Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Эсетова А. М.
заведующий кафедрой мировой экономики Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
доктор экономических наук, профессор

Карибова И. Ш.
соискатель кафедры мировой экономики Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала)

Стандарты качества как фактор повышения конкурентоспособности строительной продукции
В статье рассматриваются методические подходы к применению стандартов качества при производстве строительной продукции. Определена роль стандартизации в формировании конкурентного потенциала предприятия
Ключевые слова: качество строительной продукции, строительное предприятие, конкурентоспособность, стандартизация, саморегулируемые организации, техническое регулирование

Управление качеством – одна из самых важных сфер деятельности предприятий. В соответствии с направлениями современной промышленной политики качество является политической, экономической и нравственной категорией. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятий. Повышение качества фактически означает выживаемость хозяйствующих субъектов в условиях рынка, внедрение научно-технических достижений, рост эффективности производства.
В стандарте ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» качество имеет следующее определение: «Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В национальном стандарте качества ГОСТ ИСО 9000-2001 качество получило следующее определение: «Качество – степень соответствия совокупности характеристик требованиям».
Значит, качество – основная собирательная характеристика предмета, определяющая его потребительские свойства. Высшей целью общества является более полное удовлетворение потребностей, возрастающих по мере повышения благосостояния народа. Отсюда непосредственно вытекает задача повышения качества продукции реального сектора экономики, поскольку продукция с более развитыми потребительскими свойствами способна при тех же физических объемах производства удовлетворять больший объем потребностей за счет увеличения эксплуатационного ресурса и надежности в эксплуатации, расширения ассортимента или наделения ее многоцелевыми свойствами.
В последнее время отечественные строительные предприятия все чаще и чаще сталкиваются с необходимостью выполнения требований стандартов качества. Качество строительной продукции – это здоровье, комфорт и настроение граждан, безопасность, надежность и долговечность возводимых объектов.
При решении проблем развития предприятий строительного производства особое значение приобретают жесткие условия конкуренции, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде, так как любое предприятие, выбравшее стратегию развития, должно обладать достаточным конкурентным потенциалом, определяющим способность повышать эффективность функционирования и динамику развития в перспективе. В числе проблем функционирования строительных предприятий в условиях конкурентного рынка можно выделить следующие: многие отечественные строительные материалы уступают по качеству лучшим зарубежным образцам, по отдельным позициям низок удельный вес конкурентоспособной продукции.
Строительная отрасль обеспечивает потребителей продукцией в долгосрочном периоде, используя при этом как отечественные, так и импортные материалы. Во избежание возникновения различных препятствий вследствие изменений на мировом рынке крайне важно анализировать и поддерживать стандарты в глобальном масштабе с целью координации действий при проектировании и строительстве.
Ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики является стандартизация продукции и работ, способствующая развитию добросовестной конкуренции, внедрению инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивающая охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
Кардинальные изменения в управлении строительным комплексом и системе технического регулирования связывают с одним из основных факторов – вступлением в силу 1 июля 2003 г. Федерального Закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Положения Закона принципиально изменили основы разработки и утверждения нормативных документов в России.
В соответствии с данным законом, стандартизация в строительстве должна осуществляться в целях правового нормативно-технического обеспечения строительства путем установления правил, характеристик, норм и требований при проектировании, производстве, строительстве, монтаже, наладке, эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, стандартизация должна способствовать повышению технического уровня и качества строительной продукции, повышению эффективности строительного производства, внедрению новой техники и организационно-технических мероприятий.
До 2003 г. система нормативных документов в строительстве регулировалась СНиП 10-01-1994. В соответствии с данным стандартом система нормативных документов в строительстве представляла собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей. Однако, Постановлением Госстроя России от 10.09.2003 г. № 164, данный СНиП признан недействующим на территории России. Госстрой России в марте 2004 г. предпринял определенные действия по разработке СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (взамен СНиП 10-01-94). Однако, в связи с тем, что Законом «О техническом регулировании» предусмотрено только три вида нормативных документов (технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций), целый ряд документов оказался вне правового поля (СНиПы, ТСН, СанПиНы и др.). И, как следствие, оказалось невозможным сохранить систему нормативных документов в строительстве. В результате страна де-юре осталась без нормативных документов по организации и технологии проектирования, по данным которых, экспертные органы с учетом документов технического нормирования давали оценку обоснованности, надежности, устойчивости, пожарной безопасности, взрывоопасности, экологической, санитарной и иной безопасности.
В Концепции развития национальной системы стандартизации до 2010 г. сделан акцент на том, что «Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования, должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг». Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования.
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Цели стандартизации в РФ установлены ст.11, 12 Закона «О техническом регулировании»:
1. Повышение уровня безопасности (жизни и здоровья граждан, в области экологии, жизни и здоровья животных и растений и т.п.).
2. Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции, совместимости и взаимозаменяемости технических средств.
3. Создание систем квалификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем обеспечения качества продукции.
4. Содействие соблюдению требований технических регламентов и проведению работ по унификации.
С 2004 г. Федеральным Агентством РФ по техническому регулированию и метрологии введены основополагающие стандарты национальной системы стандартизации Российской Федерации, определяющие разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов Российской Федерации, внесения в них изменений и отмену.
Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в целях:
— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— обеспечения научно-технического прогресса;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— рационального использования ресурсов;
— технической и информационной совместимости;
— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
— взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании», Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.
С точки зрения повышения конкурентоспособности строительных предприятий в мировой практике хорошо зарекомендовала себя сертификация систем качества предприятий в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. Сертификация систем качества предприятий обладает следующими преимуществами:
— продукция предприятия с сертифицированной системой качества не должна проходить отдельную сертификацию, она уже имеет знак соответствия всей системы качества;
— потребители, в том числе и иностранные, получают дополнительную уверенность в том, что качество предлагаемой продукции будет соответствовать принятым стандартам;
— экономические преимущества предприятий, имеющих систему качества по ИСО 9000, перед предприятиями, не имеющими таковой.
Как правило, предприятия, внедрившие систему качества по ИСО 9000, в 2–3 раза эффективнее и существенно превышают среднеотраслевые показатели.
В стандарты строительных предприятий входят:
стандарты на параметры, обеспечивающие создание продукции (стандарты на материалы, сырье, комплектующие изделия; стандарты на технологическую оснастку и инструмент; стандарты на конструкции);
стандарты на процессы (стандарты на процессы организации и управления производством; стандарты на процессы менеджмента; стандарты на эксплуатацию зданий, сооружений; стандарты на технологические процессы; стандарты на процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла);
стандарты на строительные услуги (стандарты на оказываемые услуги внутри организации; стандарты на оказываемые внешние услуги на стороне).
Прежде всего, хотелось бы остановиться на актуальности стандартов строительных предприятий на эксплуатацию пассивной части основных фондов – зданий и сооружений. По объективным причинам существенно возрастает роль стандартов, разрабатываемых с привлечением ведущих строительных предприятий в данной области.
Техническое состояние и эксплуатация зданий и сооружений в настоящее время определяются многими факторами, среди которых наиболее общими, на наш взгляд, являются следующие:
1. Длительная эксплуатация при несвоевременном и некачественном ремонте, обусловливающая высокий физический износ основной массы зданий и сооружений. Так, по оценочным данным, износ основных фондов коммунальной инфраструктуры достигает 70–80%.
2. Приватизация имущественных комплексов государственных муниципальных предприятий, утрата оперативного контроля за состоянием зданий и сооружений, утеря возможности маневра материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами среди строительных предприятий.
3. Стремление руководителей организаций в сложной экономической ситуации направлять ресурсы всех видов и в максимальном объеме на получение прибыли от выпускаемой продукции, нередко за счет недопустимого уменьшения (вплоть до полной ликвидации) расходов на поддержание в работоспособном состоянии зданий и сооружений.
На наш взгляд, стандарты строительных организаций должны разрабатываться профессиональным сообществом, заинтересованным в повышении своего авторитета, в распространении современных достижений и передового опыта, а не в проталкивании на рынок недоброкачественного продукта своей деятельности. Все это должно способствовать повышению качества строительной продукции.
Следует отметить, что вопросы безопасности строительных объектов до сих пор регламентировались, главным образом, строительными нормами, правилами и другими документами, входящими в систему нормативных документов в строительстве. Этим документам ни в Законе «О техническом регулировании» ни в Градостроительном Кодексе места не нашлось. Однако, строительные нормы, в соответствии п.1 ст.46 закона «О техническом регулировании», сохраняют свою обязательность, но только в части, соответствующей целям принятия технических регламентов (т.е. обеспечения безопасности) и только до принятия технических регламентов, но не позднее 2010 г.
На заседании Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительном комплексе России были рассмотрены важные вопросы в области технического регулирования в строительстве. Было отмечено, что принимать технические регламенты, в которых были бы технические нормы прямого действия, невозможно. Нормы должны носить правовой характер. Это возможно только путем ссылок на нормативно-технические документы более низкого уровня. СНиПы должны получить такой же статус, как и национальные стандарты. Регламенты по безопасности зданий и сооружений должны будут опираться и на стандарты, и на СНиПы. Так, статья 46 Закона «О техническом регулировании» гласит, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части целей, определенных техническими регламентами, в том числе защиты жизни и здоровья граждан. Между тем, строительная деятельность по самой своей сути направлена на защиту жизни и здоровья граждан и иных целей не имеет.
Следовательно, эти же цели положены в основу всей системы технического регулирования строительства, через существовавшее в течение десятилетий обязательное применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и Строительных норм и правил (СНиП), которые оказались за рамками той структуры документов, которую определил Закон «О техническом регулировании». Согласно законодательству с 1 января 2010 года лицензирование отдельных видов строительной деятельности (строительство, подготовка проектной документации и инженерные изыскания) заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях (СРО), которые предполагают наличие компенсационного фонда. Однако практика показывает, что ввести саморегулирование в такой капиталоемкой отрасли, как строительство, очень непросто. По Ф3-315 «О саморегулируемых организациях», так называется некоммерческое объединение субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности любого вида на основе добровольного членства, разрабатывающее, самостоятельно устанавливающее и следящее за четким выполнением определенных стандартов и требований. Предполагается, что СРО с помощью создаваемого при них компенсационного фонда должны обеспечить страхование гражданской ответственности застройщиков и покрытие возможных убытков в случае некачественного строительства. Кроме того, предполагается, что СРО будут заниматься созданием новых стандартов и правил, модернизацией существующих СНиПов и ГОСТов. Сегодня для СРО в сфере строительных работ требуется не менее ста членов, каждый из которых внесет не менее 1 млн руб. в компенсационный фонд СРО. Проектировщики должны собрать в свою организацию не менее 50 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, каждому из которых придется внести по 500 тыс. руб. Аналогичные требования существуют и в сфере инженерных изысканий. До 1 января 2010 г. каждая строительная организация, желающая выступать в качестве генподрядчика, должна будет вступить в СРО, чтобы продолжить свою деятельность на рынке.
С целью получения статуса саморегулируемой организации в Дагестане была создана «Гильдия дагестанских строителей». В настоящее время свидетельство о допуске к строительным видам работ получили 116 организаций-членов НП СРО «ГДС». Многие участники строительного рынка еще не оценили значение СРО, продолжают игнорировать этот институт и не вступают в СРО, а такие крупные и серьезные строительные организации, как «Нард» и «Мостоотряд-99» являются членами московских СРО. Таким образом, строительные организации – члены СРО, становятся основой обеспечения высоких требований по безопасности и качеству, выполняемых ими строительных работ, а также финансовой стабильности отрасли.


Литература
1. Федеральный закон «О техническом регулировании», от 01 июля 2003 г. № 184-ФЗ.
2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», от 23.07.2008 № 160-ФЗ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия