| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Яковлев Ю. В. генеральный директор ОАО «НК Нефтеспецтранстехнология» (Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье показаны тенденции развития стандартизации в сфере управления проектами на примере серии стандартов, разработанных Институтом управления проектами PMI | Ключевые слова: стандарт, управление проектами | Стандартизация различных элементов корпоративной управленческой деятельности является относительно новым явлением, впервые явно проявившимся с внедрением в широкомасштабное использование в 80-х — 90-х годах прошлого века стандартов управления качеством серии ISO 9000. В начале нынешнего века количество стандартов, относящихся к сфере корпоративного управления, продолжает расти, а сама стандартизация все чаще носит международный, глобальный характер и затрагивает все новые области корпоративной управленческой деятельности, включая сферу управления проектами.
Термин «стандарт, регулирующий сферу корпоративного управления» (или «управленческий стандарт») не относится к числу официально используемых в системе стандартизации Российской Федерации. Тем не менее, этот термин применяется исследователями и практиками корпоративного управления [1, 5, 9], а также разработчиками и пользователями международных стандартов [3, 6, 7], призванных регулировать определенные сферы управленческой деятельности организаций, например: управление качеством, управление проектами, экологический менеджмент, обеспечение охраны труда и т.д. Большое внимание в настоящее время уделяется стандартизации сферы управления проектами. Разработка стандартов, регулирующих эту сферу корпоративного управления, ведется на трех уровнях:
• уровень профессиональных сообществ (например, стандарты управления проектами Института управления проектами, США);
• национальный уровень (например, британские стандарты BS, германские стандарты DIN, российские стандарты ГОСТ Р и т.д.);
• международный уровень (например, стандарты Международной организации по стандартизации ISO и Международной ассоциации управления проектами IPMA).
Указанные уровни разработки стандартов тесно связаны между собой. Так, стандарты, разработанные на национальном уровне, часто используются в качестве основы для соответствующих международных стандартов. Например, при разработке наиболее известного международного управленческого стандарта — стандарта управления качеством ISO 9001 — использовались положения соответствующего британского стандарта BS 6079. Международные стандарты, в свою очередь, могут в полном объеме или с незначительной адаптацией использоваться в качестве национальных. Примером являются международные стандарты менеджмента качества серии ISO 9000, которые, начиная с редакции 1994 года и включая последнюю редакцию, приняты в качестве национальных (государственных) российских стандартов в системе стандартизации ГОСТ Р. Указанная практика закреплена Федеральным законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в статье 12 которого указано, что применение международных стандартов в качестве основы для разработки государственных стандартов является одним из принципов стандартизации в Российской Федерации [2].
Стандарты, разработанные на уровне профессиональных сообществ, также могут использоваться на международном уровне. Наиболее характерным примером таких стандартов является стандарт управления проектами «Руководство к своду знаний по управлению проектами» (PMBOK Guide), разработанный Институтом управления проектами США и вышедшей в свет уже в четвертом издании, а также другие стандарты, разработанные этой организацией и рассматриваемые в настоящей статье. Хотя управленческие стандарты, разработанные Институтом управления проектами PMI, не носят статуса государственных или международных, де-факто они широко применяются национальными и международными профессиональными сообществами, а также компаниями из различных стран мира, в том числе и из России.
Управленческие стандарты относятся к категории рамочных стандартов, предлагающих концептуальную, методологическую и методическую основу для разработки соответствующих внутренних корпоративных стандартов или систем менеджмента организаций в определенных областях корпоративного управления. Стандарт, регулирующий управление проектами, обеспечивает единую базовую терминологию для применения в соответствующей области управления, единые общие требования и критерии оценки соответствия этим требованиям. При этом организациям, внедряющим положения такого стандарта в свою управленческую практику, дается значительная свобода в определении объема его применения, выборе и описании управленческих и технологических процессов, подвергающихся стандартизации, а также в документальном оформлении.
Внедренные в соответствии с требованиями стандартов корпоративные системы управления могут быть объектами добровольной сертификации независимыми сертификационными агентствами. Такая добровольная сертификация широко распространена, например, по отношению к серии стандартов управления качеством ISO 9000:2000 и стандарту экологического менеджмента ISO 14001. В том же направлении развиваются и стандарты управления проектами, разрабатываемые Институтом управления проектами PMI. В настоящее время предметом международной сертификации является уровень компетентности менеджера проекта, однако, как подчеркивают разработчики стандартов, в недалеком будущем ожидается развитие системы добровольной сертификации соответствия и другим стандартам PMI.
Среди существующих стандартов, регулирующих корпоративное управление, выделяются два стандарта, которые носят основополагающий характер и являются базовыми по отношению к другим управленческим стандартам:
1. ISO 9000:2000 — серия взаимодополняющих стандартов в области управления качеством (разработана Международной организацией по стандартизации ISO).
2. «Руководство к своду знаний по управлению проектами» — стандарт управления проектом PMBOK (разработан Институтом управления проектами PMI).
Основополагающий характер указанных стандартов заключается в том, что в них сформулированы принципы и методологические подходы к управлению, которые применимы к различным сферам управления, повергающимся стандартизации. К таким базовым принципам относятся, например, ориентация на потребителя (системы управления качеством и проектами), лидерство (все управленческие стандарты), системный подход (все управленческие стандарты), процессный подход (системы управления качеством и проектами), постоянное совершенствование (все управленческие стандарты последних изданий) [6, 8]. Базовый характер данных стандартов заключается в том, что стандарты, разрабатываемые для других («смежных») сфер управления, как минимум, учитывают принципы и подходы, содержащиеся в соответствующем базовом стандарте и не должны противоречить ему, а, как максимум, содержат прямые ссылки на базовый стандарт. Так стандарт ISO 9001:2000 (управление качеством) носит базовый характер по отношению к стандарту ISO 14001 (экологический менеджмент) и, в определенной степени, к стандарту OHSAS 18001 (управление охраной труда). Последние два стандарта разрабатывались с учетом принципов и подходов, сформулированных в серии стандартов ISO 9000:2000.
Стандарт управления проектом PMBOK Guide является базовым для целой серии стандартов, разработанных Институтом управления проектами PMI или находящихся в стадии разработки, которые охватывают все аспекты, связанные с проектами и проектно-ориентированной деятельностью организаций.
Сфера управления проектами подвержена как прямому, так и косвенному регулированию через управленческие стандарты. Прямое регулирование сферы управления проектами организации осуществляется стандартами управления проектами. Стандарты управления качеством, охраной труда и экологического менеджмента впрямую не относятся к проектам, так как объектами стандартизации в трех указанных стандартах является соответствующие аспекты функционирования самих организаций (компаний), а не управление отдельными выполняемыми ими проектами. Можно сказать, что эти стандарты оказывают косвенное регулирующее воздействие на проекты через управленческие процессы самой организации.
Ниже рассмотрены наиболее широко распространенные управленческие стандарты, прямо регулирующие сферу управления проектами.
Национальные стандарты. Национальные стандарты управления проектами существуют и активно применяются во многих развитых странах мира (Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии и т.д.). В качестве примера (как одну из самых известных национальных систем) можно привести серию национальных стандартов Великобритании BS 6079:2000 «Управление проектами», включающую три стандарта:
1. BS 6079-1:2000 «Руководство по управлению проектами» (Guide to Project Management);
2. BS 6079-2:2000 «Управление проектами — термины» (Project management — vocabulary);
3. BS 6079-3:2000 «Управление проектами. Руководство по управлению бизнес риском проекта» (Project Мanagement. Guide to the Management of Business Related Project Risk).
Британские стандарты управления проектами являются одними из старейших — первый стандарт этого типа разработан и введен в использование в Великобритании в 1981 году. Область применения современной британской серии стандартов управления проектами ограничивается ее территорией, однако в адаптированном виде эти стандарты применяются в ряде стран британского содружества, например в Индии.
Международные стандарты. Цельной системы международных стандартов управления проектами пока не существует. В то же время большинство специалистов сходится на том, что стандарты, разработанные Институтом управления проектами PMI, в наибольшей степени приближаются сейчас к тому, чтобы называться международными. Система стандартов Института управления проектами PMI развивается в направлении обеспечения охвата всех аспектов деятельности организации, связанной с реализацией проектов: от уровня компетенции менеджера проекта и управления единичным проектом до регулирования проектно-ориентированной деятельности, включающей управление программами и портфелями проектов, а также уровня развития самой организации. Как уже упоминалось, базовым стандартом для других стандартов PMI является стандарт управления проектами «Руководство к своду знаний по управлению проектами». Перечень действующих и находящихся в разработке основных стандартов управления проектами PMI приведен в таблице 1. | | Таблица 1
Основные стандарты управления проектами, разработанные Институтом управления проектами PMI | | Уровни 1 и 2 соответствуют единичному проекту. Стандарты этих уровней описывают требования к менеджеру проекта, в том числе к его способностям и умению управлять людьми, и к системе управления единичным проектом, в том числе к его структуре и управленческим процессам [4]. Стандарт квалификации менеджеров проектов является единственным стандартом из числа указанных в таблице, по которому на международном уровне осуществляется добровольная сертификация (следует отметить, что аналогичный стандарт квалификации менеджеров проектов выпущен также Международной ассоциацией по управлению проектами (International Project Management Association — IPMA), и по нему также проводится международная добровольная сертификация специалистов) [3].
Уровни 3 и 4 относятся к проектно-ориентированной деятельности организации, реализующейся двумя способами: в виде программы или как портфель проектов. Стандарты управления программами и портфелями находятся в стадии разработки, которая ведется с 2003 г. Разрабатываемые стандарты должны основываться на базовом стандарте PMBOK Guide 3 и ссылаться на него. Предполагается, что указанные стандарты будут носить международный характер и широко применяться во всем мире.
Уровень 5 — это уровень самой организации, реализующей проектно-ориентированную деятельность. В соответствии со стандартом «Модель уровней развития («зрелости») системы управления проектами в организации» все организации, ведущие проектную деятельность, делятся на 5 уровней развития («зрелости»). По мнению разработчиков, стандарт «Модель уровней развития («зрелости») системы управления проектами в организации» может явиться хорошей основой для развития в будущем системы добровольной сертификации компаний, основная деятельность которых реализуется в форме выполнения проектов [10].
Наряду с основными стандартами управления проектами, описанными выше, используются вспомогательные и прикладные стандарты. В первых содержатся правила и (или) рекомендации по отдельным частным аспектам управления проектами, вторые представляют собой описание практических примеров (примеров «хорошей практики» — good practices) эффективного использования методов и внедрения отдельных подсистем управления проектами [11]. На основе основных стандартов управления проектами также разрабатываются отраслевые стандарты. Классификация стандартов управления проектами, дополняющих основной стандарт PMBOK Guide 3, с указанием наименований действующих и разрабатываемых вспомогательных, прикладных и отраслевых стандартов приведена на рис. 1 | | | Рис 1. Классификация стандартов Института управления проектами PMI | Из анализа международного и российского опыта внедрения и развития систем стандартизации корпоративного управления можно сделать следующие выводы:
1. Бурное развитие стандартов, регулирующих сферу корпоративного управления, которое имеет место, начиная с 90-х гг. прошлого века, продолжается и в первом десятилетии
нынешнего столетия. При этом налицо две тенденции развития систем стандартизации корпоративного управления, а именно:
• стандартизация все в большей степени носит международный, глобальный характер (это относится, прежде всего, к стандартизации систем качества и экологического менеджмента, но тенденция распространяется и на стандарты в сфере управления проектами);
• стандартизацией охватываются все новые области корпоративной управленческой деятельности, включая всю сферу проектного управления — от управления единичными проектами, портфелями и программами до создания проектно-ориентированных организационных структур.
2. Существующие и перспективные управленческие стандарты, в том числе стандарт OPM-3 «Модель уровней развития системы управления проектами в организации», находящийся в стадии внедрения, основываются на единых принципах и методологических подходах к управлению, которые впервые были сформулированы и применены в международных стандартах управления качеством серии ISO 9000 и развиты в стандарте управления проектом PMBOK, разработанном Институтом управления проектами PMI. К таким единым принципам можно отнести ориентацию на потребителя, лидерство и непрерывное совершенствование, а в качестве общих методологических подходов следует отметить системный и процессный подходы. Использование в различных системах стандартизации единых принципов и методологических подходов позволяет обеспечить гармонизацию развития систем корпоративного управления, придать взаимодополняющий и взаимоусиливающий характер принимаемым стандартам, и способствует созданию в организациях эффективных интегрированных систем управления, отвечающих требованиям нескольких или всех управленческих стандартов.
3. Следует ожидать расширения применимости практики добровольной сертификации организаций на соответствие управленческим стандартам, а значит и дальнейшего развития системы независимых сертификационных агентств. Сейчас такая практика в полной мере имеет место в отношении стандартов управления качеством серии ISO 9000. В настоящее время наличие международного сертификата качества является существенным преимуществом в конкурентной борьбе, а в недалеком будущем для компаний, скажем, строительной отрасли такой сертификат может оказаться обязательным пропуском на рынки работ и услуг. Что касается стандартов, регулирующих сферу управления проектами, то наиболее перспективным стандартом с точки зрения создания системы международной добровольной сертификации следует считать стандарт PMI «Модель уровней развития («зрелости») системы управления проектами в организации». |
| |
|
|