Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Калимуллина М.
аспирант кафедры микроэкономики Финансовой академии
при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)


Исламский банкинг в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика
Статья посвящена рассмотрению вопросов о положении дел в сфере исламского банкинга в России и странах СНГ. Раскрываются исламские принципы финансирования (Islamic principles of finance), т.е. принципы, берущие начало из ислама, особенностью которых является отсутствие запрещенных исламом — ростовщического процента, чрезмерного риска, спекуляции, финансирования социально опасных видов деятельности (алкогольная промышленность, производство свинины, игорный бизнес и др.)
Ключевые слова: исламский банкинг, СНГ, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан

Мировой финансовый кризис повысил интерес к исламскому банкингу во многих странах мира, поскольку исламские финансовые институты показали не только свою жизнеспособность, но и устойчивость к кризисам. Россия и страны СНГ не остались в стороне.
Перспективы развития исламского банкинга на территории стран СНГ интересуют и волнуют многих. За последние годы и месяцы, произошли некоторые изменения в этой области. В Казахстане и Киргизии была разработана и принята законодательная база, обеспечивающая функционирование на территории страны исламских банков. В банках Азербайджана и Киргизии продолжают успешно действовать исламские филиалы.
В России в условиях еще до финансового кризиса интерес к исламскому банкингу в самых различных кругах повысился, несмотря на то, что отзыв Центробанком лицензии в декабре 2006 года у единственного на то время банка, позиционировавшего себя как исламский банк * «Бадр-Форте» банка, повлек череду высказываний о том, что в России исламский банкинг — едва ли сможет полноценно воплотиться на практике, однако с наступлением кризиса интерес к исламскому банкингу в России еще более возрос. Только в 2008 г. состоялось множество мероприятий, посвященных вопросам исламских финансов: прошло 2 международных семинара по исламскому банкингу и страхованию (Казань), в апреле 2008 г. Международный банковский клуб «Аналитика без границ» и Национальная Валютная Ассоциация организовали круглый стол на тему «Исламский банкинг: сущность и возможности для российского финансового рынка», в декабре 2008 г. Международным союзом экономистов был проведен круглый стол на тему исламской экономики, а 17–18 марта 2009 г. в Москве прошла Международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы», собравшая представителей государственных органов, деловых и академических кругов. По результатам конференции компания «ВТБ-Капитал», инвестподразделение группы ВТБ, сообщила о своем намерении развивать в России и странах СНГ исламские финансовые услуги. Кроме того, ВТБ рассматривает возможность размещения на рынках капитала Ближнего Востока исламских облигаций — сукук (среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, обеспеченные материальными активами, выпущенные по законам шариата). «Нам интересен этот инструмент. Мы рассматриваем возможность его выпуска», — отметил глава «ВТБ Капитал» Юрий Соловьев *.
В Казахстане после длительного согласования 12 февраля 2009 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Подготовка пакета изменений в законодательные акты Республики Казахстан вступила в интенсивный этап именно с началом мирового финансового кризиса.
Принятый Закон закрепляет два основных принципа исламского финансирования:
1) при выпуске исламских ценных бумаг эмитент не вправе начислять вознаграждение в виде процентов от стоимости исламских ценных бумаг, а также гарантировать доход по исламским ценным бумагам;
2) средства, полученные в результате выпуска и размещения исламских ценных бумаг, не должны быть направлены на финансирование деятельности, связанной с производством и (или) торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, а также иных видов предпринимательской деятельности, финансирование которых запрещено советом по принципам исламского финансирования.
Совет по принципам исламского финансирования вправе дополнительно определить иные обязательные для соблюдения требования к деятельности эмитента исламских ценных бумаг.
Данный закон предоставил банкам Казахстана право получать лицензию на право ведения операций в соответствии с требованиями исламских принципов финансирования. При этом обязательному лицензированию подлежат следующие операции исламских банков:
● прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
● прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц;
● банковские заемные операции: предоставление исламским банком кредитов в денежной форме на условиях срочности, возвратности и без взимания вознаграждения.
Банки, действующие согласно исламским принципам финансирования в Казахстане:
1. должны указывать в наименовании словосочетание «исламский банк»;
2. обязаны разъяснять клиентам особенности исламских банковских операций и связанные с ними риски;
3. не вправе взимать вознаграждение в виде процентов, гарантировать возврат инвестиционного депозита или доход по нему, финансировать (кредитовать) деятельность, связанную с производством и (или) торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, а также иными видами предпринимательской деятельности, финансирование (кредитование) которых запрещено советом по принципам исламского финансировании;
4. не являются участником системы обязательного гарантирования депозитов, и депозиты в исламском банке не гарантируются системой обязательного гарантирования депозитов;
5. по договору банковского займа, по которому заимодателем выступает исламский банк, заем денег осуществляется на условиях срочности и возвратности и без взимания вознаграждения за пользование деньгами;
6. освобождаются от налога на добавленную стоимость при передаче имущества, в части дохода, подлежащего получению исламским банком в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита;
7. имеют право на применение раздельного метода по учету сумм налога на добавленную стоимость по оборотам, связанным с приобретением и передачей имущества в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан;
5. не обязаны получать разрешение уполномоченного органа на значительное участие в уставном капитале организаций в случае приобретения им акций (долей участия) при финансировании производственной и торговой деятельности путем участия в уставном капитале юридических лиц и (или) на условиях партнерства.
К банковским операциям исламского банка относятся следующие операции:
1) прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
2) прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц;
3) банковские заемные операции: предоставление исламским банком кредитов в денежной форме на условиях срочности, возвратности и без взимания вознаграждения;
4) финансирование предпринимательской деятельности в виде:
— финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита;
— финансирования производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства;
5) инвестиционная деятельность на условиях лизинга (аренды);
6) агентская деятельность при проведении банковских операций исламского банка.
Исламский банк не вправе заниматься следующими операциями:
1) факторинговые операции: приобретение прав требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;
2) форфейтинговые операции (форфетирования): оплата долгового обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца.
Для определения соответствия деятельности, операций и сделок исламского банка требованиям, указанным в Законе (статья 52–1), в исламском банке в обязательном порядке создается совет по принципам исламского финансирования. При этом, в случае признания советом по принципам исламского финансирования заключенной, но не исполненной или частично исполненной сделки не соответствующей требованиям Закона, такая сделка по требованию исламского банка досрочно расторгается, а доход исламского банка по такой сделке должен быть направлен на благотворительность.
Однако, теория — теорией (заявлений о создании исламских банков, в том числе и в России, в последнее время звучало немало: это и заявления председателя Центробанка Бахрейна во время Российско-Бахрейнского Бизнес-Форума в декабре 2008 г. о намерении открыть исламский банк в России, и планы создания российско-саудовского банка в рамках Российско-Саудовского Делового Совета), но качественные результаты можно оценивать лишь при наличии практической реализации, практику — не отдельных операций, а полноценного исламского банка. На сегодняшний день первопроходцами в этой области в странах СНГ являются «Ковсар Банк» (Азербайджан) и ОАО «ЭкоБанк» (Киргизия). Однако и здесь необходимо сделать оговорку — пока в ОАО «ЭкоБанке» действуют лишь два филиала, предлагающих исламские финансовые продукты и услуги, «Ковсар банк» также представляет собой «исламское окно», форму исламского банкинга, распространенную на Западе. Таким образом, полноценного исламского банка на территории СНГ пока нет, однако опыт исламских филиалов банков также представляется интересным и показательным, анализируя который, можно выявить наиболее значимые проблемы и достижения в практической плоскости.
В Азербайджане, несмотря на то, что в данной стране еще с начала 90-х гг. XX в. активизировали свою деятельность зарубежные компании из мусульманских стран, а также существовали все предпосылки для развития исламского банкинга, включая содействие Исламского банка развития, тем не менее, до сих пор исламский банкинг представлен лишь отдельными филиалами, а многие виды операций по исламским принципам финансирования осуществляются в форме традиционных операций исламских банков в той степени, в которой позволяет законодательство Республики Азербайджан. Так, первый банк, который внедрил на территории Азербайджана некоторые виды операций исламского банкинга, — это «Ковсар Банк», позиционирующий себя как исламский банк, однако, согласно законодательству, являющийся традиционным. Все операции банка проводятся без взимания процентов. В настоящее время «Ковсар Банк» проводит четыре вида операций в соответствии с исламскими принципами финансирования: инвестиционные счета, основанные на договоре мудараба *, кредиты предпринимателям и компаниям на принципах мушарака, кредиты на основе облигаций сукук, и кредиты на принципах иджара. Операции мурабаха * банк не использует, поскольку законодательно банки Азербайджана не могут заниматься торговой деятельностью.
В марте 2008 г. государственная Азербайджанская Инвестиционная Компания и Исламская корпорация по развитию частного сектора (член группы Исламского банка развития) совместно (с долями в уставном капитале 1:3 соответственно) основали Каспийскую международную инвестиционную компанию, осуществляющую свою деятельность согласно исламским принципам финансирования. Поскольку КМИК не является банковским институтом, потенциально у компании больше возможностей осуществлять операции согласно исламским принципам финансирования в условиях существующего законодательства. Основной целью деятельности КМИК является привлечение зарубежных инвестиций в развитие несырьевых секторов экономики.
В Кыргызской Республике ОАО «ЭкоБанк» в рамках Пилотного проекта, регламентированного Меморандумом о взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития, и ОАО «ЭкоБанк» «Относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике», ратифицированным указом президента Кыргызской Республики № 373 от 12 июля 2006 г. и Положением «О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках Пилотного проекта», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики № 32/2 от 30 октября 2006 года, сегодня имеет два филиала, полностью работающих на исламских принципах финансирования.
История исламского банкинга в Киргизии началась после принятия решения президента Киргизии Курманбека Бакиева летом 2005 г., который, проведя встречи с населением, дал поручение подготовить пилотный проект по внедрению в Кыргызской Республике исламских принципов финансирования. В результате 4 июля 2007 г. состоялось официальное открытие пилотного проекта. Всего было принято 16 нормативных актов по деятельности исламских банков.
С апреля 2008 года исламским отделением ОАО «ЭкоБанк» началось обслуживание физических лиц. 16 мая 2008 г. впервые начался прием депозитов кард хасан. С сентября 2008 г. начался прием депозитов на условиях неограниченной мударабы.
Требования к работе исламских банков в международном масштабе регулируется стандартами Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов (AAOIFI) *. Страны и организации могут быть членами данной организации на добровольной основе. Стандарты AAOIFI носят рекомендательный характер, и каждая страна в рамках общих ориентиров стандартов может разработать свой стандарт в рамках страны либо банка. Так, например, в Малайзии, деятельность исламских банков регулируется Законом об Исламских банках (Islamic banking Act IFSB), принятым в 70-х гг. XX в., который, с учетом развития новых финансовых продуктов исламских банков, требует внесения изменений и дополнений. Соответственно, шариатские советы исламских банков Малайзии разрабатывают свои стандарты, которые хотя и в целом согласуются со стандартами AAOIFI, но предусматривают свои отличительные условия по отдельным видам операций. В Кыргызской Республике деятельность исламских банков регулируется законодательством РК и стандартами AAOIFI.
Одним из обязательных требований к исламским банкам является наличие шариатского совета банка. В ОАО «ЭкоБанк» шариатский совет, действующий согласно Положению о шариатском совете банка, представлен киргизскими и зарубежными экспертами — представителями Бахрейна и Малайзии.
Помимо самого шариатского совета, созываемого на регулярной основе, в ОАО «ЭкоБанк» имеется шариатский отдел, который взаимодействует с шариатским советом на постоянной основе.
Одной из особенностей ОАО «ЭкоБанка» является функционирование Общественного совета вкладчиков. Как отмечает председатель ОСВ, потенциальных вкладчиков в настоящее время в большей степени волнует надежность банка, нежели особенности исламского банкинга.
Количественные показатели
По состоянию на начало апреля 2009 г. банком было проведено операций по исламским принципам финансирования на сумму более 384,24 млн сомов (9,15 млн долл. США), которые охватили около 395 проектов в таких отраслях, как ипотека, домашнее и сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство *.
Показатели доходности по исламским депозитам превышают показатели доходности по традиционным депозитам банка и составляют 12,51% в год (в то время, как по традиционным депозитам того же банка прибыльность составляет 10–13% годовых) *.
По срочному депозиту неограниченная мудараба было привлечено финансирования на сумму более 100 млн сомов (2,4 млн долларов США) *.
Операции финансирования.
В настоящее время из регулируемых стандартами Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов около 27 операций разрешены к ведению исламскими банками. Исламскими отделениями ОАО «ЭкоБанк» проводятся в полной мере следующие операции, регламентированные Положением «О реализации исламских принципов финансирования в КР в рамках пилотного проекта»: по операциям привлечения средств — мудараба (неограниченная), кард хасан, вадийа йад дамана, вадийа йад амана; по операциям финансирования — шарика и мушарака *, мудараба, мурабаха, истиснаа, параллельная истиснаа, иджара, иджара мунтахийя биттамлик, кард хасан, салам, параллельный салам.
Из 395 операций по привлечению средств, осуществленных исламскими отделениями ОАО «ЭкоБанк» по состоянию на конец марта 2009 года, большая доля пришлась на операции мурабаха. По словам руководства ОАО «ЭкоБанк», причина столь незначительного использования основополагающих операций исламского банкинга — мудараба и мушарака в том, что пока не сложились тесные и доверительные отношения между банком и потенциальными партнерами, а именно таких отношений требуют данные виды операций, поскольку предполагают значительные риски для банка. В случае мурабахи также существует риск нарушения сроков возврата средств клиентом, либо отказ клиента от исполнения договора. В случае нарушения сроков оплаты, банк, согласно договору, начисляет штрафы, которые направляются в благотворительный фонд. А для обеспечения возвратности средств, ОАО «ЭкоБанк» использует залог имущества.
Максимальный срок кредитования на современном этапе — 3 года. Однако с развитием исламского банкинга в Киргизии и других странах СНГ, и в первую очередь при успешной просветительской и образовательной программе, в планах руководства — финансирование долгосрочных инвестиционных и инновационных проектов, направленных на развитие экономики страны.
Операции по привлечению средств.
Из операций по привлечению средств мудараба является срочным договором и предусматривает получение вкладчиком доли прибыли от вложенных средств (в настоящее время соотношение долей вкладчиков и банка по данному договору составляет 80:20), а кард хасан и вадийя йад дамана — депозитами до востребования, при которых банк не начисляет проценты, однако в договоре вадийя йад дамана банк может по своему усмотрению на ежемесячной, ежеквартальной либо ежегодной основе предоставить клиенту подарок в виде денежных средств либо иного имущества.
Пилотный проект по внедрению исламских принципов финансирования в Киргизии, в первую очередь, показал, что система исламского банкинга может, причем, достаточно успешно, работать на постсоветском пространстве, в то же время, проект позволил выявить наиболее сложные и противоречивые моменты реализации принципов исламского финансирования на практике, что, в свою очередь, дает более объективную информацию для разработки нормативно-правовой базы для деятельности исламских финансовых институтов в масштабе всей страны.
Основными препятствиями в развитии исламского банкинга на территории Киргизии являются:
1. Долгий и сложный процесс разработки нормативно-законодательной базы.
2. Менталитет населения.
3. Дефицит кадров.
Среди вопросов, требующих доработки нормативно-правовой базы, можно выделить следующие.
1. По договору мудараба (долевое участие в прибыли) в случаях, когда банк привлекает финансирование, в случае неудачи проекта не по вине банка, убытки по договору несет владелец капитала, то есть инвестор (вкладчик). Таким образом, если проект (в частности, это относится к договору ограниченной мударабы, когда вкладчик направляет финансовые средства именно на конкретный проект) оказывается убыточным, то банк возвращает вкладчику сумму вложенных средств за вычетом убытков. Однако это входит в противоречие с Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, в соответствии с которым, банк обязан вернуть основную сумму вклада. Следовательно, инвесторы — вкладчики не несут риск, и не соблюдается условие разделения рисков.
2. Еще одна проблема — возникновение двойного налогообложения по операциям мурабаха
3. В договоре истисна * в случае, когда предмет договора — строительство, возникают проблемы с оформлением прав собственности на землю, а согласно законодательству КР, для перехода прав собственности на объект строительства необходимо обладание правом собственности на землю, на которой происходит строительство.
4. Законодательно в КР не закреплены инвестиционные счета, поэтому договора привлечения средств мудараба относятся в ОАО «ЭкоБанк» к срочным счетам.
Однако банк сталкивается и с другими проблемами, наиболее острые из которых — это восприятие населением исламского банкинга как института благотворительности, либо как инструмента исламизации общества.
В отличие от многих банковских институтов и компаний, в том числе действующих в Российской Федерации, для которых исламский банкинг является привлекательным в первую очередь, а порою — только лишь, тем, что это дополнительная возможность привлечения инвестиций из арабских стран, часть инвесторов которых ставит принципиальным условием инвестирования в проекты согласованность операций финансирования с принципами шариата, ОАО «ЭкоБанк» стратегически нацелен именно на развитие экономики страны, и все его операции в настоящее время связаны с работой на внутреннем рынке. В перспективе руководство банка рассматривает вариант зарубежного сотрудничества, однако не ставит его в качестве приоритетного.
Можно сказать, что ОАО «ЭкоБанк» является одновременно и социально ориентированным, и прибыльным, и эти две цели не входят в противоречие между собой.
В условиях относительно низкого развития экономики страны, низкой доли населения, пользующегося продуктами банковского сектора, создание и успешное функционирование первого исламского банка на территории СНГ именно в Киргизии вызывает вопрос о том, какие факторы способствовали этому. Это, безусловно, политическая воля руководства страны, а также содействие международной финансовой организации Исламского банка развития. Однако есть и еще один фактор, без которого до сих пор невозможно было функционирование полноценного исламского банка на территории Киргизии. Это человеческий фактор, а именно — роль личности. Можно с уверенностью сказать, что наибольший и определяющий вес среди трех факторов имел именно этот. Это сам коллектив банка, рискнувший шагнуть в неизвестное и готовый к каждодневному кропотливому труду и решению постоянно возникающих задач и проблем. У людей, стоящих у истоков данного проекта есть идея, и они твердо верят в ее успех и будущее развитие не только во благо банка, но и во благо всей страны. Причем, по конфессиональному составу мусульмане не составляют даже большинство коллектива.
О мусульманах Кыргызстана следует сказать особо. Предположение о том, что преобладающее мусульманское население страны обеспечивает успех исламских финансовых институтов в Киргизии, является в корне ошибочным. Как отмечают сотрудники и руководство отделения «Экоисламика», именно со стороны мусульман, как в государственных органах, так и среди простого населения, было встречено наибольшее непонимание необходимости и специфики исламского банкинга. Слабый уровень религиозного образования и незнание основных принципов финансирования в исламе, отразился на том, что население воспринимает исламский банк как благотворительную организацию, физические лица приходят в исламское отделение получить беспроцентную ссуду, а предприниматели и компании при запросе финансирования не готовы раскрывать свои бизнес-планы. Поэтому сотрудникам банка приходится уделять каждому потенциальному клиенту достаточно большое количество времени, разъясняя суть исламского банкинга.
Что касается потенциальных вкладчиков, то большинство из них желает знать, как в случаях с традиционным банком, какую сумму они получат при снятии денег со счета. Естественно, исламские принципы финансирования не позволяют гарантировать фиксированную прибыль в будущем, поскольку конечный результат (речь идет, в первую очередь, о привлечении средств по договорам неограниченной либо ограниченной мударабы) зависит от успешности проекта и величины полученной прибыли по проекту. Учитывая неготовность населения к неопределенности прибыли в будущем, руководство «Экоисламика» предоставляет потенциальным клиентам информацию о доходности подобных видов вкладов за прошлый период в расчете на проценты от первоначальной суммы вклада, однако при этом, оговаривая в договоре, что банк не гарантирует прибыль клиенту, а в случае убыточности проекта, возникшей не по вине банка, убытки полностью ложатся на вкладчика.
По общему признанию экспертов в области исламского банкинга, для развития исламского банковского дела необходимы образовательные площадки. Первый институт, запустивший серию образовательных программ в области исламского банкинга и в других областях является Исламский банк развития. С 1994 ИБР серия образовательных программ была запущена в странах СНГ *.
ОАО «ЭкоБанк» проводит маркетинговые акции, просветительские и образовательные программы. Для этого банком на условиях договора партнерства (шарика) был создан образовательный центр «Баракат». В начале апреля 2009 г. представители Национального банка, министерства финансов КР, а также представители 8 коммерческих банков, заинтересованных в получении лицензии на проведение операций по исламским принципам финансирования, а также представители Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России были приглашены на образовательный региональный семинар по «исламской экономике и исламскому банковскому делу», проводимый Центром «Баракат» совместно с ОАО «ЭкоБанк» и Исламским институтом исследований и подготовки кадров.
С учетом того, что лишь два филиала ОАО «ЭкоБанк» действуют по исламским принципам финансирования, возникает вопрос о разделении баланса на исламский и традиционный. В настоящее время банк ведет отдельный учет по исламским видам операций, добавив соответствующие счета в план счетов бухгалтерского учета банка, однако корреспондентский счет у банка единый.
Несмотря на недлительный срок реализации проекта по внедрению исламских принципов финансирования в Киргизии, уже можно выделить некоторые положительные изменения, среди которых: компетентный коллектив банка, появление интереса среди вкладчиков к бизнес-проектам как объектам вложения средств. Согласно «Стратегии ОАО «ЭкоБанк» по переходу на исламский банкинг» уже к 2010 г. ОАО «ЭкоБанк» планирует перевести все свои офисы на исламские принципы финансирования.
Среди перспектив развития исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике — создание Центрально-Азиатского Центра исламского финансирования в г. Бишкек.
31 марта 2009 г. Президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым были подписаны Закон «О внесении дополнений в Закон КР “О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике”», а также Закон «О внесении дополнений в Закон КР “О Национальном банке Кыргызской Республики”», предоставляющие право и другим коммерческим банкам Киргизии получать лицензию на проведение операций исламского банкинга. Указанные законы вступят в силу по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования.
Круг вопросов и проблем, с которыми столкнулся ОАО «Экобанк» при внедрении исламских принципов финансирования в Киргизии, является общим для всех стран СНГ, и каждая из сторон, принимающих решение внедрить на постсоветском пространстве исламские принципы финансирования, в той иной степени столкнется с необходимостью решения аналогичных вопросов.

Глоссарий
В статье приведена терминология, используемая исламскими финансовыми учреждениями во всем мире, согласно стандартам операций Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов. При этом понятия, обозначающие аналоги большинства контрактов исламского финансирования, зачастую присутствуют в гражданском законодательстве стран.
Исламские принципы финансирования (Islamic principles of finance) — принципы финансирования, берущие начала из ислама. Особенностью является отсутствие запрещенных исламом ростовщического процента, чрезмерного риска, спекуляции, финансирования социально опасных видов деятельности (алкогольная промышленность, производство свинины, игорный бизнес и др.)
Исламский банк (Islamic bank) — финансовое учреждение, осуществляющее свою деятельность согласно исламским принципам финансирования
Сукук (sukuk) — среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, обеспеченные материальными активами
Мудараба (mudaraba) — сделка, по которой одна из сторон предоставляет капитал, а другая — свои предпринимательские способности для использования этого капитала.
Иджара (idjara) — договор аренды
Мурабаха (murabaha) — финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита
ААОИФИ (AAOIFI) — Организация по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов, зарегистрированная в 1991 году, является международной автономной некоммерческой организацией, разрабатывающей стандарты по ведению бухгалтерского учета, аудиту, управлению и этике исламских финансовых институтов.
Кард хасан (qard hasan) — беспроцентный кредит
Шарика, Мушарака (sharika, musharaka) — финансирование производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства)
Истиснаа (istisna’) — договор подряда на создание товаров с определенными свойствами с последующей передачей их заказчику по заранее определенной цене. Оплата может производится в рассрочку.
Салам (salam) — договор авансового финансирования.


Литература
1. Законодательная база Кыргызской Республики:
1.1. Меморандум о взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития, и ОАО «ЭкоБанк» «Относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике» от 16 мая 2006 года
1.2. Указ Президента Кыргызской Республики «О пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике» № 373 от 12 июля 2006 года
1.3. Положение «О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках Пилотного проекта» утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики № 32/2 от 30 октября 2006 года
1.4. Положение о налогообложении и учете операций, осуществляемых по исламским принципам финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта в открытом акционерном обществе «ЭкоБанк» и порядке оплаты неналоговых платежей от 16 мая 2007 г. (утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики
1.5. Постановление Правления Национального Банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Положение о Периодическом регулятивном банковском отчете, утвержденным постановлением Правления НБКР № 26/5 от 25.08.2005 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 28.02.2007 г.
2. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» от 12.02.2009 г. № 133-IV ЗРК.
3. В.В. Павлов. Исламские банки и Россия: новые ориентиры финансовой глобализации.// Вестник Академии, № 1–2, 2003.
4. Куда выгодно вложить деньги // Экономика. Бизнес. Банки. № 10 (274) от 25.03.2009, С.6.
5. Официальный сайт ОАО «ЭкоБанк». URL: http://www.ecobank.kg/
6. Официальный сайт Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов. URL: http://www.aaoifi.com/
7. Информационно-аналитическое Интернет-издание «Бизнес — FM». URL: http://www.bfm.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия