Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Личнов А. В.
соискатель Башкирского государственного университета (г. Уфа)

Роль функции контроля в укреплении вертикали власти
В статье рассматриваются задачи и принципы контроля, формы деятельности органов контрольной власти, виды и критерии системы контроля
Ключевые слова: контроль, функция контроля, принципы контроля, вертикаль власти

Исследования показывают, что руководители предприятий начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Практика разных организационных структур показывала много раз, что без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. Проводимые наблюдения показывают, что эффективный управленческий контроль создаeтся на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры. Сегодня контроль, как функция управления, все еще исследован недостаточно, а поэтому предлагаемая к обсуждению тема исследования является вполне актуальной.
Контроль как функция управления и как специфического рода деятельность имеет сложную структуру и проявляется в различных аспектах, что обусловливает различные характеристики его понимания.
Существует достаточное количество определений понятия «контроль», «функция контроля» как у отечественных, так и у зарубежных авторов. Ряд российских авторов относит контроль и проверку исполнения управленческого решения к принципам деятельности. Подобный подход некоторым образом сужает роль контроля, так как контроль и есть сама деятельность, которая осуществляется на основе определенных принципов и с помощью определенных методов.
Поршнев А.Г. считает, что «Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации». [5]
Согласно определению Короткова Э.М. «Контроль — одна из основных функций управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества установления отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации».
Русинов Ф.М. дает следующее определение контроля. «Контроль — как основная функция менеджмента — объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельно­сти (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления».
Термин «механизм контроля», «контрольный механизм» сравнительно широко используется в экономической литературе. Например, П.А. Игнатовский пишет, что государство, «осуществляя экономическую политику и формируя механизм контроля общественного производства, все более подчиняя его удовлетворению потребностей человека, совершенствовало хозяйственный механизм». И далее, рассматривая вопрос об осуществлении принципа первенства политики над экономикой, он отмечает, что этот принцип может проявить себя лишь при условии активного осуществления государственными органами принципа приоритетности общественных интересов в хозяйствовании, обеспечиваемой на основе безотказного механизма контроля, объективные показатели, в максимальной степени учитывающие эти интересы и, главное, способствующие удовлетворению общественных потребностей. [1]
В системе управления механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Управлять — значит действовать целеустремленно, стремясь к достижению определенной цели. Поэтому составной частью механизма управления является механизм контроля. Именно через него осуществляется обратная связь между объектом и субъектом управления, доводится информация о состоянии объекта управления.
Механизмы контроля действуют на всех этапах, во всех подсистемах жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления. Всем этим и определяется ключевое место контроля в системе государственного управления. А.Г. Комаров отмечает: «Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными качествами. Под деловыми качествами менеджера понимаются его глубокие знания в области организации бизнеса, труда, производства и управления, экономики, психологии, права, социологии, умение из множества решений оперативно находить наиболее оптимальные, добиваться чeткой работы возглавляемого им коллектива в целях достижения эффективности производства и оказываемых услуг, получения при этом наибольшей прибыли». [2] Здесь, само собою разумеется, что под деловыми качествами менеджера, перечисленными выше, подразумевается его умение организовать чeткую, слаженную систему контроля как по горизонтали так и по вертикали организационной структуры управления организацией.
Задачи и принципы контроля. Задача контроля состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями, оценить ситуацию и предложить в случае необходимости корректирующие меры. Наиболее полно функция контроля проявляется в том случае, если он заблаговременно выявляет причины отклонений, предупреждает срывы, вскрывает неиспользованные возможности и резервы, активно содействует выполнению принятых решений.
В научной литературе, как правило, выделяют две черты, характеризующие задачу контроля. Во-первых, кто поставил задачу контроля, во-вторых, какой является эта задача — общей или частной.
Субъект контроля, поставивший задачу контроля, может быть внешним или внутренним по отношению к данному объекту контроля.
Цели и задачи контроля осуществляются при соблюдении определенных принципов. «Принципы контроля — одно из фундаментальных понятий, характеризующих, такое сложное явление как контроль. Проблема принципов контроля в теоретическом, методологическом и практическом аспектах пока недостаточно разработана». [6]
Проведeнные исследования показывают, что принцип контроля можно определить как общепризнанное правило действия в контрольных ситуациях. Принцип контроля воплощает экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля и в то же время определяет строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления.
Принцип контроля является конкретизацией характерных особенностей контроля в системе управления, основывается на его закономерностях и служит конкретным выражением их действия. При этом принцип контроля может выражать действие всех или нескольких закономерностей, а также одной из них.
Принципы контроля должны отвечать определенным требованиям, к которым могут быть отнесены, например, следующие: объективность, определенность, устойчивость, конкретность, взаимосвязь с другими принципами и т.д. К общим принципам государственного контроля могут быть отнесены принципы нейтральности, экономичности, непрерывности, действенности, своевременности и др.
Необходимо выделить понятие «принцип контрольности», который концентрирует и фиксирует одну из объективных закономерностей функционирования государства, региона. Он выражает одно из решающих условий целенаправленного эффективного развития системы государственного управления, реализации принципов плановости, централизма, законности и др. Принцип контрольности концентрирует и выражает объективную необходимость выполнения учетно-аналитической, статистической, контрольной деятельности в управлении.
Соблюдение требований принципа контрольности обеспечивает успешную реализацию требований других принципов управления. Полная и правильная реализация принципа контрольности в управлении позволяет осуществить обратную связь между субъектом и объектом управления, достигать поставленных целей управления, заблаговременно обнаруживать причины тех или иных отклонении от плана, производительно и эффективно использовать резервы и ресурсы.
Реализация принципа контрольности должна быть участком систематической деятельности руководства любого звена управления. Это возможно при налаживании реального внешнего и внутреннего контроля на всех стадиях процесса принятия и реализации управленческих решений.
Формы деятельности органов контрольной власти. Органы контрольной власти не создают нормы поведения, не занимаются непосредственной исполнительной деятельностью, не рассматривают конкретные уголовные или гражданские дела и в ряде случаев не вправе применять какие-либо санкции. Основная задача органов контрольной власти — установление фактов нарушения закона, а в ряде случаев — недобросовестности, нецелесообразности и иногда неэтичности поведения государственных служащих, составление актов о нарушении, представление доклада соответствующему органу или обращение в суд.
«Органы контроля занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность других органов государства. К нарушителям соответствующие меры принимают уполномоченные на то другие государственные органы». [5]
Расследуя те или иные нарушения, органы контроля могут вызывать для дачи объяснений должностных лиц, вправе требовать представления документов, причем ссылки на служебную тайну в этом случае не принимаются. Отказ должностного лица сотрудничать с органами контроля может повлечь за собой наказание.
Контроль имеет предварительный или последующий характер. Предварительный контроль за конституционностью законов, а также некоторых иных актов высших органов осуществляют конституционные советы, последующий — общие суды в странах, где они обладают соответствующими полномочиями. Они занимаются проверкой конституционности актов, уже вступивших в законную силу. Ежегодная обязанность счетной палаты — делать обобщения и докладывать о своих выводах парламенту. В своих отчетах они указывают меры, необходимые, по их мнению, для совершенствования деятельности государственного аппарата. «Решения конституционных судов публикуются, но никаких других дополнительных мер, суды обычно не принимают; предполагается, что все заинтересованные стороны знают об этом решении и выполняют его». [4]
Виды и критерии системы контроля. В основу классификации систем контроля может быть положен ряд признаков или оснований: свойства и вид объекта, оцениваемые при контроле; место расположения объекта; этап эксплуатации обследуемого объекта; алгоритм обработки промежуточных результатов; число контролируемых объектов; характер индикаторных устройств; степень участия человека; наличие самоконтроля; степень важности объекта и т.п. «Каждый признак может вызывать к жизни определенный тип или типы систем контроля. Например, по степени централизации различают централизованные и децентрализованные системы контроля. По месту расположения внешние и встроенные, по степени универсальности — универсальные и специализированные, по характеру определения состояния — диагностические, прогнозирующие и т.д. По степени важности объекта контроля выделяют двойные, тройные системы». [6]
Анализ классификаций систем контроля показывает, что при создании различных систем определяющим критерием служит объект контроля. Это предполагает, что обязательно имеются и субъект, и предмет контроля. Вот почему при разнородных объектах контроля классифицировать системы контроля практически невозможно. После определения объекта контроля конкретизируется назначение системы, выбираются те стороны объекта, которые подлежат контролю.
Для классификации систем контроля целесообразно избрать комплекс критериев, который может включать следующие характеристики: во-первых, используемые общие методы контроля (предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий); во-вторых, используемый тип контроля (линейный, функциональный, операционный); в-третьих, характер субъекта контроля (внутренний, внешний, комбинированный).
Следует различать органы неспециализированного и специализированного общегосударственного контроля. Президент как гарант конституции в ряде стран, подписывая закон, обязан установить его конституционность. В России функция проверки законности правовых актов является специальной формой деятельности конституционного суда. К особой ветви контрольной власти относятся как специализированные органы государственного контроля (осуществляющие его от имени государства в целом) так и те обособленные органы, для которых функция контроля, осуществляемая от имени государства, является основной.
Органы государственного контроля могут быть коллегиальными и единоличными, избираемыми и назначаемыми, действующими в течение определенного срока без права переизбрания или для их кадрового состава устанавливается пожизненный срок (достижение определенного возраста) и т.д. Работа в органах контрольной власти несовместима с занятием какой-либо другой должности. Иногда исключение делается лишь для преподавательской работы в университете.
С точки зрения предмета контроля различают органы надзора за конституционностью и законностью в целом, с одной стороны, и органы, проверяющие также эффективность, целесообразность, добросовестность деятельности государственных органов — с другой. По методам деятельности различают органы, осуществляющие свои полномочия путем судебного процесса, и органы, которые проводят проверки и расследования. Возможны и другие классификации, причeм в зависимости от основания деления один и тот же орган может оказаться в различных классификационных группах.
«Государственный контроль осуществляется различными органами, которые различаются с точки зрения их деятельности (контроль конституционного суда в отношении конституционности законов имеет свои особенности по сравнению с контрольной деятельностью уполномоченного по правам человека), но в то же время он имеет единый функциональный характер как независимый от других органов государственный контроль. Это совокупная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению». [5]
«Сфера применения контрольной власти не ограничена. Любой закон, регулирующий самые разные отношения (кроме принятого путем референдума), может быть рассмотрен конституционным судом с точки зрения его конституционности; счетная палата вправе проверять любые предприятия и учреждения, финансируемые хотя бы наполовину из государственной казны».[4]
Органы контрольной власти независимы в осуществлении своих функций и в процессе их выполнения не подчинены никаким другим органам. Их независимость от других ветвей власти, что является одним из важнейших признаков обособления отдельной ветви власти, закреплена в конституциях. Они обычно характеризуются как автономные органы.
Значение контроля в государственном управлении исключительно велико. Он гарантирует постоянное отслеживание (мониторинг) процессов, своевременное устранение недостатков, служит надежным средством рационализации и повышения эффективности деятельности государственных органов. Предпринимаемые в последнее время меры по укреплению вертикали власти на уровне Федерации и еe субъектов по усилению взаимосвязей с органами местного самоуправления свидетельствуют о том, что контролю в системе государственной власти и государственного управления придается всe возрастающее значение.


Литература
1. Игнатовский П.А. Экономика, человек и государство. — М.: Русь, 1998.
2. Комаров А.Г. Практикум менеджмента. — Уфа: БАКБП, 2008.
3. Современный менеджмент. Теория и практика / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2004.
4. Управление государственной собственностью / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. — М.: ИНФРА, 2000.
5. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией. — М.: ИНФРА-М, 1999.
6. www.cis2000.ru/publish/book76/list.shtml

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия