| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Тикин В. С. доцент кафедры экономической теории Марийского государственного университета,
докторант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье предлагается уточнить предмет изучения теории переходной экономики, которая включена в некоторые экономические специальности в качестве самостоятельного предмета, либо содержится в качестве раздела в курсах экономики или экономической теории. В настоящее время определение предмета теории переходной экономики вызывает определенные дискуссии или затруднения | Ключевые слова: теория, предмет изучения, переходная экономика, модель | В последние годы интерес к проблемам теории переходной экономики значительно угас. Вызвана данная ситуация, как представляется, снижением актуальности проблем переходной экономики. Ошибки реформаторов давно канули в «лету», имена некоторых уже успешно забыты. Для большинства специалистов рыночная экономика уже построена, а, если построена не полностью, то обсуждать проблемы «перехода» просто бессмысленно — рыночные отношения в экономике страны «господствуют» полностью и абсолютно.
Но дисциплина «теория переходной экономики» все еще остается для студентов некоторых специальностей «краеугольным камнем» для дальнейшего изучения экономической науки. И проблема изложения предмета теории переходной экономики достаточно актуальна. В существующих учебниках [*] определению предмета переходной экономики уделяется недостаточное внимание.
Мировая литература по экономике переходного периода насчитывает тысячи наименований. В ряде российских университетов изучается предмет либо «теория переходной экономики», либо «экономика переходного периода». В курсе экономической теории имеется обязательный раздел о состоянии переходной экономики. Термин «транзитология», заимствованный из политологии и характеризующий, в основном, политические преобразования, иногда используется для раскрытия процессов, касающихся и экономических проблем.
Как известно, конец ХХ века, особенно два его последних десятилетия, ознаменовался резким усилением внимания к проблемам реформирования экономических систем разных стран, часто называемой экономической трансформацией, где проблема перехода к рыночной модели экономики остается актуальной.
Рубеж веков и тысячелетий вызвал, в том числе и среди ученых, естественный интерес к подведению итогов и попыткам прогноза дальнейшего развития мира и отдельных стран. Поэтому вопрос о направленности и результатах экономических реформ в России неизбежно приобретает проблему соизмерения либо цивилизаций, либо других классификаций через постиндустриальное или информационное измерение.
Беспрецедентный в истории социально-экономический кризис большинства социалистических стран в 80-е и 90-е годы ХХ века поставил перед экономической наукой сложные проблемы не только по анализу и обобщению причин кризиса, но и, что еще более важно, по преодолению этого кризиса. Фактически кризис решено было разрешить переходом от прежней системы хозяйствования к другой — рыночной системе. Однако экономическая теория, как у нас, так и на Западе оказалась не готова к такому повороту событии и не могла ответить на множество вопросов, возникших в ходе экономических реформ.
Неудивительно поэтому, что до сих пор не сложилась и теория «переходной экономики», как называют теперь экономику бывших социалистических стран. Анализ опыта проведения реформ в России показывает, что у политических сил, находящихся у власти, не имелось обоснованной стратегии преобразований, конечных целей реформ. Национальные и государственные интересы России и приоритеты ее экономического развития в проводимой политике не просматривались.
В условиях, когда резко обострились противоречия общественной практики, когда развитие общества принимает подчас непредсказуемый характер, обращение к теории правомерно. Теория призвана удовлетворить потребность общества, которое хочет понять свое нынешнее состояние и заглянуть в будущее.
Резкий разрыв между ожиданиями и надеждами, связанными с рыночными реформами и их объективными результатами, несовпадение и часто полная противоположность замыслов и реальной экономической и политической практики ставят перед любым непредвзятым исследователем множество вопросов.
Так как речь идет о теории, то научное отображение переходной экономики должно подчиняться общим требованиям теоретических построений. Однако, из-за многочисленности проблем переходной экономики, из-за невозможности понять многие из них, если ограничиваться лишь проблемами чисто экономическими, неизбежно приходится обращаться к проблеме состояния самой переходной экономики, к исторической смене событий, происходящих в той или иной стране. Было бы серьезной ошибкой свести изучаемую теорию к эмпирическому описанию происходящих процессов, а также заключить ее в узкие временные рамки, ограниченные переходным периодом России.
Основная задача предмета, который изучают российские студенты, не только понять логику событий в переходной экономике, их взаимосвязь с другими отношениями, также находящимися в процессе изменения (под прессом изменений) и разобраться в экономической жизни России с 1985 года — года начала рыночных преобразований. В то же время одна из
ключевых задач — попытаться понять, почему так минимальны позитивные результаты проводившихся институциональных реформ.
Если обратиться к названию предмета — теория переходной экономики, то к категориальному аппарату, используемому для названия предмета, можно применить уже известные понятия.
Теория призвана объяснить причины текущего развития воспроизводственных процессов и подготовить действенные рекомендации по приданию воспроизводственной динамике позитивной (положительной) направленности, способной обеспечить, в конечном итоге, повышение жизненного уровня и социального развития. Однако, знание дает силу, если имеется опыт, помогающий его расшифровать.
Общая (единая) теория в полном, законченном, завершенном виде должна представлять собой философскую (логическую) систему, в которой прослеживается эволюция экономики в форме последовательного вывода взаимно обусловливаемых категорий (определений). Различные части (этапы) этой теории логически должны однозначно соответствовать различным этапам эволюции экономики.
Общая теория не включает в себя остальные экономические науки в качестве «частных решений», а лишь определяет их логическую взаимосвязь. Лишь необходимо указывается, что в рамках каждой из этих научных систем должен присутствовать механизм развития, приводящий к внутренним противоречиям данной системы, которые разрешаются лишь при переходе к следующему этапу, к следующей системе представлений и категорий.
Безусловно, отсутствие теоретической базы экономических преобразований определило у нас на десятилетия ошибочную ориентацию хозяйственных решений и как следствие — деградацию производительных сил общества. Причина в том, что среди экономистов, придерживавшихся идей «социалистической собственности» и «плановой экономики» это было невозможно по политическим причинам. Для экономистов западной школы, как специалистов по плановой экономике, тема оставалась неактуальной. Никому из них практически не верилось в крах советской системы в начале перестройки М.С. Горбачева. Основные дискуссии среди них велись лишь по поводу устойчивости положения «Горби» и возможной его участи по примеру Н.С. Хрущева.
Сегодня мы переживаем не только кризис в экономике, но и в экономической теории, причем не только в России, но и в мире в целом. Появилось огромное число изданий, которые имеют с точки зрения авторов большое прикладное значение, выдержаны на высоком математическом уровне, придающем якобы весьма существенную научную форму выдвигаемым положениям. К сожалению, проблемы математического обеспечения экономической теории выходят за рамки излагаемого материала и составляют отдельную проблему. Но следует заметить, что специалисты по математическим моделям экономики, как и многие другие, ни в какой другой науке, кроме своей, не нуждаются. И тем более, не готовы платить деньги за критику своей деятельности.
Прикладные разработки, которые основаны на современных теориях, страдают одним существенным пороком: они заявляют о глубокой теоретической основе, но на самом деле служат лишь прикрытием всех тех неудач, которые случились в так называемых «социалистических» странах, и, прежде всего, в России. Ведь существует большой арсенал выводов науки, которые успешно применяются на практике, в том числе в странах с рыночной экономикой, и которые наши официальные деятели игнорируют либо сознательно, либо по незнанию, либо по другим, например, политическим мотивам. Следовательно, несовершенство экономической теории является основным препятствием достижения главной цели экономической политики, первопричиной всех проблем в экономическом развитии.
Чтобы корректно описывать закономерности эволюционных переходов, теория переходной экономики должна быть саморазвивающейся системой, создающей и формирующей категории, понятия и законы непосредственно в процессе своего развития. Сама теория, ее сущность, ее структура должны быть адекватны изучаемому, описываемому объекту — экономике, находящейся в процессе эволюции.
Для успешного проведения преобразований необходимо доскональное знание и очень уважительное отношение к закономерностям формообразования и их влияния в сфере современного переходного процесса. Но породила ли теория переходной экономики новый категориальный аппарат — научную систему категорий? Конечно, нет, если не считать иного названия для собственной науки — «транзитология». Однако внесенное название из политологии мало способствует пониманию экономических процессов. Что такое транзит? — Проезд или проход мимо чего-либо с доставкой к месту назначения. Но кто до места назначения довезет целую страну? Следовательно, важно разобраться, мимо чего так настойчиво движется отечественная экономика. В результате требуется выяснить, каковы основания теории переходной экономики.
Само словосочетание «переходная экономика» показывает, что речь идет о переходе от одного состояния экономики к ее другому состоянию.
Наиболее частный случай общей теории, изучаемый в различных курсах — перевод плановой экономики в рыночную, а также экономические реформы, необходимые для совершения и завершения перехода. А так как частный случай перехода России к новой экономической структуре является наиболее значимым для большинства россиян, то в настоящее время в центре внимания теории переходной экономики находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной, которые рассматриваются в тесной связи с другими аспектами общественной жизни. При этом совершенно не анализируется обратное направление — переход от рыночной экономики к плановой. А в условиях современного кризиса такие проблемы достаточно актуальны.
Как представляется, предметом изучения научной дисциплины «теория переходной экономики», является процесс перевода одной экономической системы в другую, а не простой переход от одной экономической системы к другой. Дисциплиной, изучающей переход экономики из одного состояние в другое, является история экономики.
Предметом исследования теории переходной экономики являются структура и состав экономических отношений, складывающихся между людьми в той или иной стране на определенном этапе развития, а объектом изучения теории переходной экономики — экономика конкретной страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния экономической системы к качественно иному состоянию.
Основной предмет исследования в западной экономической науке — закономерности общего экономического равновесия, а не процесс экономических изменений. Для реформируемой российской экономики равновесные состояния не характерны. Но равновесные состояния не характерны для любой экономики. Как следствие, модели рыночного равновесия, завезенные с «Запада», невозможно использовать даже при условии использования их в учебном материале. Многие рекомендации по выводу российской экономики из кризиса оказались безрезультатными потому, что основывались на зарубежных экономических теориях.
В отличии от экономической теории, теория переходной экономики предъявляет к собственному предмету и изложению определенные требования и должна иметь соответствующую структуру. К ее элементам следует относить:
1. Знание системы экономики, которая существовала и которую начинают переделывать, ее достоинства и недостатки. Иначе невозможно точно установить с какого момента и состояния страна резко меняет направление своего развития. Еще Ю.В. Андроповым в свое время сказано, что «Мы не знаем общества, в котором живем». Выражение, которое можно считать первоначальным толчком перестройки.
2. Знание системы экономики, к которой движется страна, ее достоинств и недостатков.
3. Знание идеальной системы экономики, совокупность всех экономических отношений, их субординацию, с которой следует сравнивать систему, к которой требуется двигаться. Следовательно, должна существовать единая модель экономики, так как лишь при сравнении реальной практики с идеальной моделью можно судить о завершении состояния перехода.
4. Для практической реализации поставленной цели перехода требуется знание модели (порядка) перевода экономической системы из одного состояния в другое.
5. Экономическая наука в целом, а также теория переходной экономики, в особенности, должны представить рекомендации по наилучшему переводу экономики в другое состояние.
6. Общими чертами переходных экономик должны быть социальные и экономические показатели, характеризующие происходящие изменения.
Лишь с учетом перечисленных элементов можно разрабатывать порядок (очередность) мероприятий, которые следует принимать политикам.
Существующая сложность осуществляемого экономического перехода определяется:
Во-первых, тем, что во многих странах одновременно осуществляется переход от одного типа хозяйства к другому, от плановой экономики к рыночной.
Во-вторых, такой переход является беспрецедентным в истории человечества, а потому нет мирового опыта в области такого рода перехода, которым можно было бы воспользоваться хоть в какой-то мере.
Все возникающие проблемы приходится решать впервые, что неизбежно сопровождается ошибками и просчетами в процессе преобразований.
Основные направления преобразований производны от соответствующих первичных моделей или (в крайнем случае) образов экономической реальности. Эти модели сложились в рамках отдельных школ экономической мысли. Следовательно, происходившие неудачи в процессе перестройки общества коренятся в теоретическом восприятии процессов, или другими словами, в утвердившейся традиционной структуре теоретического знания.
В связи с отсутствием обоснованных идей преобразований в западных странах, обнаружилось, что ни одна экономическая школа в социалистических странах оказалась не в состоянии теоретически обосновать и предложить наиболее оптимальные методы трансформации существовавшей в этих странах экономической системы.
Основная проблема преодоления теоретических неудач в исследовании процессов экономической трансформации объясняется полным отсутствием теорий перехода экономики из одного состояния в другое. Так как модели реальной экономики сложились в разные времена и в различных условиях, то они непригодны для целей преобразований конкретных экономических систем. Одновременно следует поставить под сомнение называть моделью сложившуюся экономическую систему той или иной страны.
Для решения конкретных задач, встающих перед страной, недостаточно одной теоретической абстракции экономической системы. Для успешного преодоления пути преобразований требуются знания особенностей конкретных экономических систем. Поэтому встает проблема о вероятном количестве моделей экономических систем и их различий.
Теория переходной экономики — это не просто частный случай или локальная конкретизация выводов общей экономической теории. Теория переходной экономики, как представляется, обладает более позитивным потенциалом и правом иметь более серьезные основания в экономической науке. При анализе значения теории переходной экономики можно отметить следующие моменты:
1) теория переходной экономики обогащает представление об общеэкономических процессах и категориях;
2) теория переходной экономики вовлекает в экономическую науку анализ совершенно новых процессов, которыми общая экономическая теория почти не занимается — системные преобразования;
3) теория переходной экономики акцентирует внимание на динамических процессах, которые не находят своего места в экономической теории.
В результате, теория переходной экономики способна в большей степени реализовать новое понимание процессов развития, когда на первый план выходят не чисто линейные, вертикальные линии движения, не жесткие и однонаправленные связи, а такие характеристики, как прерывистость и цикличность развития, наличие параллельных и встречных потоков движения, многомерность социальных процессов и т.п.
Теория переходной экономики имеет возможность восстановить «нить времени», интегрировать в структуру экономической науки отечественное научное наследие, обеспечить его согласование с универсальными методологическими и теоретическими принципами экономического знания.
Таким образом, значение теории переходной экономики выходит за узкие рамки ее собственного предмета исследования. Она обладает гораздо более богатым и многосторонним потенциалом, реализация которого способна внести существенный вклад в развитие экономической науки.
Однако, не отказываясь от признания универсальных принципов экономики, она в современных условиях должна быть в большей степени сориентирована на цели, остро стоящие перед национальной экономикой, быть способной к формулированию и отстаиванию национальных экономических интересов страны и ее экономики.
Изменения, происходящие в российской экономике, дают уникальную историческую возможность наблюдать за процессом создания рыночных институтов и получать представление о том, какое воздействие они могут иметь на эффективность и жизнеспособность нового рыночного механизма.
Основная задача экономической науки состоит в выработке программы преобразований, исходя из того, что известно мировой науке. В этой программе должно быть определено:
1) содержание переходного периода;
2) последовательность и механизм преобразований;
3) социально-экономические последствия.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов, связей и отношений. К сожалению, не анализируется проблема кризиса переходных экономик, который с позиций высокой науки назван трансформационным спадом.
Поскольку современная экономическая мысль основывается, в первую очередь, на американском опыте научных исследований, у экономистов не возникает сомнений в том, что складывающуюся в США экономику следует экспортировать в другие страны. Но экономическая наука России, разорвавшая со своим советским прошлым, пытается построить модель «новой» экономики, что дает нам идеальный предмет для переосмысления места экономической науки и ее практических приложений.
В нашей научной экономической литературе существует постановка вопроса о политической экономии в широком и в узком смысле слова, восходящая к «Анти-Дюрингу» Ф.Энгельса. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой политическая экономия в узком смысле слова — это политическая экономия одного способа производства, а в широком — всех.
Политическая экономия в широком смысле слова оказывается не соответствующей теории переходной экономики, так как экономика, находящаяся в состоянии трансформации, ни к одному способу производств отнесена быть не может. Одновременно в переходной экономике, как многоукладной, существуют экономические агенты, представляющие многие способы производства. Однако является ли переходная экономика прогрессивным движением? Одновременно следует ставить вопрос о том, что политическая экономия в широком смысле — единая теория всех состояний экономики, в том числе и переходных.
Современная классическая экономическая теория, само название которой давно вызывает дискуссии, изучает зрелое состояние рыночной экономики, детерминированной и в определенном смысле закрытой системы с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на представлении о развитии как поступательном процессе. В результате, современная экономическая теория никак не может служить источником создаваемой теории переходной экономики по нескольким причинам, которые хорошо известны специалистам по экономической теории.
Во-первых, современная экономическая теория статична, так как в ней анализируются равновесные (статичные) состояния, она не может анализировать динамические процессы, которые не являются равновесными. А статичная экономика, к сожалению, не является экономикой реальности.
Во-вторых, современная экономическая теория — большая коллекция разнокалиберных и не сводимых воедино теорий различных авторов (реже — нескольких), которые предлагают диаметрально противоположные решения для одной и той же проблемы.
В-третьих, главная гордость экономической теории — математические модели — очень редко, точнее сказать, никогда не используют реальные данные, то есть практически не применимы. Здесь важно учитывать, что прикладные математические разработки в реальной экономике используются очень активно, но чисто теоретические математические модели — никогда [*].
Все это требует разработки новой экономической теории. Тем более, для разработки теории переходной экономики требуется новая система идей и представлений, способной разрешить сложившиеся в ней противоречия.
При всем значении мировых знаний, специфика национального устройства науки и образования могут обеспечить расцвет страны лишь на национальной основе. В таком случае люди, проживающие на одной территории, смогут не только сохранить за собой название «нация», но и обеспечить интеллектуальное развитие народа.
Только такие знания могут играть основополагающую, фундаментальную роль и действительно представляют для современного человечества наивысшую ценность. При том, чем адекватнее отражают эти знания специфику качественного состояния будущего общественного жизнеустройства и чем точнее указывают оптимальные пути перехода к нему, тем более велика и основательна ценностная значимость подобных знаний.
Ценностная величина этой их значимости обнаруживается при рациональном практическом использовании данных знаний и проявляется в виде сбережения огромной массы материальных, трудовых и природных ресурсов общества, а также получения множества разнообразных эффектов.
В определенном смысле теория переходной экономики выступает как более сложная научная система, которая и шире по охвату явлений, и богаче по содержанию общей экономической теории. «Это вносит определенные ограничения в действие принципа универсальности в экономике, однако не тождественно разрушению экономической теории, ибо, во-первых, не отрицает действия общих механизмов, характерных для экономики любой страны, а, во-вторых, делает теорию более результативной, поскольку она в этом случае прямо нацеливается на обоснование фундаментальных ответов на возникающие проблемы хозяйственного развития страны» [*].
Задача науки — раскрытие истины. Какое-либо умолчание, уход от прямого ее обсуждения означают чаще всего реализацию некоей скрытой политики (апологетики). Происходящие во многих странах в последней четверти ХХ века процессы приватизации, индивидуализации присвоения, изменения в системе распределения доходов носят всеобщий характер и не могут быть объяснены в рамках существующих теорий. Сложившаяся ситуация в современных условиях требует пересмотра оснований экономической науки и ее аксиоматики.
Теория переходной экономики еще находится в стадии становления. Выводом теории переходной экономики должны стать закономерности изменений, происходящих или требующихся, но необходимых для осуществления перевода экономики из одного состояния в другое. | |
|