Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Селянина Ю. Г.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

Малые и средние экономики Ближнего Востока и Северной Африки в условиях мирового финансового кризиса
Статья посвящена кризисным явлениям в малых и средних по размерам экономиках Ближнего Востока и Северной Африки. Исследуются факторы, повлиявшие на снижение темпов роста экономик и ставшие причиной снижения основных макроэкономических показателей региона. Приводятся прогнозы по выходу из кризиса стран региона
Ключевые слова: Ближневосточный регион, Североафриканский регион, мировой финансовый кризис, рецессия, бюджетный дефицит, внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции

Степень воздействия мирового финансового кризиса на экономику арабских стран по-разному оценивается официальными международными институтами (МВФ, Всемирный банк) и властями самих стран региона. Если упомянутые международные организации признают серьезность ситуации, то официальные власти большинства арабских стран склонны преуменьшать влияние мирового финансового кризиса на местные рынки. В этой связи существенный интерес приобретает анализ особенностей влияния мирового финансового кризиса на малые и средние экономики стран региона.
Приводимые Всемирным банком данные о динамике основных макроэкономических показателей этих стран (табл.1) свидетельствуют о том, что кризис серьезно затронул их экономику, несмотря на благоприятные экономические условия предыдущих лет. Зависимость от нефтедолларов и резкое снижение поступлений от продажи нефти и нефтепродуктов в значительной степени привели к ухудшению экономических показателей ближневосточных стран, ориентированных на экспорт. Открытость экономик региона в отношении основных торговых партнеров определила зависимость арабских государств от внешних рынков. Рецессия на рынках США и ЕС привела к сокращению в 2009 г. взаимной торговли практически всех арабских стран со странами Евросоюза и США. Резкое сокращение притока иностранных инвестиций в регион стало препятствием для дальнейшего экономического роста.
Таблица 1
Рост/падение основных показателей региона Ближнего Востока и Северной Африки, 2008–2010 (%)
Источник: данные Всемирного банка; 2010 г. — прогноз

Резкое снижение цен на углеводороды на мировых товарных биржах привело к сокращению доходов как крупных, так и более мелких экспортеров. В Сирии и Йемене наметилась тенденция к снижению добычи нефти. В Ираке доходы от продажи нефти сократились на 25% в сравнении с поступлениями от продажи нефти в 2008 г. Недополучение средств и отсутствие значительных стабилизационных фондов привели в ряде арабских государств к росту дефицита государственного бюджета. Некоторые правительства предпочли решить проблему бюджетного дефицита с помощью внешних займов, что привело к росту внешней задолженности. Обслуживание растущего долга и закачивание в экономику кредитных средств может оказать негативное влияние на восстановление и замедлить темпы роста.
Снижение темпов роста арабских экономик и увеличение дефицита бюджетов привели к сворачиванию ряда внутренних программ, имеющих своей целью реформирование национальных экономик. Алжиру в условиях сокращения бюджета пришлось отказаться от некоторых военных закупок. В Судане были свернуты реформы, направленные на развитие аграрного сектора, в котором занято до 80% трудоспособного населения страны. Власти Ирака официально заявили о сокращении бюджетных расходов. В случае если цены на нефть вернутся на уровень ниже $50 за баррель, в ряде экономик стран-экспортеров нефти дефицит бюджета будет наблюдаться и в последующие годы.
Банковские системы развивающихся арабских стран в 2008 г. не подверглись значительному влиянию мирового финансового кризиса, поскольку в большинстве арабских государств значительная доля банковского сектора принадлежит государственным банкам. Низкий в сравнении с промышленно развитыми странами уровень задолженности частных лиц и коммерческих структур позволяет сглаживать последствия финансового кризиса. Некоторые арабские страны пошли по пути вливания дополнительных средств в банковский сектор, уменьшения процентных ставок (Ирак) и ограничения сферы кредитования.
Благодаря слабой взаимозависимости и слабой интеграции в мировой финансовый сектор, «малые» и «средние» экономики ближневосточного региона в меньшей степени ощутили на себе влияние мирового финансового кризиса. Так, закрытость экономики Сирии ослабила воздействие негативных последствий мирового финансового кризиса. Кроме того, ее финансовая система полностью подчинена государству, что в значительной мере минимизировало риски.
Таблица 2
Показатели экономического роста и состояния бюджета арабских стран, 2008–2010 гг.
Источник: данные Всемирного банка; 2010 г. — прогноз

В последнее время наметилась тенденция снижения объемов финансирования арабских государств со стороны более богатых соседей по региону. Например, Саудовская Аравия отказалась финансировать проект МВФ, нацеленный на оказание помощи странам, пострадавшим от кризиса. Государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) перераспределяют средства, ранее предназначавшиеся для помощи более бедным арабским государствам, на внутренние нужды стран-спонсоров.
За 2009 г. при совместной работе МБРР и Всемирного банка было потрачено в общей сложности 1,9 млрд долл. на проекты по развитию инфраструктуры, финансового сектора, социальных программ в ближневосточных странах для людей со средним и низким уровнем доходов. В 2010 г. на эти цели для стран региона предполагается выделение финансовой помощи в размере 3 млрд долл. Также в 2009 г. Парижский клуб простил Ираку долг в размере 7,8 млрд долл.
Что касается антикризисных мер, предпринятых правительствами арабских государств, то многие из них нацелены на обеспечение как экономической, так и социальной стабильности. В Сирии, например, населению выдавались купоны на льготную покупку бензина, а также были снижены требования по обеспечению минимального размера уставного капитала. Алжирское правительство снизило ставку подоходного налога в отдельных секторах экономики, уменьшив его уровень с 25% до 19%.
Снижение темпов роста в сфере строительства и недвижимости в странах Персидского залива может оказать крайне негативное влияние на другие экономики Ближнего востока и Северной Африки. Ряд стран Залива, по сообщениям СМИ, с осени 2008 г. сократил количество выдаваемых рабочих виз. Замедление темпов строительства в этих странах может привести к возвращению части граждан на родину и, как следствие, увеличению числа безработных, особенно в Ливане и Палестинской автономии. В связи с возможным притоком рабочей силы и увеличением числа безработных правительство Ливана инициировало ряд программ, нацеленных на переориентацию на другие рабочие специальности низко-квалифицированных мигрантов, возвращающихся в страну. По оценкам экспертов Всемирного банка, в 2009 г. объем денежных переводов трудовых мигрантов из стран Персидского залива сократится на 9% при том, что объем переводов из стран Залива в Ливан и Палестинскую автономию составляет 19% и 15% ВВП этих стран. По данным Всемирного банка, в 2009 г. количество новых рабочих мест в целом по региону сократилось на 30%, уровень безработицы по региону составил 8,8%. По данным Международной организации труда (МОТ), безработица в 2009 г. составила около 25% в странах Ближнего востока и 13% в арабских странах Северной Африки.
В Ливии и других североафриканских странах также наблюдается замедление темпов строительства и снижение цен на недвижимость. При этом в Алжире удешевления жилья не происходит даже несмотря на снижение процентных ставок по ипотечным кредитам.
В 2006 г. приток ПИИ в арабские страны составил порядка 79,7 млрд долл. В 2009 и 2010 гг. в большинстве арабских стран Всемирный банк прогнозирует значительное снижение притока иностранных инвестиций. Особенно ощутимым для государств региона стало снижение притока иностранных инвестиций из стран-членов ССАГПЗ. Одной из наиболее уязвимых, по оценкам агентства Standard&Poor`s, является экономика Ливана, где отток иностранного капитала может стать причиной серьезного снижения темпов экономического роста.
Вероятно, ситуация в сфере иностранных инвестиций будет напрямую зависеть от скорости восстановления экономики государств ССАГПЗ. Стабильный приток ПИИ в регион в предыдущие годы был обеспечен улучшением инвестиционного климата в ряде стран. При этом, в соответствии с докладом Doing business in the Arab World 2010, за 2008-2009 гг. только лишь Тунис предпринял меры, направленные на усиление защиты прав инвесторов. В целом по региону ситуация с защитой инвестиций выглядит не лучшим образом: по степени защищенности инвестиций Алжир занимает 73 место, а такие государства как Йемен и Судан — 132 и 154 место соответственно. В некоторых арабских странах сохраняется достаточно высокая ставка налога на прибыль: в Йемене и Алжире она равна 47,8% и 72,0% соответственно. Поэтому говорить о быстром улучшении показателей пока не приходится.
В 2009 г. объем международной торговли снизился, по предварительным расчетам, на 9,7%. Это падение не оставило в стороне арабские страны. Снижение темпов деловой активности наблюдается и в торговых связях североафриканских стран с ЕС. Глобальная рецессия вызвала снижение объемов экспортно-импортных операций в средиземноморском регионе. Заметный спад наблюдается в товарном экспорте, особенно в экспорте текстильной и сельскохозяйственной продукции. Страны ЕС предприняли ряд протекционистских мер в форме субсидирования товаров повседневного потребления и продуктов питания. Данные мероприятия могут негативно повлиять на экспорт аналогичных товаров из арабских государств, что может вызвать потерю арабскими экспортерами значительной доли на европейских рынках.
Снижение затронуло и туристический сектор, но не в такой мере, как другие сферы. Рост туристического сектора в регионе составил в 2009 г. всего лишь 3%, для сравнения в 2008 г. этот показатель был равен 10%, а в 2007 г. — 45%.
По оценкам Всемирного банка восстановление темпов роста экономик ближневосточного региона должно начаться в 2011 г. Специалисты прогнозируют рост на уровне 4%. О том, насколько точно дан прогноз экспертами Всемирного банка можно будет судить спустя несколько лет, поскольку официальные статистические данные публикуются нерегулярно. Эксперты прогнозируют в 2010 г. наиболее высокие темпы роста для государств ССАГПЗ и более умеренный рост для остальных стран региона.
Рис. 1. Темпы роста ВВП на Ближнем востоке и в Северной Африке, (%)
Источник: Business Monitoring International database, http://www.businessmonitor.com

В настоящее время развивающиеся экономики региона по степени влияния, которое оказал мировой финансовый кризис, можно разделить на две группы: к первой относятся страны, ориентированные на экспорт товаров в ЕС, ко второй — страны с сильной зависимостью от экспорта нефти и нефтепродуктов. Государства, ориентированные на рынки Евросоюза, оказались в большей степени подвержены негативным кризисным тенденциям. Резкое снижение объема экспорта из арабских стран при прежнем объеме импорта значительно ухудшает сальдо торговых балансов некоторых арабских стран. Отсутствие значительных нефтяных запасов не позволили им сформировать дополнительные фонды, которые могли бы быть перераспределены в настоящее время. Рецессия в странах ЕС ограничила возможность получения дополнительных кредитов для государств-реципиентов.
Для второй группы государств воздействие кризиса сказалось на платежных балансах и доходах бюджетов, что в ряде стран привело к бюджетному дефициту. Резкое сокращение денежных средств от продажи нефти показало серьезную зависимость этих экономик от экспорта нефти и нефтепродуктов, несмотря на все усилия местных властей снизить ее. Доходы от продажи нефти продолжают оставаться основной статьей бюджетных поступлений. Сокращение притока инвестиций как со стороны ЕС, так и со стороны государств ССАГПЗ является общей для обеих групп тенденцией. Несмотря на достаточно оптимистичные прогнозы, для восстановления темпов роста экономик Ближнего Востока и Северной Африки может потребоваться больше времени в силу их зависимости от мировых цен на углеводороды. Не менее важным фактором, влияющим на восстановление деловой активности, будет состояние экономики торговых партнеров арабских стран, поскольку экспорт сельскохозяйственных товаров в развитые страны является значительной частью ВВП многих государств Ближнего Востока.


Литература
1. Middle East and North Africa Region. 2009 Economic Developments and Prospects. The World Bank, 2009.
2. Doing business in the Arab World 2010, The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2009.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия