Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Крутик А. Б.
заслуженный деятель науки РФ,
профессор кафедры экономики и военного права ВАТТ Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина,
доктор экономических наук

Коренкова Е. Б.
соискатель Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов

Решетова М. В.
доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР
За последнее время темпы роста цен на природный газ, нефть и нефтепродукты, электрическую и тепловую энергию, продукцию высокотехнологичных производств значительно опережали средние темпы роста оптовых цен на промышленную продукцию и официальный уровень инфляции за соответствующие периоды. Последовательное снижение доли государственной собственности в базовых отраслях промышленности привело и к потере контроля за экономической эффективностью деятельности в базовых отраслях.

Отсутствие четкой информации о реальном уровне затрат, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике производителей не позволяют аргументировано судить об объективно-необходимых затратах и проводить взвешенную тарифную политику, направленную на обеспечение баланса интересов производителей и потребителей.
Совершенно закрытой остается информация о реальных возможностях предприятий в области инновационной политики.
В настоящее время, между тем, внедрение наукоемких технологий требует, с одной стороны, узкой специализации, с другой - замыканиея цепочки "маркетинг - опытные разработки - инвестиции - производство - сбыт" в рамках единого комплекса. Основной формой существования крупного промышленного производства становится многоотраслевой концерн. Крупнейшими и крупными акционерами становятся не отдельные лица, а институциональные инвесторы: инвестиционные, страховые, пенсионные фонды, а также банки и промышленные корпорации. Доля физических лиц в структуре совокупного акционерного капитала неуклонно снижается. В результате переплетения кредитно-финансовых, кооперационных связей, диверсификации системы участия создается механизм контроля над национальными экономиками отдельных стран и мировой экономикой в целом.
Для России до сих пор был характерен высокий темп укрупнения и централизации, прежде всего, банковского капитала, по сравнению с промышленным, что в общем соответствует особенностям периода первоначального накопления капитала. В результате спекулятивных обменно-посреднических операций в период высокой инфляции и неудачной реформы системы собственности ряду банков удалось сформировать значительный фиктивный капитал, а высокая доходность и относительно низкие риски чисто спекулятивных операций препятствовали превращению его в промышленный капитал. Следствием подобного замыкания кругооборота капитала на стадии спекулятивных сделок с фиктивным капиталом стали чрезмерный рост сферы обращения и неуклонное снижение объема валового продукта.
Августовский кризис 1998 г. однако выявил показательное смещение приоритетов в ведущих олигархических объединениях из финансового в промышленный сектор, что подтверждает и гипотезу о постепенном завершении процесса передела собственности. Имеется ввиду, прежде всего, структурные изменения в составе холдингов, при которых и руководители, контролирующие объединения, покинули управленческие посты в банках, входящих в их состав и перешли в управленческие структуры холдингов (ОНЭКСИМбанк - ФПГ "Интеррос", Менатеп - Роспром-ЮКОС и других).
Резкое сокращение рынков сбыта вследствие распада СЭВ, а затем и СССР, потребность в проведении масштабной конверсии обусловили необходимость реструктуризации и всей системы управления промышленностью.
Одной из существенных проблем стала проблема сохранения высокотехнологичных производств. В структуре производства в СССР НИОКР осуществлялись "средним звеном" - различными КБ, НПО, НИИ. При прекращении государственного финансирования и отсутствии гарантированного сбыта производимого ими специфичного продукта - технологии производства или "ноу-хау" такие организации не смогли функционировать.
В связи с этим возрастает в настоящее время роль финансово-промышленных групп позволяющих объединить в рамках единой структуры все организации цикла: "наука - разработки - инвестиции - производство - сбыт -использование".
Изначально в РФ финансово-промышленные группы выступали своего рода заменителями упраздненных отраслевых министерств. Однако вхождение в их состав банков, страховых компаний, бирж, транспортных и консалтинговых организаций, торговых домов, научно-исследовательских центров свидетельствует, что эти формирования трансформируют функции министерств и приобретают одну из развитых форм интеграции банковского и промышленного капитала.
Системный подход к вопросам создания и деятельности ФПГ должен реализовываться в хорошо продуманной и последовательно осуществляемой национальной промышленной политике. Ее существенным элементом становится активная поддержка государством наиболее значимых направлений экономического роста.
На современном этапе реформирования российской экономики становится возможным применение такой схемы, десятилетиями отрабатывающейся за рубежом, которая предусматривает владение и распоряжение акциями, долгосрочные финансовые и нефинансовые связи, широкое распространение таких организационно-хозяйственных форм, как концерны, холдинговые компании.
Но преобразование российской экономики в экономику рыночного типа не может повторять решения, принимавшиеся, например, в Польше или в ряде стран Латинской Америки. Для российской промышленности ближе опыт динамичной и последовательной перестройки, осуществленной в послевоенные годы в Японии, а позднее в Южной Корее.
Исследования показывают, что, во-первых, в наших условиях ФПГ, являясь центрами концентрации финансового капитала, позволяют накапливать производственные, финансовые, трудовые и материальные ресурсы для прорыва на наиболее передовых направлениях экономического роста и сохранить уникальные технологии и научные разработки.
Во-вторых, они позволяют решать проблему неплатежей. Для полного ее решения требуется создание эффективного механизма банкротств, цивилизованного рынка долгов предприятий и механизма их постепенной уценки. Финансовые показатели участников групп могут быть значительно улучшены за счет применения внутри группы вексельных расчетов, внутреннего кредита, внутренних трансфертных цен.
В-третьих, ФПГ позволяет повысить качество корпоративного управления в экономике. Как показывает практика, множество проблем переходного периода связано с отсутствием квалифицированных менеджеров, в том числе с дефицитом специалистов по антикризисному управлению. Существует настоятельная потребность в создании в рамках корпоративных структур современной системы подготовки персонала.
В-четвертых, при постоянном бюджетном дефиците, необходимости сокращения государственных расходов, отсутствии реальной программы конверсии ФПГ могут ускорить процесс трансформации военно-промышленного комплекса.
В-пятых, ФПГ в состоянии усилить наши конкурентные позиции на тех рынках, на которых российские предприятия выступают с достаточно конкурентоспособной продукцией (например, на рынке военной техники).
Эффект от объединения предприятий в ФПГ можно измерить количественно, как. прирост показателя эффективности функционирования предприятия при переходе от деятельности вне ФПГ к его функционированию в качестве составной части объединения.
Влияние ФПГ на эффективность инвестиций для отдельного участника группы определяется как
ΔП = П1 - П2

где ΔП - прирост показателей эффективности для предприятия в результате деятельности ФПГ, тыс. руб.;
П1 и П2 - соответственно, суммарное значение показателей эффективности предприятия в результате функционирования в составе и вне ФПГ.
В ФПГ решается проблема оптимизации налогового планирования и реализации продукции внутри объединения по трансфертным ценам, обеспечивающим минимальную рентабельность поставщику продукции (ценам, не равным себестоимости продукции, но и не достигающих рыночных значений.
При расчетах по трансфертным ценам, предприятие-потребитель за те же оборотные средства может приобрести у предприятия-поставщика больше продукции (в натуральном выражении), чем при расчетах по рыночным ценам. При этом предприятие-поставщик предоставляет товарный кредит предприятию-потребителю, которое , соответственно, должно уплатить некоторый процент за кредит, исходя из разности стоимости поставки по рыночным и трансфертным ценам. Эти проценты должны быть ниже, чем проценты по банковскому кредиту, но выше, чем проценты по депозиту, чтобы предприятию-поставщику было выгодно получать отсроченные выплаты по поставкам внутри объединения.
ФПГ обеспечивают повышение эффективности использования оборотных средств предприятий - участников и за счет более быстрого прохождения платежей и оптимизации финансовых потоков в рамках ФПГ. Банки в ФПГ организуют финансирование из третьих источников путем создания консорциумов, размещения ценных бумаг, берут на себя функции кассового и учетно-финансового характера, ведут расчеты с клиентами по заключенным сделкам; выплачивают дивиденды и проценты по акциям и облигациям; осуществляют налоговые и другие платежи государству; предоставляют коммерческую информацию; осуществляют операции по слиянию, реорганизации и финансовому оздоровлению и т.д.
Вместе с тем, опыт применения в России закона "О финансово-промышленных группах" выявил ряд проблем, требующих своего решения.
В частности, представляется необходимым законодательное регулирование деятельности отдельных ФПГ. Нужна система информации о деятельности ФПГ для использования ее при создании федеральных целевых программ, определении объемов государственных инвестиций и формировании госзаказа.
Особого внимания требует проблема совершенствования организации экспортной деятельности.
Изучение экспортных контрактов позволяет сделать вывод, что они рассматривают лишь отдельные этапы определения цены. Задача создания комплексной методики экспортного ценообразования до сих пор не решена.
В экспортных сделках величина экономическое эффекта, как правило, оказывается завышенной, что в большой мере связано с несовершенством методов его определения.
Выбор привлекательного для экспорта рынка требует последовательного применения методов сегментации и ранжирования рынков. Целесообразно разделять потенциально возможные для экспорта рынки на сегменты по критериям: интенсивность использования товара; географическим признакам; уровням экономического развития стран; уровням конкуренции.
Для того, чтобы оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, при определении экспортной цены предлагается производить расчет контрактных цен в два этапа, осуществляя промежуточный расчет базовой цены.
Эффективность экспортной сделки может быть рассчитана по следующим формулам:

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия