Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Кривошапова С. В.
старший преподаватель кафедры финансов и налогов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Новые механизмы надзора за кредитными организациями
Статья посвящена регулированию банковской системы со стороны Центрального Банка России. Предложен комплекс мер по укрупнению банков и поддержанию их финансовой устойчивости. Выявлены причины нарушений кредитными организациями норм и правил действующего законодательства, которые кроются как в недостатках действующей законодательной базы, так в некомпетентности сотрудников. Представлены статистические данные о таких нарушений
Ключевые слова: Банк России, банковская система, кредит, законодательная база, банковский надзор, ликвидность, кредитная организация

Во всех экономически развитых странах приоритетное значение отводится регулированию банковской системы. Банки в рыночной экономике играют роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Их исключительное значение заключается в поддержании стабильного социального климата.
Реформирование российской экономики и ее восстановление сопряжено с обеспечением стабильного функционирования банковской системы и, в частности, с развитием и совершенст­вованием системы банковского надзора [1, с. 241]. Следует отметить, что одной из существенных целей ЦБ России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Исходя из этого, в современных условиях задачей банковского надзора является минимизация негативных социально-экономических последствий снижения ликвидности кредитных организаций.
Реализация этой задачи предполагает:
— предупреждение системного банковского кризиса;
— снижение риска неконтролируемой утери ликвидности отдельными кредитными организациями.
Направления совершенствования банковского надзора обусловлены, с одной стороны, целями и задачами надзора, с другой — современным состоянием банковского сектора. Качество решения этих задач зависит не только от процедур регулирования деятельности кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их функционирования. Данный тезис актуален в нынешних условиях.
Современное состояние банковской системы России требует принятия комплекса мер по укрупнению банков и поддержанию их финансовой устойчивости. Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление отечественной банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства проблемных банков [2, с. 50]. Ключевым моментом является понимание природы банковских рисков, которые могут быть классифицированы по их экономическому содержанию. В первую группу относим финансовые риски (рыночный, кредитный, риск ликвидности), для которых существуют сбалансированные модели управления. Ко второй группе принадлежат нефинансовые риски (операционный, легальный, стратегический), управлять которыми значительно сложнее.
К третьей группе относится системный риск, который не может служить объектом управления и который отслеживается в рамках соответствующей системы мониторинга. В российских условиях именно системный риск имеет основополагающее значение. При этом он оказывает определяющее влияние на состояние банковской системы в целом и на ее элементы в част­ности. Данный риск характеризуется высокой степенью сложно­сти использования рыночных инструментов для осуществления банковских операций либо управления рисками [3].
Сущность системных рисков заключается в вероятности потерь в результате действий органов, регулирующих банковскую деятельность, изменений политического и экономического характера. Эти риски потенциально опасны для всех составных элементов банковской системы. ЦБ России в первую очередь ощущает на себе влияние законодательных изменений, серьезных экономических потрясений. Как регулирующий орган и элемент банковской системы он, принимая решения, несет ответственность за их отрицательные последствия не только для других элементов этой системы, но и для себя самого.
Одним из проявлений системного риска являются постоянные нарушения в деятельности кредитных организаций. Часто они бывают вызваны умышленными действиями руководства банком, несовершенством существующей законодательной базы. В этих случаях огромная роль в минимизации последствий системного риска отводится Центральному Банку как регулятору банковской системы. При этом основными рычагами воздействия со стороны Банка России являются его надзорные мероприятия в форме систематических проверок.
Практическая сторона координирующей деятельности Банка России проявляется в качественных показателях регулирования структуры банковской системы Российской Федерации.
Обратимся к динамике основных количественных показателей банковского сектора с 2002 по 2007 гг. Число действующих кредитных организаций к началу 2002 г. в России было 1319, а в начале 2008 г. составило 1136 или 86% по отношению к 2002 г., что явилось следствием политики капитализации банковской системы через укрупнение банков.
Рассмотрим качественные экономические характеристики. Темпы роста капитала кредитных организаций в 2007 г. по сравнению с 2002 г. увеличились на 77%, при этом уменьшилось количество кредитных организаций, имеющих уставный капитал до 3 млн руб. Число организаций с уставным капиталом от 3 до 10 млн руб. уменьшилось на 77%. Кредитных организаций с уставным капиталом более 150 млн руб. к 2008 г. стало больше на 152% по сравнению с 2002 г. Рост кредитных организаций с уставным капиталом более 300 млн руб. за тот же период составил 180%. При этом совокупный капитал всех кредитных организаций, действующих на начало 2008 г., составил 645 900 млн руб., что на 211% больше, чем на начало 2002 г. Данный факт имеет позитивное значение не только для банковской системы Российской Федерации, но и для всей экономики страны в целом, так как на сегодняшний день острейшей проблемой является расширение процессов кредитования реального сектора экономики, что напрямую зависит от уровня капитальной базы кредитных организаций.
В ходе анализа качественных характеристик кредитных организаций выявлено увеличение активов банков. Темп роста величины показателя активов в целом по стране на начало 2008 г. в сравнении с 2002 г. составил 540%. В рассматриваемом периоде особое внимание обращает на себя поступательный рост кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам. На их долю в совокупности приходилось 68,7% прироста активов банковского сектора.
Особое значение для расширения ресурсная база банков имеет процесс привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков устойчивости в период с 2002 по 2007 гг. Не последнюю роль в формировании ресурсной базы кредитных организаций в рассматриваемом периоде сыграли средства, привлеченные от организаций. Немаловажным фактором в оценке действующей банковской системы России являются показатели, характеризующие результаты деятельности кредитных организаций как ведущего звена всей банковской системы. В период с 2002 по 2007 гг. наблюдается их положительная динамика. Удельный вес прибыльных кредитных организаций среди действующих повышался с каждым годом на протяжении рассматриваемого периода и на начало 2008 года составил 98%. Количество убыточных кредитных организаций снизилось с 10% в 2002 г. до 2% к 2008 г.
Одновременно с усложнением характера банковского бизнеса происходит рост его объемов, что сопровождается накоплением рисков. В этой связи данное направление развития банковского сектора находится в фокусе надзорной деятельности Банка России. Приоритетными при этом являются как задачи повышения качества управления и внутреннего контроля в кредитных организациях, так и вопросы совершенствования деятельности Банка России.
Степень эффективности надзора, его способность правильно оценивать складывающуюся в кредитных организациях ситуацию, возможность оперативного принятия необходимых мер в большей степени зависят от полноты и достоверности информации о банках, которой располагают надзорные органы. Источники ее могут быть самыми разными. Центральным звеном в системе надзора за деятельностью кредитных организаций является процессуальный надзор за банками. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного контроля иметь возможность выявления на ранней стадии проблем в конкретном банке, что позволит снизить вероятность системного риска.
В период с 2002 по 2007 годы Банк России активно проводил комплекс мероприятий в целях поддержания стабильности банковского сектора, защиты законных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, а также принятия адекватных решений в сфере банковского надзора. Действия Банка России в области надзора были направлены в первую очередь на оценку характера и уровня, принимаемых банками рисков, оценку их финансовой устойчивости, оптимизацию надзорного режима. Адекватное надзорное реагирование обеспечивалось взвешенным анализом скидывающейся ситуации с учетом наиболее вероятных перспектив их развития. При этом следует отметить, что основой надзора являются проводимые Банком России проверки, от качества и эффективности которых зависит уровень устойчивости банковского сектора. Несвоевременное и поверхностное выявление недостатков и зон повышенного риска в деятельности кредитных организаций приводит к накапливанию этих рисков у банков и как следствие, повышение надзорной нагрузки на кредитные организации.
Проведенные исследования показали, что в период с 2002 по 2007 гг. Банк России активно осуществлял инспекционные проверки за деятельностью кредитных организаций на территории Российской Федерации (рис.1).
В результате анализа структуры проверок было выявлено, что наибольшее их количество было осуществлено в 2002 г. (4593). При этом преобладающее значение приходится на тематические проверки, порядка 82%. Данный показатель явился результатом организационных изменений в системе инспектирования кредитных организаций. Именно с 2002 года Банк России начал формирование новых подходов к проведению инспекционных проверок кредитных организаций (их филиалов). Целью указанных изменений являлось развитие содержательного подхода при выявлении нарушений в деятельности кредитных организаций. При этом содержательный подход базируется на следующих акцентах: мотивированные суждения о принимаемых рисках, обоснованность их классификации и формирования резервов на возможные потери, влияние выявленных нарушений и недостатков на финансовое состояние кредитной организации. Следует отметить, что тематические проверки являются следствием приведенных комплексных проверок, в результате которых были выявлены те или иные нарушения в деятельности кредитных организаций. Они являются отражением более детального подхода к анализу проблемных моментов функционирования банков, чем и объясняются их количественные преобладания над комплексными.
Главной целью комплексных и тематических проверок с 2002 по 2007 гг. являлось определение реального финансового состояния кредитных организаций, соблюдение ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, оценка рисков, возникающих в результате совершения банковских операций. Большое внимание уделялось также транспарентности банковской деятельности, оценке величины и достаточности собственных средств, в том числе выявлению использования ненадлежащих активов при формировании собственных средств кредитных организаций, оценке качества активов кредитных организаций, уровням рисков, организации внутреннего контроля и управления.
Рис. 1. Количество тематических и комплексных проверок проведенных ЦБ РФ в кредитных организациях за период 2002–2007 гг.

В исследуемом периоде (2002–2007 гг.) наблюдается почти троекратное снижение тематических и комплексных проверок, что является следствием не только уменьшение количества действующих кредитных организаций, но и качества проводимых проверок и эффективности, применяемых Банком России мер воздействия.
Банковская система Российской Федерации неоднородна по территориальному размещению кредитных организаций. В деятельности банков России немаловажную роль играют региональные факторы, что находит свое отражение и в подходах ЦБ РФ в осуществлении своих надзорных функций над всеми сегментами банковского сектора. Подтверждением данного факта являются как планируемые, так и фактические показатели количества проверок по округам (табл. 1). Отметим, что количество проверок по плану в два, а то и в три раза выше, чем их запланировано. Это говорит о результативности работы органа банковского надзора.
Наибольший процент перевыполнения плана приходится на 2002 год — 141%, наименьший — на 2007 г. — 14%. Если рассматривать процент выполнения плана по округам, то можно сказать, что наибольший процент выполнения приходится на Центральный Федеральный округ, это объясняется высокой степенью концентрации кредитных организаций в данном регионе. В последующие годы наблюдается пропорциональное снижение количества как планируемых, так и фактически осуществленных проверок.
Таблица 1

Процент выполнения плана проверок кредитных организаций по округам Российской Федерации за 2002–2007 гг.

В результате проведенных проверок в период с 2002 по 2007 гг. Центральным Банком РФ было выявлено 119 499 нарушений в деятельности кредитных организаций (табл. 2 и рис. 2). Вплоть до 2004 г. отмечается рост количества выявленных нарушений. 2004 г. отмечен снижением абсолютных показателей совершенных банками нарушений, что объясняется повышенной ответственностью банков в соблюдении нормативных требований в условиях предкризисной ситуации и усилением в связи с этим надзорных мер со стороны Банка России. Наименьшими абсолютными показателями выявленных нарушений отличается 2005 год. В 2006 и в 2007 годах эти показатели увеличились, при этом следует отметить тенденцию снижения темпов роста. Общий вывод о результатах проверок: несмотря на снижение темпов роста нарушений в кредитных организациях, они встречаются в среднем до 16 нарушений на одну кредитную организацию в год. Данный факт не может являться позитивной характеристикой в деятельности банков и лишний раз подчеркивает значимость надзорных функций Банка России.
Таблица 2

Динамика выявленных нарушений у кредитных организаций Банком России за период с 2002 по 2007 гг.
Рис. 2. Характер выявленных нарушений ЦБ РФ у кредитных организаций за период 2002–2007 гг.

По качественному содержанию наибольшее количество нарушений приходилось на нарушение законодательства РФ и нормативных актов Банка России — около 47%, то есть 56165 фактов нарушений. При этом 22,5% (26887) приходится на невыполнение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций — 20,4% (24378), нарушения по организации работы по ведению бухгалтерского учета — 9% (10755), нарушения, связанные с недостоверностью учета и отчетности — 7,5% (8962), на прочие нарушения приходилось 16,1% (19239).
Вышеперечисленные нарушения проявлялись в ходе выполнения приоритетных операций банков. Отсюда можно сделать вывод о преднамеренном несоблюдении кредитными организациями действующих нормативных актов. Это свидетельствует о значимости банковского надзора и объясняет необходимость разработки для него новых форм и методов.
В своей практике Банк России применяет по отношению к банкам нарушителям как предупредительные, так и принудительные меры воздействия. Структура и динамика данных мер по характеру их воздействия представлена в табл. 3. Наибольшее количество централизованных санкций в отношении кредитных организаций было отмечено в 2002 г. Это напрямую связано с преобладающим количеством осуществленных в этом году проверок. За пять последующих лет общее количество мер воздействия сократилось на 640. Сравнивая показатели проверок и вмененных мер воздействия, наблюдаем значительное расхождение в показателях: количество проверок снизилось на 62%, а мер воздействия на 17%. Данная диспропорция объясняется повышением качества осуществляемых проверок и ужесточением к оценке степени ответственности кредитных организаций. Банк России в большинстве случаев старался применять предупредительные, а не принудительные меры воздействия. По долевому участию различных по характеру мер воздействия практически равную долю занимают как предупредительные, так и принудительные меры воздействия, например, в 2007 году 55,4% и 44,6% соответственно, что свидетельствует о сочетании Банком России в своей практике мер, связанных с реальным наказанием и профилактической деятельности по предупреждению потенциальных нарушений.
Таблица 3

Структура мер воздействия, примененных ЦБ к кредитным организациям — нарушителям за период 2002 — 2007 гг.

Подводя итог анализу, следует подчеркнуть, что нарушения требований Банка России являются одним из факторов проявления системного риска, так как даже нарушения в одном из элементов системы могут носить характер, влияющий на всю систему в целом. В случае неоднократных нарушений системный риск может носить угрожающий характер для всего банковского сектора экономики. Для минимизации этого риска Банку России необходимо продолжать совершенствовать систему управления кредитными организациями и разрабатывать новые методы надзора и регулирования. Что касается системы надзора за деятельностью банков, то к настоящему времени сложилась картина слабых звеньев в управлении кредитными организациями со стороны Банка России (см. табл. 4).
Таблица 4

Критерии неопределенности в управлении деятельностью кредитных организаций со стороны Банка России

Элементы классификации по признаку «хорошо управляемые сферы деятельности» находят достаточно полное отражение в законодательных и нормативных документах Банка России и постоянно совершенствуются. «Слабо управляемые сферы деятельности кредитных организаций» характеризуются либо слабо проработанными актами Банка России, либо находятся в стадии доработки.
Классифицируемые как «неуправляемые сферы деятельности банка» отличаются тем, что они в настоящее время регулируются только внутренними нормативными документами банка и не попадают в сферу влияния Банка России. Данный факт необходимо считать неудовлетворительным, так как в силу своей значимости данные направления деятельности кредитной организации требуют к себе более пристального внимания со стороны регулятора.
Сегодня речь должна идти о содержательном расширении практики надзора и о направлении усилий на те участки в деятельности банка, которые являются определяющими с точки зрения его устойчивости. Базовым принципом при этом становится контроль над деятельностью банков в плане своевременного предупреждения рискованной политики при сохранении их оперативной самостоятельности. Речь идет о смещении центра внимания в надзорной практике с пооперационного контроля на регламентирование возможно более широкого круга действий банка.
В настоящее время остро встает вопрос о необходимости поиска Банком России качественно новых путей организации и совершенствования банковского надзора с учетом апробированного в других странах опыта. Процесс формирования новых способов взаимодействия Банка России и кредитных организаций, по профилактике нарушений банковского законодательства, потребует определенного времени, хотя потребность в устранении излишних форм администрирования назрела и стоит достаточно остро.


Литература
1. Хамидулин И.В. О Совершенствовании деятельности банковского сектора Российской Федерации: Сб. науч. тр. — Уфа, 2005.
2. Симановский А.Ю. О проблемах и перспективах банковского надзора // Деньги и кредит. — 1996. — № 8.
3. Антропов Д.Л. Риск-менеджмент в российских банках // Финансы — 2007.
4. Годовые отчеты Банка России за 2002–2007 гг. М. ЦБ РФ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия