Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Нужина И. П.
докторант кафедры экономики строительства Томского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Экономические аспекты экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности в регионе
В статье обосновывается необходимость совершенствования механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности на основе усиления экономических аспектов экологического сопровождения с целью стимулирования снижения природоемкости строительной продукции. В качестве основных инструментов рассматривается анализ и оценка эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов и производственной деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса региона с учетом жизненного цикла строительной продукции
Ключевые слова: инвестиционно-строительная деятельность, эффективность, экологическое сопровождение, инвестиционный проект

Создание благоприятной архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности человека и сохранение природных систем возможно только на основе соблюдения экологических требований в процессе осуществления инвестиционно-строительной деятельности (ИСД), формирования экологически ориентированной модели управления инвестиционными проектами. Решение указанных задач обуславливает необходимость совершенствования механизма регулирования ИСД на основе развития нормативно-правовых и усиления экономических аспектов экологического сопровождения строительной продукции.
Отметим, что обеспечение устойчивого развития территорий, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных факторов при реализации градостроительных проектов наряду с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности являются ключевыми принципами нормативных правовых актов, разрабатываемых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В настоящее время в результате совершенствования нормативно-правового регулирования в области градостроительства мы наблюдаем существенное сокращение сферы применения отдельных инструментов экологического регулирования ИСД. Это касается, прежде всего, проведения экологической экспертизы (ЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Так, в первоначальной редакции Градостроительного кодекса РФ отсутствовало какое либо упоминание об ЭЭ. Согласно ст. 49 предусматривалось проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и не допускалось проведение иных государственных экспертиз. В результате последующих дополнений и изменений к Градостроительному кодексу проведение государственной ЭЭ было закреплено законодательно. Сфера ее применения сначала ограничивалась объектами, строительство которых предполагалось осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ. В дальнейшем она была расширена и дополнена проектной документацией на объекты строительства на землях особо охраняемых природных территорий, а также объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности [1]. По-прежнему, вне ЭЭ остаются проектные материалы на объекты, строительство и эксплуатация которых может оказать значительное негативное воздействие на окружающую среду и человека (особо опасные и технически сложные объекты), все виды градостроительной документации. А ведь именно в процессе разработки и реализации схем территориального планирования, генеральных планов городов и других поселений, проектов планировки и застройки, проектов строительства объектов определяются внешняя и внутренняя среда жизнедеятельности человека, параметры возможного изменения состояния окружающей среды, уровень использования природно-ресурсной базы региона.
Оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям является предметом государственной экспертизы, а объектом — проектная документация, включающая, в том числе раздел по охране окружающей среды. Содержание данного раздела определено постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. Нужно подчеркнуть, что обязательность отражения в заключениях госэкспертизы вывода о соответствии проектов экологическим требованиям законодательно не закреплена [2].
Результаты исследования заключений госэкспертизы на основе материалов ОГУ «Томскгосэкспертиза» по более 100 объектам капитального строительства показали, что содержание разделов по охране окружающей среды носит, как правило, описательный характер. В выводах по жилым и общественно-административным зданиям отмечается, что «предложенные в проекте мероприятия по охране окружающей среды являются достаточными для обеспечения экологической безопасности, уровень воздействия объекта на окружающую среду — допустимый». Для автомобильных дорог, проектов обустройства нефтяных месторождений и других производственных объектов в экспертном заключении приводится характеристика воздействия объекта на компоненты окружающей среды, как в период выполнения строительных работ, так и в процессе эксплуатации. При этом используются показатели: выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (тонн/год); площадь нарушенных земель, подлежащих рекультивации; количество отходов; нормативные показатели загрязнения и санитарно-защитных зон. В экспертных заключениях отражается наличие предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира, охране и рациональному использованию земель, в отдельных случаях — экологический мониторинг (обустройство нефтяного месторождения, склад ГСМ, газовая котельная). Вывод, как правило, содержит заключение следующего содержания: « Предусмотренные проектом мероприятия эффективны и достаточны для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. Воздействие на окружающую среду в рамках представленного проекта является допустимым».
Необходимо отметить, что в заключениях, в материалах ОВОС не приводятся экономические показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов, уровень и эффективность природоохранных затрат, величину предотвращаемого ущерба и др. В значительной мере это обусловлено недостаточной разработкой вопросов выделения экономической составляющей в экологическом сопровождении объектов строительства
Рассмотрим содержание понятия «экологическое сопровождение ИСД», составляющего основу эколого-экономического регулирования ИСД. Анализ научной литературы позволил выявить различные подходы. Так, авторы коллективной монографии «Экология города» используют такое понятие как «экологическое сопровождение инвестиционного процесса», которое рассматривается как «разработка специальных условий, требований и рекомендаций к предполагаемому виду деятельности, обеспечивающих минимизацию воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной деятельности, с одной стороны, и учитывающих экологическую ситуацию на конкретном участке реализации замыслов с целью предотвращения непредвиденных последствий экологического характера, которые могут возникнуть в ходе инвестирования, с другой»[3]. Эти требования и рекомендации устанавливаются в соответствии с нормативно-законодательными актами и применительно к инвестиционно-строительной деятельности находят свое выражение в необходимости проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих минимизацию неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду обитания человека.
По мнению Л.В. Плотниковой экологическое сопровождение объектов строительства «рассматривает и решает экологические задачи от разработки концепции на строительство, подготовки предпроектной документации в прединвестиционный период, подготовки данных для проектирования, разработки проекта здания или сооружения и т.д. и до момента разрушения существующей постройки после закончившегося срока ее эксплуатации» [4]. По сути дела речь идет об экологическом сопровождении инвестиционного проекта. Однако за пределами такого подхода осталась природно-производственная стадия жизненного цикла строительной продукции (ЖЦСП), связанная с извлечением и использованием природного сырья, производством строительных материалов, изделий и конструкций. Вместе с тем следует учитывать, что оценка жизненного цикла предусмотрена серией стандартов ISO 14040 и является одним из методов экологического управления, направленных на снижение вредного воздействия производственных процессов создания продукции на состояние окружающей среды. Следовательно, границы экологического сопровождения инвестиционного проекта должны быть расширены, и охватить природно-производственные процессы создания строительных материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что экологическое сопровождение ИСД выражается в выполнении комплекса работ, мероприятий и процедур с целью обеспечения ресурсосбережения, предотвращения и снижения вредного влияния производственных процессов создания законченной строительной продукции на состояние окружающей среды, формирования благоприятной для развития человека и общества архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности. Данный комплекс мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-законодательной и методической базы ИСД, охватывает весь ЖЦСП, начиная от производства строительных материалов, изделий и конструкций и заканчивая демонтажем оборудования, ликвидацией объекта, утилизацией строительных материалов и конструкций при реконструкции, сносе зданий и сооружений.
В структуре экологического сопровождения ИСД целесообразно выделить мероприятия и процедуры организационно-технического, технологического, экономического и социального содержания. Организационно-технические и технологические мероприятия это, прежде всего инженерные мероприятия, обеспечивающие соблюдение технологических регламентов и направленные на совершенствование существующих технологических процессов производства строительных материалов, изделий, конструкций, строительного производства, машин и механизмов с целью снижения негативного влияния на окружающую среду. К этой группе мероприятий следует отнести различные работы по инструментальным измерениям параметров, обследованию конструкций и сооружений, выполнению технических расчетов, организации очистке газопылевых выбросов и сточных вод и осуществлению других природоохранных мероприятий, обеспечивающих более эффективное использование ресурсов и снижение показателей интенсивности загрязнения окружающей среды.
Решение задач повышения социально-экологической ответственности строительного бизнеса на основе развития экономических методов регулирования обуславливает необходимость совершенствования экономической составляющей экологического сопровождения ИСД. К предприятиям инвестиционно-строительной сферы как к субъектам хозяйственной деятельности активно применяются экономические методы регулирования в области охраны окружающей среды, основными инструментами являются: плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей среде; экономическая оценка природных ресурсов; налоги; экономическое стимулирование природоохранных мероприятий; экологическое страхование и экологический аудит. В данном случае объектом регулирования является производственная деятельность отдельных субъектов ИСД без учета их взаимосвязей в едином инвестиционно-строительном комплексе региона и ориентации на конечную строительную продукцию. Связующим звеном в экономическом и экологическом регулировании ИСД является инвестиционное проектирование. Именно в процессе разработки инвестиционного проекта (ИП) становится возможным согласовать экологические требования к ИСД, экономические, экологические и социальные аспекты эффективности реализации ИП с ЖЦСП.
Целевым ориентиром предлагаемой концепции усиления экономических аспектов экологического сопровождения ИСД является формирование механизма стимулирования снижения природоемкости строительной продукции (рис.1). Уровень показателя определяется эффективностью ресурсопотребления и природоохранной деятельности в течение ЖЦСП, зависит от эколого-экономической эффективности инвестиционного проекта, в том числе природоохранных инвестиций.
Начальным этапом в формировании природоемкости строительной продукции является извлечение и использование местного сырья для производства строительных материалов, изделий и конструкций. Основными направлениями эколого-экономического анализа являются: использование ресурсов, в том числе экологических; экологичность сырья и готовой продукции; образование и эффективность использования отходов. Результаты анализа обобщаются при оценке эффективности природоохранной деятельности предприятия.
На прединвестиционной стадии в составе бизнес-плана проводится предварительная оценка воздействия объекта строительства на состояние ОС. При этом значимым элементом является экологическое обоснование выбора площадки для строительства с учетом социо-эколого-градостроительных условий: назначения объекта; существующих градостроительных и экологических ограничений; социальной обстановки. Выбор территории для строительства осуществляется в соответствии с Генпланом поселений и регулируется Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании, основанными на градостроительном зонировании — делении всей территории в границах муниципального образования на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.
Именно на этапе, когда формируется замысел и разрабатывается обоснование размещения строительного объекта, есть реальная возможность исключить, ставшую в последнее время такой распространенной, уплотненную и необоснованную точечную застройку урбанизированных территорий, а, следовательно, и возникающие в связи с этим социально-экономические проблемы. Точечная застройка, т.е. возведение зданий и сооружений в уже существующей планировке встречается довольно часто при строительстве объектов в городах. Данная тенденция характерна и для города Томска, где в течение последних лет прослеживается повышение плотности застройки, особенно центральных районов города. Если точечная застройка в определенной степени может быть обоснована и нередко способствует повышению уровня благоустройства территории старых жилых районов, улучшению обеспеченности населения социальными услугами, то уплотняющая застройка недопустима, так как она, как правило, связана с нарушением нормативов и санитарных норм, а следствием ее является исчезновение детских площадок, мест парковки, рекреационных зон.
В последнее время обострились проблемы благоустройства и озеленения придомовых территорий. Стоянки для автотранспорта практически вытеснили зеленые насаждения, детские площадки, зоны отдыха с территории жилой застройки. В этой связи в составе раздела проекта «перечень мероприятий по охране окружающей среды» оправдано выделение в качестве отдельных мероприятий — обустройство зон отдыха, детских площадок; озеленение придомовой территории с указанием стоимости и объемов работ. Состав мероприятий должен быть адекватным степени воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду и качеству среды обитания человека. Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время в жилищном строительстве распространено строительство многофункциональных зданий, комплексов, в состав которых наряду с жилыми помещениями входят: административные, торговые, физкультурно-оздоровительные, предприятия сферы обслуживания, гаражи другие объекты. Такие многопрофильные здания являются источником повышенного загрязнения окружающей среды и нередко, в случае осуществления непродуманных проектных решений, создают дополнительные неудобства для проживания и отдыха людей.
Таким образом, материалы ОВОС являются основой для разработки раздела проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и последующего проведения ЭЭ, общественных слушаний в случаях предусмотренных законодательством. Надо сказать, что процедура общественных слушаний активно применяется при регулировании вопросов использования территории для строительства. В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, участия граждан в осуществлении градостроительной политики в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Томске проводятся публичные слушания, целью которых является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также, когда рассматриваются вопросы утверждения проектов планировки территории и проектов межевания территории.
Жители района предполагаемой застройки должны быть осведомлены о планируемом строительстве до начала выполнения проектных работ, а не в момент начала строительства, как это часто бывает. В противном случае возникают ситуации, когда по требованию общественности строительная организация вынуждена прекратить строительные работы, и несет в связи с этим значительные финансовые потери. Такая ситуация возникает при попытке осуществить уплотняющую застройку, как правило, с нарушением норм проектирования.
В процессе выполнения строительных работ и эксплуатации объекта осуществляется экологический мониторинг и аудит. Базовый уровень эксплуатационных показателей предопределен объемно-планировочными, конструктивными и технологическими решениями объекта строительства. В процессе эксплуатации объекта экологическому мониторингу и аудиту подлежат, прежде всего, показатели, характеризующие потребление ресурсов. Экологичность и ресурсоемкость эксплуатации строительной продукции зависят от экологичности проектных решений и строительного производства. Еще одним важным аспектом периода эксплуатации действующего объекта является обеспечение экологичности проводимых ремонтно-строительных работ, а в случае реализации проекта реконструкции — экологичности реконструкции, в том числе в условиях сложившейся застройки.
Заключительным этапом экологического сопровождения является переработка и утилизация отходов, как в процессе эксплуатации объекта, так и в результате демонтажа оборудования, сноса зданий и сооружений.
Для решения задачи снижения ресурсоемкости и природоемкости строительной продукции необходимо организационно-технические, технологические мероприятия подкрепить соответствующими экономическими процедурами и стимулами. В сферу экономической оценки должны быть вовлечены все производственные процессы и элементы, задействованные в создании строительной продукции на протяжении жизненного цикла.
В совокупности экономических компонент экологического сопровождения ИСД важнейшая роль отводится эколого-экономическому анализу деятельности предприятий строительного комплекса, основными направлениями которого являются: анализ воздействия производственной деятельности предприятий на состояние окружающей среды; анализ использования ресурсов и показателей ресурсоемкости производства; анализ результатов природоохранной деятельности (экономических и социальных во взаимосвязи с экологическими); анализ природоохранных инвестиций и текущих затрат; оценка эффективности природоохранной деятельности; анализ влияния природоохранной деятельности на основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий [5]. Источником информации для анализа являются данные статистической отчетности, результаты экологического мониторинга и аудита.
Известно, что основное назначение бизнес-плана ИП — это обоснование целесообразности и эффективности планируемых инвестиций. Градостроительным кодексом в составе проектной документации не предусматривается в качестве обязательного раздел по оценке эффективности инвестиций. Однако за этим не следует абсолютный запрет на выполнение данного раздела. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 87 (от 16.02.2008 г.) необходимость разработки раздела проектной документации, наличие которого согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком документации. К тому же без оценки эффективности инвестиционного проекта ни один инвестор не решится на реализацию проекта.
В настоящее время акценты в оценке эффективности ИП смещены в пользу показателей коммерческой эффективности и финансовой реализуемости, практически не учитываются экологические последствия проекта. Для оценки эколого-экономической эффективности ИП необходимо сформировать эко-бюджет проекта. В эко-бюджете консолидируются затраты: предупреждающие деградацию и обеспечивающие восстановление экосистем в результате воздействия негативных последствий производственных процессов на состояние окружающей среды; затраты, предупреждающие эти воздействия, обеспечивающие эффективное и наиболее полное использование ресурсов, в том числе вторичных; затраты на рекультивацию земель, озеленение и благоустройство, создание рекреационных зон, поддержание благоприятной среды обитания человека в процессе выполнения строительных работ; затраты, связанные с проведением экологического мониторинга, выполнением расчетов и оформлением соответствующей документации.
В качестве основных результатов следует учитывать: предотвращаемый ущерб; снижение платежей за загрязнение ОС; экономию текущих затрат или увеличение прибыли предприятия в результате повышения степени извлечения, использования и переработки сырья; снижение эксплуатационных затрат в результате применения ресурсосберегающей техники и технологий.
Нужно подчеркнуть, что экологическая ориентированность деятельности субъектов ИСД находит свое выражение в разработке и применении экологических инноваций, что, безусловно, укрепляет конкурентоспособность строительных компаний на рынке и способствует привлечению инвесторов и покупателей, а, следовательно, и увеличению доходов. К числу экологических инноваций можно отнести разработку и применение: экологичных строительных материалов, конструкций, технологий; проектных решений, обеспечивающих создание комфортной и безопасной среды жизнедеятельности человека; проектов по возведению биопозитивных зданий и сохранению ландшафтов; проектов организации экологичного выполнения строительных и ремонтно-строительных работ, реконструкции в условиях сложившейся застройки; сервисных ресурсосберегающих технологий по обслуживанию объектов в процессе эксплуатации. Все это в совокупности формирует имидж современной строительной фирмы как социально и экологически ответственной компании.
Таким образом, усиление экономических аспектов экологического сопровождения строительной продукции на основе анализа и оценки жизненного цикла строительной продукции, эколого-экономической эффективности инвестиционного проекта и производственной деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса позволит реализовать на практике экологически ориентированную модель управления инвестиционно-строительной деятельностью, закрепить социальную и экологическую ответственность строительного бизнеса.
Рис. 1. Схема экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности (экономический аспект)


Литература
1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справочная правовая система.
2. Черногривов П.Н. Последствия реализации Федерального закона 232-ФЗ в части учета экологических требований на примере Томской области // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — 2008. — № 7. — С.50–52.
3. Курбатова А.С., Башкин В.Н., Касимов Н.С. Экология города: Учебное пособие. — М.: Научный мир, 2004.
4. Плотникова Л.В. Экологическое сопровождение объектов строительства // Экология урбанизированных территорий. — 2006. — № 3.
5. Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: экономический и экологический аспекты [Текст]: учебное пособие. — Томск: Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия