Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Солонин А. В.
генеральный директор клиники им. Н.И.Пирогова (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Проблемы реализации концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года в условиях экономической рецессии
В статье рассматриваются проблемы реализации концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года в условиях кризиса и последующей грядущей рецессии. Основное внимание уделено распределению социальной ответственности государства и частной медицины за здоровье граждан
Ключевые слова: экономика здравоохранения, государственная медицина, частная медицина, концепция здравоохранения, кризис-менеджмент в здравоохранении, посткризисная рецессия

За период, прошедший с принятия «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки» в 1977 г. социально-экономическая ситуация в России характеризовалась экономической нестабильностью. В сфере здравоохранения происходили следующие изменения.
Если оценивать положение с точки зрения получения необходимой медицинской помощи, соответствующей стандартам, гарантирующим ее качество (вне зависимости от уровня благосостояния, уровня доходов, социального положения), местожительства (с минимальными затратами сил и времени), возможности выбирать медицинское учреждение и лечащего врача и, наконец, возможности реализовать свои права и интересы, то можно сделать вывод о том, что оно изменилось не в лучшую сторону. В реализации прав граждан на получение качественной медицинской помощи, если сравнивать с дореформенным периодом, появилось значительное неравенство, обусловленное материальными, социальными, территориальными факторами. Глубинной причиной ситуации, при которой заявленные цели и полученные результаты имеют кардинальные расхождения, является несоответствие между растущей потребностью населения в качественной медицинской помощи и ограниченными возможностями удовлетворения этой потребности, т.е. производство доступных и качественных медицинских услуг ограничено, как сократившимися бюджетными возможностями государства, так и низкими доходами подавляющей части населения страны.
Вместе с тем, если подходить к оценке изменений последних лет с точки зрения достижения промежуточных, а не конечных целей, то мы увидим, что некоторые цели Концепции реализованы. К позитивным итогам следует отнести: формирование смешанной модели здравоохранения, включающей в себя государственный и негосударственный (частный) секторы производства медицинских услуг; формирование смешанной (бюджетно-страховой) модели финансирования здравоохранения; расширение экономической самостоятельности медицинских учреждений; развитие предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения; формирование рынка медицинских услуг.
Эти изменения свидетельствуют о завершении формирования основных контуров модели здравоохранения, в своей основе адекватной современной рыночной экономике.
Рис. 1. Государственные расходы на здравоохранение в РФ за 2004–2009 гг.
Источник: Мониторинг ситуации в сфере здравоохранения и социального развития (http://mzsrrf.ru)

Позитивные изменения макроэкономической ситуации в стране после 2000 г. позволили существенно увеличить бюджетные расходы, а также расходы по линии обязательного медицинского страхования (ОМС) на финансирование системы здравоохранения. Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют о том, что за период с 2004 по 2009 гг. расходы на финансирование здравоохранения из государственных источников увеличились в 3,4 раза и составили 936,2 млрд рублей (3,2% ВВП). Основным источником финансирования здравоохранения РФ в настоящее время являются консолидированные бюджеты субъектов РФ (40,1% в 2008 г.), но их доля постепенно снижается. Расходы системы ОМС выросли за этот период в три раза, их доля составила 32,1%. Наиболее существенно увеличилось финансирование системы здравоохранения из федерального бюджета (27,8% всех государственных расходов) [1, С.46].
Расходы на Программу государственных гарантий выросли за период с 2004 по 2009 гг. в 2,9 раза и составили 731,7 млрд руб. Наиболее существенно (в 6,5 раз) увеличились расходы из федерального бюджета. В результате показатель подушевого финансирования из бюджетных средств и средств ОМС к 2009 г. вырос в 3,5 раза и составил 6981,8 руб. [1, С.72].
Вместе с тем, несмотря на очевидные позитивные изменения, утверждать, что отечественное здравоохранение вышло из системного кризиса и период реформ (продолжающийся более 15 лет) завершился формированием эффективной системы национального здравоохранения, преждевременно. Проблемы, характерные для здравоохранения РФ в настоящее время, затрагивают все подсистемы сферы производства медицинских услуг: организационную структуру, управление, финансирование, ценообразование, состояние материально-технической базы, кадры, правовые основы деятельности.
Финансовые вливания в сферу здравоохранения в размере 226,45 млрд руб., осуществленные в рамках Национального проекта «Здоровье» в 2007–2008 гг., позволили смягчить некоторые наиболее острые и болезненные проблемы: недопустимо низкий уровень оплаты труда медицинских работников, отсутствие необходимого медицинского оборудования и медицинского транспорта, недоступность высокотехнологичной медицинской помощи для большинства россиян, запущенность профилактического направления в медицинском обслуживании населения. Вместе с тем опыт реализации Национального проекта подтвердил, что увеличение финансирования здравоохранения — важное, но далеко не единственное условие преодоления системного кризиса в сфере здравоохранения. Понимание этого, а также возрастающей роли здравоохранения в решении стоящих перед страной экономических и социальных задач, осознание необходимости реагировать на социально-экономические вызовы предопределили необходимость разработки «Концепции развития здравоохранения России до 2020 г.» (далее — Концепция).
О контурах Концепции можно судить по проекту ее структуры, а также по положениям, сформулированным в специальном разделе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ», посвященном модернизации здравоохранения (подраздел 2.2). В нем говорится, что «выполнение задачи предоставления качественной медицинской помощи населению на всей территории РФ будет осуществляться по двум направлениям. Первое — исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи населению. Второе — создание конкурентного рынка медицинских услуг». [2]
По мнению авторов «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ», исполнение государством обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи, в свою очередь, делает необходимым: уточнение и законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению; унификацию обязательств государства посредством внедрения единых стандартов оказания медицинской помощи на всей территории РФ; модернизацию системы обязательного медицинского страхования; создание единой системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи; увеличение государственных расходов на здравоохранение.
Указанные положения свидетельствуют о том, что государство вновь декларирует свою приверженность основным принципам сложившейся в России смешанной модели здравоохранения, акцентируя внимание на необходимости создания условий для реализации государственных гарантий получения бесплатной медицинской помощи, с одной стороны, и развитии рыночных отношений в здравоохранении — с другой. Данный подход к определению направлений развития здравоохранения не содержит ничего нового. Его реализация предполагает сохранение бюджетно-страховой модели финансирования производства медицинских услуг; увеличение совокупных расходов на здравоохранение; повышение роли страховых медицинских организаций как покупателей медицинских услуг; внедрение системы оплаты оказанной медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитанных на основе единых стандартов медицинской помощи; изменение организационно-правовых форм медицинских учреждений.
Знакомство с министерским проектом структуры Концепции позволяет сделать вывод о том, что ключевым вопросом становится четкое определение содержания и границ программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению страны и создание условий для ее реализации.
В процессе обсуждения Концепции, развернувшегося в сети, на страницах газет и журналов, высказываются различные точки зрения относительно развития российского здравоохранения: от консервативных, предлагающих вернуться к вертикально управляемой государственной системе здравоохранения, до либеральных, рассматривающих частную медицину как наиболее эффективную модель производства медицинских услуг [3]. Предлагается также перейти к одноканальному принципу финансирования здравоохранения: либо отказаться от бюджетного финансирования здравоохранения и заменить его обязательным медицинским страхованием (ОМС); либо, напротив, отказаться от ОМС в пользу государственного финансирования и добровольного медицинского страхования (ДМС) [4]. На наш взгляд, все эти позиции неприемлемы как крайне радикальные, предполагающие демонтаж сложившейся модели здравоохранения. Несмотря на множественность и сложность проблем, ситуация в здравоохранении сегодня не такова, чтобы ставить вопрос о столь радикальных шагах. Имеющиеся проблемы вполне могут быть решены в рамках существующей смешанной модели, в условиях позитивно меняющейся макроэкономической среды. Более того, эволюционный, постепенный характер преобразований, отсутствие резких, неожиданных решений является, на наш взгляд, важным условием успешной реализации стратегии развития и достижения конечных целей преобразований.
Несмотря на определенные различия в подходах к формированию основных направлений развития российского здравоохранения, можно выделить некоторые общие позиции. Среди них понимание того, что: развитие здравоохранения является одним из важнейших факторов, определяющих социально-экономическое развитие страны; без развития здравоохранения невозможно добиться заметного снижения заболеваемости и смертности населения страны, повышения качества жизни; основной целью развития российского здравоохранения является обеспечение населения страны доступной, качественной медицинской помощью; нынешнее состояние российского здравоохранения не позволяет решить эту задачу, достижение указанной цели возможно лишь при условии преодоления кризиса, в котором продолжает находиться российское здравоохранение.
В данной статье мы не ставили перед собой задачу рассмотреть всю систему мер, предлагаемых экспертами-разработчиками концепций, направленных на улучшение положения в здравоохранении РФ. Хотелось бы обратить внимание на то, что для реализации предлагаемых мер потребуется существенное (в разы) увеличение совокупных расходов на здравоохранение. С учетом хронического недофинансирования здравоохранения, его высокой ресурсоемкости и необходимости масштабной модернизации это вполне естественно. В связи с этим важнейшими задачами при разработке стратегии развития российского здравоохранения должны стать определение объемов необходимых ресурсов и прогнозирование их динамики, определение источников финансирования и соотношения между ними. Всем хорошо известно, что разработка любой стратегии предполагает определение объемов ресурсов, необходимых для ее реализации и источников финансирования. В противном случае, как это бывало не раз, предлагаемые меры останутся не более чем красивой декларацией.
Таким образом, при реализации концепции развития здравоохранения на долгосрочную перспективу необходимо руководствоваться следующими принципами:
— системности (системный подход), который предполагает, что преодоление кризиса в экономике и, в частности в сфере здравоохранения возможно лишь при условии реализации системы взаимосвязанных мер, затрагивающих организационную структуру, управление, финансирование, материально-техническую базу, медицинские технологии, кадры, нормативно-правовую базу оказания медицинской помощи;
— комплексности (комплексный подход), который предполагает реализацию комплекса мер не только непосредственно в сфере здравоохранения, но и в фармацевтической и медицинской промышленности, в сфере подготовки медицинских кадров, других шагов, направленных на стимулирование заботы граждан о своем здоровье и здорового образа жизни;
— соизмеримости, что означает необходимость учитывать и соизмерять параметры, заложенные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Концепции демографической политики РФ на период до2025 г.»;
— финансовой обеспеченности, который предполагает необходимость учета (в целях оценки достаточности и реалистичности планируемых объемов финансирования здравоохранения) динамики совокупных расходов на здравоохранение; выявление факторов, ее определяющих;
— структурной сбалансированности, в соответствии с которой необходимо определить пути увеличения совокупных расходов на здравоохранение и их оптимальную структуру. Центральным вопросом при определении стратегии развития здравоохранения на долгосрочную перспективу становится, на наш взгляд, вопрос об определении объема ресурсов, необходимых для выведения здравоохранения нашей страны на качественно иной уровень. К сожалению, в условиях произошедшего финансового кризиса данным аспектам стало уделяться гораздо меньше внимания.
Между тем, экономика страны в целом, а не только сектор социальных гарантий государства, в предстоящем периоде подвергнется серьезным испытаниям. Падение реального объема ВВП за 2009 г. более чем на 10% будет иметь мультипликативный эффект, который в большей мере отразится на секторе частных медицинских услуг, чем на учреждениях здравоохранения, финансируемых из бюджета. Основываясь на анализе динамики функционирования учреждения, которое нам известно не из литературы, а по опыту работы, можно назвать следующие симптомы влияния кризиса на сектор частных медицинских услуг. Это, в первую очередь: сокращение свободных средств на развитие учреждения; снижение прибыльности; сокращение ликвидности предприятия.
На начальном этапе развития кризисной ситуации краткосрочное повышение прибыли не представляет особых проблем. Гораздо опаснее потеря ориентации в различии долгосрочной и краткосрочной перспективы. В этом смысле естественным недостатком Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года представляется ее линейный характер. В ней отсутствуют мероприятия, которые имеют непосредственную связь с реальностью, а именно: что предполагается предпринять в условиях кризиса, экономической нестабильности, долгосрочной рецессии? Понятно, что указанный набор мер должен иметь индивидуальный характер, однако действия государства так или иначе отражаются в России на динамике частного бизнеса.
Антикризисное управление любым учреждением, в том числе и учреждением здравоохранения, предполагает наличие арсенала мер по антикризисному управлению. Среди них исходными величинами являются факты, выявленные путем анализа текущих, возникающих и перспективных проблем, которые в дальнейшем классифицируются и систематизируются на основе ранжирования их приоритетности, определении и формировании определенных подходов к решению в ближайшей и более отдаленной перспективе. Совпадение или несовпадение частных подходов или методик с общими, является неплохим ориентиром для антикризисного менеджмента.
Согласно Концепции, к 2020 г. расходы на здравоохранение из государственных и частных источников должны составить не менее 6,3% ВВП (из них государственные расходы — 4,8%).[4] Насколько обоснованны и достаточны объемы средств, которые планируется направлять на развитие здравоохранения к концу рассматриваемого периода?
Напомним, что по стандартам ВОЗ совокупные расходы на здравоохранение не должны быть ниже 5% ВВП. Приведенные данные свидетельствуют о том, что экономически развитые страны мира тратят на здравоохранение от 6 до 16% ВВП, при этом доля частных расходов в европейских странах не превышает 4,7% ВВП (в США — более 50%). В России в настоящее время совокупные расходы не превышают 5% ВВП. Интересно отметить, что, например, в Великобритании расходы на уровне 7,7% ВВП обеспечивают подушевые расходы в размере 2,3 тыс. долл. в год, а в России 5% — лишь 0,3 тыс. долл.
Более того, анализ динамики совокупных расходов на здравоохранение в экономически развитых странах мира свидетельствует о наличии устойчивой тенденции их роста. Так, в 2006 г. расходы на здравоохранение в США превысили 2 трлн. долл. в год, что в расчете на душу населения составляет 7 тыс. долл. Темпы роста общих расходов в 2006 г. составили около 7%. За десять лет (1995–2006 гг.) произошло удвоение общих расходов на здравоохранение.
Тенденция увеличения совокупных расходов на здравоохранение отражает действие целого ряда факторов — как экономических, так и неэкономических по своей природе. Рост совокупных расходов на здравоохранение вызывает вполне обоснованную озабоченность, поскольку они не только ложатся достаточно тяжелым бременем на бюджеты субъектов хозяйственной деятельности, но и приводят к перераспределению ресурсов между отраслями и сферами производства. Более того, очевидно, что рост совокупных расходов на здравоохранение не является полной гарантией роста качества медицинских услуг, их доступности. Все это позволяет рассматривать рост совокупных расходов на здравоохранение как один из вызовов, требующих адекватного ответа, как одну из серьезных проблем, заслуживающих особого внимания. Устойчивый рост совокупных расходов на здравоохранение, характерный для экономически развитых стран мира, заставляет искать модели и механизмы производства медицинских услуг, позволяющих повысить эффективность расходуемых ресурсов.
Каковы были причины увеличения совокупных расходов на здравоохранение в России в докризисной ситуации? Прежде всего, это причины, отражающие долговременные экономические тенденции: рост спроса на медицинские услуги; рост издержек на производство медицинских услуг; рост цен на медицинские услуги.
Рост спроса на медицинские услуги обусловлен многими факторами, важнейшими из которых являются: увеличение потребности (нуждаемости) в медицинской помощи; повышение доходов и уровня жизни населения; развитие медицинского страхования; особенности формирования спроса на медицинские услуги.
Рост потребности в медицинской помощи может быть вызван различными и, как показывают исследования, противоположными по направленности причинами: увеличением заболеваемости населения, изменением структуры заболеваемости и характера протекания болезней; процессом старения населения; стремлением к здоровому образу жизни и сохранению высокого качества жизни на долгие годы; увеличением продолжительности жизни.
В развитых странах мира изменение структуры заболеваемости и характера заболеваний выражалось в том, что на смену практически ликвидированным инфекционным заболеваниям как главной причины смертности пришли хронические заболевания (патологии сердечно-сосудистой системы, органов дыхания; болезни, вызванные нарушением обмена веществ; онкологические заболевания), новые виды инфекционных заболеваний. Также наблюдается увеличение заболеваемости населения болезнями, связанными с нездоровым образом жизни и вредными привычками (наркомания, алкоголизм, табакокурение, ожирение и др.).
В России заболеваемость населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в 2001 г. на тысячу человек населения было зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом — 719,7 человека, то в 2006 г. — уже 764 человека. Среди новорожденных доля детей, родившихся больными, в 2006 г. составила около 40% (в 1980 г. — 7,9%). Количество зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией увеличилось с 2000 г. почти в 4 раза. Высокий уровень травматизма, нездоровый образ жизни, неправильное питание, потребление воды плохого качества, пренебрежение занятиями физической культурой, ухудшающаяся экологическая ситуация, низкий уровень жизни значительной части населения способствуют быстрому росту заболеваемости.
Низкий уровень качества медицинской помощи, а часто и ее недоступность, приводят к тому, что заболевания переходят в хроническую форму на 15–20 лет раньше, чем в европейских странах. Следствием этого является массовая инвалидизация и преждевременная смертность. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, с 1980 г. увеличилась более чем в три раза. В 2006 г. доля инвалидов в трудоспособном возрасте составила 37% к общему числу инвалидов.
Вместе с тем следует отметить, что в России спрос на медицинские услуги существенно ниже, чем потребность в медицинской помощи. Это связано как минимум с двумя причинами: низким уровнем жизни и доходов значительной части населения страны и сложившейся системой ценностей, в которой здоровье и, соответственно, расходы на его поддержание не рассматриваются как приоритетные. По результатам опроса, проведенного органами государственной статистики в январе 2008 г., потребность в медицинской помощи имели 65% опрошенных россиян, однако только 6% намерены были расходовать денежные средства на медицинские услуги. Подавляющее число граждан из нуждающихся в медицинской помощи (более 50%) не намерены расходовать денежные средства на медицинские услуги из-за их недостатка, остальные — по другим различным причинам. Интересно отметить и то, что менее 30% участвовавших в опросе граждан намерены, при благоприятных условиях, сберегать средства с целью лечения. [5] По результатам исследования, проведенного в 2008 г., только 8% граждан, осуществляющих сбережения, сберегают эти средства на медицинское лечение.
Увеличение численности людей пожилого возраста также способствует росту спроса на медицинские услуги. Как показывают исследования, в развитых странах мира люди старше 60 лет потребляют в 3,5 раза больше медицинских услуг, чем лица более молодого возраста. Увеличение продолжительности жизни, таким образом, приводит к росту потребности в медицинской помощи.
Интересные результаты были получены голландскими учеными. Целью исследования явилось определение «стоимости здоровья» (объема совокупных затрат на поддержание здоровья) для разных групп населения страны. Полученные результаты выявили несколько неожиданные, на первый взгляд, проблемы. Поддержание здоровья относительно здоровых людей, достигших возраста 84 лет, обходится в 417 000 долл.; тучных людей, доживающих до 80 лет, — в 371 000 долл.; курящих людей, продолжительность жизни которых не превышает 77 лет, — в 326 000 долл. Более того, исследование подтвердило, что три четверти совокупных затрат на здоровье приходится на последний год жизни. [6]
Получается, что чем лучше здоровье человека и чем дольше он живет, тем дороже обходится обществу, и тем большая нагрузка ложится на систему здравоохранения и экономику страны в целом. Таким образом, стремление сохранить на долгие годы здоровье и высокое качество жизни и, как следствие, увеличение средней продолжительности жизни — дорогое с точки зрения роста совокупных затрат на здравоохранение удовольствие, которое ложится тяжелым бременем на бюджеты и экономику. Исследование подтвердило, что увеличение средней продолжительности жизни на один год обходится экономике страны в 1% ВВП! Проблема усугубляется тем, что в экономически развитых странах увеличивается доля лиц пожилого возраста и уменьшается число работающих граждан.
Осознание серьезности этой проблемы вынуждает правительства европейских государств пересматривать принципы действующих моделей социальной политики, менять приоритеты, искать пути оптимизации расходов на здравоохранение, повышения их эффективности. Конечно, для России эта проблема кажется весьма далекой перспективой (среднестатистический мужчина в России сегодня живет примерно на 20 лет меньше, чем европеец; в 2008 г. продолжительность жизни составила 60,6 года для мужчин, и 73 года для женщин), да и расходы на поддержание здоровья по российским стандартам существенно ниже, чем в европейских странах. Вместе с тем, как известно, в планах российского государства присутствует стремление добиться увеличения средней продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, а к 2020 г. до 75 лет. К 2020 г. доля лиц пожилого возраста в составе населения увеличится, таким образом, до 45 человек на 100 трудоспособных [7].
Существенное влияние на динамику спроса на медицинские услуги оказывает и рост доходов населения. С ростом доходов и уровня жизни населения меняются приоритеты и предпочтения, в том числе и в сторону сохранения и поддержания здоровья. Опыт западноевропейских стран подтверждает, что чем выше доходы, тем выше доля расходов на медицинские услуги. По некоторым оценкам, темпы роста платных медицинских услуг в России составляют в настоящее время 25% в год (без учета теневого сектора). В структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на медицинские услуги выросли с 1998 по 2007 г. с 0,4 до 1,2%. Однако их доля в общем объеме платных услуг остается стабильной с 2002 г. — 4,9%. [8] Следует ожидать, что рост реальной заработной платы к 2020 г. в три раза — до 1170 долл. и увеличение доли среднего класса (до 70% населения страны), предусмотренные «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития», приведут к заметному росту спроса на медицинские услуги, если текущий экономический кризис не нарушит эти планы.
Развитие системы медицинского страхования, как обязательного, так и добровольного, приводит к росту спроса на медицинские услуги, поскольку застрахованные получают медицинские услуги либо полностью бесплатно, либо их расходы частично компенсируются. Следствием этого может стать избыточное потребление медицинских услуг — явление, хорошо знакомое странам с развитой системой добровольного медицинского страхования.
Данный фактор следует учитывать и нам, так как одно из важнейших направлений «Концепции развития здравоохранения РФ...» — реформирование системы обязательного медицинского страхования и расширение добровольного медицинского страхования.
Рассматривая факторы, определяющие динамику спроса на медицинские услуги, необходимо учитывать и особенности его формирования. Речь, прежде всего, идет о том, что спрос на медицинские услуги может формироваться самим производителем медицинских услуг. Феномен спроса, формируемого производителем услуг, связан с таким явлением, как асимметрия информации, характерным для рынка медицинских услуг. Последнее, как показывает опыт многих стран, также может привести к избыточному спросу на медицинские услуги.
Следующая тенденция, имеющая долгосрочный характер, — рост издержек на производство медицинских у слуг. Он вызван такими факторами, как широкое применение новых медицинских технологий, современного медицинского оборудования и лекарственных препаратов; рост оплаты труда медицинских работников, увеличение тарифов на электроэнергию, арендной платы, стоимости медикаментов; ограниченные возможности роста производительности труда; стремление врачей использовать самые современные медицинские технологии, бороться за здоровье и жизнь пациента всеми доступными средствами, невзирая на затраты.
В России рост издержек на производство медицинских услуг объясняется в значительной степени увеличением стоимости медикаментов и лекарственных препаратов (продолжается процесс замещения отечественных препаратов более дорогими импортными); использованием современной дорогостоящей медицинской техники (как правило, импортной), современных медицинских технологий; высокой арендной платой, ростом оплаты труда медицинских работников. Из почти 700 млрд рублей (стоимость программы госгарантий в 2008 г.) 50% составили расходы на оплату труда медицинских работников. С 2008 по 2009 г. рост заработной платы в здравоохранении составил 51%. [6] По оценкам экспертов, повышение оплаты труда до среднего по экономике уровня потребует еще около 200 млрд рублей. Очевидно, что крупномасштабное обновление основных фондов, планируемое повышение заработной платы медицинских работников, да и банальная инфляция вызовут дальнейший рост издержек.
Рост цен на медицинские услуги обусловлен в значительной степени особенностями рынка медицинских услуг (речь идет об общих, видовых особенностях этого рынка, связанных со спецификой самой медицинской услуги, особенностями формирования спроса на медицинские услуги и их предложения, спецификой рыночной среды, с точки зрения условий для конкуренции между производителями медицинских услуг); ростом спроса и неадекватным увеличением предложения медицинских услуг; ростом издержек производства медицинских услуг. По официальным данным, в России цены на медицинские услуги с 2000 г. растут в среднем на 20% в год. [9] В нашей стране, наряду с указанными факторами, росту цен способствуют такие факторы, как отсутствие эффективного контроля над ценами на медицинские услуги со стороны государства; увеличение доли коммерческих услуг и снижение доли услуг, предоставляемых на бесплатной основе; ограниченные возможности выбора медицинского учреждения и врача; широкое распространение неформальных платежей за медицинскую помощь.
Вместе с тем очевидно, что прогнозируемая потребность в увеличении финансирования производства медицинских услуг не может быть обеспечена только посредством роста государственных расходов. Ни одна, даже самая процветающая экономика, ни один бюджет не выдержат такого бремени социальных расходов, тем более что существенное увеличение государственных расходов предполагает усиление налоговой нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности, что противоречит задаче обеспечения устойчивого экономического роста. Покрытие растущих расходов на здравоохранение за счет средств обязательного медицинского страхования потребует увеличения страховых взносов предприятий. Предложения о необходимости повышения обязательных страховых платежей предприятий обсуждаются достаточно давно. По оценкам специалистов, они должны быть повышены как минимум в два раза (сейчас в ФОМС направляется 3,1%). [9] Однако столь ощутимое для предприятий повышение размеров страховых платежей повлечет за собой целый ряд нежелательных последствий. Все это, тем не менее, не означает, что основное бремя растущих расходов на производство медицинских услуг должно лечь на плечи (кошельки) самих потребителей медицинских услуг.
Выход мы видим в сохранении смешанного принципа финансирования здравоохранения (а не в переходе к одноканальному принципу, как предлагают некоторые эксперты), предполагающего соучастие государства, бизнеса и непосредственно населения страны в покрытии расходов на производство медицинских услуг; в распределении бремени растущих расходов между государством, бизнесом и обществом; в повышении социальной ответственности бизнеса и ответственности граждан за сохранение здоровья.
При росте расходов государства, бизнеса и граждан на здравоохранение должна измениться структура расходов: доля государственных расходов должна составлять на первом этапе не менее 70% совокупных расходов (затем она может быть снижена до 50%), доля предприятий и организаций — не менее 30%, остальное — личные средства граждан. Вопрос о механизме привлечения средств и финансирования, стимулирования более широкого участия бизнеса в покрытии расходов на здравоохранение, повышения ответственности граждан за свое здоровье заслуживает отдельного внимания. Очевидно одно: общей тенденцией, характерной для стран с развитой рыночной экономикой, является распределение ответственности за здоровье и, соответственно, расходов на медицину между государством, бизнесом и гражданами страны.


Литература
1. Кравченко Н.А., Поляков И.В. Научное обоснование методологии ресурсного обеспечения здравоохранения России. — М., 2009.
2. http://mzsrrf.ru
3. http://www.zdravo2020.ru/materials
4. Концепция развития частной системы здравоохранения РФ (http://www.zdravo2020.ru/materials).
5. http://www.euro.who.int
6. http://www.zdravo2020.ru/materials
7. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. — М., 2008. — С. 279-281.
8. Российское здравоохранение в 2008 г.: Стат. сб. — М., 2008. — С. 16.
9. Российский статистический ежегодник. — М., 2008. — С. 583.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия