Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Константинова Н. Н.
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук

Котенков А. В.
соискатель Ленинградского областного государственного института экономики и финансов

Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение
Статья посвящена проблемам оценки эффективности и результативности мероприятий в рамках социальной защиты. Особое внимание уделено проблемам социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение. Рассмотрены основные причины детского неблагополучия
Ключевые слова: дети, попавшие в социально-опасное положение, детское неблагополучие, социальная защита, социальные инвестиции, эффективность, качество жизни

Одной из наиболее острых проблем является проблема детей, оказавшихся в социально-опасном положении. К сожалению, на сегодняшний день не существует единого мнения относительно того, какие группы детей относятся к категории несовершеннолетних, попавших в социально-опасное положение, что препят­ствует организации социальной защиты таких детей.
Например, в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается следующее определение: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».
В ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» используется термин «дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию», к которым относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Еще один термин «социальное сиротство» подразумевает детей, которые попадают на улицу и становятся бездомными, а на самом деле, официально у них есть и дом и семья.
Наиболее подходящим определением представляется следующее: к детям, попавшим в социально-опасное положение, относятся те несовершеннолетние, развитие которых происходит в условиях социальной депривации в силу невыполнения их родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Последствиями нахождения ребенка в состоянии социальной депривации является его дезориентация в обществе и низкий уровень социализации, проявляющиеся в отставании в развитии, психической неустойчивости, деструктивном поведении, совершении антиобщественных поступков.
К основным причинами постоянного увеличения количества детей, попавших в социально-опасное положение являются:
1. Детская бедность. В России сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности и развития каждого ребенка и экономиче­скими возможностями большинства семей.
Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) питания, проведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образования, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.
В настоящее время все больше ограничивается возможность использования семьей детских дошкольных учреждений, что связано с сокращением числа таких учреждений и возросшей платой за содержание в них детей. Очередь по устройству детей в детские дошкольные учреждения за последние четыре года возросла в 4 раза. Рост цен на их услуги сопоставим лишь с ростом цен на услуги ЖКХ.
Ситуация с детскими дошкольными учреждениями является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи (для многих семей весьма ощутимо).
2. Здоровье детей. Число здоровых детей с 1990 г. уменьшилось в 5 раз. Отмечено увеличение до 26,5% детей с дисгармоническим и резко дисгармоническим развитием. Число не готовых к систематическому обучению детей увеличилось в 5 раз.
В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрены 30 млн 400 тыс. детей (94, 6%). По данным диспансеризации, лишь 27,1% детей признаны относительно здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания (III–IV–V группы здоровья).
Состояние здоровья детей, проживающих в сельской местности, хуже, чем детей-горожан. Так, здоровые дети, проживающие в городе, составляют 36,9%, тогда как в сельской местности — 29,02%. У детей, проживающих в сельской местности, показатель заболеваемости впервые в жизни выявленной патологией выше, чем в городах. При этом число детей, состоящих на диспансерном учете, на селе почти в 2 раза меньше, что является следствием большей доступности медицинской помощи для жителей городов.
Среди юношей призывного возраста зарегистрирован дефицит массы тела в 6,16%, что является максимальным показателем среди всех возрастных групп. 30% юношей после окончания школы совершенно непригодны к службе в армии.
Сложнейшей проблемой является распространение в России ВИЧ-инфекции. Число детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, увеличилось с 668 человек в 2002 г. до 6365 в 2008 г., в целом сегодня в России проживают около 12 тыс. таких детей.
В 2008 г. заболеваемость гепатитом В на 21% больше, чем в предыдущем году. Начиная с 1994 г. в РФ складывается принципиально новая эпидемическая ситуация по гепатиту В. Резко изменившиеся социальные условия, искажение представления о жизненных ценностях, снижение нравственного уровня среди молодежи привели к резкому росту этого заболевания. Рост заболеваемости обусловлен двумя возрастными категориями — 15–19 и 20–29 лет, — вовлекаемыми в наркоманию и неупорядоченные сексуальные контакты. С начала регистрации в 1994 г. продолжает ежегодно увеличиваться заболеваемость гепатитом С. По сравнению с 1998 г. она увеличилась на 65,7%. Основное количество заболевших формируют подростки и лица 20-29 лет. С 1997 г. на некоторых территориях страны отмечается интенсивное вовлечение в эпидемический процесс школьников 11–14 лет.
Одной из острых проблем современного общества, требующих пристального внимания всех институтов государства, остается инвалидизация детского населения. На 1 января 2005 г. в России зарегистрированы 587 177 детей-инвалидов. Анализ статистических данных показывает, что основную часть (не менее двух третей) детей-инвалидов составляют дети с расстройст­вами психики и нервной системы и дети с множественными нарушениями.
3. Распад семьи. Патриарх Московский и всея Руси Алексей Второй в одном из своих выступлений сказал, что «проблемы беспризорности, когда дети бегут из родительского дома, или когда родители отказываются от своих детей, порождены утратой института семьи».
Согласно Конвенции о правах ребенка — семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Очень часто дети уходят из семей, в которых возникает конфликт после того, как отец или мать повторно вступают в брак, а последующее рождение еще одного ребенка только усиливает сложившиеся противоречия. В такой ситуации подросток часто находит для себя единственный способ существования — на улице среди таких же, как он, брошенных и никому ненужных ребят.
4. Образование. СССР по показателю образования занимал одно из ведущих позиций в мире. Сегодня по самым приблизительным подсчетам в России более 2 млн подростков неграмотны.
Прежде всего, необходимо отметить кадровые проблемы образования, особенно общего. Действительно, во многих школах не хватает учителей, не говоря уже о психологах и воспитателях. Как правило, дети из неблагополучных семей нуждаются в особом подходе, особых методах обучения и воспитания.
Нельзя не упомянуть и коррупцию в образовательных учреждениях. Недостаточное финансирование образовательных учреждений, низкая зарплата учителей приводят к тому, что образование оказывается бесплатным только теоретически. Фактически же школы занимаются самофинансированием на основе систематических поборов с родителей. Возникающие при этом незаконные товарно-денежные отношения безнадежно уродуют нравственный климат в школе, создавая основу для вымогательства и взяточничества.
В целом обеспечение прав ребенка на образование в России связано с большими трудностями, вытекающими из социально-экономического кризиса. Большинство средних школ не имеет достаточных финансовых средств, многие родители не в состоянии приобрести школьные учебники.
5. Насилие и жестокое обращение. Семейное насилие является одной из основных причин детского неблагополучия. Многие не выдерживают побои и унижения в семье и уходят на улицу, где со своими «собратьями по несчастью» находят утешение в наркотиках и алкоголе.
Происходит дезадаптация не только детей, но и самих семей, семьи теряют способность выполнять свою основную функцию по отношению к детям. Низкий уровень доходов и качества жизни препятствуют выполнению попечительских обязанностей в семье. Социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежд на положительные изменения в ближайшем будущем отражаются в первую очередь на детях, которые растут неуверенными в завтрашней безопасности.
Одно из самых страшных явлений во всем мире заключается в том, что сексуальное насилие над детьми совершается и в семьях. По данным научных исследований, проявление домашнего насилия в той или иной форме (побои, оскорбления, издевательства, психологический террор, сексуальное насилие, изоляция, пренебрежение детьми) встречается в каждой четвертой семье. Ежегодно в России погибают около 15 тыс. несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, 50% из них — от неестественных причин. От жестокости своих собственных родителей в России гибнут каждый год до 2,5 тыс. детей.
Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору. Так, от несчастных случаев погибают около тысячи детей первого года жизни, или каждый восьмой умерший от неестественных причин ребенок в возрасте до 14 лет.
В 2008 г. на территории РФ было зарегистрировано свыше 50 800 преступлений, связанных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних, причем почти 6 тыс. носили сексуальный характер.
По данным Генпрокуратуры России количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении подростков, возросло более чем в 3,5 раза. По результатам проверки выявлено 2,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов. Более чем в 1,5 раза увеличилось число развратных действий, совершаемых в отношении детей.
Несвоевременное изъятие несовершеннолетних детей из неблагополучных семей приводит к тому, что родители постепенно выходят за рамки общепринятых методов воспитания: лишают детей пищи, применяют физическую силу, запирают в помещениях, оставляют детей без теплой одежды на улицах.
6. Ювенальная преступность. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля над поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2006 г. совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2007 г. — 154,4 тыс. преступлений, в 2008 году — 154,7 тыс. преступлений). Специалисты констатируют: подавляющее большинство юных преступников — дети, ставшие в силу тех или иных причин не нужными собственным родителям. В литературе появился термин «социальное сиротство» — сироты при живых родителях. Они предоставлены сами себе и, чтобы убить время, воруют, грабят, убивают.
Очень часто подростки, чувствуя свою безнаказанность и надеясь на снисходительность суда к их возрасту, совершают все новые и все более тяжкие преступления. При совершении преступления в первый раз применение условных мер наказания либо штрафных санкций правильно и гуманно, но при рецидивах этих мер недостаточно.
В этой связи необходимо разработать комплекс законов, которые предусматривали бы наказание взрослых, толкнувших подростка на преступный путь (например, родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей).
В мире насчитывается около 7 млн детей, задействованных в секс-бизнесе. Их ряды ежегодно пополняются миллионом детей, в том числе уроженцами Центральной и Восточной Европы. Другие острые проблемы — детская наркомания, токсикомания и алкоголизм, для профилактики и лечения которых не хватает диагностических и лечебных центров.
7. Несовершенство рынка труда несовершеннолетних. Сегодня можно провести прямую зависимость между дезадаптацией несовершеннолетних и барьерами на пути их трудовой занятости и отсутствием досуга. В настоящий момент рынок труда несовершеннолетних предлагает им преимущественно низко квалифицированные рабочие места, неполную или сезонную занятость. Работодатели нередко пренебрегают мерами социальной защиты и охраны труда, не оформляют документы, не отчисляют страховые платежи. Подростки оказались наименее защищенной категорией населения в плане доступа к рабочим местам. Многие из них попадают в теневые, полукриминальные структуры.
Создание государственных, коммерческих и общественных служб занятости, бронирование рабочих мест, развитие местной экономики и малого бизнеса — вот далеко не полный перечень возможных мер решения этой проблемы. Для подростков важно не просто найти любую временную работу, а приобрести специальность и работу, которая приносила бы удовлетворение, обеспечивала доходом, достаточным для нормального существования и давала бы перспективы на будущее.
8. Отсутствие полноценного отдыха. В последние годы возросло число детей, для которых стали недоступны полноценный отдых во время каникул, посещение внешкольных учреждений, занятия спортом, художественное и техническое творчество.
Досуг — время свободного выбора занятий, друзей, развлечений. Характер проведения свободного времени и ценностных ориентаций в сфере досуга определяет направленность поведения подростка. Свободное время само по себе не может быть причиной дезадаптации. «Улица» опасна только тогда, когда ее влияние оказывается негативным и единственным. Подростки с дезадаптивным поведением самоутверждаются чаще всего в сфере свободного времени, вот почему организация досуга для них имеет большое значение.
Подводя итоги, можно назвать следующие процессы, происходящие в обществе и влияющие на увеличение количества детей, попавших в социально-опасное положение: деградация общества; разрушение семейных ценностей, института брака; чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, бедность, плохие жилищные условия; криминализация общества; дороговизна и недоступность образования для бедных слоев населения.
Основными целями социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение должны стать: удовлетворение потребностей; интеграция в общество; профессиональная ориентация; адаптация к внешним условиям; социализация.
Особое значение имеет оценка результативности мероприятий в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение. В качестве критерия результативности можно предложить изменение качества жизни детей. Видится необходимость в разработке интегрального показателя, характеризующего результативность работы системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение. В качестве такого показателя авторами был разработан индекс перспективности развития.
Индекс перспективности развития (ИПР) — это показатель, характеризующий возможность ребенка, попавшего в социально-опасное положение, в будущем достичь достаточно высокого качества жизни.
Основными составляющими (ИПР) являются: 1) образование и работа (индекс профессиональной состоятельности); 2) уровень жизни (индекс обеспеченности); 3) состояние здоровья и психологическая устойчивость (индекс здоровья).
Для оценки индекса перспективности развития (ИПР) детей, попавших в социально-опасное положение, использованы специально разработанные показатели (признаки), представленные на рис. 1.
Для сравнительной оценки значимости (ранга, веса) показателей (признаков) было привлечено 50 экспертов, из которых 10 человек — работники системы начального профессионального образования; 10 человек — сотрудники правоохранительных органов; 10 человек — сотрудники органов социальной защиты; 12 человек — психологи; 8 человек — детские врачи.
По результатам экспертной оценки были определены и ранжированы основные критерии (индексы), т.е. составлена матрица предпочтений, характеризующая перспективность развития детей (табл. 1).
Для расчета индекса перспективности развития (ИПР) был разработан метод, который представляет собой сочетание экспертной оценки, результатом которой является матрица предпочтений предложенных в исследовании критериев, и метода весовых коэффициентов.
Рассматривая критерии, приведенные в табл. 1, заметим, что группы частных признаков (индексов), составляющие обобщенный индекс профессиональной состоятельности и индекс обеспеченности (позиции 1.1–2.3 табл. 1) характеризуют положительную динамику индекса перспективности развития детей, а группа частных признаков (индексов), составляющих обобщенный индекс здоровья (позиции 3.1–3.7 табл. 1), характеризует отрицательную динамику индекса перспективности развития детей, но мы вынуждены использовать при формулировании частных индексов 3.1–3.7 именно такие дефиниции, так как именно в таком виде они учитываются органами статистики.
Рис. 1 Структура индекса перспективности детей, попавших в социально-опасное положение
Таблица 1
Показатели индекса перспективности развития

Для того, чтобы обеспечить однонаправленность векторов (коллинеарность) названных групп индексов, формулируя алгоритм оценки индекса перспективности развития детей, мы учитываем индексы 3.1 3.7 (kd1 kd7) в виде обратных им величин (1 — kdn).
Тогда индекс перспективности развития детей, включенных в систему социального партнерства, может быть оценен с помощью формулы

где: rui — весовой коэффициент (в долях единицы, по экспертной оценке), соответствующий весу i-го компонента из составляющих индекс профессиональной состоятельности, характеризующих уровень образования и качество работы U;
rpj — весовой коэффициент (в долях единицы), соответствующий весу j-го компонента из составляющих индекс обеспеченности, характеризующих уровень жизни Р;
rdn — весовой коэффициент (в долях единицы), характеризующий вес n-го компонента из составляющих индекс здоровья, характеризующих уровень физического, психологического и социального здоровья (адаптации) D.
kui, kpj, kdn — доля детей (в долях единицы, от общего количества детей, включенных в систему социального партнерства,), отвечающих данному признаку.
Выражение в знаменателе описывает ситуацию, когда у всех детей, включенных в систему социального партнерства, отмечается 100%-ная реализация положительных и отсутствие отрицательных показателей. При этом все k становятся равными 1. Поскольку по определению

Расчет ИПР должен показать, в какой степени система социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение, с точки зрения качества жизни обеспечивает: 1) возможность реализации способностей ребенка; 2) нормальный уровень благосостояния; 3) высокий уровень здоровья и психологического равновесия. Можно говорить о том, что индекс перспективности развития является показателем социальной эффективности мероприятий в рамках системы социальной защиты, а также критерием эффективности социальной политики. Необходимо добавить, что в зависимости от направления социальной защиты (образование, здравоохранение, социальное обеспечение детей) система показателей может быть дополнена.


Литература
1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» // «Парламентская газета». — 2006. — 2 июня.
4. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н., Малинин А.М. Оценка эффективности системы опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: Препринт / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб, 2005. — 16 с.
5. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасно­сти / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. — 200 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия