Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Грунин О. А.
профессор Санкт-Петербургской Академии управления и экономики,
доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ


Факторы экономической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне
В статье рассматриваются главные факторы экономической победы советского народа в Великой Отечественной войне, показывается, что советская экономическая система в невероятно трудных условиях смогла мобилизовать свои внутренние резервы, перестроиться на военный лад и с меньшего количества исходных ресурсов произвести большее количество, чем экономика противника, первоклассной конечной военной продукции, обеспечить ею армию и флот и тем самым создать материальные основы победы в Великой Отечественной войне
Ключевые слова: Великая Отечественная война, экономика СССР, военная экономика, тыл вооруженных сил

Неоценимый вклад в достижение победы внесла экономика СССР. Еще в 1944 г. на торжествах, посвященных 27 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции отмечалось, что подобно тому, как Красная Армия в длительной и тяжелой борьбе один на один одержала военную победу над фашистскими войсками, труженики советского тыла в своем единоборстве с гитлеровской Германией и ее сообщниками одержали экономическую победу над врагом. Каковы же основы экономической победы, ее сущность?
Экономическая победа советского народа, одержанная в войне, базируется на тех преимуществах, которыми обладала наша экономика. Во-первых, это господство общественной собственности на средства производства. В результате преобразований, которые произошли во всех областях общественной жизни накануне войны. Основные средства производства: фабрики и заводы, земля и ее недра и т. д., все это перешло в собственность всего народа. Ведущая роль государственной собственности на средства производства позволила в трудные годы Великой Отечественной войны осуществлять маневр производственными ресурсами, использовать их именно так, как это было необходимо всему обществу. В этих условиях общенародный интерес становится ведущим, определяющим и именно на его первоочередное удовлетворение была направлена вся производственная деятельность и государственные ресурсы.
Общественная собственность на средства производства позволила избавиться от присущих капитализму язв: анархии, конкуренции, разрушительных экономических кризисов, алчных частнособственнических интересов, противоречащих потребностям общества. В то же время именно наличие общественной собственности на средства производства коренным образом изменило характер экономических отношений, существующих в условиях социалистического государства, породило социалистические методы хозяйствования, поставило заботу о человеке труда, его благе на первое место. А в экстремальных условиях войны именно общенародная собственность на средства производства позволила нашей стране в относительно короткий срок перестроить экономику на военный лад, организовать военное и гражданское расширенное воспроизводство, добиться значительного повышения эффективности производства, массового трудового героизма, концентрации сил и средств на самых важных, решающих участках.
Отвечая на вопрос, почему СССР смог быстрее других стран перестроить экономику на военный лад, американский журналист Кэррол писал: «В Советском Союзе, где частнособственническое владение было отменено, правительство не наталкивалось на помехи в виде прав частной собственности. В этом отношении оно могло противостоять тоталитарному правлению Германии на еще более крепких основаниях. Ему не приходилось возиться с фирмой, которая желала продолжать прибыльное производство дамских шпилек, вместо того чтобы заниматься менее прибыльным заказом на заклепки для авиационной промышленности. Ему не приходилось упрашивать автомобильную промышленность, чтобы та прекратила производство легковых автомобилей и перешла к выпуску танков. Ему не приходится растрачивать народные средства на размещение подрядов “по полной производственной стоимости плюс десять процентов”, которые поощряли предпринимателей к тому, чтобы замедлять производство, создавать простой рабочей силы и увеличивать себестоимость, чтобы тем самым возросла прибыль» *.
Слова американского журналиста подтверждают те преимущества социалистической экономики, которые порождены общественной собственностью на средства производства, единством общенародных, коллективных и личных интересов, государственным управлением экономикой.
Во-вторых, наша экономика даже в условиях войны развивалась планомерно. А это значит, что она постоянно, сознательно регулировалась в соответствии с народнохозяйственными планами. На основе единых государственных планов распределялись и перераспределялись материальные и людские ресурсы, устанавливались народнохозяйственные пропорции, определялись ведущие отрасли. Государственные планы даже в условиях войны разрабатывались на основе объективных экономических законов.
Война оказала влияние на механизм действия и использования объективных экономических законов, но она не могла их отменить. Экономические законы в условиях войны модифицируются. Они отражают те связи, которые возникают в экономической системе общества под влиянием ее перенацеленности на войну.
В годы войны вся экономическая жизнь общества была нацелена на достижение победы над врагом («Все для фронта! Все для победы!»). Это накладывало свой отпечаток на процессы производства, распределения, обмена, потребления и законы их развития. Особенности механизма использования объективных экономических законов в годы войны получили отражение в народнохозяйственных планах, формах организации общественного производства, методах хозяйствования, методах распределения совокупного общественного продукта, производственном и личном потреблении и т. д.
В первые дни войны были введены в действие мобилизационные планы, в последующем уточнялись и принимались годовые государственные планы развития народного хозяйства СССР. «В период Отечественной войны, — пишет первый заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР, председатель Госплана СССР в течение всей войны Н.А. Вознесенский, — целью военно-хозяйственных планов являлось сосредоточение всех материальных ресурсов Родины для полного разгрома немецких захватчиков и очищения от них советской земли» *.
Сила государственных планов состоит в том, что после их утверждения они приобретают силу закона, их выполнение, соблюдение установленных правил действий, народнохозяйст­венных пропорций становится обязательным. Государственный план развития народного хозяйства опирается на государственную собственность на средства производства, а это значит, что он, с одной стороны, может использовать все имеющиеся в государстве ресурсы, с другой стороны, каждое предприятие обязано неуклонно его выполнять. Именно государственный план позволил нам сознательно установить важнейшие народнохозяйственные пропорции: между военным и гражданским производством, накоплением и потреблением, отдельными отраслями, регионами и т.д.
Выполнение государственных планов позволило своевременно и бесперебойно обеспечивать предприятия материальными и людскими ресурсами, войска — конечной военной продукцией; постоянно создавать необходимые резервы, выпускать товары народного потребления, изменять темпы общественного производства. Планирование — одно из слагаемых, обеспечивших нашу экономическую победу.
Комментируя наши успехи в экономическом обеспечении победы, американский журналист Вернер писал, что «Магнитогорск победил Рур», потому что «все имеющиеся ресурсы русских были максимально сконцентрированы для военных усилий и были использованы в большей степени, чем немецкие... Германия имела больше стали. Однако в России из каждой тыс. тонн стали, на производство вооружения использовалось большее количество, чем в Германии. В Германии было больше машин. Однако в Советском Союзе значительная часть всех имеющихся станков производила военные материалы» *.
Об эффективности использования имеющихся ресурсов в интересах обороны страны убедительно свидетельствуют факты, приведенные в табл.1, из которой видно, что с каждой единицы произведенных в стране жизненно важных ресурсов СССР изготовлял конечной военной продукции значительно больше других промышленно развитых стран — участниц второй, мировой войны.
Таблица 1
Производство отдельных видов военной продукции с единицы производимых ресурсов в СССР, США, Англии и Германии

В-третьих, наша экономика развивалась на основе принципиально новых методов хозяйствования, устойчивости социалистической финансовой системы. В целях успешного решения задач, стоящих перед экономикой страны, государство, наряду с планированием, использовало весь арсенал новых методов хозяйствования: хозрасчет, ценообразование, кредит и др. Это позволяло добиваться единства общественных, коллективных и личных интересов, мобилизации и эффективного использования финансовых, материальных и людских ресурсов не только с помощью административных, но и с активным использованием экономических методов хозяйствования. Особую роль здесь сыграло умелое использование объективных экономических законов: основного, планомерного развития народного хозяйства, неуклонного роста производительности труда, стоимости и других.
Использование новых социалистических методов хозяйст­вования позволило нашей стране в тяжелые годы войны неуклонно повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции. Некоторые примеры сокращения затрат труда при выпуске военной продукции показаны в табл. 2.
Таблица 2
Затраты труда на производство единицы военной продукции

Умелая организация производства, энтузиазм, высокая трудовая дисциплина, эффективное использование методов материального и морального стимулирования труда дали свои плоды. Затраты труда при выпуске многих видов военной техники сократились в 1,5–2 раза, а по некоторым видам — даже в 3 раза.
Наша система хозяйствования показала свою жизненную силу в годы войны и в функционировании своей финансовой системы. Прежде всего, следует отметить, что войны всегда расшатывают финансовую систему государства. Они порождают потребность в значительных денежных ассигнованиях на военные нужды, в то же время, в государствах, на территории которых ведутся боевые действия, как правило, уменьшается производство товарной массы. Это порождает необходимость в дополнительной денежной эмиссии. Войны являются одним из источников инфляции, обесценивания валют, резкого повышения розничных цен. Так, если в начале Первой мировой войны в царской России в обращении было 1,6 млрд руб. бумажных денег, то к ее исходу это количество возросло до 23 млрд руб., т. е. увеличилось более чем в 14 раз. Деньги обесценились, цены значительно возросли.
Великая Отечественная война потребовала от нашего государства также дополнительной денежной эмиссии. Это был, хотя и вынужденный, но один из источников финансирования войны. В то же время производство товаров народного потребления, многих видов услуг не возрастало, а значительно сокращалось. Значит, обычным путем — через товарооборот, изъять дополнительные деньги из обращения не представлялось возможным. Поэтому за три года войны денежное обращение увеличилось в 2,4 раза *. Несомненно, увеличение денежной массы оказало влияние на цены. Индекс розничных цен в 1945 г. в сравнении с 1940 г., составил по всем товарам народного потребления 205%, из них по продовольственным — 225%, непродоволь­ственным — 195%. В то же время цены на городских колхозных рынках в 1943 г. превышали уровень цен 1940 г. в 13 раз, а в 1945 г. — в 5,5 раза *. В целях более полного обеспечения населения страны товарами народного потребления, а также снижения уровня цен на свободном колхозном рынке в 1944 г. в стране была введена государственная коммерческая торговля по повышенным ценам. Это, во-первых, способствовало снижению свободных рыночных цен в 1944–1945 гг. в сравнении с 1943 г; во-вторых, давало возможность квалифицированным рабочим, некоторым слоям интеллигенции приобретать дополнительно к установленному пайку продовольствие и некоторые другие товары; в-третьих, коммерческие цены стали одним из источников доходов государственного бюджета. Так, в 1944–1945 гг. они дали 1,6 млрд руб. дополнительного дохода *.
Несмотря на увеличение денежной массы и рост цен, в целом финансовая система СССР выдержала испытание войной. Это красноречиво видно на состоянии государственного бюджета страны в годы войны. Государственный бюджет языком стоимостных показателей характеризует состояние экономики, ее успехи и недостатки, ее способность мобилизовать ресурсы для удовлетворения важнейших общественных потребностей. В табл. 3 показано, что в СССР госбюджет с дефицитом был сведен лишь в 1942 и 1943 финансовом году. В остальные годы войны у нас было положительное бюджетное сальдо.
В то же время даже в таких высокоразвитых странах, как США и Англия, госбюджет в годы войны постоянно сводился с дефицитом. Отсюда из года в год рос государственный долг, повышались цены. Не лучше, а даже хуже было состояние госбюджета фашистской Германии, дефицит которого за годы войны увеличился в 13 раз и составил в 1944/45 г. 147 500 млн марок *.
В-четвертых, наша экономика в годы войны управлялась из единого центра. И таким центром выступало социалистическое государство и его соответствующие органы. Особую роль в руководстве всей страной, различными подсистемами нашего общества: политической, экономической, военной и др., сыграл Государственный Комитет Обороны (ГКО). Этот высший государственный орган СССР был создан по решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. В его состав входили: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (зам. председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков. В последующем в его состав также вошли Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян. Огромное внимание ГКО уделял руководству экономикой. Достаточно сказать, что из 9971 принятых постановлений и отданных распоряжений в годы войны, примерно две трети относились к вопросам руководства военной экономикой *.
Огромную роль в мобилизации масс на трудовые подвиги играла Коммунистическая партия. Она определяла стратегические задачи, вырабатывала экономическую и военную политику. Ее вдохновляющая сила громила врага на фронтах войны, сплачивала массы, порождала трудовой энтузиазм. Коммунисты всегда были впереди, они показывали примеры в ратном и производительном труде.
В-пятых, наша экономика опиралась на принципиально иную главную производительную силу — рабочего, трудящегося. При социализме совершенно изменилась роль трудящегося в общественном производстве. Из человека, продающего свою рабочую силу, он стал собственником основных средств производства. Это принципиально изменило его отношение к делу, он стал хозяином страны, ответственным за результаты своего труда перед народом. Отсюда невиданный доныне энтузиазм, самопожертвование ради общего дела, творческая инициатива. Значительно изменился уровень образования и профессиональной подготовки рабочего класса. Все это позволило успешно решить невероятно сложные задачи, стоявшие перед экономикой страны.
Об изменении облика советского человека, его невиданном патриотизме, готовности к самопожертвованию свидетельствуют не только трудовые подвиги, но и патриотизм, проявленный при подписке на военные займы, добровольные взносы населения в Фонд обороны и другие. За годы войны в Фонд обороны от населения страны поступило 94,5 млрд руб. *
Население страны добровольно осуществляло и натуральные взносы в виде продовольствия, вещей, драгоценностей. Массовым явлением был сбор средств на строительство самолетов, танков, другой военной техники. Например, для строительства танковых колонн тамбовцы собрали 40 млн руб., ивановские крестьяне — 136, московские — 209, ярославские — 131, горьковские — 203, свердловские — 195, калининские —160. На эти же нужды Узбекистан собрал 365 млн руб., Азербайджан — 175, Грузия — 271, Казахстан — 470 и т.д. *
Таким образом, экономика нашей страны выдержала тяжелую проверку войной, она приобрела качественно новые черты, позволившие ей в годы тяжелых испытаний обеспечить экономическую победу в Великой Отечественной войне.
Таблица 3
Государственные бюджеты СССР, США и Англии в период Второй Мировой войны

В-шестых, показ роли экономики страны в достижении победы над врагом был бы далеко не полным без рассмотрения вклада в общее дело, внесенного Тылом Советских Вооруженных Сил. Он представляет собой силы и средства (склады, базы, мастерские, транспортные и дорожные войска, медицинские и другие части, подразделения, учреждения), входящие в состав Вооруженных Сил или выделяемые им государством для все­стороннего обеспечения повседневной жизни и боевой деятельности армии и флота. Осуществляя связь между народным хозяйством и войсками, тыл выполняет важнейшие экономические функции. Он как бы продолжает процесс производства в сфере обращения. Конечная военная продукция, созданная различными отраслями народного хозяйства, выполнит свою роль по удовлетворению военных потребностей только тогда, когда она будет разумно распределена и своевременно доставлена до войск. Вот как раз эту функцию — по обеспечению войск и сил флота необходимыми материальными средствами — и выполняет Тыл Вооруженных Сил.
Показывая слагаемые общественного воспроизводства и место в нем распределения и обмена, К. Маркс писал: «Производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям; наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственными предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления. Производство выступает, таким образом, как исходный пункт, потребление — как конечный пункт, распределение и обмен — как середина...» *.
По отношению к движению конечной военной продукции экономические процессы, связанные с ее распределением и обменом в особых условиях централизованного снабжения, происходят в процессе тылового и технического обеспечения войск и сил флота. Эту экономическую функцию как раз и выполняет Тыл Вооруженных Сил и специальные части и учреждения технического обеспечения, т.е. получается, что организационно Тыл входит в состав Вооруженных Сил. Его части и учреждения — это слагаемые воинских частей, соединений, объединений. В то же время по своему функциональному назначению он как бы продолжает процесс производства в сфере военного обращения, является слагаемым воспроизводственного процесса, частью экономики (и, прежде всего, военной экономики) страны, которая передана в распоряжение Вооруженных Сил и подчинена им.
Рассматривая роль и место тыла в системе экономического обеспечения победы следует отметить и то, что Тыл Вооруженных Сил выполнял также значительные объемы производственных задач: многие тыловые части и учреждения в годы войны занимались ремонтом и восстановлением техники, оружия, другого имущества; на производственных предприятиях создавались разнообразные материальные средства, выращивалось зерно, овощи, откармливался скот; соответствующие войска тыла восстанавливали и сооружали новые автомобильные и железные дороги и т. д. Однако главной функцией тыла являлось именно осуществление связи между народным хозяйством и войсками, как потребителями конечной военной продукции.
В годы войны Тыл Вооруженных Сил выполнял огромное количество разнообразных задач *. Среди них главными были: создание и содержание запасов материальных средств; организация материального, технического, медицинского, финансового обеспечения войск и сил флота; организация подвоза материальных средств; осуществление разнообразной производственной деятельности, связанной со строительством и восстановлением автомобильных и железных дорог, осуществлением заготовок материальных средств из местных ресурсов; создание условий для базирования авиации и сил флота и многие другие. Характеризуя в обобщенном виде объемы выполненных Тылом Вооруженных Сил работ и спектр решаемых им задач в годы войны, следует отметить, что: «За время войны воины тыла приняли от народного хозяйства и доставили в действующую армию непосредственно на огневые позиции, до боевых машин, кораблей и личного состава миллионы единиц различного вооружения и боевой техники, более 10 млн т. боеприпасов, около 16,4 млн т горючего и огромное количество других материальных средств. Только автомобильным транспортом перевезено 145 млн т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, что эквивалентно почти 300 млн т грузов. Дорожной службой Советской Армии построено и восстановлено около 100 тыс км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований НКПС восстановлено и перешито около 120 тыс км. железнодорожных путей. Для нужд авиации было оборудовано свыше 6 тыс аэродромов, обеспечено 4 млн самолето-вылетов. Ремонтные органы Советской Армии и Военно-Морского Флота отремонтировали сотни тысяч единиц разнообразной техники и военного имущества. Работники медицинской службы вернули в строй более 72 % раненых и 90,6 % больных. Личный состав частей и кораблей в самой сложной обстановке обеспечивался полноценным питанием. За годы войны ему четырежды было выдано новое летнее и зимнее обмундирование» *.
Понимая роль и значение тыла вооруженных сил в войне, Советское государство, командование Вооруженных сил постоянно заботились о совершенствовании его структуры, комплектовании личным составом и техникой, организации управления. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 28 июля и приказом наркома обороны СССР от 1 августа 1941 г, были созданы: Главное управление Тыла Красной Армии и управления тылом во фронтах и армиях, учреждены должности начальника Тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. Соответствующие изменения в последующем происходили и в ряде видов Вооруженных Сил, корпусах, дивизиях в это же время создавались и некоторые органы управления тылом: штабы, организационно-плановые отделы. В ходе войны происходило и совершенствование структуры тыловых частей и учреждений, возрастала их подвижность. Все это несомненно улучшало оперативность в работе органов тыла, позволяло им успешней осуществлять планирование и организовывать бесперебойное обеспечение войск и сил флота.
В целом в тяжелые годы войны Тыл Советских Вооруженных Сил успешно решил все стоящие перед ним задачи. Воины тыла, не жалея сил, самоотверженно выполнили свой священный долг и внесли неоценимый вклад в победу над врагом. Подвиги воинов тыла были высоко оценены Родиной. Десятки тысяч личного состава тыла были награждены орденами и медалями, 52 из них присвоено звание Героя Советского Союза, а более 30 — Героя Социалистического Труда *.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия