Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Геращенко И. П.
доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета международного бизнеса Омского государственного университета,
кандидат физико-математических наук


Система обеспечения эффективной реализации корпоративной стратегии
Предложена система обеспечения эффективной реализации корпоративной стратегии на основе модели стратегического управления по инновационной стоимости. Система показателей построена с помощью методов статистического многомерного анализа. В качестве интегрального показателя системы выбрана ценность инновационного потенциала, рассчитанная на основе модели реальных опционов. Определены факторы-создатели и факторы-разрушители инновационного потенциала. Предложена дискриминантная функция экспресс-анализа эффективности реализации корпоративной стратегии. Проанализирован процесс обеспечения эффективной реализации корпоративной стратегии компании на основе предложенной системы показателей
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, корпоративная стратегия, инновационный потенциал, факторы-создатели и факторы-разрушители, дискриминантная функция, оценка эффективности реализации стратегии

Для обеспечения эффективной реализации корпоративной стратегии в модели стратегического управления на основе стоимости VBM (Value Based Management) широкое распространение получила сбалансированная система показателей BSC (Balanced Score Card), разработанная американскими учеными Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 г. Данная система используется, почти в половине компаний, входящих в список Fortune1000 в Северной Америке, в Европе их число от 40 до 45% [3, 5]. Главным достоинством сбалансированной системы показателей BSC является трансляция корпоративной стратегии в систему взаимосвязанных факторных переменных. Система сбалансированных показателей помогает компании добиваться выполнения стратегических задач посредством последовательного целенаправленного воздействия на систему факторных переменных, подобранных таким образом, чтобы учесть все стратегически существенные аспекты ее деятельности: финансовые, производственные, маркетинговые, обучение и развитие персонала [3]. В качестве интегрального показателя, отражающего насколько поставленные стратегические цели были достигнуты, в BSC используется показатель экономической добавленной стоимости EVA (Economic Value Added).
Современные тенденции развития мировой экономики, усиление роли интеллектуального капитала и неосязаемых активов в создании добавленной стоимости требуют поиска новых подходов и разработки новых критериев и факторов стоимости, способных повысить конкурентоспособность компании. Сегодня традиционные факторы — материальные активы — создают лишь видимую, относительно небольшую часть добавленной стоимости компании. Суть современной модели создания стоимости можно определить следующим образом: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, профессиональная компетенция кадров превратились в один из основных факторов создания новой стоимости. Повышение значимости в рыночном успехе компаний инноваций, знаний и компетенций персонала делает актуальной, на наш взгляд, корректировку модели VBM с точки зрения инновационной стоимости.
Существенное отличие новой модели управления на основе инновационной стоимости IVBM (Innovation Value Based Management) заключается в том, что создание инноваций есть главная движущая сила, основа бизнеса, а не функция общей деятельности. Основу создания инновационной стоимости определяет инновационный потенциал компании — способность менеджмента компании использовать свои интеллектуальные и другие неосязаемые ресурсы для эффективной реализации корпоративной стратегии в условиях постоянно меняющейся внешней среды, способность создавать синергетические эффекты при оптимальном взаимодействии элементов неосязаемых активов.
Предлагаемая модель управления на основе инновационной стоимости IVBM основана на корреляции инновационной стоимости с величиной инновационного потенциала VIP. В нашей работе [2] для формализации ценности инновационного потенциала использована модель реальных опционов, основанная на оценке избыточной прибыли компании, получаемой в результате эффективного использования ею своих неосязаемых активов. Формализация модели инновационного потенциала имеет вид:
VIPt = NOPATt N(n) – NOPATОЖt e–rT N(q)
где VIPt — ценность инновационного потенциала IP (Innovation Potential) компании в t-м периоде; NOPATt, NOPATОЖt — фактическая и ожидаемая чистая прибыль компании t-м периоде; r = ln(1+rf ), rf — безрисковая ставка, N(n), N(q) — стандартизированная функция нормального распределения чисел n, q как аргументов данной функции; Т — продолжительность периода.
Базовые принципы предложенной модели управления можно определить следующим образом:
• цель деятельности компании — максимизация добавленной инновационной стоимости через максимизацию ценности инновационного потенциала: VIP → max;
• инновационная стоимость компании создается тогда, когда увеличивается ценность инновационного потенциала: DVIPt > 0, в противном случае происходит разрушение инновационной стоимости: DVIPt < 0;
• рост в динамике ценности инновационного потенциала свидетельствует об эффективности реализации корпоративной стратегии и качестве принятых стратегических и оперативных управленческих решений
Корректировка стоимостной концепции стратегического управления с точки зрения инновационной стоимости — модель IVBM требует создания сбалансированной системы показателей, центральное место в которой принадлежало бы ценности инновационного потенциала. Используя все достоинства BSC, нами сделана попытка создания сбалансированной системы показателей, направленной на максимизацию критерия оптимальности корпоративной стратегии компании — ценности инновационного потенциала.
Для построения сбалансированной системы были отобраны 62 российские компании крупного бизнеса, более 60% которых входят в 100 стратегичных компаний России рейтинга стратегичности Института экономических стратегий отделения общественных наук РАН [4]. Выбор компаний крупного бизнеса связан не только с наличием у большинства из них проработанных стратегических концепций, но и с тем, что на сегодняшний день в России уровень инновационной активности крупных товаропроизводителей существенно превышает аналогичный показатель средних и малых производителей. Предпосылкой формирования указанной тенденции является более высокий уровень развития научной и технологической базы крупных производителей, позволяющий получить реальный эффект в форме экономии материальных, финансовых, трудовых ресурсов, улучшения организации труда, повышения экологической безопасности продукции и технологии ее производства. Выбор публичных компаний связан с существующим мнением [1], что с точки зрения форм собственности, которые представляют товаропроизводители — участники инновационных процессов, наиболее предпочтительное положение в настоящее время у государственных компаний и акционерных обществ открытого типа. Как показывают результаты обследования Центра экономической конъюнктуры, доля производителей, осуществляющих какие-либо инновации, именно среди этих компаний самая высокая.
Для построения системы сбалансированных показателей было выбрано 44 показателя. Среди этих показателей 14% показателей отражают инновационную деятельность компании: эффективность внедрения новых продуктов и разработок, расходы НИОКР на человека, соотношение нематериальных активов и основных средств и т.д., более 60 % показателей отражают финансовую деятельность: показатели рентабельности капитала, платежеспособности, структуры капитала, соотношения рыночной и балансовой стоимости и т.д.; остальные связаны с операционной и маркетинговой деятельностью — продолжительностью операционного цикла, ресурсоотдачей, коэффициентом оборачиваемости активов, темпами роста продаж, рентабельностью продаж и др.
Для построения сбалансированной системы показателей использованы корреляционный, регрессионный и факторный многомерные статистические методы. По данным корреляционного анализа было отобрано 23 факторных переменных, наиболее значимо влияющих на ценность инновационного потенциала. Степень влияния факторной переменной на ценность инновационного потенциала оценивалась по значению модуля коэффициента парной и частной корреляции. Регрессионный анализ выделил 13 из 23 факторных переменных, отобранных с помощью корреляционного анализа. Кроме этого, в модели были задействованы новые факторные переменные: соотношение заемного и собственного капиталов, ценность акции и эффект финансового левериджа. Для определения степени влияния факторных переменных на ценность инновационного потенциала были использованы стандартизированные β-коэффициенты, которые интерпретируются как «вклад» соответствующей независимой переменной в дисперсию (изменчивость) ценности инновационного капитала. Наибольший вклад в изменчивость инновационной стоимости оказывают продолжительность финансового цикла, структура капитала компании — соотношение заемного и собственного капиталов, соотношение инвестиций и чистой прибыли.
Для окончательного формирования сбалансированной системы показателей был выбран факторный анализ, который исключает влияние явления мультиколлинеарности на значимость регрессионных и корреляционных моделей. Анализ матрицы факторных нагрузок после варимаксного вращения показал, что значимое влияние на ценность инновационного потенциала оказывают 25 из 26 факторных переменных, отобранных на основании корреляционного и регрессионного анализа. Кроме этого была добавлена в систему еще одна факторная переменная — коэффициент устойчивости экономического роста. Анализ коэффициентов факторных нагрузок и вклада факторов в общую дисперсию показал, что наибольшее влияние на ценность инновационного потенциала оказывает эффективность использования ресурсов: персонала и основных средств, отношение прибыли, маржинального дохода, инвестиций к численности работающих в компании, рентабельность собственного капитала, соотношение заемного и собственного капитала, а также инновационные показатели: расходы НИОКР на одного работающего, доля дохода от внедрения новых продуктов и разработок в выручке.
Анализ факторных переменных, оказывающих наибольшее воздействие на ценность инновационного потенциала, выделенных на основе корреляционного, регрессионного и факторного анализа, позволяет разделить их на две группы: переменные, создающие инновационную стоимость, и переменные, разрушающие инновационную стоимость. Факторы-создатели имеют прямую связь с ценностью инновационного потенциала, рост этих показателей в динамике увеличивает инновационную стоимость компании. Факторы-разрушители имеют обратную связь с ценностью инновационного потенциала, рост этих факторов снижает инновационную стоимость компании. Используя значимость коэффициентов корреляции (стандартизированные коэффициенты регрессии и коэффициенты матрицы факторных нагрузок) разделим все выбранные факторные переменные на три группы. При ранжировании переменных в факторном анализе принимались во внимание общая дисперсия, объясненная данным фактором, и его вклад в дисперсию ценности инновационного потенциала. Первая группа характеризуется высоким влиянием на инновационную стоимость. Сюда отобраны факторные переменные с высокими коэффициентами парной корреляции, стандартизированными коэффициентами регрессии и коэффициентами матрицы факторных нагрузок. Вторая группа характеризуется средними значениями классифицирующих коэффициентов. Самые низкие значения классифицирующих параметров соответствовали третьей группе, которая имеет наименьшее среди трех групп влияние на инновационную стоимость. Результаты классификации приведены в таблице.
Анализ факторных переменных, представленных в таблице, показывает, что на инновационную стоимость оказывают значимое влияние 27 факторных переменных. К создателям инновационной стоимости относятся 20 факторных переменных, к разрушителям — 7 факторных переменных (табл.). В первую группу с наивысшим влиянием на инновационную стоимость относятся факторы-создатели: производительность труда, рентабельность продаж, рентабельность чистых активов, соотношение инвестиций и чистой прибыли и факторы-разрушители: коэффициент дивидендных выплат, операционный и финансовый циклы. Вторая группа со средним влиянием на инновационную стоимость представлена факторами-создателями инновационной стоимости: коэффициентом финансовой независимости, суммой прибыли, маржинального дохода и НИОКР на одного работающего, долей дохода от внедрения новых продуктов и разработок в выручке, коэффициентом структуры долгосрочных вложений, индексом Тобина, фондоотдачей.
Таблица

Факторные переменные создания и разрушения инновационной стоимости

К факторам-разрушителям инновационной стоимости группы среднего воздействия относятся — доля себестоимости в выручке, соотношение заемных и собственных средств, коэффициент текущей задолженности. В третью группу наименьшего воздействия относятся факторы-создатели инновационной стоимости — рентабельность собственного капитала, соотношение долгосрочной и краткосрочной задолженности, сумма инвестиций на одного работающего, коэффициент оборачиваемости собственного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста, коэффициент генерации доходов, ценность акции, эффект финансового левериджа. К факторам-разрушителям третьей группы относится доля оборотных средств в активах.
Таким образом, система обеспечения эффективной реализации корпоративной стратегии представлена 27 показателями, 20 из которых являются создателями инновационной стоимости, 7 — разрушителями. Соответственно, стратегическое управление на основе инновационной стоимости должно быть направлено на увеличение факторов-создателей и снижение факторов-разрушителей инновационной стоимости. Интегральным показателем сбалансированной системы является ценность инновационного потенциала.
Все 27 факторных переменных, составляющих сбалансированную систему показателей, связаны со стратегическим управлением непосредственным образом (табл.). Правильные финансовые системы формирования оплаты труда, стимулирования инновационной деятельности, управления запасами и дебиторской задолженностью позволяют усилить влияние факторов-создателей инновационной стоимости и снизить негативное влияние факторов-разрушителей.
Анализируя сбалансированную систему показателей, можно расставить основные приоритеты эффективной реализации корпоративной стратегии на основе инновационной стоимости. Для увеличения инновационной стоимости необходимо:
• увеличивать рентабельность собственного и авансированного капитала; долю внеоборотных активов, профинансированных из внешних долгосрочных источников; сумму долгосрочных заемных средств по сравнению с краткосрочными; сумму инвестиций на одного работающего; соотношение инвестиций и чистой прибыли;
• стимулировать инновационную деятельность, увеличивая инвестиции в инновационные товары и услуги; расходы на научные исследования и разработки; инвестиции во внеоборотные активы с повышенной фондоотдачей и пониженной трудоемкостью;
• уменьшать финансовый цикл, снижая оборачиваемость кредиторской задолженности и увеличивая оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности; долю краткосрочных средств в заемном капитале, активно используя возможности привлечения долгосрочных средств; рискованность инвестиций за счет оптимизации привлечения инвестиционных средств из внутренних и внешних источников; долю оборотных средств в активах, затраты на производство продукции;
• оптимизировать значение эффекта финансового левериджа, увеличивая его только в допустимых пределах; соотношение заемного и собственного капитала и доли собственных средств в активах, таким образом, чтобы, с одной стороны, не мешать осуществлению стратегических решений за счет ограничения на заемные ресурсы, а, с другой стороны, не снижать инновационную стоимость компании; структуру авансированного и заемного капитала, структуру активов, структуру распределения прибыли, систему оплаты труда;
• воздействовать на рыночную капитализацию компании с целью стимулирования ее опережающего роста по сравнению с балансовой стоимостью.
Для оперативного отслеживания результатов реализации корпоративной стратегии необходимо отслеживать динамику инновационного потенциала. Для оценки роста или снижения инновационного потенциала можно использовать дискриминантную функцию, которая позволит задать границу — гиперплоскость между двумя кластерами развития компании: 1 кластер — корпоративная стратегия реализуется эффективно, т.е. наблюдается рост инновационного потенциала, и 2 кластер — корпоративная стратегия не реализуется, т.е. на лицо снижение инновационного потенциала. Для проведения дискриминантного анализа была рассчитана сбалансированная система показателей за 2 года и выделено два кластера на нашей выборке компаний. Первый кластер объединил компании, в результате деятельности которых наблюдалось увеличение инновационной стоимости. Во второй кластер вошли компании, у которых произошло снижение инновационной стоимости в течение года.
Анализ проведенных расчетов показал, что для оценки эффективности реализации корпоративной стратегии следует использовать дискриминантную функцию:
W = 0,6481 + 4,77 Z1 + 11,30 Z2 + 0,34 Z3 – 0,007 Z4 –
– 0,016 Z5 + 6,12 Z6 + 0,01 Z7
В дискриминантную функцию попали 5 факторов-создателей инновационной стоимости: рентабельность собственного капитала (Z1), рентабельность чистых активов (Z2), маржинальный доход на человека (Z3), коэффициент устойчивости экономического роста (Z6) и соотношение инвестиций и чистой прибыли (Z7), и 2 фактора-разрушителя инновационной стоимости: операционный (Z4) и финансовый циклы (Z5).
Анализ дискриминантной функции показал, что она имеет значимые канонические корреляции и хи-квадрат-статистику, равную 21,70, что с вероятностью 95% свидетельствует о значимости дискриминантной функции.
Для выбора предикторов наиболее значимо влияющих на дискриминацию компаний относительно динамики инновационного потенциала была использована процедура пошагового дискриминантного анализа. Первой выбранной переменной был операционный цикл, за ним следовали финансовый цикл, т.е. факторы-разрушители. Далее отбирались факторы-создатели инновационной стоимости в следующей последовательности: соотношение инвестиций и чистой прибыли, коэффициент устойчивости экономического роста, рентабельность чистых активов, рентабельность собственного капитала и маржинальный доход на одного работающего. Порядок введения переменных указывает на их значимость в дискриминации групп.
Таким образом, наибольшим дискриминирующим эффектом обладают факторы-разрушители инновационной стоимости и эти показатели необходимо отслеживать в первую очередь. Полученная дискриминантная функция показывает высокую роль для положительной динамики инновационного потенциала увеличения соотношения инвестиций и чистой прибыли, коэффициента устойчивости экономического роста, рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и маржинального дохода на одного работающего. Чем выше значения этих коэффициентов, тем больше вероятность роста инновационной стоимости компании.
Оценка достоверности дискриминантного анализа показывает, что результаты классификации, полученные на основе анализируемой выборки компаний, дают 81% случаев правильной классификации. Ошибка дискриминационной функции при классификации составила ±0,867. Анализируя динамику инновационного потенциала с использованием значений W-функции можно сделать следующие выводы:
1. К компаниям, в которых корпоративная стратегия реализуется эффективно с высокой степенью вероятности можно отнести компании, для которых значение W-функции больше 0,867: W > 0,867.
2. Если значение W-функции в пределах 0 < W < 0,867, то эффективность реализации корпоративной стратегии маловероятна.
3. Значения W-функции в пределах –0,867 < W < 0 свидетельствуют о неэффективной реализации корпоративной стратегии в компании.
4. Корпоративная стратегия не реализуется в компании, если значение W-функции меньше –0,867: W < –0,867.
Таким образом, предложенная дискриминантная функция может быть использована для экспресс-анализа эффективно­сти реализации корпоративной стратегии. Значение W-функции можно использовать в сбалансированной системе показателей для оценки эффективности стратегических и оперативных управленческих решений.
Предложенная система сбалансированных показателей стратегического управления на основе инновационной стоимо­сти призвана установить тесную взаимосвязь между долгосрочными стратегическими приоритетами, с одной стороны, и оперативными планами и размещениями ресурсов, с другой стороны. Она направлена на преодоление барьеров на пути реализации стратегических решений. Стратегическое управление на основе максимизации инновационного потенциала заключается в трансформации стратегических показателей сбалансированной системы в текущую операционную деятельность. Интегрированный процесс стратегического и оперативного управления с использованием системы сбалансированных показателей должен включать следующие компоненты:
• четкое формулирование стратегии и перевод ее в пло­скость конкретных стратегических решений;
• установление соответствия между стратегическими решениями и показателями сбалансированной системы, информирование об этом подразделений компании;
• согласование стратегических значений сбалансированной системы показателей с годовым распределением ресурсов и бюджетом;
• принятие управленческих решений по достижению стратегических значений показателей сбалансированной системы, которые отслеживают «траекторию движения» компании и ее организационных единиц в направлении к достижению стратегического видения;
• расширение стратегической обратной связи путем периодического и систематического обзора достигнутых показателей сбалансированной системы для получения информации и своевременной корректировки управленческих решений в случае необходимости.
Таким образом, внедрение предложенной сбалансированной системы показателей, основанной на модели управления по инновационной стоимости, позволит перенести стратегическую концепцию приращения инновационной стоимости в плоскость текущих оперативных решений, что позволит обеспечить эффективную реализацию корпоративной стратегии компании.


Литература
1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К0», 2008.
2. Геращенко И.П. Оценка инновационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 11. — С. 63–70.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2004.
4. Методика рейтинга стратегичности представлена на сайте — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.inesnet.ru/activity/ratings/methodology/ — Загл. с экрана.
5. Мэй М. Трансформирование функции финансов. — М.: Инфра-М, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия