Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Арзуманян М. Ю.
аспирант кафедры информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Сотников А. Д.
профессор кафедры информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
доктор технических наук


Сервис-ориентировнная модель описания информационно-функциональных взаимодействий предприятия
В статье рассматривается возможность описания предприятия в виде совокупности сервисов и преимущества такого представления для оценки уровня информатизации предприятий и мониторинга протекающих в них процессов при переходе к информационной экономике
Ключевые слова: информационное взаимодействие, мониторинг, сервис, информатизация, сервис-ориентированная модель, информационная система, информационное общество, информационная экономика

Одной из актуальных задач на пути экономического роста и социального благоустройства является ускорение темпов информатизации для сокращения времени перехода от индуст­риального к информационному обществу (информационной экономике) и обеспечение устойчивости данного перехода. Оснащенность информационными ресурсами повышает эффективность, производительность и конкурентоспособность, как отдельных элементов экономики, так и системы в целом. Такое влияние объясняет важность мониторинга процессов информатизации, как элемента цикла управления.
Необходимость управления и контроля определяется значимостью данных процессов на уровне отдельных предприятий, а также в региональном и национальном масштабе, что подтверждается вниманием к данным процессам со стороны государства [1], выраженным в: «Окинавской Хартии» [2], «Стратегии развития информационного общества в России» [3], федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010)» [4] и пр.
Мониторинг и анализ процессов, как часть управленче­ского цикла, подразумевают наличие следующих последовательных этапов:
— сбор необходимых первичных данных
— обработка данных
— анализ полученных результатов
Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений, а мониторинг есть специально организованное наблюдение и сбор данных с целью управления и контроля.
Использование инструментов мониторинга и анализа, зачастую, позволяет уйти от абсолютных значений показателей и перейти к относительным величинам (приростам, оценкам величин изменений и темпов изменений). Значимость мониторинга, находит подтверждение так же и в теории замкнутого цикла управления процессами [5, 6, 7].
При проведении мониторинговых исследований сложного многоаспектного процесса важен обоснованный выбор и четкое определение наблюдаемых объектов внутри процесса. Необходимо определить сущности, наиболее значимые для данного этапа и выделить его ключевые элементы. Такие элементы должны поддаваться наблюдению и допускать выделение определенных параметров для возможности суждений о свойствах и характеристиках процесса.
Вопрос мониторинга процессов информатизации не является на сегодняшний день проработанным в полной мере. Существующие методики мониторинга не всегда дают адекватные оценки и имеют высокую сложность в использовании [8, 9]. Методология проведения мониторинговых исследований процессов информатизации и развития информационной экономики подробно разобрана в монографии В.В. Васильева [10], а так же в руководящем документе РФ «Мониторинг информатизации России» [11]. В них речь идет об организации системы мониторинга национального масштаба, куда вовлечены многие органы государственной власти, такие как: Минсвязи, Госкомстат, научно-исследовательские институты и центры. Обе методики подразумевают масштабный сбор государственными органами первичных данных о юридических и физических лицах, что делает их достаточно трудоемкими.
В данной работе рассматриваются новые подходы к решению проблемы. Предлагается обратить внимание на самые значимые показатели процесса информатизации. Такими показателями, в пройденных этапах, уже являлись: компьютеры и иная коммуникационная техника, программные средства и уровень «сетевой доступности» [12]. Каждый из этих показателей являлся ключевым, но постепенно становился малозначимым. Существенными являются те показатели, которые демонстрируют динамичные изменения. Так, на начальном этапе информатизации общества, постоянно растущее количество персональных компьютеров, было важным показателем, но по достижению насыщения перестало быть информативным для оценки процессов информатизации. Мониторинг и определение степени информатизации по показателям предыдущих этапов не может дать адекватных оценок. Таким образом, объектом мониторингового исследования целесообразно выбирать такой элемент и такие его характеристики и свойства, которые на данном этапе дают основания для оценки результативности процессов информатизации.
В современном постиндустриальном обществе таким элементом является «сервис». Для выявления и определения сервисов будем рассматривать не экономику в целом, а предприятие, как базовый элемент микроэкономики и как структуру где зарождаются, предоставляются и потребляются сервисы. Известны следующие традиционные виды описания предприятия: организационно-структурное, функциональное и через протекающие бизнес процессы [13, 14, 15]. Данные типы описания отражают три различных взгляда на одно целое, они взаимосвязаны, так как элементы организационной структуры взаимодействуют в рамках бизнес процессов с целью реализации определенных функций и общего назначения предприятия. Такое взаимодействие, потенциально отражающее все происходящее на предприятии, предлагается выразить и описать при помощи понятия «сервиса», что открывает новые возможности для анализа процессов информатизации через систему мониторинга сервисов.
Понятие «сервиса» хорошо известно в программировании, и в области проектирования информационных систем (ИС). Архитектура ИС, ориентированная на сервисы (Service-Oriented Architecture, SOA) является современной парадигмой построения ИС и уверенно закрепляет свои позиции на рынке. SOA родилась в новом веке, под воздействием эволюционного процесса развития подходов к программированию, а так же проектированию и построению ИС. Эволюция развития подходов к построению ИС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Эволюция подходов к проектированию и построению ИС

Рост интереса к концепции SOA, подтверждается оценками аналитических компаний [16] и усилиями крупных поставщиков программного обеспечения по продвижению этого подхода.
Материализация концепции SOA ведет к большим обновлениям не только в ИТ но и в бизнесе. Она направлена на превращение задач бизнеса в совокупность мало-связанных и редко меняющихся сервисов — стандартизированных бизнес-задач. SOA также проводит грань между бизнес логикой и прикладной логикой, вынося их на два разных архитектурных уровня, — «уровень бизнеса» и «обеспечивающий уровень». Согласно терминологии введенной компанией SAP, одним из разработчиков и поставщиков SOA решений, следует разделять сервисы предприятия и прикладные сервисы. Первые соответствуют бизнес событию, описанному в бизнес-терминах и независимому от приложений. Такое событие устойчиво на протяжении длительного периода времени. Прикладной сервис — это сервис, осуществляемый приложением, его вызов соответствует событиям внутри приложения. Он описывается с использованием точных терминов программирования.
Бизнес логика, таким образом, становится доступна через логическое построение возможных в данном процессе бизнес функций, которые генерируют бизнес события. Объединение сервисов с целью формирования нужного бизнес-процесса называется «оркестровкой» [17].
Компания IBM, в свою очередь, выделяет: «сервисы процессов», представляющие весь бизнес процесс, соответствующий конкретной цели организации, как один сервис; «транзакционные сервисы», реализующие бизнес функцию, которая меняет состояние процесса; «функциональные сервисы», реализующие бизнес функцию которая не меняет состояние процесса; «технические сервисы», обеспечивающие работу уровня приложений.
Возможность более детального рассмотрения сервисов и композиций сервисов важна для задач оптимизации деятельности предприятия.
Такое представление о сервисах представлено в концепциях производителей программного обеспечения IBM и SAP в рамках SOA подхода для построения ИС. Деление сервисов на смысловые категории представлено на рис.2.
Как и архитектура, понятие сервиса эволюционировало и не является принципиально революционным, оно тесно связано с понятием бизнес-функции, и предназначено для обеспечения согласованной работы больших систем состоящих из множества элементов. Сервис можно понимать как формализованную и четко определенную операцию или совокупность операций. При таком подходе, сервис может являться средством для реализации бизнес-логики в разрабатываемых системах.
Рис.2. Представление сервисов

Сервис не есть строго техническое понятие. Под сервисом следует понимать любое результативное взаимодействие, обладающее определенной полезностью. Сервис может быть простым, состоять из одного действия, а может быть сложным и содержать множество связанных функций и других сервисов в рамках общего процесса. Концептуальная идеология SOA подразумевает наличие следующих компонентов:
— поставщика сервисов
— потребителя сервисов
— брокера сервисов
Наличие в системе поставщика и потребителя сервисов является необходимым условием существования системы. В частном случае можно рассмотреть ситуацию, когда они, соединяясь напрямую, не нуждаются в брокерском посредничестве. Это та ситуация, когда не наблюдается широкого спектра возможных сервисов и участников взаимодействия. Напротив, если имеются множественные варианты сервисов и большое количество участников, (потребителей и поставщиков) то основная регулирующая роль возлагается на посредническую деятельность «брокера сервисов». Типичная иллюстрация представления механизмов работы SOA представлена на рис. 3.
Рис 3. Базовые компоненты SOA по «IBM SOA Reference Model»
Рис. 4. Классификация сервисов

В данной работе предлагается использовать SOA подход, на ином уровне абстракции, для описания предприятия со стороны его информационно-функционального взаимодействия, как внутреннего, так и внешнего. Для этих целей, под сервисом можно понимать как услуги сторонних организаций, так и взаимодействие между различными подразделениями внутри предприятия или любое результативное взаимодействие между сотрудниками.
Через понятие сервиса, таким образом, выражаются все функциональные и информационные взаимодействия предприятия. Сервисное описание обеспечивает организацию процедур мониторинга информатизации на ином уровне. Информационная экономика, по сути, состоит из совокупности информационных взаимодействий ее частей. Следует отметить, что именно «сервисы» наиболее близки к понятию «взаимодействие» и способны к наиболее точному его отражению.
Для мониторинговых исследований введем понятие «фокуса наблюдаемости», который фиксирует в процессе мониторинга характеристики объектов для последующего анализа. В фокусе наблюдаемости, в нашем случае, могут находиться следующие величины:
• Количество сервисов всех типов в общей совокупности (количественная оценка — для классификации по объему, масштабу и пр.)
• Количество сервисов одного типа обладающих качественным отличием от других элементов общей совокупности.
• Внутренние характеристики и параметры сервисов.
• Общие характеристики и параметры сервисов конкретной группы.
Рис. 5. Уровни взаимодействия и обмен сервисами на предприятии.
Рис 6. Предприятие с сервис-ориентированной точки зрения

По мере выявления сервисов, для решения задач мониторинга, возникает логическая необходимость их классификации для выделения различных групп сервисов. Классификационные признаки должны соотноситься с целями исследования, позволять определять тип предприятия и получать количественные оценки показателей его информатизации.
Наиболее очевидное разделение сервисов на группы — это разделение по «типу связи»:
• замкнутые сервисы (сервис, поставщиком и получателем которого является один процесс)
• открытые сервисы (сервис, поставщиком и потребителем которого являются различные процессы)
Открытые сервисы следует разделить на:
— внешние сервисы (взаимодействие частей и структур предприятия с частями или структурами другого предприятия)
— внутренние сервисы (взаимодействие частей, структур предприятия с другими частями, структурами того же предприятия)
Разделение по «характеру взаимодействия» сервисов ведет к образованию следующих групп:
• физические (материальные) сервисы (характеризующие материальное взаимодействие)
• нематериальные сервисы (характеризующие нематериальное взаимодействие)
• комбинированные сервисы
Нематериальные сервисы, в свою очередь распределяются на:
— информационные сервисы (характеризующие информационное взаимодействие)
— когнитивные сервисы (характеризующие когнитивное взаимодействие)
Приведенная классификация иллюстрирована на рис.4.
На рис. 5 отображены взаимодействия предприятий в соответствии с тремя уровнями доменной модели, состоящей их физического, информационного и когнитивного домена.
На каждом уровне проходит предоставление и потребление сервисов. Обмен сервисами происходит как внутри предприятия, так и с внешними партнерами.
Представление предприятия как совокупности сервисов с учетом введенной классификации отображено на рис. 6.
Взаимодействие относящееся к физическому домену, а именно — категория материальных сервисов — формировалась на протяжении долгого времени, в период становления индустриального общества, достигла определенного уровня, и сейчас не претерпевает существенных изменений. Толчками к развитию физических сервисов служили такие события как, например, изобретение новых видов транспорта. Категория когнитивных сервисов, представляющих особую важность в настоящее время еще не разработана. Отсутствуют необходимые предпосылки, к которым можно отнести, например, понимание механизмов сознания и возможность моделирования процессов принятия решений происходящих в сознании человека. В настоящее время интенсивное развитие претерпевают именно информационные сервисы, что характерно для перехода из индустриального общества в информационное.
В группе информационных сервисов, выделим характерные свойства и параметры:
• Время исполнения.
• Стоимость исполнения сервиса.
• Ценность для бизнеса (прирост результативности).
Таким образом, для оценки степени информатизации предприятия следует вести мониторинг таких показателей, которые отражают существенные изменения происходящих процессов и отслеживать такие сущности, которые являются наиболее эффективными для оценки текущего состояния. Такими сущностями на сегодняшний день являются сервисы. Классификация структурирует сервисы и создает фундамент дальнейшего выявления параметров и определения характеристик для создания спецификаций и методик продуктивного конструирования сервис-ориентированных информационных систем предприятия.


Литература
1. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «ТРЕЙН», 2007.
2. Окинавская хартия глобального информационного общества // http://www.kremlin.ru/text/docs/2000/07/123786.shtml 2000 г.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. http://minkomsvjaz.ru/ministry/documents/959/3257.shtml
4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010)» http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/134/
5. Инновации в технологиях и бизнесе. — 2007. — № 3. — С.20.
6. Вали У., Лейбович Л., Превост Э., Шер Р., Венансио А., Вайдерком С., Мак-Киннон Н. Управление бизнес процессами от моделирования до мониторинга с использование продуктов WebSphere V6, IBM, 2007
7. David S. Alberts, John J. Garstka, Richard E. Hayes, David A. Signori. Understanding Information Age Warfare, CCRP, 2001.
8. Заболотский В.П., Юсупов Р.М. Научное сопровождение информатизации страны и регионов // Теоретические основы и прикладные задачи интеллектуальных информационных технологий. — СПб.: СПИИРАН, 1998. — С.93–110.
9. Заболотский В.П., Юсупов Р.М. Основные проблемы устойчивости перехода к информационному обществу // Труды СПИИРАН / Под ред. Р.М. Юсупова. Вып.1. Т.1 — СПб.: СПИИРАН, 2002.
10. Васильев В.В. Методология и инструментарий мониторинга информатизации и развития информациональной экономики. — М.: ИРИАС, 2007.
11. Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга: Руководящий документ / Мин-во РФ по связи и информатизации, 4 марта 2002 г. № РД 115.005-2002
12. Арзуманян М.Ю. Мониторинг «информатизации» предприятий в процессе перехода к информационной экономике // Вестн. ИНЖЭКОНА. — 2008. — № 6. — С.262.
13. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Эксмо, 2007. — 411 с.
14. Смирнов А.В., Рахманова И.О. Информационная поддержка бизнес-процессов, СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — С. 152.
15. Ипатова Э.Р., Ипатов Ю.В. Проектирование информационных систем. — Магнитогорск: МаГу, 2003.
16. Аналитическая компания ZapThink. http://www.zapthink.com/
17. Информационный портал IBM // IBM developerWorks Россия. «SOA для новичков». http://www-128.ibm.com/developerworks/ru/webservices/newto/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия