Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Стасишина Р. А.
старший преподаватель кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)

Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
В статье проведен анализ состояния стратегического планирования и предложены пути совершенствования социально-экономического развития муниципального образования
Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения

Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования [1]. В этих условиях стратегическое планирование становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.
Российский подход к современному стратегическому планированию муниципальных образований опирается на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования с применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.
Рост уровня и качества жизни населения в муниципальных образованиях представляет собой главную целевую направленность в отечественной и зарубежной практике стратегического планирования, выступает как общая цель документов стратегического планирования. Придание подобной целевой направленности является крайне позитивным моментом с точки зрения охвата им интересов всех жителей, борьбы с бедностью и укрепления социального единства путем выравнивания уровней жизни населения.
Главная цель стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований — выход на самодостаточный уровень развития. Это — выбор приоритетов развития на основе использования резервов. Большая роль отводится определению типа стратегии в реализации процедуры планирования.
При этом исследователями стратегия традиционно понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное. В последнее время среди специалистов по стратегическому планированию стало преобладать новое понимание стратегии «как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии» [2]. Она является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Это новое понимание стратегии обусловлено изменяющимися внешними условиями: чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем актуальней разработка стратегии развития, а, следовательно, и стратегическое планирование. Важно не только иметь стратегию, а и последовательно ее реализовать.
Стратегическое планирование муниципального образования обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. При этом, стратегическое планирование муниципального образования — это деятельность по разработке стратегии и ее конкретизация в виде стратегического плана (документа). Открытость и взвешенность планов является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами.
Наличие стратегического плана развития, как индикатора систематической и надежной работы администрации муниципальных образований, позволяет предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования, инвесторам прогнозировать перспективы развития своей деятельности.
Стратегическое планирование, являясь элементом управления муниципальным образованием, не только определяет для себя перспективы собственного развития, но и устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного согласия.
Ключевой проблемой, при этом, является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров.
Природно-ресурсный, экономико-географический, инвестиционный, бюджетный и демографический потенциалы являются основой, на которой развиваются экономико-социальные отношения. В условиях растущей социальной неоднородности, различиях в обеспеченности ресурсами (природно-климатическими, трудовыми, капитальными, информационными и др.), необходимости сближения территорий для формирования единого социально-экономического пространства, резко встает вопрос об определении новых подходов в управлении социальным развитием муниципальных образований и разработке стратегии повышения его эффективности.
Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования природных ресурсов. Эффективное управление земельными ресурсами как объектами муниципальной собственности, в том числе с использованием различных форм платежей позволит существенно пополнить муниципальный бюджет.
В сложных современных условиях для дальнейшего социально-экономического развития муниципальных образований необходим поиск внутренних резервов, базирующихся на конкурентных преимуществах их территорий. При этом действия органов местного самоуправления должны быть направлены не столько на перераспределение средств вышестоящих бюджетов, сколько на получение доходов на собственной территории через освоение организационно-экономического механизма формирования условий саморазвития муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Органы самоуправления муниципального образования должны создавать хозяйствующим субъектам на данной территории условия для вовлечения местных ресурсов в процесс социально-экономического развития, обеспечивать на этой основе рост доходной части местного бюджета.
Конкурентоспособность муниципального образования включает в себя два основополагающих момента: способность достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма муниципального образования. Следует признать, что в обеспечении повышения конкурентоспособности особую значимость имеют разработка и реализация стратегий развития муниципального образования.
Определяя факторы развития муниципального образования, в процессе стратегического планирования целесообразно выявить факторы конкурентоспособности, отличающие данное муниципальное образование от других, определить новые факторы конкурентоспособности, которые можно сформировать: развитая рыночная инфраструктура; наличие коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); комплекс институтов, поддерживающих бизнес; наличие квалифицированных кадров; благоприятные условия для инвестиций.
Муниципальные образования конкурируют друг с другом за привлечение инвестиционных средств, за привлечение образованной и квалифицированной рабочей силы. При этом они оказываются в принципиально новой, динамичной, политической, культурной, социальной и экономической ситуации, особенности которой определены глобальными процессами, изменениями на уровне региона и страны в целом.
В современной экономической литературе территорию понимают как место расположения хозяйствующих субъектов, природно-экономических ресурсов, проживания населения [3]. Территория муниципального образования характеризуется экономическим (в том числе ресурсным) потенциалом, уровнем реализации потенциала, выгодным местоположением относительно товарных рынков и рынков факторов производства. Совокупность вышеназванных характеристик отражают сильные и слабые стороны в развитии территории муниципального образования. При этом положительные стороны — составляют конкурентные преимущества, слабые являются источниками риска в перспективе.
Для выработки стратегии формирования конкурентных преимуществ муниципального образования органы местного самоуправления должны оценить:
— качественное состояние и перспективы использования основных факторов производства и природных ресурсов;
— состояние производственной, в том числе технической инфраструктуры;
— обеспеченность объектами образования, здравоохранения, культурного и бытового обслуживания;
— состояние информационного обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.
Среди факторов производства особенно выделяются инвестиции и рабочая сила, которая перемещается в условия более высокой оплаты и более низких рисков и неопределенности среды. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке факторов производства требуется сформировать имидж развивающейся территории путем стратегического планирования и управления. В частности, с одной стороны, необходимо вести работу с жителями территории по формированию местного патриотизма, с другой стороны — формирование и поддержание доброжелательной мотивации внутри территории по отношению к привлеченной рабочей силе и структурам.
Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования обусловлено необходимостью решения в настоящее время острых социальных проблем. Необходимо активно искать методы интенсификации развития данных территорий, в том числе, повышать их инвестиционную привлекательность. Создание условий по поддержке инвестиционной деятельности способствует созданию новых производственных фондов, новых рабочих мест.
Инвестиционная привлекательность муниципальных образований оценивается по возможности вложения средств в основные и оборотные фонды предприятий, рабочую силу, приобретение имущества в аренду и в собственность. Неосвоенные ресурсы могут заинтересовать инвесторов при условии, что государство берет на себя инфраструктурное обустройство территории.
Уровень социально-экономического развития муниципальных образований различен. Территориальные различия в уровне доходов и расходов ставят на повестку дня проблему эффективного механизма выравнивания бюджетных доходов муниципальных образований, включая предоставление дотаций. Бюджет, как план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, является важнейшим механизмом осуществления определенной политики выравнивания, отражающей реальные цели и задачи муниципального образования.
Направлениями политики выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований могут быть:
— прямое финансирование развития территории;
— стимулирование инвестиционной активности;
— создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
— разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования, создание на их территории специализированных промышленно-инвестиционных зон и т.д.
В настоящее время, переход на инновационный путь развития, является необходимым условием для социально-экономического развития муниципальных образований так же, как и региона в целом и всей страны.
Как утверждается в экономической литературе, инновацией может быть новый продукт, услуга или процесс совершенствования экономического развития. Поэтому включение данной составляющей в процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования позволит сделать технологию стратегического планирования более полной, что обеспечит привлекательность для потенциальных инвесторов.
Стимулирование инновационной активности предприятий, концентрация ресурсов — все это даст возможность качественно изменить масштаб программ и проектов, направленных на успешное решение задач социально-экономического развития, повышение качества жизни населения муниципального образования.
Основными приоритетными направлениями инновационного развития экономики муниципальных образований являются:
— применение новых технологий в сфере энерго- и ресурсосбережения;
— применение биотехнологий и новых технологий в агропромышленном комплексе;
— обеспечение защиты окружающей среды и рациональное природопользование;
— применение новых информационных и телекоммуникационных технологий;
— применение новых технологий для модернизации отраслей промышленности;
— применение нанометрических технологий.
В современном мире образование стало одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальную стабильность и инновационное развитие государства. Качество образования является основой качества жизни. В настоящее время идет становление региональной системы оценки качества образования. Миссия системы оценки качества образования заключается в обеспечении всех участников образовательного процесса достоверной информацией о качестве предоставляемых образовательных услуг. Необходимо усилить внимание к проведению оценки качества образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Таким образом, к недостающим звеньям технологии стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования относится и оценка качества образования. Это позволит выстроить новые отношения между образованием и потребителями образовательных услуг, адекватно и своевременно реагировать на запросы населения и государства.
Включение данных составляющих в процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований способствует:
— повышению инвестиционного имиджа территории; эффективному использованию ограниченных ресурсов с учетом приоритетных направлений развития;
— повышению конкурентоспособности экономики;
— возможности сформировать тесные взаимосвязи экономики городской и сельской местности, а также между различными социально-экономическими группами муниципальных образований;
— увеличению доходности местного бюджета;
— расширению процесса институциональных преобразований.
Инструментами, обеспечивающими реализацию стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, являются:
— ресурсное обеспечение (человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, территориальные ресурсы, организационные ресурсы);
— институциональное обеспечение (партнерство с частным и государственным сектором, муниципальное и региональное сотрудничество, сетевое и международное партнерство);
— программно-целевое обеспечение (программа социально-экономического развития муниципального образования, муниципальные целевые и адресные программы, федеральные программы, региональные программы, национальные проекты).
Особое место в социальном управлении должны занимать программы развития муниципальных образований.
Опыт развития экономики муниципальных образований указывает на диспропорцию в территориальном развитии инфраструктуры, особенно в жилищном строительстве, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве. Все эти сферы влияют на благосостояние жителей муниципальных образований, на защиту их интересов и обеспечение социального положения. Человеческий потенциал выходит на первое место в характеристике муниципального образования. Поэтому социальное развитие муниципальных образований должно стать стратегической целью местного самоуправления.
Еще одним фактором социального развития территорий является малое предпринимательство. Идея развития малого предпринимательства имеет под собой экономическую и социальную основу. В социальном плане малое предпринимательство призвано создать систему содействия занятости населения и более полному использованию творческого потенциала работников, кроме того, создать условия для бесперебойного обеспечения местного населения товарами и услугами первой необходимости.
В этой связи, учитывая и экономическую составляющую развития местного предпринимательства, местные власти должны разрабатывать системы поддержки малого предпринимательства, а также включать отдельные проекты в государственные и муниципальные программы развития.
Посредством взаимозависимости социальной и инвестиционной политики создается определенный социальный климат, снижаются социальные риски. Проблема заключается в том, что на деле инвестиционные и социальные программы слабо взаимосвязаны. Социальные программы имеют слабо выраженную и методически слабо проработанную инвестиционную компоненту. Инвестиционные же программы недостаточно социально ориентированы. Их наиболее слабым местом является отсутствие мониторинга социальных рисков и специально разработанных мер по их снижению.
Социальная направленность инвестиционной политики — единство собственно экономического и социального аспектов инвестиционной политики. Любые инвестиционные программы должны обеспечивать решение назревших социальных проблем, а специальные инвестиционные программы должны способствовать повышению экономической активности населения.
Таким образом, социально направленная инвестиционная политика на местном уровне должна включать в себя совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения посредством повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов.
В современных финансово-экономических условиях, активная позиция органов местного самоуправления должна быть направлена на поиск методов интенсификации развития территорий, в том числе, на рост уровня инвестиционной привлекательности для повышения доходов на собственной территории и формированию условий социально-экономического развития.
Генеральная цель развития муниципального района может быть достигнута реализацией составляющих целей, предполагающих получение максимальной отдачи от благоприятных факторов и нейтрализацию слабых сторон в развитии муниципального образования, сведение до минимума рисков, сопровождающих реализацию долгосрочных перспектив развития муниципального образования.
Следует отметить, что для разработки и эффективной реализации системы мероприятий достижения целей и задач стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований необходимо участие всех основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон (местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности).
Доходный потенциал местного бюджета может быть повышен за счет роста налоговых поступлений через рост заработной платы и доходов физических лиц в предпринимательском секторе. Также, большое значение для увеличения доходной части бюджета, имеет эффективное использование муниципальной собственности, которая составляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.
Одним из важнейших направлений механизма извлечения доходов является организация различных типов муниципальных предприятий, которые могут быть сформированы за счет создания муниципальных внебюджетных фондов, финансово-кредитных организаций и местных бюджетов, так и внешних финансовых источников. Система муниципального заказа также является одним из важных регуляторов экономических процессов на муниципальном уровне.
Концентрация усилий органов власти муниципальных образований в формировании и реализации эффективной политики занятости должна быть направлена на развитие программ опережающего переобучения работников, находящихся под риском увольнения, переориентирование на востребованные профессии, организацию общественных работ, временного трудоустройства, содействие самозанятости.
Включение инновационной составляющей в процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования позволит представить новизну и уникальность данного муниципального образования для потенциального инвестора.
В целях совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, в число стратегических целей развития необходимо включить следующие:
— обеспечение социального развития муниципального образования, создания достойного качества жизни населения;
— определение приоритетных направлений экономического развития и стимулирование эффективных направлений развития и форм инвестиций, а также улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании;
— повышение результативности бюджетного процесса;
— совершенствование деятельности органов местного самоуправления.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований регионов России.


Литература
1. Конституция Российской Федерации. — М., 1998.
2. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — 2-е изд., стер. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.
3. Экономика муниципального сектора / Под ред. А.В. Пикулькина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия