольших конкурентов отличается Credit Suisse Group, вторая по величине банковская группа Швейцарии, которая в начале 2006 г. реструктуризировала бизнес, выделив private banking ключевым сегментом (см. табл.2). Сегодня около половины прибыли, получаемой Credit Suisse, поступает от более чем 600 тыс. клиентов private banking по всему миру, к каждому из которых прикреплен персональный менеджер.
Credit Suisse сфокусирован на трех стратегических рынках: швейцарском (местный рынок и клиенты из соседних стран), международном (Тихоокеанский регион, Средняя Азия, Америка, Северная и Восточная Европа, Южная Африка и Иберия), европейском (Германия, Италия, Великобритания, Франция и Испания). Четыре независимых банка — Bank Leu, Clariden Bank, Bank Hofmann и BGP Banca di Gestione Patrimoniale — специализируются на услугах private banking. Новые офисы Credit Suisse были открыты в Бангкоке, Дубаи и Санкт-Петербурге.
Таблица 2
Активы под управлением private banking десяти крупнейших мировых операторов
Источник: [9]

У разных банков из разных стран существуют свои критерии вхождения в private banking. Банки, специализирующиеся на элитном управлении частным капиталом, по-разному смотрят на потенциальных клиентов. В целом, средний входной барьер в private banking в странах с развитой банковской системой составляет от 1 до 10 млн долл. При этом есть банки, которые требуют открыть счет на сумму не менее чем 50–100 млн долл. Они специализируются на обслуживании очень богатых контрагентов. Например, NorthernTrust (Чикаго, США) — ведущий банк на рынке элитного обслуживания, сотрудничающий с несколькими сотнями богатейших семейств мира. Сумма активов, размещенных под управлением NorthernTrust, составляет около 500 млрд долл., а средства, полученные на доверительное хранение, превышают 2,3 трлн. долл. (это больше ВВП России) [7].
Что касается private banking в странах Европейского Союза, то уровень обслуживания сильно различается в зависимости от конкретных стран, поскольку в ЕС есть страны, которые не могут похвастаться наличием развитой банковской системы. Например, самый низкий порог для вхождения в private banking — €75–150 тыс. — установлен в Румынии, Словакии, Чехии и Венгрии, где многие местные банки уже куплены крупнейшими финансовыми группами из Западной Европы.
Private banking в ЕС весьма популярен (например, только в Австрии VIP-клиенты уже доверили банкирам €104 млрд), поэтому конкуренция среди европейских банков, предлагающих такие услуги, очень высока.
Европейский private banking славится не столько заработками, сколько бонусами для VIP-клиентов. В Европе набор таких бонусов разнообразен. Клиенты могут рассчитывать не только на скидки по кредитам в том же банке, но и на билеты в VIP-ложи на известные фестивали, в театры и на разнообразные бизнес-тусовки, а также на многое другое. Например, французский BNP Paribas предлагает помощь в покупке недвижимости в Париже и на Ривьере, а то и просто усадеб, лесов и виноградников в Европе. Бельгийский банк Fortis может помочь в покупке яхт и предметов искусства. Европейские банкиры готовы угодить своим VIP-клиентам подарками на различные юбилеи и праздники.
Опубликованный в начале 2010 года World Wealth Report [9] гласит, что за два последних года количество зажиточных людей увеличилось на 15% — до 10 млн человек, а показатель мирового богатства наиболее состоятельных людей достиг 33 000 млрд дол. Согласно World Wealth Report, ожидается, что мировое богатство будет расти ежегодно примерно на 6,5% и в 2013 году достигнет цифры в 42 200 млрд дол. Привлекательность того или иного региона крупнейшие финансовые институты оценивают с помощью индексов изменения финансового состояния богатейших людей планеты (High net worth individuals). Идя от обратного,— по развитию частного банкинга можно сделать достаточно достоверный вывод о богатстве той или иной страны.
Чрезвычайно насыщены крупным частным капиталом регионы Северной Америки и тихоокеанского побережья Азии, где состояния богатейших людей планеты росли в 2008–2009 гг. опережающими темпами, нежели в Европе и Латинской Америке. Здесь абсолютный показатель роста финансового богатства был продиктован высоким ростом валового внутреннего продукта и невысокими процентными ставками в совокупности со значительной отдачей от мировых фондовых площадок. Именно эти факторы и определяет дальнейшее развитие сферы private banking во всем мире.

Место private banking в российском банковском деле
Что касается развития private banking в России, то, несмотря на перспективы, которые открываются перед отечественными банками, большинство из них сегодня не готовы, да и не торопятся предлагать частное банковское обслуживание в его западном понимании [1]. Очень часто, предлагаемые услуги private banking по сути не отличаются от розничного банковского обслуживания и на практике ограничены инструментами с фиксированной доходностью (банковские депозиты). Из-за отсутствия наработанной практики в отечественных банках крупные клиенты зачастую не понимают сущности услуг private banking. Ведь обычный клиент также может рассчитывать на индивидуальное обслуживание и часто общается с одним и тем же менеджером банка.
Основными конкурентами частных банков можно назвать инвестиционные компании, которые по запросам клиентов формируют инвестиционные портфели с ожидаемой доходностью. Многие инвестиционные компании лукавят, называя себя инвестиционными банками, но, по сути, не обладая необходимой инфраструктурой и финансовыми возможностями, также не могут предложить клиентам классический private banking, при этом ограничившись лишь брокерскими услугами и, иногда, управлением активами [7].
Безусловно, на выбор финансовой организации влияют симпатии состоятельных клиентов к определенным финансовым менеджерам и их уровню профессионализма. Однако когда речь идет о крупных финансовых активах, на первый план выходит рейтинг и показатели работы банка или финансовой компании на рынке, их история и репутация.
Выход на рынок услуг private banking требует для банка значительных затрат, которые позволить себе может далеко не каждое отечественное банковское учреждение. Чрезвычайно важна отработанная схема работы персональных менеджеров, четкое взаимодействие подразделений, полнофункциональный контакт-центр, подразделение, отвечающее за мониторинг и анализ рынков и пр. Такой инструментарий сегодня есть в наличии далеко не у всех банков. Серьезных игроков private banking в России можно пересчитать по пальцам.
В России, как правило, VIP-клиентами, пользующимися услугами private banking, являются состоятельные предприниматели в первом и втором поколении, умеющие использовать сложные финансовые инструменты. В основном это владельцы, акционеры и топ-менеджеры крупнейших отечественных предприятий и компаний. По экспертным оценкам, услугами российского private banking сегодня пользуются примерно 10–15 тыс. человек (исключая клиентов, размещающих деньги за рубежом). Банковское сообщество в России так и не выработало единого стандарта входных барьеров в private banking. У одних банков минимальный входной порог составляет $100 тыс., у других — $1 млн. В целом, в России развитие данного сегмента банковского рынка пошло по пути стран Восточной Европы, где входные барьеры не столь высоки как в Швейцарии или США. Средний «входной билет» составляет $200–500 тыс. Например, в Альфа-банке на обслуживание в формате private banking могут рассчитывать клиенты, располагающие вкладами от $100 тыс., в банке УралСиб — от $121–200 тыс., в Московском банке реконструкции и развития — $300–500 тыс., в Росбанке — $300 тыс.
Несмотря на последствия глобального кризиса, российская экономика будет динамично развиваться в долгосрочной перспективе: возрастут прибыли корпораций, на рынок будут выходить новые компании, будут развиваться новые перспективные отрасли промышленности и сферы услуг, в конце концов, в России обеспеченных людей будет становиться все больше. Последние в свою очередь нуждаются в помощи по многим вопросам: не только в области управления активами, но и в части реструктурирования бизнеса, выхода своих предприятий на фондовый рынок, в консалтинговой и аналитической поддержке. Рынок private banking в ближайшие годы будет значительно расширяться, что обусловлено растущим спросом на услуги private banking со стороны состоятельных клиентов. Со временем private banking получит бурное развитие и в российских регионах, а не только в Москве и Санкт-Петербурге, а российские банки, возможно, будут выделять private banking в отдельное направление бизнеса, как это принято в зарубежных финансово-кредитных организациях.
Однако, несмотря на возрастающую эффективность российского финансового рынка, развитию private banking в России пока мешает ряд проблем. Речь идет о несовершенстве законодательной и правовой базы в сфере финансово-кредитных операций, слабости судебной системы, дефиците средне- и долгосрочных финансовых ресурсов, неразвитости финансово-кредитной инфраструктуры и слабом использовании современных банковских технологий в российских регионах. В числе проблем также недостаточная прозрачность и достоверность отчетности предприятий бизнеса, высокий уровень риска вложений средств в реальный сектор экономики, низкая платежеспособность и финансовая грамотность населения. Решение обозначенных проблем в России обеспечит, в том числе, и бурное развитие комплекса отечественных услуг private banking.


Мы сознательно используем английскую транскрипцию «private banking», поскольку существующие переводы данной категории на русский язык (управление частным капиталом, индивидуальное банковское обслуживание и др.), на наш взгляд, не вполне точно отражают смысл данной категории

Литература
1. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент). — М.: Юрист, 2007. — С. 159.
2. Овсийчук М.В., Сидельникова Л.Б.. Методы инвестирования капитала. — М.: Буквица, 2008. — С.101.
3. Румянцев А. Private banking — эксклюзив для миллионеров // Финансовый директор. — №5. — 2008. — С. 38.
4. Ческидов Б. Развитие банковских операций с ценными бумагами. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С.163.
5. Bech M.L., К. Soramaki. Gridlock Resolution in Interbank Payment Systems // Bank of Finland discussion papers. — 2008. -№9. — P.49.
6. Kelly K. New rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World. — N.Y., 2006. — P. 112–113.
7. Private banking blip hides Russian boom // The Banker. — 2008. — 01 December — P.57–60.
8. Russian banking remains buoyant // The Banker. — 2008. — 01 December. — P. 65.
9. World Wealth Report. — 2010. — January.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия