Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Костусенко А. И.
аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде
В статье рассмотрен алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, основные принципы их эффективного взаимодействия. Автором разработан механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур с учетом интересов государства и развития предпринимательства, задачей которого является стимулирование деловой активности субъектов рынка и реализация важнейших государственных задач
Ключевые слова: взаимодействие, предпринимательская структура, властная структура, механизм взаимодействия

В современных условиях государство регулирует экономические интересы предпринимательских структур, принуждая их выстраивать с ним определенные отношения. Результаты экономической деятельности и возможности предпринимательских структур во многом зависят от содействий государства их росту и стимулированию заинтересованности в бизнесе. При этом цель экономической деятельности предпринимательских структур заключается в максимизации прибыли и расширении сферы деятельности на товарных рынках. В то же время важнейшими задачами государственных органов являются увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и региона.
Определение основных элементов взаимодействия предпринимательских и властных структур является необходимым условием формирования механизма взаимодействия, эффективное функционирование которого зависит от степени заинтересованности предпринимательских структур и государственных органов в стремлении создать атмосферу доверия на основе взаимосвязей и взаимоуважения. В основе реализации экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства лежат идеи приближения государственных органов к реальным условиям функционирования организаций и формирование у руководителей предпринимательских структур осознания необходимости решения общественных проблем. [2]
Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур определяет стратегические цели функционирования экономической системы на всех ее уровнях с учетом обратного воздействия результатов процесса на его содержание (рис. 1).
Государство, располагая достаточно большими, но ограниченными ресурсами, при реализации своих целей и интересов стремится к их увеличению за счет привлечения дополнительных ресурсов. Государство также стремится поддержать результативность функционирования предпринимательства путем создания эффективного мотивационного механизма, стимулируя предпринимательскую деятельность, а также посредством законодательно регламентируемых средств по реализации социальных функций, к выполнению которых предпринимательство относится индифферентно. [1]
Рис. 1. Алгоритм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур

Оптимальные взаимоотношения являются ключевым фактором взаимодействий «государство-предпринимательство» и отражают объективные потребности органов государственной власти и интересы предпринимательства. Система взаимодействия властных и предпринимательских структур должна быть открытой и способной адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и рыночной конъюнктуры. При этом эффективность взаимодействий зависит от того, насколько властные и предпринимательские структуры подготовлены к интеграции совместных усилий для достижения экономического роста, заинтересованы в налаживании отношений, стремлении создать атмосферу доверия.
В основе взаимодействия властных и предпринимательских структур лежат три группы принципов:
1. Принципы взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами (гарантия защищенности, открытость, достаточность финансовой базы, системность, гибкость, постоянство связи, своевременность, целенаправленность);
2. Принципы формирования деятельности государственных органов управления (адресность, непротиворечивость, рациональная децентрализация управления, эволюционность).
3. Принципы деятельности предпринимательских структур, воздействующие на работу властных структур (законопослушность, единство, социальная направленность, экономичность, ответственность, развитие).
Более подробно остановимся на первой группе принципов — принципах взаимодействия между предпринимательскими и властными структурами:
— принцип гарантии защищенности обеспечивает защиту от криминального воздействия;
— принцип открытости означает отсутствие или снижение административных и информационных барьеров между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления;
— принцип достаточности финансовой базы предусматривает не только качественное, но и количественное измерение финансовых ресурсов;
— принцип системности представляет собой знание и учет всех элементов, влияющих на деятельность данного хозяйствующего субъекта, а также самой предпринимательской структуры;
— принцип гибкости означает способность адаптироваться как властных, так и предпринимательских структур к сложившейся ситуации, не меняя при этом основные направления деятельности;
— принцип постоянства связи предусматривает постоянный обмен информацией между государственными органами и предпринимательскими структурами;
— принцип своевременности рассматривается как соответ­ствие принимаемых решений сложившейся ситуации;
— принцип целенаправленности означает реализацию целей и задач, которые сохраняли бы сложившиеся положительные тенденции как можно дольше, отражали бы реальную динамику процессов, пропорции их развертывания.
В настоящее время различают следующие методы взаимодействия органов власти и предпринимательских структур:
— экономические, в данном случае субъекты взаимодействия выступают в роли: работодателей, производителей, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщиков, агентов рыночных отношений.
— адаптированные, имеются в виду законодательные акты и социальные функции:
1) через формы предпринимательской деятельности многие люди реализуют свой творческий потенциал;
2) предпринимательские структуры создают много рабочих мест, площадок для производственного обучения;
3) актуальна природоохранная функция предпринимательства.
Взаимодействия могут осуществляться и тогда, когда экономический интерес одной стороны реализуется вне зависимости от экономического интереса другой, а также когда экономический интерес одного хозяйствующего субъекта реализуется за счет другого или полностью подавляется. Если предпринимательские структуры взаимодействуют в неравных социально-экономических и правовых условиях, то это приводит к подчинению экономического интереса одного субъекта другому. В такой ситуации ослабевает желание достижения высоких экономических результатов, что в конечном итоге приводит к замедлению процесса развития предпринимательских структур. Государство в таких условиях не может рассчитывать на запланированные результаты реализации программ поддержки предпринимательства, так как приоритет в реализации государственного интереса также теряется.
Рис. 2. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде

При двусторонней связи и взаимовыгодности экономиче­ских отношений хозяйствующих субъектов создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности каждого из них. В этой ситуации стороны осуществляют взаимный контроль за хозяйственной деятельностью и реализацией интереса, координируют свои действия в разрешении противоречий, достигая тем самым согласованного функционирования интересов.
В этой связи в условиях финансового кризиса наибольшую значимость приобретают следующие функции государства:
— целенаправленная поддержка инновационной деятельности субъектов предпринимательства;
— создание условий для формирования и функционирования института партнерских соглашений в системе предпринимательства;
— экономико-правовое обеспечение интеграции крупного, среднего и малого предпринимательства;
— обеспечение равных возможностей социально-экономического развития для предпринимательских формирований во всех регионах.
Ведущей функцией государства в современных условиях является стратегическая функция, позволяющая решать на макроуровне проблему общественного воспроизводства. При этом предпринимательство стремится организовать эффективное хозяйствование, что позволит осуществлять воспроизводство на новой технической основе в масштабе фирмы, корпорации и т.д.
Одной из форм взаимодействия государства и предпринимательских структур является создание института партнерских отношений, включающего в себя совокупность следующих взаимосвязанных элементов:
— цели и задачи, поставленные и решаемые совместно с государством и предпринимательством;
— сферы и области деятельности их взаимных интересов;
— формы сотрудничества государства и предпринимательства;
— взаимная ответственность за соблюдение установленных правил игры и мер ответственности за их нарушение;
— доверие данных субъектов друг к другу в контексте поставленных целей и задач партнерского взаимодействия.
В зависимости от уровня реализации партнерские отношения подразделяются на следующие типы:
1. Соглашения между государственными органами и предпринимательскими структурами, которые выступают как синтез мер морального убеждения и экономического стимулирования со стороны государственных структур;
2. Двусторонние соглашения между партнерами, в которых государство выступает в роли инициатора и посредника;
3. Трехсторонние соглашения, где государство является полноправным участником. В случае разногласия сторон предполагается участие в переговорном процессе вышестоящих государственных органов;
4. Многосторонние соглашения, в которых в качестве одного из равноправных партнеров выступает государство. При этом государство направляет экономические интересы на решение конкретной задачи.
Механизм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур как обозначение определенного состояния экономической системы для анализа условий функционирования экономики и общего экономического равновесия представлен на рисунке 2.
Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур преследует решение следующих целей и задач:
— соблюдение баланса частного и общественного интересов при единстве целей как органов власти, так и предпринимательских структур;
— активность органов власти в обеспечении доступности инфраструктурных услуг, создание благоприятного делового климата в регионе;
— деловая активность предпринимательских структур, включая инновационную, производственную, коммерческую, инвестиционную активность.
При формировании механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур для каждого конкретного региона необходимо учитывать следующие условия:
— природно-демографические — размер территории, географическое положение, наличие природных запасов, климат;
— социально-психологические условия — национальный менталитет, совокупность сложившихся общественных установок, традиций, уровень и степень религиозности, мода.
В механизме взаимодействия органы власти рассматриваются как совокупность законодательных, исполнительных и судебных институтов государственной власти. Данный механизм предполагает заинтересованность государства в повышении эффективности управления, привлекает предпринимательские структуры к решению проблем обслуживания потребностей общества на основе партнерства.
При формировании механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур важным является выделение функций предпринимательства, которые необходимо учитывать органам власти в процессе согласования экономических интересов.
В ряде исследований механизм взаимодействия рассматривается на основе институциональной модели, в которой по­средником между государством и бизнесом выступают объекты инфраструктуры. Главным преимуществом институциональной модели считается упорядоченность и системность взаимоотношений власти и бизнеса, а основным недостатком — жесткость и бюрократизация, она не может включать весь объем взаимоотношений. Гибкость институциональной модели обеспечивается за счет нового звена в механизме взаимодействия организаций инфраструктуры, независимых посредников, которые представляют аналитические и консультационные службы, организации кредитно-финансовой поддержки.
В современных условиях информация является одним из важнейших ресурсов предпринимательства, особенно в инве­стиционной и инновационной сферах деятельности. Ограничение органами власти доступа к информации в виде интеллектуальной собственности, авторского права, коммерческой тайны становится средством конкурентной борьбы предпринимательских структур. Формирование систем информационной поддержки предпринимательских структур, установление правовых режимов использования информации является прерогативой федеральных и муниципальных органов власти. При этом инвестиции в человеческий капитал осуществляются в течение длительного срока времени и требуют значительных финансовых вложений. Малому бизнесу не по силам возме­стить все расходы на подготовку квалифицированных кадров, поэтому государство берет на себя основную часть расходов в виде бюджетного финансирования образования, науки, культуры и искусства. [3]
Экономическое стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется органами власти через государственные заказы. Активность предпринимательских структур определяется стадией делового цикла предприятия и характеризуется инновационной, инвестиционной активностью и уровнем развития производства. Задачей органов власти является стимулирование роста деловой активности предпринимательских структур.
Модель взаимодействия властных и предпринимательских структур представляет собой совокупность организационной структуры органов власти и конкретных форм и методов деятельности предпринимательских формирований по согласованию интересов, которая, в конечном счете, позволяет обеспечить эффективное развитие территории присутствия бизнеса.
Важной составляющей этой модели выступает инфраструктурное обеспечение, которое представляет собой систему управления предпринимательства и его жизнеобеспечения. Формирование модели взаимодействия органов власти и предпринимательских структур происходит по различным направлениям.
Правовое регулирование развития предпринимательства органами власти предполагает формирование структурной политики, государственного бюджета, налогообложения, сбалансированности экономики.
Налоговое регулирование является одним из наиболее важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Развитие налоговой системы необходимо осуществлять посредством максимально возможного сочетания двух целей: снижения налоговой нагрузки на предпринимателей и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы.
Важным направлением совершенствования инфраструктурного обеспечения является защита интересов хозяйствующих субъектов при принятии решений государственными органами, консультационными службами, оздоровление деятельности предпринимательских структур и прогнозирование вероятных последствий от внедрения предложений. Информационно-консультационная деятельность направлена на оказание помощи руководителю в различных вопросах, связанных с функционированием предпринимательской структуры.


Литература
1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 231 с.
2. Курбатова М. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. — 2005. — № 10. — С. 119–125.
3. Маркетинг-взаимодействия: методология, стратегии на национальных и международных рынках, интегрированные коммуникации, корпоративный брэндинг, эффективность. Ученые записки. / Под ред. Г.Л. Багиева и Н. Саид-Мохамеда. — СПб., 2002. — 225 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия