Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Круглов Д. В.
докторант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Эволюция контроллинга в контексте развития управленческих знаний
В статье анализируются вопросы происхождения и развития контроллинга и его роли. Выделяются этапы развития контроллинга. Производится ретроспективный анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей проблематики контроллинга
Ключевые слова: управление, информация, контроллинг, управленческий учет, стратегическое планирование, управленческое решение

В широком смысле «контроллинг» можно трактовать как систему комплексной информационно-аналитической поддержки руководства предприятия, действующего в рыночной среде. Появление и развитие системы контроллинга тесно связано с изменениями в общественном производстве и структуре рыночной экономики. Если в качестве критерия периодизации рыночной эволюции положить доминирующий тип взаимоотношения производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), указанная периодизация может быть представлена следующими этапами:
1. Преобладание рынка продавца до 50-х гг. XX века. Сугубо производственные приоритеты, ориентированные на увеличение выпуска и рост производительности труда, приводят к тому, что в менеджменте преобладает производственный, а затем и управленческий учет. Контроллинг поглощается управленческим учетом. Контроллеры занимаются калькуляцией себестоимости, учетом, счетоводством и обеспечивают менеджеров нужной информацией для принятия результативных решений.
2. В 60–80-х гг. XX века на смену рынка продавца приходит рынок покупателя, что приводит к обострению конкуренции и развитию разнообразных методов привлечения потребителя. Как следствие, акцент в системе управления фирмами переносится в информационную сферу, охватывающую как внутреннюю, так и внешнюю среду бизнеса. Развитие стратегического планирования усиливает потребность в координации работы менеджеров всех уровней. Как следствие, контроллинг выделяется в самостоятельную службу, которая обеспечивает решение специфических задач, связанных с планированием, контролем, принятием решений и др.
3. В современных условиях миссия контроллинга смещается в направлении главных источников эффективности организации: технологические, организационные и продуктные инновации; управление затратами; контроль и оценка эффективности; краткосрочное бюджетирование.
Тем не менее среди исследователей контроллинга нет единого подхода к трактовке этого понятия и, как следствие, отсутствует согласованное мнение о роли и месте контроллинга в системе управления предприятием. В экономических источниках зарубежных и отечественных авторов встречается множество трактовок контроллинга. Поэтому представляет существенный интерес сравнительный анализ и классификация различных подходов к определению данного явления.
Один из ведущих исследователей в данной сфере, немецкий экономист Д. Хан рассматривает контроллинг как информационное обеспечение управления предприятием, ориентированное на результат и включающее решение комплекса задач по планированию, регулированию и контролю [2].
Специалист по контроллингу Т. Райхман, разделяя в целом подход Д. Хана, конкретизирует его, акцентируя внимание на функциях сбора и обработки информации, а также координации и контроля [3]. Обращает на себя внимание предложенная Э. Майером предельно широкая трактовка контроллинга как общей концепции эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования [4]. Чрезмерным лаконизмом отличается определение Ч. Фольмута, согласно которому контроллинг — это система, ориентированная на цели, будущее и узкие места [5].
П. Хорват делает вывод о том, что контроллинг обеспечивает информацией руководство предприятия и настраивает его на реагирование, адаптацию и координацию к меняющимся условиям внешней и внутренней среды для своевременной реализации намеченных целей [7]. С точки зрения исследователей Г. Пича и Э. Шерма, контроллинг — это функция управления, заключающаяся в рефлексии решений, которые касаются других управленческих функций, и рефлексия выходящего за пределы той или иной функции и внутрифункционального согласования этих решений [8]
Анализ отечественной литературы в области экономики и менеджмента, посвященной проблематике контроллинга, свидетельствует о возросшем интересе ученых и специалистов к этой сфере деятельности. Усилиями отечественных исследователей — Е.А. Ананькина [9], А.М. Карминского [11], В.Б. Ивашкевича [10], Ю.Г. Одегова, Т.В. Никоновой [12] и многих других — понятие и содержание контроллинга конкретизировалось и увязывалось с вопросами управленческого учета, стратегического планирования и программно-целевого управления, организации бизнес-процессов, бюджетирования и т.д.
В целом, с некоторой долей условности указанные трактовки и определения можно, на наш взгляд, разделить на 3 большие группы:
1. контролллинг как функция системы управления предприятием. Он является одной из функций менеджмента (В. Кустерманн, Х. Штайманн, А.К. Макальская);
2. контроллинг как система, оказывающая помощь в выполнении ряда функций управляющей системы (Д. Хан, Т. Райхман, Х. Кюппер, А. Дайле, М.С. Зеленский и др.);
3. контроллинг как концепция системного управления предприятием, т.е. он полностью обеспечивает функционирование всей системы менеджмента. (Г.С. Токаренко, Э. Майер, Х. Фольмут, П. Хорвард, Н.Г. Данилочкина, А.М. Карминский, Н.К. Гогуа, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г Фалько, С.В. Гришунин).

Представляется, что на сегодняшний день все больший интерес теоретиков и практиков привлекает концепция контроллинга как системного управления предприятием. Исследование контроллинга при таком подходе может быть реализовано, на наш взгляд, на основе системного подхода, который характеризуется стремлением оценить влияние каждого фактора при их сопоставлении друг с другом, учесть все факторы при выработке решений, понять взаимосвязь различных явлений.
Критически важное значение имеет способность системы моделировать внешнюю среду. Чтобы оградить себя от разрушения, она должна определенным образом принимать информацию о внешних и внутренних сигналах. Для этих нужд внутри нее организуется дополнительный иерархический уровень, который имеет обратную связь с внешней средой. Данная управляющая подсистема обеспечивает группировку внутренних элементов и идентифицирует те внутренние или внешние сигналы, которые позволяют адаптироваться к внешним или внутренним изменениям с минимальными издержками в структуре системы. Итак, способность системы найти и постоянно поддерживать благоприятное состояние, которое называется сбалансированным, определяется реальной возможностью управляющей подсистемы получать и анализировать нужную информацию о внутренней и внешней среде. Этими обстоятельствами, прежде всего, определяется место контроллинга в экономической системе.
По-нашему мнению, возникновение контроллинга, как подсистемы промышленного предприятия, можно объяснить тем, что с повышением уровня рисков и угроз данные системы в процессе самоорганизации приспосабливались к окружающей среде (моделируя ее), пытаясь поддержать состояние сбалансированности посредством включения в их структуру нового элемента управления — контроллинга.
В отличие от динамического, сбалансированное выражается в сохранении равновесного состояния между долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, внешними и внутренними факторами деятельности, а так же возможностью вернуться в прежнее состояние (в условиях быстро изменяющейся среды) с минимальными издержками. Таким образом, состояние сбалансированности, является одним из основных элементов обеспечения живучести и дальнейшего развития промышленного предприятия.
Главная задача контроллинга в управляющей подсистеме заключается, на наш взгляд, в сборе, обработке и передаче информации (информационном обеспечении) с целью согласования и координации всех реализуемых им функций, способствующих достижению предприятием состояния равновесия (сбалансированности).


Литература
1. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. / Под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 800с.
2. Хан Д. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. Пер. с нем. / Под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 928 с.
3. Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели — разные пути и инструменты // Международный бухгалтерский учет. — 1999. — № 5. — С. 26–36.
4. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
5. Фольмут Х.И. Инструменты контроллинга от А до Я. Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.А. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 288 с.
6. Дайле А. Практика контроллинга / Пер. с нем.; Под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 336 с.
7. Хорват П. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. — М. : Альпинабизнес Букс, 2008. — 269 с.
8. Пич Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 3. — С.102–107.
9. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Н.Г. Данилочкина, С.В. Данилочкин, Е.А. Ананькина и др.; под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 297 с.
10. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Под ред. В.Б. Ивашкевича; пер. с нем. Ю.Г. Жукова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
11. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.
12. Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Никонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экзамен, 2004. — 544 с.
13. Воронин В.П., Самойлов В.М., Смарчкова Л.В. Технологии контроллинга в системе управления хлебопекарными предприятиями. — Воронеж: ВГТА, 2005. — 136 с.
14. Вопросы и ответы по теме «Контроллинг на предприятии» // Контроллинг. — 2002. — № 2. — С.62–63.
15. Макальская А.К. Формирование функции контроллинга в системе управления промышленными предприятиями: Дисс. канд. экон. наук. — М.: 2001. — 184 с.
16. Токаренко Г.С. Управление предприятиями на базе реализации концепции контроллинга. — М.: Изд-во Рос. акад., 1999. — 135 с.
17. Мшвиладзе А.Р. Управление предприятиями на основе концепции интегрированного контроллинга: Дисс. канд. экон. наук. — Хабаровск, 2000. — 188 с.
18. Гогуа Н.К. Научные аспекты организации контроллинга на предприятиях строительного бизнеса с учетом факторов риска (на примере предприятий стройиндустрии). Дисс. канд. экон. наук. — М., 2000. — 224 с.
19. Зеленский М.С. Организация системы контроллинга на предприятии. Дисс. канд. экон. наук. — СПб.: 2000. — 179 с.
20. Гришунин С.В. Разработка и внедрение системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии. Дисс. канд. экон. наук. — СПб.: 1999. — 228 с.
21. Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка / Под общ. ред. Н.П. Тихомирова. — М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 320 с.
22. Пчелинцев О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России. — 2001. №4.
23. Славин М.Б. Системный подход в микроэкономике: учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2000. — 204 с.
24. Рыбальский В.И. Системный анализ и целевое управление в строительстве. — М.: Стройиздат, 1980. — 545 с.
25. Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием // Менеджмент в Росси и за рубежом. — 2001. — № 6.
26. Захарченко Н.Н., Минеева Н.В. Основы системного анализа Ч.I. — СПб: Изд-во СПГУЭФ, 1992. — 365 с.
27. Слонов Н. Ситуативность и системность в менеджменте // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 5.
28. Урманов И.А. Синергетические связи как новая модель организации производства // Междунар. экономика и междунар. отношения. — 2000. — № 3.
29. Евстигнеева Л.А., Евстигнеев Р.Б. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопр. экономики. — 2001. — № 10.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия