| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Чудинов О. О. аспирант Красноярского государственного аграрного университета
| |
| | Разрыв в доходах городского и сельского населения усложняет процесс развития АПК. Одним из способов решения этой проблемы является региональный подход, который позволит учесть особенности отдельного региона, не нарушая при этом целостности государства. Опыт европейских стран позволяет сделать вывод о том, что такой подход оправдан и применим в аграрной политике | Ключевые слова: доходы населения, региональный подход, сельское хозяйство, структура доходов | Среди низкодоходных групп населения большую долю составляют жители села, и это обстоятельство позволяет выделить проблему формирования доходов этой группы в отдельную. Почти три четверти беднейшего населения мира живет в сельской местности и для них сельское хозяйство является основным и единственным источником существования. [1] Концентрация бедности в сельской местности порождает социально-политическую напряженность и нестабильность в государстве, снижает его продовольственную безопасность.
Проблема неравномерного распределения доходов по разным группам населения остается актуальной. За период с 2005 по 2008 гг. в России индекс Джини, характеризующий концентрацию денежных доходов, вырос с 40,9% до 42,3%, а децильный коэффициент за этот же период вырос с 7,0 до 7,5. Сокращение разрыва между доходами сельского и городского населения во многом зависит от направленности проводимой государственной политики, что позволяет разделить страны на: преимущественно аграрные, с реформирующейся экономикой и урбанизированные. [2]
Доходы сельского населения, в основном, формируются за счет зарплаты, от продажи собственной продукции, пенсий и социальных пособий.
В каждой стране формирование доходов сельского населения имеет свои особенности. В странах Европейского сообщества сложилась практика, которая заслуживает внимания.
Общая цель ЕС состоит в получении выгоды из быстрого расширения внутренних продовольственных рынков и развивающихся сельскохозяйственных секторов, на основании этого решается задача резкого сокращения устойчиво высокой сельской бедности. Достижения сельского хозяйства Евросоюза — прямой результат последовательной, гибкой аграрной политики. Еще со времени образования Общего рынка сельское хозяйство было центральной областью забот межгосударственных и государственных органов управления.
Решение проблем сельского хозяйства страны-члены ЕС искали не только в рамках аграрной политики, но и за ее пределами. Так как в экономической политике отраслевой и территориальный принципы тесно переплетены, то со временем возникла необходимость выделить политику развития сельских регионов в самостоятельную, так как занятость населения ограничена возможностями сферы производства, уровнем производительности труда и особенностями формирования доходов населения. Современная аграрная политика ЕС уже длительный период строится на фундаменте и в рамках структурной региональной политики. [5]
Политика Евросоюза направлена не только на получение прибыли, или расширение посевных площадей с целью увеличения рабочих мест. Задачи более обширные. Это модернизация сельскохозяйственного производства, совершенствование экономической и социальной структуры отрасли, обеспечение справедливых и стабильных доходов фермеров, снижение миграции населения из сельской местности за счет альтернативной занятости, улучшение условий жизни и труда и снижение разрыва в доходах между селом и городом.
На это направлено и предпенсионное регулирование. Фермеры в возрасте 55 лет, еще не достигшие пенсионного возраста, имеют возможность получать пособие. Это относится, в том числе, и к членам их семей и наемным работникам. Фермеры до 75 лет могут получать пособие в размере от 15 000 евро в год (максимум — 150 000 евро). Если фермеру уже выплачивается пенсия, то пособие выдается как дополнительная пенсия. [5]
Сельхозпроизводители, которые не менее пяти лет ведут экологически ориентированное производство, вправе рассчитывать на субсидию за сохранение экологически ценных природных областей и ландшафта. В областях со сложными природными условиями, например, в горной местности, фермеры имеют возможность получать субсидии для обеспечения существующего сельскохозяйственного землепользования, для сохранения ландшафта и окружающей среды. В зависимости от экономической ситуации в регионе, состояния экологии и типа сельскохозяйственного предприятия такие выплаты составляют от 25 до 200 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий. Существует финансирование мероприятий, направленных на модернизацию и диверсификацию сельскохозяйственных предприятий. [5]
Особо необходимо отметить практику предоставления субсидий молодым фермерам (не старше 40 лет), которые имеют достаточную профессиональную квалификацию и впервые становятся во главе сельскохозяйственного предприятия. Для поддержки других видов деятельности в сельской местности, также могут предоставляться пособия. Среди них: модернизация инфраструктуры деревни, охрана культурных достопримечательностей, развитие народных промыслов, туризм и другие.
Большую роль в изменении структуры доходов фермеров в Евросоюзе играют кооперативы, вступление в которые, как правило, дает снижение издержек производства и гарантирует сбыт продукции, что положительно влияет на рост доходов селян. В странах Западной Европы распространены кредитные кооперативы — серьезный партнер для мелких и средних сельскохозяйственных производителей. За счет них расширяется круг оказываемых финансовых услуг, включая факторинг, форфейтинг, лизинг и другие.[6]
Экономическая аграрная политика Евросоюза охватывает почти все стороны формирования доходов сельских жителей, стремясь к улучшению качества жизни и большей помощи фермерам за счет не только количества программ поддержки и развития, но и качества их выполнения.
В отличие от государств ЕС, Россия относится к странам с реформирующейся экономикой и для нее характерен более глубокий разрыв между доходами сельского и городского населения (табл. 1). |
| |
|
|