Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Трофименко О. Ю.
старший преподаватель кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Косонен Р.
директор Центра изучения
переходных экономик Хельсинской школы экономики,
доктор наук

Кархунен П.
научный сотрудник Центра изучения
переходных экономик Хельсинской школы экономики,
магистр экономики

Лейвонен А.
младший научный сотрудник Центра изучения
переходных экономик Хельсинской школы экономики,
магистр экономики


РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АЛЬЯНСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

При обострении конкуренции на мировых товарных рынках уже с момента первых мер по либерализации в СССР внешнеэкономической деятельности интерес руководителей предприятий России и бизнесменов Финляндии к организации совместного бизнеса значительно вырос. Однако далеко не все проекты, начатые в этот период, привели к результатам, которых ожидали договаривающиеся стороны. Проблемы, связанные с различиями в культуре предпринимательства, с отсутствием четких представлений о той роли, которую каждая из сторон будет играть в создаваемом проекте, как и многие другие, серьезно затруднили налаживание двустороннего сотрудничества и повышение конкурентоспособности национального производства на его основе.
Определенное представление о таких проектах могут дать созданные совместные предприятия и результаты их деятельности. В начале 90-х годов ХХ века реально функционировало не более одной трети из них. К тому же большинство СП работало не в тех сферах экономики, для развития которых они были сформированы.
На протяжении 15 лет сотрудничества представления о значении иностранного капитала для развития экономики постсоветской России постоянно изменялись - в пределах от полного неприятия иностранного капитала и зарубежного опыта до признания необходимости развития открытой экономики и роли иностранных предпринимателей в организации бизнеса и внедрении передовых методов управления компаниями.
Полное осознание реального значения присутствия иностранного капитала в экономике пришло только в последние годы. К настоящему времени в российской и зарубежной экономической литературе этот вопрос довольно широк освещен. Однако мотивы российских и зарубежных партнеров при организации предприятий с иностранным капиталом, а также основные факторы успеха или неудачи сотрудничества изучены еще мало.
Данная статья посвящена, в частности, характеристике такой формы сотрудничества, как альянсы. Она написана по результатам исследования, выполненного в Хельсинкской школе экономики при финансовой поддержке Национальной Академии Финляндии.
Нами использовалось определение альянсов, предложенное Европейской Комиссией, в котором под альянсом понимается любая форма кооперации, осуществляемой между предприятиями. Соглашения, созданные для реализации совместных проектов, также могут быть определены как альянсы, вне зависимости от суммы вложений в акционерный капитал и продолжительности сотрудничества[1].
В ходе интервью с руководителями российских и финских компаний, вовлеченных в процесс формирования производственных альянсов, им предлагался ряд вопросов о мотивах развития двусторонних связей, причинах формирования альянсов, способах поиска партнеров и критериях их выбора, переговорном процессе, изменениях в ожиданиях от результатов альянса на каждой стадии его формирования и функционирования, влиянии факторов внешней среды на сотрудничество. Интервью проводились с представителями промышленности, руководителями как крупного, так и малого бизнеса, представителями правительственных и неправительственных организаций, по роду своей деятельности связанных с оказанием содействия в организации партнерских отношений.
Для достижения большей объективности результатов интервью, как правило, проводились независимо с российской и финской сторонами.
Причины участия в формировании альянсов и ожидания от их создания, как оказалось, для российских и финских предпринимателей не совсем идентичны. Большинство рассмотренных нами альянсов было организовано только по инициативе финской стороны.
При организации сотрудничества наиболее значимыми ожиданиями выступали:
- гарантированное получение доступа к ресурсам,
- гарантированные поставки готовой продукции или полуфабрикатов,
- снижение издержек, играющее важную роль в конкурентной борьбе.
Финские компании, заинтересованные в российском рынке, во главу угла ставили задачи по снижению издержек производства и получению доступа к сбытовым каналам.
Среди важнейших причин организации альянсов они также называли получение оперативной информации о состоянии бизнес-среды в России и доступ к "связям" российских партнеров.
С точки зрения российских компаний при организации альянсов наиболее важный мотив - получение доступа к финансовым ресурсам партнера и его технологии. Все опрошенные российские менеджеры обращали внимание на неэффективность финансовой системы России, на дороговизну "коротких денег", недоступность "длинных" и трудности с получением и оформлением кредита. Значительная часть из них считала основным мотивом доступ к новой технологии, передаваемой финской стороной, и организацию с участием финского капитала новых производств.
К числу существенных мотивов поиска зарубежных партнеров российские компании относят и получение доступа на рынки стран Европейского союза через сбытовые сети своих контрагентов, в частности, финских.
При этом крупные компании ищут партнеров, исходя из своего опыта, ориентируясь на известных "игроков", в течение длительного времени присутствующих на рынке и положительно себя зарекомендовавших. У представителей же малого и среднего бизнеса поиск партнеров зачастую основан только на личных знакомствах и связях (в том числе с российскими гражданами, покинувшими родину в начале 90-х, ассимилировавшимися в Финляндии, но не потерявшими контактов с Россией). Определенную роль играют и семейные связи в случае заключения брачных союзов между гражданами Российской Федерации и Финляндии.
Крупные компании для поиска партнеров используют и контакты, сложившиеся еще в советское время (прежде всего в сфере лесной и деревообрабатывающей промышленности).
Никто из опрошенных финских и российских менеджеров не отметил, что для нахождения партнеров им пришлось обращаться к той или иной торгово-промышленной палате, хотя большим числом предпринимателей (главным образом финских) признается значение предварительных консультаций либо с Финско-российской Торгово-промышленной палатой, либо с региональными ТПП по поводу оценки надежности будущих партнеров. Положительный отзыв ТПП не создает гарантий для безусловного выполнения российскими или финскими партнерами взятых на себя обязательств, но в состоянии помочь минимизировать соответствующий риск.

По данным опроса Финско-российской торгово-промышленной палаты, проведенного весной 2002 года среди ее членов, существенными для них проблемами во взаимоотношениях с Россией являются проблемы, связанные с таможенными правилами и таможенной "очисткой", с законодательством, бюрократизмом, налогами. Среди серьезных проблем называются также различия в деловой культуре. С точки зрения финских бизнесменов, работающих в России, все остальные проблемы (по набору персонала, сертификации продукции, услугам банковской системы, поиску покупателей и конкуренции) имеют существенно меньшее значение[2].
В ходе нашего исследования не ставилась задача по ранжированию всех существующих проблем; выявлялись лишь наиболее существенные и определялись пути их решения.
Проблемы, стоящие перед российскими и финскими предпринимателями могут быть объединены в следующие группы:
- проблемы, связанные с партнером,
- проблемы, связанные с проектом,
- проблемы, связанные с особенностями деловой (внешней) среды,
- проблемы, связанные с взаимодействием различных предпринимательских культур.
Для ряда финских предпринимателей проекты, о которых шла речь в ходе интервью, были их второй или третьей попытками выхода на российский рынок после провалившегося дебюта в начале или середине 90-х годов ХХ века. Такие предприниматели ведут дела с учетом накопленного опыта, как правило, весьма удачно и активно используют сложившиеся на основе предыдущих проектов контакты.
К основным проблемам, с которыми сталкиваются финские предприниматели в России, по их собственному мнению, относится зачастую и отсутствие взаимопонимания с партнерами. Связано это, в частности, с тем, что стремясь скорее начать производство, стороны не всегда достаточное время проводят за столом переговоров для четкого распределения полномочий, вследствие чего возникают конфликтные ситуации. С другой стороны, признается, что слишком длительные переговоры на этапе формирования альянса могут поставить под угрозу саму возможность его заключения.
В экономической литературе слишком бегло говорится (если говорится вообще) о том, что важнейшим инвестиционным ресурсом является время. Без значительных затрат времени (в процессе переговоров, при становлении сотрудничества и т.д.) перспективные альянсы оформить невозможно. Исследование показало, что большое количество идей не было до конца реализовано по причине недопонимания ценности затраченного времени, а также неготовности одной или обеих сторон отдавать проекту столько времени, сколько это необходимо.
Серьезной проблемой для сотрудничества в сфере малого бизнеса является и относительная неразвитость сети Интернет в России, ограниченное использование электронной почты. (Для крупного бизнеса подобного рода проблем не существует).
Существенным препятствием на пути сотрудничества предприятий малого бизнеса является также языковой барьер. Далеко не все российские предприниматели владеют финским или английским языками, далеко не все финские владеют русским. В отличие от мелких, крупные предприятия обладают для этого достаточными ресурсами (для оплаты работы переводчиков, использования персонала, владеющего языками), чтобы свести к минимуму значение данной проблемы.
При организации совместной деятельности и российский, и финский партнеры уделяют большое внимание технической оснащенности контрагента. В то же время, если финская компания ориентируется на завоевание позиций на российском рынке, то во главу угла она чаще ставит состояние рынка и репутацию российского партнера, и лишь затем его производственные и технологические возможности[3].
Для российских компаний, как указывалось, особое значение имеет возможность получить финансовую поддержку со стороны финского партнера, а также новейшее оборудование и опыт по его наиболее рациональному использованию. Если данным вопросам уделяется необходимое внимание на переговорах, то серьезных проблем при создании и функционирования альянса у сторон не возникает.
Низкий уровень инвестиционного рейтинга России и довольно высокий уровень политического и экономического рисков и экономической нестабильности, естественно, сдерживали и еще сдерживают развитие партнерских отношений с зарубежными, в том числе финскими, фирмами. В то же время в отличие от прошлых лет в 2002 году ни один из опрошенных финских предпринимателей не отметил в качестве самых серьезных препятствий несовершенство законодательных основ и налоговой системы России. Большинство из них доверяют урегулирование отношений с налоговыми органами своим российским коллегам, более опытным в решении такого рода задач. Финские предприниматели утверждают, что в проектах с их участием всегда используется бухгалтерская отчетность в соответствии с буквой российского закона. Правда, один из опрошенных менеджеров признал, что его фирмой иногда ведется "двойная бухгалтерия".
Как серьезную проблему большинство опрошенных, занимающихся экспротно-импортными операциями, отметило неэффективную работу российской таможни. Больше всего не устраивает неопределенность времени, которое затрачивается для прохождения границы. Задержки товаров на таможне приводят к срыву контрактов, простаиванию оборудования.
В связи с этим фирмы выбрали для себя три основные линии поведения. Во-первых, тогда, когда производство осуществляется в России, там, где это возможно, фирмы используют российское сырье и полуфабрикаты. Во-вторых, если это невозможно, они закупают сырье или полуфабрикаты у российских фирм, специализирующихся на таких поставках. В-третьих, они просто отказываются от альянсов из-за серьезных убытков, которые были связаны с работой таможни.
В отдельных случаях финским предпринимателям выгоднее заключать договоры субподряда, например, с китайскими компаниями (в частности, в сфере текстильного производства) и сворачивать соответствующую деятельность в России. По признанию финских менеджеров, импорт, скажем, одежды даже из Ленинградской или Новгородской областей из-за российских таможенных барьеров может требовать более длительного времени, чем ее доставка с территории Китая.
Определенные проблемы для успешного функционирования альянсов создают и различного рода негосударственные организации и общественные объединения, особенно в лесной и деревообрабатывающей промышленности, предпринимательская деятельность в которых подвергалась и подвергается довольно обоснованной критике с их стороны. В этом случае фирмами все в большей степени осознается необходимость и таких мер, как строительство домов, финансирование спортивных команд за счет собственных средств, организация собственных изданий для разъяснения избираемой ими стратегии развития отрасли, включение представителей местных органов власти в состав учредителей совместного предприятия, альянса.
Одним из центральных препятствий на пути совместного предпринимательства остается неэффективность российской инфраструктуры, ведущая, в частности, к росту издержек из-за отключения электроэнергии, воды, тепла, и тому подобных нарушений. Фирмам приходится создавать собственные альтернативные системы тепло- и водоснабжения.
И российские, и финские менеджеры признают, что разница в культуре хозяйствования оказывает самое негативное влияние на развитие совместного бизнеса. Финские менеджеры гораздо охотнее реагируют на предложения российских партнеров тогда, когда последние с самого начала готовы принимать участие в финансировании проектов, а также в специальных краткосрочных программах, разрабатываемых для их реализации учебными заведениями России и Финляндии.
Определенный интерес вызывают альянсы, зарегистрированные с участием эмигрантов, уехавших из России в конце 80-х - начале 90-х годов и занимающихся бизнесом в Финляндии. Последние знают об особенностях российской экономики не понаслышке, работают в хорошо знакомой им среде. Как правило, такие альянсы работают весьма успешно.
Ключевым фактором успеха при организации альянсов является доверие взаимодействующих сторон друг другу, выражающееся и в делегировании полномочий тому или иному менеджеру, и в оценке эффективности его деятельности по косвенным показателям. Например, финский партнер может не осуществлять самостоятельно набор персонала, оставив решение этой задачи на усмотрение российских коллег.
Исследователями, занимающимися вопросами российского делового сотрудничества с представителями зарубежных стран, признается, что личные контакты в системе "связей" (network) важны для бизнеса во многих странах, но в странах Восточной Европы, в том числе в России, они играют особую роль. Абсолютное большинство опрошенных финских менеджеров утверждает, что успешность их бизнеса в России напрямую связана со способностью российского партнера вести конструктивный диалог с представителями местных органов власти и неправительственных организаций и получать от них поддержку.
Успешность альянса, конечно, также напрямую зависит и от опыта конкретного финского менеджера, работающего в России.
Важную роль в расширении и укреплении российско-финского сотрудничества играют специализированные проекты, направленные непосредственно на поиск партнера в Финляндии и России и совместное обучение. Примером может служить соответствующая совместная инициатива Министерства труда и Агентства женского предпринимательства Финляндии[4]. По программе, разработанной по этой инициативе, часть расходов, связанных с поиском партнера, изучением культурных особенностей двух стран, деловой среды России и Финляндии, берет на себя финское правительство.
Взаимный интерес к развитию совместного сотрудничества у российских и финских предпринимателей, несмотря на серьезные проблемы и трудности, которые возникают на пути установления деловых связей, продолжает расти. Трудности преодолеваются достаточно успешно, когда партнеры проявляют необходимую гибкость и настойчивость.


1 Karhunen P. and R. Kosonen (2001). Determinants of Western-Russian Production Alliances - the Case of Finnish Metal Industry SMEs` Subcontracting in Russia. Proceedings of the 6th workshop in International Business. University of Vaasa.
2 Azeem Mirija (2002). Finnish Firms See More Business in Russia - and reform needs. Russian Economy. The Month in Review. 5/2002. Bank of Finland. Institute for Economies in Transition.
3 Karhunen Paivi and Riitta Kosonen (2001). Determinants of Western-Russian Production Alliances - The Case of Finnish Metal Industry SMEs` Subcontracting in Russia.
4 http://www.naisyrittajyyskeskus.fi/english/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия