Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Литвин А. В.
доцент кафедры отраслевой экономики Удмуртского государственного университета (г. Ижевск)

Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития
В статье рассматриваются основные теоретические положения сравнительно нового для России направления экономической науки — экономики спорта. Показаны особенности спорта как товара и его современные рынки, влияние технологизации на развитие спорта. Приведены факторы, определяющие величину спроса в спорте, и перспективы развития экономики спорта
Ключевые слова: спорт, экономика спорта

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем, усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств — с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. У населения большинства стран за последние годы значительно возрос интерес как к собственной спортивной активности (активный спорт), так и к пассивному потреблению спорта (спорт для зрителей). Это подтверждается многочисленными фактами: так, например, за 2005–2006 гг. расходы на спорт в частном секторе Германии составили 53 млрд евро, или 3,4% ВНП, и были сравнимы с расходами в сельском хозяйстве. В области спорта прямо или косвенно было задействовано 750 тыс. человек, или свыше 2% всего трудоспособного населения, что соответствовало доли населения, занятого в химической промышленности. Небезынтересно и то, что активный спорт имеет более высокое экономическое значение, чем спорт для зрителей, — на него приходится более 80% всех расходов. [1]
Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные самостоятельные отрасли даже на Западе. Считалось, что спорт — это хобби, свободное времяпрепровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось. В спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными.
Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.
Поскольку спорт во многих своих проявлениях очень четко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте. Отличия заключаются, в частности, в том, что продукция спорта, а точнее персональная услуга, как, например, тренировка, предоставляемая для жителей городов или членов спортивного клуба, имеет в большей степени спортивные (удовольствие, удовлетворение амбиций, самосовершенствование), а не рыночные цели. Что же касается коммерческого предложения спорта как товара, то можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки:
— рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;
— рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);
— рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль — неотъемлемые составляющие современной жизни,
— рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;
— рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);
— рынок спортивного спонсорства и рекламы.
Таким образом, происходит стремительное проникновение законов рынка в спорт, и одновременно увеличивается предложение спорта как товара, а именно это составляет основное содержание экономики спорта. Можно трактовать экономику спорта как науку, изучающую экономические аспекты спорта, но не только их, а также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми сталкиваются в своей работе спортивные организации всех видов. Последние, естественно, должны рассматриваться в контексте экономики. Данное определение существенно отличается от общепринятого, в котором речь идет о применении положений экономической теории в спорте.
История экономики спорта представляет несомненный интерес, поскольку прошла достаточно тернистый путь в своем развитии. Спорт, спортивная наука были долгое время вне экономики. Выпускники спортивных школ и институтов после окончания своей спортивной карьеры становились в большинстве своем тренерами или учителями. Точно так же и организованный спорт развивался без особенного спроса на профессиональную экономическую компетенцию. Спорт со своими организациями и союзами стоял долгое время как настоящий антимир по отношению к рынку, финансам и экономике. Экономическая эффективность, потребности рынка и предложение спорта как рыночного продукта находились вне своих собственных понятий. Солидарность, а не индивидуальные интересы; почет, а не профессия были определяющими моментами. Финансирование спортсменов и высокие денежные вознаграждения за участие в соревнованиях были лишь случайными эпизодами. В спорте господствовали любительские (непрофессиональные) идеалы, которые ограничивали экономическое использование спорта. Запрет всякой коммерциализации спортивных успехов и популярности, с одной стороны, служил определенным слоям общества, которые с помощью этого обосновывали свою идеологию, а с другой, объяснялся страхом спортивных организаций и их функционеров с коммерциализацией спорта потерять свое влияние на него. История спорта полна примеров таких ограничительных стратегий, например определение статуса спортсмена-любителя, которому запрещалось получать деньги или призы за участие в спортивных соревнованиях. Фактически же это делалось для того, чтобы ограничить доступ к спорту людей, не принадлежавших к высшим слоям общества, которые через спорт могли бы поддерживать свое жизненное содержание. Как написал в своей книге «Теория чистых людей» американский критик и экономист Т. Веблен, «спорт стал использоваться в качестве одной из форм потребления высших слоев общества, которые с его помощью подчеркивали свой социальный статус, свое благосостояние и времяпровождение».[3] Так, любительский спорт, в особенно­сти, если он, как теннис, парусный спорт или гольф, требовал много денег и времени, стал преподноситься как некий идеал, доступный лишь избранным. Даже обоснованная П.де Кубертеном идея олимпизма с «благородным и рыцарским характером спорта» предусматривает (или, по меньшей мере, предполагает!) социальное разграничение.
Существовавшая долгое время автономия спорта с течением времени стала уменьшаться благодаря возникновению (впервые в США) независимых спортивных союзов и картелей, вмешательству государства и средств массовой информации в дела спорта. Спортивные организации и союзы достаточно долго и активно протестовали, но в результате процесс коммерциализации и профессионализации спорта лишь ускорился.
Первые систематические работы об экономических проблемах спорта появились в США в середине 50-х годов. Университеты США раньше всех осознали необходимость готовить менеджеров спорта и отреагировали на это соответственно: во-первых, были опубликованы эмпирические исследования экономических вопросов профессиональных командных видов спорта и, во-вторых, появились первые учебники по спортивному менеджменту.
Первой работой в области экономики спорта можно считать статью С. Розенберга, опубликованную в 1956 г. в одном из ведущих американских экономических журналов на тему: «Рынок труда профессиональных игроков в бейсбол». [2] В ней дискутировались три момента:
— в профессиональном командном спорте для зрителей продуцируется некая неопределенность результата спортивного состязания и чем дольше неясен результат, тем больше его привлекательность для присутствующих зрителей;
— неопределенность результата будет выше тогда, когда все команды имеют в своих составах спортсменов одинаковых игровых качеств, распределенных равномерно на все команды;
— эта совокупность игровых качеств может автоматически рассматриваться в качестве нерегулируемого рынка труда. Одновременно здесь действует закон убывающей отдачи: для отдельной команды нерентабельно в определенный момент приобретать новых игроков, поскольку они вряд ли привлекли бы на стадион дополнительное количество зрителей и оправдали свое присутствие.
Этими тезисами С. Розенберг обосновал уже достаточно хорошо развитую сегодня науку — экономику спорта. Его последующие работы, касающиеся определения факторов спроса на спорт для зрителей, упорядочения форм кооперации между владельцами профессиональных команд, опубликованы во многих статьях и книгах, дополнены многочисленными теоретическими исследованиями других ученых и сегодня остаются самыми популярными и востребованными.
Что касается спортивного менеджмента, то за последние годы многие американские университеты ввели его в число учебных курсов и, соответственно, появилось достаточное количество публикаций и книг на эту тему. В большинстве своем это исследования, в которых речь идет либо об отношениях спортивных коммерческих организаций США (Т. Хоггерти, Г. Патон), либо об особенностях свободных объединений и отношениях спорта и государства (Н. Маркус, Д. Клатель). Другие исследования — это конкретные рецепты, рекомендации о том, например, как наилучшим образом размещать рекламный стенд на баскетбольном матче (Э. Скейлтс) или какими знаниями и квалификацией должен обладать управляющий стадионом (Дж. Парке, Б. Зангер, Дж. Мейсон). [3]
В Великобритании среди основоположников можно назвать исследовательскую группу (Дж. Кейрнс, Н. Дженнет, П. Слоан), которая занималась изучением вопроса о том, какие цели преследуют в своем экономическом поведении продавцы спорта. Они дополнили знания еще одним важным моментом: каким образом принимают свои решения продавцы спорта и к каким последствиям это приводит. Надо заметить, что английская наука долгое время базировалась на американских примерах, хотя нельзя не отметить, что уже в 1966 г. Институт политического и экономического планирования опубликовал сообщение об экономических проблемах профессионального английского футбола. Еще следует отметить работы, посвященные исследованиям проблем профессионального спорта, и, прежде всего, его командных видов (М.Коллинз). В заключение назовем публикацию под названием «Экономика свободного времени и спорт» (Э.Кук), которая, правда, рассматривает важнейшие положения экономической теории без учета особенностей спорта. [3]
Аналогично и в Германии долгое время не было экономистов, которые бы интенсивно занимались проблемами спорта, соответственно, отсутствовали публикации на эту тему. Впервые сообщение об экономике спорта появилось в 1965 г.: в нем рассматривались и развивались вопросы экономики футбола (М. Менцлер, Р. Стэглин). Следующие исследования (М. Гэртнер, В. Поммеренс) представляли собой обширную модель факторов, влияющих на посещаемость футбольных матчей в бундеслиге. Далее отметим работы, связанные с изучением экономиче­ских аспектов числа трансферов в профессиональном спорте
(М.-П.Бюх, Х.-М. Шельхаас). В 1984 г. выходит первая книга об экономике спорта (К. Хайнеманн), в 1987 г. — первый учебник по экономике спортивного предприятия (К. Хайнеманн). Сегодня Германия является страной, где проблемам экономики спорта и спортивного менеджмента уделяется наибольшее внимание. В первую очередь это касается исследований в области спортивного спонсорства (М. Брун, А. Херманнс, П. Рот), а также вопросов профессионализации спорта (К. Дитрих, К. Хайнеманн, М. Шуберт). Отдельно следует выделить работы профессора Х.-Д. Хорха, которые посвящены проблемам влияния структуры ресурсов на деятельность спортивных союзов и клубов. [3]
Хотя во Франции экономика спорта представлена и недостаточно широко, можно выделить отдельные статьи, которые впервые эмпирически обосновывали экономическое значение спорта и представляли первые данные о таком обосновании (К. Дориак; В. Андреефф, Ж. Нис). В 1987 году появилась первое обобщенное издание по экономике спорта (В. Андреефф), без сомнения, являющееся одним из наиболее фундаментальных. Кроме вышеназванных, отметим публикацию ученых Гренобльского университета, представивших подробный технико-экономический анализ Олимпийских игр в г. Альбервиле. [3]
Нет сведений об интенсивных исследованиях проблем спорта в Италии: хотя уже в 1966 г. появился первый статистический отчет о ситуации в спорте, в котором содержались отдельные цифры об экономическом положении, но научного обоснования почти не было. Позднее появилось обширное сообщение о спорте и экономике, подготовленное Национальным олимпийским комитетом Италии, но по существу в нем тоже шла речь о ситуации в итальянском спорте. [3]
Испания лишь совсем недавно стала уделять внимание вопросам связи спорта и экономики. Здесь можно назвать исследования (Ф. Брунет, М. Дель Касталло, X. Алонсо), связанные с экономическим анализом Олимпийских игр в Барселоне и трудоустройством выпускников различных спортивных школ и университетов.[3]
Несомненно, сегодня число специалистов, занимающихся проблемами экономики спорта, значительно возросло, как и сам спектр проблем, связанных, прежде всего, с коммерциализацией и профессионализацией спорта, взаимоотношениями профессионального спорта и государства, спонсорства, правами на трансляции и т.д. Перечисление всех имен потребовало бы слишком много места и времени, но основоположниками данной науки следует все же считать вышеназванных ученых.
Спорт и политический порядок. Уже относительно давно в спортивной, да и экономической литературе рассмотрен вопрос о том, каким образом экономические успехи в стране влияют на успехи в спорте. Очевидно, что это является результатом специфического объединения многих факторов, в том числе политических, социальных, демографических. Вначале предполагалось, что успехи в спорте зависят от величины населения. Считая, что условно спортивные ресурсы равномерно распределены по всем странам, должны были бы страны с наибольшей численностью населения иметь наилучшие успехи в спорте. Достижения небольших стран, таких как Болгария, бывшая ГДР, Финляндия, Швеция, в отдельных особенно популярных в этих странах видах спорта опровергают это утверждение. То есть получается, важно не то, каким ресурсом обладает страна, а как этот ресурс используется.
Другая группа факторов — экономические. Важнейшие из них — доходы населения, доля населения, занятого в промышленности, степень урбанизации. Как отмечено ранее, все эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а в тесной связи с имеющимся в стране экономическим порядком и политической системой. Не вызывает сомнения, что чем выше внутренняя стабильность в стране и чем больше возраст господствующей политической системы, тем больших успехов в спорте следует ожидать.
Интерес представляют исследования, проведенные американским экономистом М. Гэртнером, который установил связь между существующим экономическим порядком в стране и числом завоеванных медалей на Олимпийских играх. Сначала он установил зависимость между величиной доходов населения и числом завоеванных медалей; исходя из этого, он определил ожидаемую величину (прогноз), если бы данная страна имела другой уровень доходов. Эта ожидаемая величина была определена и для бывших социалистических стран и сопоставлена с медалями, завоеванными этими странами фактически. При этом оказалось, что фактическая величина превышала ожидаемую для бывшего СССР в 4 раза, а для ГДР — в 12 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что не только экономические успехи, но в большей степени централизованное, политически согласованное и эффективное использование имеющихся ресурсов является определяющим для успехов в спорте. И более того, тоталитарный режим по сравнению с демократическим в данной ситуации более оптимален;
Экономический эффект спортивного события. Необходимость оценки экономического эффекта спортивного события очевидна. Это особенно актуально в связи с увеличивающимся дефицитом государственного бюджета и все большей конкуренцией вокруг общественных средств. Сегодня многие хотят знать, насколько эффективно были использованы выделенные средства и могли бы они быть применены еще лучше для других целей. Иначе говоря, перед применением решения о реализации соответствующего спортивного проекта (проведение чемпионата, турнира) должны рассматриваться альтернативные варианты, например организация выставок, строительство школ, больниц и т.д.
Важнейшими для таких решений являются компаративные преимущества, а не абсолютные суммы экономических эффектов. Проверка прибыльности спортивных событий стала необходимой после финансового провала Олимпийских игр 1976 г. в г. Монреале, когда образовавшийся после их проведения дефицит в размере 1,2 млрд канадских долларов должны были оплачивать налогоплательщики. Все проведенные впоследствии Олимпийские игры приносили устроителям только прибыль. В табл. 1 приводится обзор факторов, возникающих при проведении спортивных событий, и степень их влияния.
Таблица 1
Положительные и отрицательные факторы спортивных событий

Спрос на активный спорт. Занятия спортом требуют времени и денег. Необходимо время для собственно занятий спортом, прибытия к местам расположения спортивных сооружений, изготовления и ухода за спортивным инвентарем, приборами и т.д.
Затраты возникают при покупке спортивного оборудования и одежды, пользовании спортивными сооружениями и тренажерами, приобретении билетов на спортивные события, на поездку от места проживания или работы до мест занятий спортом, питание и т.п. Таким образом, при занятиях спортом постоянно присутствуют следующие ограничения: ограничения по затратам; ограничения по времени.
При этом первые конкурируют с другими затратами личного бюджета, а время конкурирует с другими возможностями его применения. Следующие факторы предположительно определяют эти ограничения:
— цена предлагаемых спортивных товаров и услуг;
— вид, качество, технологии, пространственное расположение спортивных товаров и услуг;
— информация об имеющихся возможностях для занятий спортом;
— количество предоставляемого в распоряжение свободного времени;
— размер собственного дохода и имеющегося имущества;
— общие условия, в которых вышеназванные ограничения проводятся, координируются и контролируются.
Занимающиеся спортом преследуют в своей спортивной активности определенные цели и интересы, т.е. стремятся извлечь полезность. Они покупают товары и услуги, которые используют при занятиях спортом, потому что надеются претворить свои ожидания в жизнь. Это цепочка взаимодействия отчетливо видна в следующем: потребитель хотя и приобретает спортивную обувь, одежду, инвентарь, входные билеты, абонементы и т.д., но, собственно, цель этих покупок — не обладание ими; скорее всего, он покупает вместе с ними исключительно потенциал, при помощи которого надеется реализовать свои цели, желания, амбиции, опыт. Эта ожидаемая полезность не покупается, а, напротив, должна с дополнительными затратами (по меньшей мере, затратами на время, компетентность, энергию, но в большинстве случаях с другими) производиться потребителем. Ключевыми здесь все же остаются вопросы: в чем состоят особенности спорта кик товара, предназначенного для потребления; как, в конце концов, принимаются решения потребителями; в какой пропорции они соотносятся между использованием времени и денег и какие экономические последствия такие решения имеют?
Спрос на спорт для зрителей. Точно так же, как при спросе на активные занятия спортом, и в случае спорта для зрителей существуют свои специфические особенности, которые можно сформулировать в следующих положениях: какова цена события, ожидаемого зрителями; чем определяется объем спроса, и какие факторы на него влияют.
Попытаемся в этом разобраться. Среди прочих, следует назвать главную черту спорта для зрителей; непостоянство и непредсказуемость результата спортивных событий, т.е. именно в этом состоит их привлекательность, именно этот продукт производится во время соревнований. Так, не означает тот факт, что если команда А проиграла команде В, а команда В — команде С, того, что команда А обязательно проиграет С. Результат не зависит от прежних результатов, т.е. открыт. Понятно, что ни покупатель телевизора не стал бы его приобретать, ни клиент автомастерской не стал бы в ней ремонтировать свой автомобиль, если бы качества или свойства товара были ниже ожидаемых, как это постоянно имеет место в спорте. Неопределенность, непрогнозируемость спорта для зрителей имеют свою цену, но, конечно с риском для продавцов и покупателей, так как первые имеют лишь очень незначительное влияние на результат и на качество предлагаемого товара, а вторые заранее не знают вообще ничего.
Вторая особенность состоит в отсутствии «спортивной монополии». С точки зрения экономической теории любое предприятие считается преуспевающим, если оно обладает монополией, т.е. не зависит от конкурентов. Для спорта такая монополия, безусловно, вредна, поскольку сильная конкуренция с постоянной сменой лидеров в турнирной таблице просто необходима: ведь если выигрывают и проигрывают одни и те же люди — спортивное событие становится скучным, спрос на него падает и возникает желание что-то изменить.
Наконец, третья особенность — это неразрывность процессов производства и потребления, т.е. спортивный продукт не может быть продан позднее того времени, в которое он произведен. Например, никто не придет на стадион сегодня, если футбольный матч состоится завтра.
Таблица 2
Факторы, влияющие на величину спроса спорта для зрителей

Указанные особенности позволяют, хотя бы ориентировочно, выявить группу факторов, влияющих на спрос спорта для зрителей, которые приведены в таблице 2.
Эти факторы различны для разных стран, зависят от вида спорта и могут изменяться при иной постановке вопроса или применении иных методов исследования, но феномен того, что заставляет миллионы людей день за днем посещать спортивные арены, требует подробного изучения.
Экономика и технологическое развитие спорта. Занимающиеся спортом сегодня в значительной степени зависят от продуктов высоких технологий, разработка, изготовление и использование которых требует технически высокоспециализированных ноу-хау, профессиональной компетентности и капитала. Приборы, оборудование, одежда, тренажеры, дополнительные продукты уже не являются больше производными, действующими в пределах специфических спортивных отношений и обстановки. Напротив, развитие этого сектора становится своеобразным мотором развития спорта. Динамика развития и изменений в спорте ускоряется через все более совершенные инновации. При этом технологическое развитие подчиняется своим законам и может быть охарактеризовано рядом типичных признаков, основными из которых являются:
— комплексная технология потребления. Уже недостаточно больше принимать во внимание отдельные спортивные приборы и устройства: велосипед, лыжи, доска для серфинга и т.д., — сегодня каждый вид спорта с успехом объединен с определенной технологией потребления, в которой большое число технических компонентов должно взаимодействовать друг с другом. Например, горнолыжный спорт может рассматриваться как рациональная комбинация следующих элементов: лыжи — крепления — одежда — лыжные принадлежности; подъемник — трасса — служба ухода за трассой; спортивное окружение — отели — туристические домики — рестораны — инструкторы — торговля; транспортные средства — дороги — инфраструктура;
— проникновение в деловую и социальную сферы общества. Эта пример того, как рациональное использование спортивных приборов (горных лыж, велосипедов, серфов) тесно переплетено с деловой жизнью, поскольку предполагает наличие специализированных структур, осуществляющих консультирование, сервис и ремонт;
— производственная сеть. Раньше производитель спортивных товаров, будь то велосипедная фабрика или судоверфь, был в состоянии изготовить все самостоятельно. Сегодня отдельные товары для спорта представляют собой комплекс высокоспециализированных продуктов высоких технологий, разработка, изготовление и обслуживание которых происходит через специальные фирмы со всеми требуемыми производственными мощностями. Зачастую эти фирмы являются почти монополистами, а изготовителям спортивного оборудования остается по существу задача сборки изделия из отдельных компонентов. Для этого требуется объединение производства и разработок в производственную сеть, которая бы постоянно отслеживала и учитывала все требования технологии потребления;
— функциональная дифференциация. Внутри любого класса спортивного инвентаря конкурирует большое число моделей, которые выполняют свое функциональное назначение: теннисная ракетка предназначена для игры в теннис, аналогично, свой инвентарь есть в гольфе, парусном спорте и т.д. Этот спортивный инвентарь не только постоянно совершенствуется, но и предлагается в огромном многообразии. Спортивные технологии ориентируются сегодня на все более специфические цели использования. Для одних это означает дифференциацию спортивного инвентаря в зависимости от уровня мастерства спортсмена: например, имеются теннисные ракетки для начинающих, любителей, профессионалов. Для других это специальные области применения; например, обувь для различных видов спорта или велосипеды для различных типов местности (шоссе, трек или горы);
— сокращение жизненного цикла и цикла использования. Ввиду сильной конкуренции на рынке спорта и спортивных товаров новые продукты должны разрабатываться и попадать на рынок как можно быстрее, а поскольку при этом нельзя ожидать, что старые продукты исчезнут с рынка автоматически, то для продвижения новых требуются значительные инвестиции или существенные технологические усовершенствования.
Перспективы развития. Безусловно, экономика спорта имеет еще много неисследованных сторон. Часть из них имеют общий характер. Это, в первую очередь, вопросы финансирования, спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства. Но появляется и множество частных вопросов, связанных, например, с выяснением специфики того или иного вида спорта, и требующих при этом оперативного решения. Можно даже сказать, что полностью сформировавшейся экономики спорта как науки пока нет. Но процесс ее развития как составляющей экономической науки идет достаточно быстро. При этом экономика спорта уже показывает особенности, присущие каждой отдельно взятой стране. Например, в Германии это, прежде всего, доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США — образцовый профессиональный командный спорт. Для нашей страны становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге — для сохранения здоровья и работоспособности нации. Спорт — одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. Сегодня все больше людей ищут баланс между стрессом и разрядкой, хотят найти свое призвание, сохраняя здоровье, чувствуя себя востребованными и работоспособными. Физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами в развитии любого современного общества. Если мы хотим иметь в будущем здоровую нацию, сейчас нужны специалисты, понимающие, что спорт — это нечто большее, чем стоящие в центре внимания события с рекордами, победами и медалями; спорт — это часть экономики, и управление им в профессиональной, коммерческой или любой другой сфере требует соответствующих специалистов, методов и форм.


Литература
1. Литвин A.B. Особенности маркетинга взаимоотношений в спорте // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 1. — С.65–71.
2. Rothenberg S. The Baseball Players Labor Market // Journal of Political Economy. — 1956. — № 64. — P. 242–258.
3. Heinemann K. Einfuehrung in die Oekonomie des Sports. — Verlag Hofmann Schorndorf, 1995. — 297 s.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия