Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Рачев С. В.
профессор кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук

Чернышова Л. И.
аспирант кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения

Качественные характеристики работника и их влияние на уровень его компетентности
В статье рассматривается категория качества рабочей силы в соответствии с имеющимися у работника свойствами, проводится соотношение между категориями качества рабочей силы, человеческого капитала и качества труда. Определяется и обосновывается взаимосвязь качественных характеристик работника и его компетенций
Ключевые слова: качество рабочей силы, природные свойства, приобретенные свойства, системные свойства, компетентность, компетенция

Проблеме качества рабочей силы в экономической литературе всегда уделялось пристальное внимание. В настоящий момент интерес к данному вопросу обострился в связи с возрастающими требованиями к персоналу как одному из главных стратегических ресурсов предприятия. В отечественной литературе, в общих чертах, можно выделить два подхода к определению понятия качества рабочей силы (см. рис. 1).
Согласно первому подходу, качество рабочей силы трактуется как уровень развития приобретенных свойств рабочей силы и характеризуется такими показателями, как профессионализм, образование, навыки и опыт. Считается, что основой качества рабочей силы в данном случае являются духовные способности человека.
Сторонники второго подхода считают, что качество рабочей силы целесообразно рассматривать не только с позиции приобретенных свойств, но также и природных способностей человека к труду. Следовательно, элементами, определяющими качество рабочей силы, могут быть как приобретенные умения человека — уровень квалификации, уровень профессиональной и экономической подготовки, знания и навыки, так и природные свойства, которые включают пол, возраст, состояние здоровья, быстрота реакции и др. характеристики.
Таким образом, содержание понятия качества рабочей силы нельзя рассматривать только лишь с позиции развития приобретенных свойств человека, так как имеющиеся у человека образование и уровень профессиональной подготовки непосредственно связаны с физическими и духовными способностями индивида.
Зарубежные исследователи не рассматривают понятие качества рабочей силы как самостоятельную категорию, а используют концепцию качества труда. В условиях рыночной экономики качество труда является одним из выражений качества рабочей силы, так как отражает уровень развития способностей человека к труду. Проблема качества труда в различных аспектах исследовалась многими зарубежными экономистами. Например, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считали, что характеристиками качества труда являются здоровье, решительность, образование и подготовка, а также отношение к труду. [1] Все перечисленные характеристики являются свойствами рабочей силы, которые и определяют ее качество.
Очень часто в западной экономической литературе понятие качества рабочей силы сопоставляется с категорией человеческого капитала. Например, лауреат Нобелевской премии Г. Беккер определял человеческий капитал как приобретенные знания, навыки, мотивацию, энергию, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. [2] Тем не менее, мы считаем, что понятие качества рабочей силы является более емким, чем категории человеческого капитала и качества труда. И хотя они в некоторой степени пересекаются, целесообразным является их разграничение и выделение в самостоятельные категории.
Основываясь на анализе имеющихся подходов к определению качества рабочей силы, автор пришла к выводу, что наиболее полным является определение, согласно которому качество рабочей силы — это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника, то есть такие его физиологические и социально-психологические особенности, как состояние здоровья, умственные способности, а также адаптированность, в том числе, гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профессиональная пригодность. [3]
Исходя из этого определения, можно предложить следующую классификационную структуру качества рабочей силы (см. рис. 2).
Рис. 1. Подходы к определению категории качества рабочей силы, имеющиеся в отечественной литературе
Рис. 2. Структура качества рабочей силы

Рассмотрим элементы качества рабочей силы более подробно.
Природное качество рабочей силы оказывает непосредственное влияние на возможности человека в трудовом процессе. Оно включает в себя психофизиологические особенности человека. Природная индивидуальность каждого человека выражается в его физических данных.
Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств можно отнести силу, выносливость, ловкость, гибкость и пр.
Природное качество рабочей силы определяется состоянием здоровья человека. Здоровье — это состояние физического, умственного и социального самочувствия. От уровня здоровья и физического развития человека зависит возможность его участия в трудовой деятельности.
Возраст также является одной из важнейших характеристик природного качества рабочей силы, так как уровень трудовой активности человека, его трудовые и познавательные способности во многом зависят от стадии его жизненного цикла. Возрастные характеристики являются важными, так как они часто фигурируют в требованиях, предъявляемых к сотруднику.
Еще одной характеристикой качества рабочей силы является быстрота реакции, которая характеризуется минимальным временем, проходящим с момента подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Быстрота реакции может оказать влияние как на качественные, так и на количественные показатели работы. От быстроты реакции зависит время выполнения работы и количество производимой продукции. Кроме того, мы можем говорить о том, что быстрая реакция позволяет работнику более осмысленно организовывать свою трудовую деятельность.
Также к природным качествам можно отнести половой признак. Пол человека — это одна из его важнейших общественно значимых характеристик, которая во многом определяет социальную, культурную и когнитивную ориентацию личности. Пол работника учитывается при распределении рабочих обязанностей и ответственности. Это объясняется тем, что существуют виды работ, которые могут выполняться только мужчинами.
Благодаря природным свойствам и способностям развиваются и приобретенные свойства рабочей силы.
Приобретенное качество рабочей силы иногда называют функциональным качеством. Оно заключается в приобретенных способностях человека, позволяющих ему выполнять необходимые виды конкретного труда. Данное качество характеризуется уровнем имеющихся у работника общих и специальных профессиональных знаний, квалификации, трудовых навыков, сноровки, творческого потенциала и т.д. Эти свойства отражают те общественные потребности, которые предъявляются к способностям человека в зависимости от конкретной сферы труда и технического уровня развития производства.
Большое значение среди приобретенных свойств имеют профессиональные знания, которые определяются умственными способностями человека, его образованием и опытом. Профессиональные знания могут быть общими и специальными. Если знания могут быть применены не только в текущей сфере деятельности, но и в других областях, то они являются общими профессиональными знаниями. Специальные профессиональные знания характеризуют способность к труду работников конкретного предприятия, так как любая специализация означает ограниченную применимость умений человека.
В результате усложнения труда, постоянного обновления технических средств, создания и ввода в эксплуатацию более совершенных образцов техники, внедрения новых методов организации труда и организации производства, а также на основе развития профессиональных способностей человека приобретаются свойства рабочей силы, которые характерны для работников определенной квалификации.
В настоящий момент для успешной деятельности сотруднику необходимо постоянно обновлять имеющиеся у него знания, так как они устаревают и не могут в полной мере использоваться на производстве. Именно поэтому постоянное повышение квалификации персонала имеет большое значение, следовательно, способность работников постоянно обучаться и приобретать новые умения рассматривается сейчас как одно из важнейших качеств рабочей силы.
В структуре функционального качества рабочей силы также выделяют навыки работника. Как правило, если сотрудник обладает определенными навыками, то он всегда знает, как нужно вести себя в конкретных ситуациях для того, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей. Трудовые навыки увеличивают быстроту работы, улучшают качество ее выполнения, повышают устойчивость к отвлекающим факторам, а также позволяют затрачивать меньше энергии на рабочем месте. Это снижает утомляемость и способствует сокращению времени, которое требуется для выполнения профессиональных обязанностей.
Кроме названных выше показателей функционального качества, немаловажными являются технологическая и информационная вооруженность работника. Современные технологии требуют соответствующего уровня знаний работников в данной предметной области. Именно технологическая вооруженность работников может служить базой для использования новейшего оборудования при производстве продукции и оказании услуг.
Информационная вооруженность связана не только с обязательным умением использовать компьютерную технику, но и с использованием информационных технологий в процессе управления производством. Знание информационных технологий позволяет автоматизировать выполнение производственных задач, в частности, управление основным и вспомогательным производствами, технологическим процессом и качеством продукции.
Рис. 3. Иерархичная система свойств рабочей силы

Можно сделать вывод, что все свойства работников, которые составляют приобретенное качество рабочей силы, находятся в тесной взаимосвязи и обуславливают друг друга.
Системное качество рабочей силы целесообразно рассматривать как интегральное или совокупное качество, состоящее из определенных системных свойств работника, которые находят свое отражение в социально-экономическом содержании качества рабочей силы, придавая тем самым целостность характеристике уровня способностей человека к труду.
К системным качествам относится ответственность, под которой понимают способность работника осознавать значимость своей деятельности, добровольно брать на себя какие-либо обязательства, а также учитывать последствия своих поступков. К основным признакам ответственности можно отнести точность, пунктуальность, надежность работника, его готовность отвечать за последствия своих действий. Наличие у работника чувства ответственности необходимо для того, чтобы выполнять производственные задачи без нарушений процесса производства и вреда для окружающих. В основе чувства ответственности лежат такие личностные качества как честность, справедливость, принципиальность, настойчивость, усердие, добросовестность, смелость, выдержка и пр. Перечисленные выше качества необходимы человеку для его успешной трудовой деятельности.
Следующей важной характеристикой системного качества рабочей силы является мобильность, под которой подразумевается способность и готовность работника к профессиональным и территориальным перемещениям. Повышенный интерес к мобильности возник в связи с тем, что в экономике стали происходить структурные преобразования, вызванные внедрением новых технологий и информатизацией производственных процессов. Трудовая мобильность является одним из элементов процесса воспроизводства рабочей силы. Разновидностью трудовой мобильности является профессиональная мобильность, под которой понимается смена одним или несколькими индивидуумами профессии. Способность к освоению новой профессии определяются теоретической подготовкой работника, его мотивированностью к смене трудовой деятельности, умением и готовностью работника быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность на новом рабочем месте.
Так как гибкость производства непосредственно связана с мобильностью рабочей силы, то об успехе экономического развития предприятия можно также судить о наличии на нем мобильных кадров. Если на предприятии будет мобильная рабочая сила, то это позволит быстро перестраивать производство и обновлять выпуск продукции, в результате чего предприятие займет более устойчивые позиции в отрасли, повысит прибыль и снизит расходы.
Обучаемость представляет собой один из основных компонентов системного качества рабочей силы, который заключается в способности работника к постоянному обучению, усвоению новых знаний и способов действий в различных ситуациях. Чем выше уровень обучаемости, тем быстрее и лучше работник сможет адаптироваться к рабочей среде и коллективу. Такой сотрудник сможет легко поменять сферу деятельности, быстрее освоить новые требования к работе и изучить новые технологии. Подобные качества особенно актуальны в настоящее время.
Важным качеством рабочей силы является способности к адаптации, под которыми понимают умение работника приспосабливаться к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственно к социальной среде, а также совершенствовать свои деловые и личные качества. Успешная адаптация работников благотворно сказывается на деятельности организации, кроме того, хорошо адаптированные работники отличаются более высоким уровнем удовлетворенности своей трудовой деятельностью и жизнью в целом.
В условиях постоянного развития экономики и внедрения прогрессивных технологий важным компонентом системного качества становится креативность. Согласно свободной энциклопедии «Википедия», креативность — это творческие способности индивидуума, характеризующиеся, во-первых, использованием нетрадиционных схем мышления, которые позволяют создать принципиально новые идеи, во-вторых, умением решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. [4] По мнению А. Маслоу, данное свойство является врожденным, так как оно свойственно любому человеку, однако, под воздействием внешних факторов может быть частично или полностью утрачено. В понятие креативности можно включить такие качества, как гибкость, обучаемость, оригинальность, восприимчивость и стремление находить выход из безвыходных ситуаций. Креативность становится актуальной в современных условиях, характеризующихся быстрым развитием общества, многоплановостью деятельности организаций и жесткой рыночной конкуренцией.
Креативность, как и любой другой элемент системного качества рабочей силы, можно развивать. Для этого необходимо, чтобы работник мог использовать имеющиеся у него навыки и знания, а также постоянно развивал свои способности. Кроме того, работник должен иметь условия для самореализации.
При всей своей значимости креативность нельзя рассматривать только лишь с положительной точки зрения. Необходимо обратить внимание и на отрицательные моменты. Креативный работник часто не может вписаться в трудовой коллектив. Он может работать нестабильно из-за перепадов в настроении. Кроме того, такому работнику нелегко признать свою неправоту и отказаться от собственных идей. Все эти моменты необходимо учитывать при организации профессиональной деятельности творческих сотрудников.
Рис. 4. Соотношение качеств рабочей силы

Одним из качеств рабочей силы является инновационность или способность работника использовать знания, новые идеи, технологии для создания инноваций. Перед российской экономикой стоит важная задача — переход на инновационный путь развития, так как именно инновации в настоящий момент являются одним из ведущих факторов современного социально-экономического развития и технологической модернизации производства. Сотрудник, который может создавать инновации, способен использовать свой потенциал для развития предприятия.
Свойства рабочей силы можно представить в виде иерархической системы, которая имеет форму пирамиды, состоящей из нескольких уровней (см. рис. 3).
В основании данной пирамиды лежат возможности человека, которые обусловлены природными и приобретенными свойствами. Как было отмечено выше, именно эти свойства служат основой для формирования системного качества рабочей силы. Высшие уровни должны включать, на наш взгляд, способности более высокого порядка, которые приобрели особое значение в современных условиях.
Основываясь на проделанном анализе элементов качества рабочей силы, можно сделать вывод о том, что все они находятся в тесной взаимосвязи, обусловливая друг друга. Природные особенности человека являются основой для формирования и существования приобретенных способностей человека к трудовой деятельности. Приобретенные человеком свойства развиваются под влиянием внешних и внутренних факторов. В свою очередь, системное качество представляет собой совокупность природного и функционального качества. Кроме того, системное качество занимает наивысший уровень в иерархии свойств рабочей силы. На рис. 4 показано, как соотносятся между собой элементы качества рабочей силы.
Так как системное качество является более емким и значимым для развития человека, то наличие системных свойств у сотрудника позволяет нам судить об уровне его компетентности. Мы предлагаем рассматривать системные свойства с точки зрения компетенций.
Компетенция — это совокупность имеющихся свойств личности или заданные требования к ее качественным характеристикам, предъявляемым в определенной ситуации.
Компетентность — это совокупность уровня подготовки, широты профессионального мировоззрения, личностных характеристик, которые, находясь в тесной взаимосвязи и дополняя друг друга, позволяют работнику адекватно реагировать на требования, предъявляемые на конкретном рабочем месте в постоянно меняющихся условиях. Компетентность характеризует способность работника к труду. Категории компетентности и компетенции позволяют судить о качестве рабочей силы.
Одним из основных требований к работникам в последнее время считается наличие у них определенного круга компетенций в заданной области деятельности. К таким компетенциям можно отнести ориентацию на результат, коммуникативность, готовность и способность обучаться, способность применять свои знания и умения и др. [6] Данные компетенции можно рассматривать как одни из основных в модели компетентности человека, но, в зависимости от специфики деятельности организации, их список может быть значительно расширен.
Научно-технический прогресс способствовал глобальным изменениям в экономике, которые сопровождаются возникновением новых отраслей и реорганизацией существующих экономических структур. Многие предприятия, находящиеся в процессе реформирования и модернизации, во главу угла ставят кардинальное совершенствование рабочей силы, которая должна состоять не из обычных исполнителей, а из сотрудников, способных творчески относиться к работе, быстро обучаться и уметь работать на достижение общей цели.
Автор согласен с утверждением о том, что современная экономическая система постепенно превращается в экономику услуг и знаний, для которой необходимы новые организационные структуры, инновационные технологии и квалифицированная рабочая сила. Принципиальным образом расширяется диапазон и содержание требований к профессиональным качествам работника. К общепринятым требованиям четкой дисциплины, высоких исполнительских качеств, ответственности, инициативы и творческой заинтересованности в самом труде добавляются такие свойства, как мотивированность, гибкость, организаторские способности, готовность и способность к профессиональному развитию. Кроме того, современный работник должен обладать свойствами, позволяющими эффективно решать проблемы, распределять время, работать в экстремальных ситуациях и др. [5] Организация будет успешно развиваться только в том случае, если сотрудники компании обладают перечисленными качествами.
Подводя итог, отметим, что в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг организациям приходится искать все новые пути для развития и расширения бизнеса, именно поэтому уровень качества рабочей силы на предприятии должен поддерживаться на соответствующей высоте. Для этого фирмам необходимо постоянно развивать качественные характеристики работника, то есть повышать квалификацию и заниматься обучением рабочей силы, укреплять здоровье персонала, обеспечивать нормальные условия труда и отдыха сотрудников, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе и пр.


Литература
1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — Т.2. — М.: Республика, 1992, — 400 с.
2. Becker G. S. Human Capital. New York: Columbia University Press, 1964.
3. Труд и социальное развитие: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. — С.75.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. Кязимов К.Г. Качество рабочей силы России // Уровень жизни населения регионов России. — 2008. — №2. — С. 35–43.
6. Чернышова Л.И. Компетентность как фактор конкурентоспособности персонала // Транспорт, наука, бизнес: проблемы и стратегия развития: Матер. Всерос. науч.-техн. конф., посвящ. 130-летию Сверд. ж.д.: Сб. науч. тр. — Екатеринбург: УрГУПС. — 2008. — 290 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия