Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Сидоров Ю. Ю.
заведующий кафедрой экономики и права Невского института экспертологии, управления и дизайна (г. Санкт-Петербург).

Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга

В последние годы в российской экономической политике сложилось понимание того, что отдельные меры, стимулирующие развитие тех или иных отраслей хозяйства, не связанных с сырьевым сектором, не дают желаемого результата. Необходимы кардинальные комплексные изменения во всех сферах экономической практики и законодательного регулирования. Наш анализ этого процесса демонстрирует наличие высокого потенциала, которым обладают особые экономические зоны (ОЭЗ). В нашей стране их создание основывается на принятом Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Его исполнение способствует экономической стабильности в деятельности инвесторов (резидентов зон) и позволяет обеспечивать решение текущих и перспективных задач, стоящих как перед национальной, так и перед региональной экономикой.
Создание ОЭЗ — действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач и реализацию стратегических программ и проектов. Именно им предстоит стать тем инструментом, который позволит через оздоровление промышленности региона выйти на его активное экономическое развитие.
Действие указанного Закона можно положить в основу современной промышленной политики России, которая позволит обеспечить повышение конкурентоспособности национальных предприятий на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ. Исходя из сущности современной промышленной политики, можно определить цель создания ОЭЗ: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта и стимулирование инновационной активности национальных компаний.
Кроме того, здесь предлагаются налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование создания инфраструктурных объектов, снижение муниципальных и региональных административных барьеров. Несмотря на то, что практическая реализация каждого из этих направлений еще недостаточно действенна, в совокупности создается синергетический эффект, позволяющий привлекать достаточно перспективные компании и добиваться на этих территориях высоких показателей результативности.
Важное отличие ОЭЗ от других объединений состоит еще и в том, что их создание базируется на использовании конкурсного механизма, т.е. разрабатываются критерии отбора, создаются экспертные советы и специальные межведомственные комиссии. При этом мы не утверждаем, что механизм их создания сегодня отвечает всем требованиям, предъявляемым к образованиям такого рода бизнес-сообществом и властными структурами (федеральными и региональными). Этот механизм находится в стадии становления, поэтому следует искать новые возможности его совершенствования. С момента вступления в силу этого Закона Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ было разработано около 30 нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию положений закона и отбор претендентов. В представленных документах предлагается использовать в качестве перспективной модели развитие отдельных российских территорий, обладающих хорошими предпосылками для обеспечения интенсивного типа экономического роста.
Сам Закон предполагает создание трех типов ОЭЗ: технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных.
Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы).
Технико-внедренческой зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем1.
Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих — организации и предприниматели.
Среди указанных типов ОЭЗ наиболее значимая роль в обеспечении эффективного экономического развития принадлежит, безусловно, технико-внедренческим зонам. Как известно, Санкт-Петербург вошел в ограниченное число территорий, где созданы такие зоны. Правительство Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга 18 января 2006 г. заключили Соглашение о создании особой экономической зоны2 на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф», пос. Стрельна) площадью 18,9 гектаров и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский площадью более 112 гектаров).
Площадка в Нойдорфе полностью занята резидентами. Здесь собраны компании из разных отраслей, имеющие разную специализацию. Это дает возможность предприятиям дополнять друг друга на одной территории. Не будучи конкурентами, они смогут обмениваться опытом работы.
В начале декабря 2007 г. компания «Линтекс» стала первым резидентом Ново-Орловской площадки. Дальнейший план привлечения резидентов и размер предполагаемых инвестиций представлены в таблице 1.
Таблица 1
План привлечения резидентов в 2008–2010 гг.3

Если подводить первые итоги работы этих зон, можно отметить следующее. Для решения задачи повышения уровня российского здравоохранения в 2007 г. были объединены 10 академических и вузовских учреждений Санкт-Петербурга. Их совместными усилиями создан «Центр нанотехнологий для биологии и медицины» (участ­никами явились ФТИ, Политехнический университет, ПИЯФ им. Константинова, Институт эволюционной физиологии и биохимии, Институт цитологии, НИИ гриппа РАМН, НИИ онкологии РАМН, НИИ физиопульмонологии МЗРФ, ЦНИ рентгенорадиологического института, Ин­ститут аналитического приборостроения). Планируется, что данное учреждение будет мощным центром разработки нанобиотехнологий, которые необходимо доводить до промышленной стадии. И эта задача будет решаться, в том числе, благодаря возможностям, которые предоставляет ОЭЗ.
Важное направление в рамках промышленной политики Санкт-Петербурга связано с выстраиванием действенной схемы финансирования строительства инфраструктурных объектов в ОЭЗ. Принято решение, в соответствии с которым средства из федерального и городского бюджетов будут перечисляться напрямую компании, которой переданы функции заказчика строительства инфраструктуры ОЭЗ. Городу в этой компании будет принадлежать 49% акций, а контрольный пакет акций достанется ОАО «Особые экономические зоны» (100%-ная федеральная собственность). Через эту компанию будет осуществляться финансирование строительства инфраструктурных объектов во всех российских ОЭЗ.
С 2006 по 2010 гг. бюджет Санкт-Петербурга и федеральный бюджет на паритетных началах вложат в инфраструктуру обеих площадок ОЭЗ около 9,2 млрд. руб. Около 2,9 млрд руб. инвестиций федеральный бюджет потратит на строительство офисного здания площадью 111.000 кв. м., которое начнется в этом году4. Резиденты же в Нойдорфе должны построить около 320.000 кв. м. зданий под свои производства.
В перспективе, благодаря отечественным и иностранным инвестициям, ОЭЗ должны стать действенным инструментом развития новых технологий, наукоемких производств и создания товаров, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынке.
Стимулировать приход компаний в ОЭЗ призваны используемые здесь особенности системы налогообложения. Эти вопросы регулируются ст. 36 Закона № 116-ФЗ и законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. Прежде всего, резиденты особых экономических зон на 5 лет освобождаются от всех местных налогов. Также в течение 5 лет с момента постановки на учет резиденты ОЭЗ освобождаются от обложения налогом на имущество. По истечении этого периода налог будет рассчитываться, исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная же льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Существуют и налоговые льготы по налогу на прибыль.
Кроме того, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном — в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех субъектов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.
Для резидентов технико-внедренческой зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога. Кроме того, существует право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ).
Однако, пожалуй главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, будет гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона № 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
По предварительным оценкам, все резиденты Нойдорфа смогут сэкономить на налогах около 10–15 млн долл. в год. Предоставляемые льготы могут сократить срок окупаемости инвестиций примерно на полгода и сэкономить около 15% себестоимости продукции.
Несмотря на то, что налогообложение является очень важным инструментом государственного регулирования экономических процессов, заметим, что результативность работы технико-внедренческой ОЭЗ зависит от наличия высококвалифицированных кадров и системы их подготовки/переподготовки, а также — от деятельности научно-исследовательских центров.
Сегодня в Санкт-Петербурге практически повсеместно работодатели сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных кадров. Проблема обеспечения предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами становится приоритетной. Поскольку, по всей видимости, трудовая мобильность в ближайшее время существенно не возрастет, задачу насыщения локальных рынков труда ОЭЗ кадрами нужных профессий, очевидно, придется решать за счет внутренних резервов, используя специальные формы профессионального ориентирования, формируя госзаказ на подготовку студентов определенных специальностей, осуществляя целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации наличных кадров. По существу, речь идет о приведении рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями нарождающегося специфического сегмента рынка труда, который будут формировать резиденты ОЭЗ.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что сам факт создания ОЭЗ еще не свидетельствует о запуске механизма эффективного экономического развития региона. Напротив, это тот шаг, который требует больших временных и материальных затрат со стороны значительного количества хозяйствующих субъектов, в том числе — федеральных и региональных властей.
Только общими усилиями можно решить такую важную для государства и Санкт-Петербурга задачу, как переход к эффективному экономическому развитию.


Литература
1. Закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
3. Архипов А.Ю., Павлов П.В. Активизация внешнеэкономической деятельности на макро-, мезо и микроуровне посредством создания особых экономических зон // Экономист. — 2006. — № 4.
4. Князева Н. Особые экономические зоны: кадровый вызов // Человек и Труд — 2006. — № 4.
5. Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации // Современный бухучет — 2006. — № 4.
6. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами // www.rosoez.ru.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия