Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Условия подачи материалов в журнал
Научные дискуссии
Семинары, конференции
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Данилова А. О.
аспирант Красноярского государственного торгово-экономического института

Анализ инструментов оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса
В статье рассматриваются различные инструменты оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса, предлагается авторское видение показателей и методов его оценки, исходя из структуры
Ключевые слова: малый бизнес, торговое предприятие, ресурсный потенциал, эффективность

В настоящее время необходим особый подход к оценке эффективности ресурсного потенциала торговых предприятий малого бизнеса, который бы позволил определить возможность предприятия к эффективному функционированию и развитию.
Малое предприятие представляет собой наиболее распространенный элемент рыночной структуры, обладающий гибкой и динамичной формой предпринимательской деятельности. Они быстро реагируют на изменение спроса, при необходимости перестраивают номенклатуру и ассортимент продукции и наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают эффективность и быструю окупаемость вложенных средств. [2, 5]
На 1 января 2008 г. количество малых предприятий в Красноярском крае составило 15879, что по сравнению с 2007 годом увеличилось на 52% (в 2007 г. – 10466), из них занимаются оптовой и розничной торговлей 2007 г. – 4607 (44%), а в 2008–7737 (48,7). Оборот торговых предприятий малого бизнеса в январе-июне 2008 г. составил 68933,1 млн. руб., что равно 71,9% от общего оборота малых предприятий, а в 2007 году – 70,7%. [9]
Целью данной статьи является представление возможных инструментов оценки эффективности ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса.
Одной из главных задач торговых предприятий малого бизнеса является учет ресурсов. Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с ограниченностью самих ресурсов, что подтверждается необходимостью постоянного поиска путей их интенсивного использования. [2, 5]
Учет внутренних возможностей и положения в рыночной среде позволяет своевременно избавиться от излишних ресурсов, если уровень их использования снижается, сохранять и растить те необходимые ресурсы, которые востребованы рынком. В этих целях целесообразно в системе оценочных показателей эффективности ресурсов использовать экономическую категорию, через которую можно учитывать величину накопленных ресурсов, степень использования возможностей и величину созданного общественного продукта. Такой оценочной категорией может служить «ресурсный потенциал». [8].
Ресурсный потенциал торгового предприятия – это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления функций управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль, учет, анализ). [3]
До сих пор экономисты не пришли к единому мнению об учете эффективности использования ресурсного потенциала, но в настоящее время определены основные подходы по его оценке [3]:
1. Частный подход означает, что оценка эффективности использования ресурсного потенциала торговой организации определяется по одному показателю. Этот подход, по нашему мнению, наряду с определенными достоинствами имеет и существенные недостатки, которые не дают возможности использовать каждый из этих показателей как обобщающий показатель. Каждый из этих показателей, независимо от степени деятельности предприятия, характеризует лишь один из аспектов экономической деятельности.
2. Универсальный подход заключается в том, чтобы найти такой показатель, который бы достаточно полно отражал эффективность использования ресурсного потенциала торговой организации и ее изменение за счет объединения определенного количества частных показателей. Вместе с тем, несмотря на общую ясность получения такого показателя, практическая реализация связана со значительными трудностями, а именно: количественный состав показателей и их сопоставимость.
3. Ситуационный подход заключается в том, что поскольку невозможно создать обобщающий показатель или достаточно обоснованную систему частных показателей, то таковым признается общая (качественная) полезность деятельности. В качестве критерия эффективности использования ресурсного потенциала при этом подходе выступает выполнение поставленных целей за тот или иной период деятельности. Существенным недостатком данного подхода является позиция, в соответствии с которой эта сторона деятельности не может быть измерена величиной, так как не имеет однозначного определения.
В табл. 1 представлены наиболее часто используемее показатели, которые можно было бы применить при частном, универсальном или ситуационном подходах.
Показатели, представленные в табл. 1, отражают эффективность использования каждого элемента ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса с определенной стороны.
Исходя из учетно-методических и организационных особенностей торговых предприятий малого бизнеса, нами предложено следующая классификация показателей, которые показывают эффективность использования отдельных составляющих структурных элементов РПТП МБ в разрезе:
− доходов и расходов – показатели оценки доходов торгового предприятия, которые являются одними из основных показателей развития предприятия. Анализировать данные показатели очень удобно, так как основными формами бухгалтерской отчетности, обязательными к представлению, являются форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
− социально-экономической эффективности – показатели оценки социально-экономической эффективности предприятия, так как предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, является сложной социально-экономической системой, поскольку характеризуется неоднородностью, разнохарактерностью составных элементов и связей, структурным разнообразием. [2] Поэтому показатели социально-экономической эффективности должны быть учтены, так как отражают связь торгового предприятия малого бизнеса с внешней средой и обществом.
Выделение данных групп элементов оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса связано со спецификой торговых предприятий и интересом со стороны государства и общества.
Однако данные показатели не позволяют оценить эффективность использования ресурсного потенциала в целом. В этой связи возникает необходимость альтернативного метода.
Таблица 1
Показатели эффективности использования структуры ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса
В настоящее время в экономике существует два общепринятых метода анализа ресурсного потенциала предприятия, которые позволяют определять возможности предприятия к эффективному функционированию. Первый метод основан на цепочке ценностей М.Портера и включает в себя оценку собственно ресурсов и эффективности их использования, финансовый и сравнительный анализ. Второй метод представляет собой традиционный анализ хозяйственной деятельности, часто выражающийся в простом финансовом анализе (формы №1,2). Ни первый, ни второй методы не могут быть призваны эффективными в современных условиях хозяйствования, поскольку ориентированы на другие методологические принципы и информационную базу. [7]
Данные методы являются довольно трудоемкими для анализа и не отвечают на четко поставленный вопрос предпринимателей: какова эффективность использования ресурсного потенциала и влияния потенциала на эффективность управления предприятием? Наиболее адекватно проанализировать ресурсный потенциал может лишь обобщающий показатель.
Проанализировав инструменты оценки эффективности использования ресурсного потенциала, предлагаем следующие методы оценки эффективности использования ресурсного потенциала, которые применяются в хозяйственной деятельности торговых предприятиятий (см. табл. 2).
Таблица 2
Методы оценки эффективности использования ресурсного потенциала предприятия
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ресурсный потенциал является основой хозяйственной деятельности торговой организации. При этом существует проблема оценки эффективности использования ресурсного потенциала организации на базе одного показателя. Необходимо применять разные концепции оценки и измерения эффективности использования ресурсного потенциала. Исходя из специфики торговых предприятий малого бизнеса предлагается обобщающий показатель эффективности.


Литература
1. Гурышев А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использова-ние финансовых и нефинансовых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. – – 2007. – №5. – С. 99 -105.
2. Ерохина Л.И., Башмачников Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия (в сфере то-варного обращения): учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
3. Ковалев А.Н. Ресурсный потенциал торговых организаций и эффективность его исполь-зования [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М.: РГБ, 2003.
4. Окорокова Л.Г. Методология и принципы эффективного использования и формиро-вания ресурсного потенциала промышленных предприятий: [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра экон.наук : 08.00.05 . – М.: РГБ, 2003.
5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебник / Под ред. И.В.Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Про-спект,2005. -560 с.
6. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 4. – С. 83–86.
7. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496с.
8. Ускова С.И. Экономический потенциал предприятия как основа предприниматель-ской деятельности www.science-bsea.narod.ru
9. Малые предприятия www.statis.krs.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2014