Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Новиков А. В.
доцент кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


О роли традиции в глобализирующейся экономике
Статья посвящена проблеме сохранения национальной самобытности и развития России в соответствии со сложившимися хозяйственными традициями
Ключевые слова: хозяйственные традиции, современное общество, традиционализм, экономическая культура, новации, модернизация, глобализация

Национальная экономическая культура — сложная система исторически сложившихся установок и норм, убеждений и ценностей, связанных с экономической (хозяйственной) сферой. Сформировавшись на протяжении истории под влиянием как естественных факторов (природно-климатических, геополитических и др.), так и неформальных институтов данного общества, национальная экономическая культура характеризуется своим собственным, определенно выраженным национальным лицом, существенно влияя на дальнейшее формирование, характер и развитие таких неформальных институтов, как хозяйственные традиции, обычаи, национальный экономический менталитет.
Национальная экономическая культура лежит в основании национальной экономики, т.е. совокупности моделей, методов, приемов, правил хозяйственной жизни и деятельности, как отдельного человека, так и целого государства, и представляет собой единство закономерно расположенных связанных частей. Насильственное изменение одного из элементов, одной из частей такой фундаментальной системы как национальная экономическая культура с большой вероятностью приводит к сбою ее работы и всех взаимосвязанных с ней систем и подсистем, каковыми являются и экономика, и национальный менталитет, и политическая и социальная сферы.
Национальная экономическая культура может выступать и как совокупность традиций, и как составная часть национального менталитета, формируя его и влияя тем самым на дальнейшую эволюцию общества, его экономику, повседневную жизнь, политику, идеологию, развитие которых неотделимо в свою очередь от норм и традиций общества.
Хозяйственные традиции — это элемент национальной культуры и результат социального и экономического опыта; исторически сложившиеся обычаи, нормы и модели поведения, отмеченные повторяемостью, претерпевшие длительную эволюцию в результате действий исторических сил и внешних условий, которые позволяют отбирать, накапливать, хранить и передавать последующим поколениям их как эталоны социального, экономического, культурного поведения. Это установившийся порядок и неписаный закон функционирования всех сторон хозяйственной жизни в определенных условиях и в определенных жизненных ситуациях.
Традиции постоянно и постепенно складываются в каждой человеческой общности под воздействием социально-экономических, культурных, экологических факторов, на основе сублимации практического опыта поколений, каждое из которых вносит что-то свое в соответствие с изменяющейся реальностью. Поэтому традиция — это «продолжение в настоящее вещей и явлений прошлого», благодаря которым «обеспечивается связь времен» *.
Для формирования традиции как устойчивого стереотипа массового сознания необходимы определенные условия.
Во-первых, общность людей должна быть достаточно крупным развивающимся образованием для возможности передачи правил, норм, моделей хозяйственного поведения, оптимальных для данных условий существования, последующим поколениям. Во-вторых, эта общность должна достаточно длительное время существовать в определенных, слабо изменяющихся природно-климатических условиях и на определенном ландшафтном пространстве. То есть традиции связаны как с существованием этнографических групп внутри этноса, так и с существованием этносов и являются социально-экономическими и культурными институтами, причем сугубо национальными.
Экономическое развитие любого государства зависит от соответствия его социальной и хозяйственной практики национальным традициям, которые могут либо способствовать экономическому успеху, либо, если они не учитываются, вести к застою и даже к деградации. Значение национальных традиций и следование им в разные времена различно. Их эффективность имеет исторический характер, но никогда не снижается до нуля. Национальные традиции объединяют и мобилизуют силы общества, ориентируя их в направлении наибольшей эффективности экономического развития в данное время и в данных условиях.
Особый характер организации экономической жизни государства определяется теми условиями и ограничениями, факторами и традициями, которые действовали в прошлом и продолжают действовать в настоящем и формируют взаимосвязанные элементы, составляющие структуру любого общества. Этими элементами * являются система производства, распределения и потребления; социальные группы общества; институты, определяющие правила и организации этих групп, и соответствующий этим группам менталитет, частью которого является культура. Изменение одного из элементов может привести к изменению структуры общества в целом.
Так как любая экономическая теория имеет национальные корни, то, приложенная к чужой реальности, она может оказаться и позитивом, и негативом в зависимости от степени учета в ней особенностей социально-экономических институтов, функционирующих в данной общности, присущих данному народу, от степени совпадения или различия традиций, исторического опыта, национального мышления, национального характера, менталитета.
Люди существуют в тех условиях и с теми привычками и взглядами, которые сложились в прошлом. Но в то же время каждое поколение привносит в практику и культуру хозяйствования что-то свое, и результаты его деятельности становятся объективными условиями жизни для последующих поколений. Являясь системообразующим элементом экономического менталитета, экономическая культура формирует его, влияя тем самым на дальнейшую эволюцию общества, его экономику, повседневную жизнь, на его мировосприятие, развитие которых неотделимо в свою очередь от норм и традиций общества.
Каждое государство и нация имеют свои исторические, хозяйственные и культурные традиции. Их нельзя считать «старомодными» или «отсталыми», понимать как «консервативность» или «реакционность», если они отличаются от некоего эталона, принятого когда-то и кем-то за идеал государственно-хозяйственного устройства. Выработанные традиции отражают ход истории и представляют собой множество факторов, которые проявляются в ходе исторического развития и оказывают на него значительное влияние.
При пренебрежении традицией, при непонимании специфики своей страны безразлично, как будет копироваться опыт другой страны: это не принесет успеха. Следовательно, необходимо переосмысление и обобщение национальной традиционной культуры. Именно поэтому экономические теории должны быть к конкретной стране, привязаны к определенной нации, должны учитывать и отражать специфику культуры, традиций, духовного склада наций, места в мировом хозяйстве, особенности данного этапа исторического развития. Это возможно при точном выявлении собственных основ развития, хозяйственного состояния государства, его исторического опыта, его традиций.
Традиции — основа жизни любого общества, именно они гарантируют сохранение тех черт менталитета, которые обеспечивают постоянство и устойчивость нации и делают этнос исторической реальностью. Их полная утрата, полное преобразование означает потерю национальной самобытности, гибель народа, этноса. «Народ, даже утративший свою государственность и свободу, все же продолжает существовать, но утрата традиций означает исчезновение народа» *.
Термин «традиция» тесно связан с понятиями «традиционное общество» и «традиционная культура», которым часто придают как позитивную, так и негативную окраску.
«Традиционными» стали называть общества, «воспроизводящие себя на основе традиции и имеющие источником легитимизации активности прошлое, традиционный опыт» *. Конкретное поведение людей в традиционном обществе определено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом. Главными чертами являются, во-первых, доминирование традиций над инновацией и, во-вторых, наличие религиозного или мифологического оправдания традиции. Тип цивилизации, первоначально возникший в Западной Европе и затем распространившийся в других регионах как система жизни, экономического, политического устройства, идеологии и культуры, объявляется «современным» обществом *. Современные общества по существу противоположны традиционным.
Технологический тип цивилизации породил заблуждение, согласно которому традиции — удел прошлого, реликт ушедших стадий истории. А традиционное общество — это система, направленная на сохранение повторяемости тех или иных жизненных общественно значимых ситуаций за счет накопления и передачи последующим поколениям норм и эталонов, существующих в форме традиций и обычаев. Кроме того, это одна из промежуточных стадий движения каждого человеческого сообщества, вне зависимости от особенностей его исторического развития, к идеалу — западному «обществу всеобщего благосостояния» *.
Но если еще некоторое время назад «традиционное» носило характер временно отличающегося от настоящего, то сегодня оно получает статус «врожденного», способного существовать рядом с «современным» и, по мнению некоторых, мешать ему. Еще Макс Вебер признавал, что «первым противником, с которым пришлось столкнуться ”духу” капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличии, был тип поведения и восприятия, который мог быть назван “традиционализмом”» *.
А основой «традиционного» является специфика такого врожденного свойства народа, как национальный менталитет, отражающий своеобразие видения окружающего мира и своеобразие реагирования на него, определяющееся природными, геополитическими и историческими факторами и условиями.
Главное отличие традиционного и современного обществ — специфика человека этого общества, особенности его сознания и ментальности. На базе этих понятий стали создаваться модели обществ, основой для которых стало признание качественных различий в навыках мышления и типе сознания людей этих двух основных систем. Традиционализм — особая идеология, нацеленная не на застой, а на развитие, но на развитие, не отрицающее прошлое, а опирающееся на него.
Экономическая культура каждого народа в каждый момент истории представляет собой результат интеграции национальных хозяйственных традиций предшествующего периода и внешних воздействий. Она находится в процессе постоянного изменения, причем каждый временной срез несколько отличается от предыдущего. То есть никакое общество не может существовать в застывшем состоянии. Каждая цивилизация, причислена ли она к «традиционализму» или «современности», развивается по своим собственным закономерностям, а шагами этого движения служат новации. Традиции не вечны, их содержание может изменяться со временем, и даже отмирать при исчезновении породившей их деятельности или в соответствие с изменяющимися факторами природной или исторической действительности.
Если традиции представляют собой элементы хозяйственной и культурной жизни, которые обеспечивают ее функционирование, то элементами, действие которых направлено на ее изменение и развитие, являются новации. При недостаточности традиционных методов и средств ищутся новые методы, осуществление которых означает нововведение в функционировании общества. Появление новых видов деятельности ведет к необходимости введения новаций. Принятая обществом новация со временем может сформироваться в традицию. «Традиция — “выпавший в осадок” результат перемен» *. В реальном мире традиции и новации действуют совместно.
Однако процесс внедрения новаций, изменения и замены традиций в разные эпохи и в разных обществах может иметь различный характер.
Во-первых, это естественный процесс непрерывного и постепенного развития, изменения (но совсем не обязательно от худшего к лучшему) всех сфер жизни человеческих обществ, т. е. процесс эволюционный.
Во-вторых, этот процесс может проходить с ускорением, вызванным рядом причин, таких, как конкуренция на мировом рынке, угроза независимости, поражение. Такой ход процесса развития принято называть модернизацией, т.е. особой формой развития, в основе которой лежит совершенствование технологии и экономики, что, по мнению теоретиков модернизации, ведет к всемирному благоденствию. Это всесторонний процесс преобразований, охватывающий и меняющий все сферы общественной жизни. По мнению сторонников теории модернизации, по этому пути, как по единственно возможному и исторически предопределенному, идут все нации и страны, вступая, однако, на этот путь в разное время. От этого зависит их место в ряду развитых стран и степень достижения благосостояния на сегодняшний день.
Процесс модернизации у ряда авторов тождественен развитию капитализма и порожден тем типом цивилизации, который возник в Европе, и является результатом эволюции западноевропейской цивилизации *. Модернизация — вынужденная ускоренная смена традиций и введение новаций; приспосабливание традиционных институтов к новым функциям, рационализация сознания на основе научных знаний с отказом от поведения в соответствии с традициями. Различные страны имеют неодинаковые культурные и исторические традиции, поэтому пути осуществления модернизации у них будут различными.
В-третьих, исчезновение, изменение, ломка традиций и рождение новаций происходят практически всегда во времена качественных изменений в жизни общества, т.е. в результате революций, войн, а также реформ, если они сопровождаются внешним насильственным уничтожением неформальных институтов общества. Это также модернизация, но насильственная, действующая чаще всего извне. Попытки же насильственного единовременного уничтожения хозяйственных традиций приводят к развалу всей национальной экономической системы. При глобальных сдвигах в экономической, социальной, политической жизни общества законодательно утвержденные попытки слома традиций чаще всего приводят к тяжелым последствиям, надлому в работе всей системы.
Экономическое развитие любого народа коренным образом связано с его традициями, религией, национальным менталитетом и поэтому предполагает культурную и экономическую автономию, а, следовательно, и отстаивание национального государства, стремление к самоопределению и независимости. Принцип национальной принадлежности хозяйств основан на их рабочей цели: пользе того или иного национального государства. Однако направление процессов, происходящих в современном мире, противоположно таким тенденциям.
Начиная с 80-х годов ХХ в., одним из наиболее употребляемых и в то же время вызывающих наибольшие споры понятий при обсуждении мировой политики, экономики и культуры стало понятие глобализации как феномена современного мирового развития. Глобализация — прежде всего объективно-исторический процесс, очередной этап процесса модернизации, ведущей силой которой является европейско-североамериканская цивилизация, причем, как и в XVII–ХIХ вв., когда для выживания страны были вынуждены переходить в своем развитии на путь модернизации, в начале ХХI в. отдельные страны и народы практически не имеют возможности выбора — участвовать им или не участвовать в глобализации. Они обречены на такое участие естественным ходом событий. Глобализация как естественное продолжение модернизации — реальность, в которой с разных сторон отражаются единая природа человеческого общества и общие закономерности его эволюции. Будучи естественным процессом, глобализация сама по себе не является ни плохой, ни хорошей, однако на разные народы оказывает разное влияние. Насколько этот процесс объективен, какие последствия — негативные или позитивные — может ожидать от него каждое государство и каждый житель Земли — остается под вопросом.
С одной стороны, глобализация — это сближение и усиление взаимосвязей и взаимовлияния народов и государств вследствие развития систем связи, передачи информации, усовершенствования транспорта. Это естественный и неизбежный процесс, несущий и позитивные, и негативные последствия. С другой стороны, глобализация — это навязывание единого американского стандарта во всех областях жизни мирового сообщества: «...то, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господствующей роли Соединенных Штатов» *.
Суть такого вида глобализации — американская имперская политика «открытых дверей», направленная на завоевание рынков других стран, осуществляемая или «мягким» способом проникновения и подчинения экономик других стран, или с помощью силы. «Для того, чтобы Запад мог отодвигать пределы роста, расширяя ресурсную базу своей технической, потребительской цивилизации, нужно, чтобы другие страны и цивилизации открыли для него свои ресурсы. Отсюда — концепция глобального «открытого общества» и «открытой экономики», где национальные государственные границы объявлены устаревшими, а попытки защищать местные экономики от международного хищничества оцениваются как проявления агрессивного национализма и традиционализма, которые должны пресекаться и наказываться» *.
Основное направление процесса глобализации — сфера экономики. Воздействие на культуру служит изменению национального менталитета, без чего невозможно прийти к цели глобализации — установлению единого мирового порядка. Цель глобализации — создание единой социально-экономической системы, управляемой из единого центра, которая обусловливает установление единого мирового порядка, единой мировой религии, отвержение национального своеобразия в экономике, культуре, политике и, следовательно, уничтожение необходимости существования национальных государств. И в то же время это навязывание единого американского стандарта — образа мышления, типа поведения на основе экономической выгоды и пользы — во всех областях жизни мирового сообщества. Для реализации этой цели необходимо изменить традиционную систему ценностей: «осуществить космополизацию и деиндивидуализацию человечества, разрушить национальную и культурную самобытность, ослабить роль национальных языков, уничтожить базовые ценности».
Таким образом, одной из внешних угроз национальным традициям является процесс глобализации — «вестернизация». В то же время глобализация, как сближение и усиление взаимосвязей и взаимовлияния народов и государств, — процесс неизбежный и в некоторой степени полезный. Однако руководствоваться нужно тем, что в реальном мире должна действовать национальная экономическая политика, основанная на принципе принятия критически важных решений на основе того, что является более перспективным для государства.
Попытки разрушения старого традиционализма как извне, так и изнутри имели место в нашей истории не единожды. Однако до конца ХХ в. российский народ, несмотря ни на что, сумел сохранять национальный менталитет, национальные традиции. В XXI в. все процессы идут с ускорением. Сейчас для России первостепенной задачей является сохранение и закрепление достойного места в системе мирового хозяйства. Решить эту задачу можно будет только в случае:
— сохранения национальной самобытности и развития по собственному, соответствующему традициям, пути;
— осознания цивилизационных особенностей России;
— использования заложенного всем ходом исторического развития в русской экономической культуре потенциала;
— преемственности традиций собственной хозяйственной культуры;
— заимствования и усвоения иностранной культуры в условиях отбора и ассимиляции;
— обновления экономики и введения новаций в соответствие с поступательным ходом общественного развития;
— перехода к собственной национальной модели модернизации, которая диктуется национальными интересами.
Беря пример с японцев, стоит следовать заповеди: «Национальный дух, новационная технология» и принципу: «Думай глобально, действуй локально» *.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия