Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Огоев А. У.
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Определение регионального инвестиционного процесса как основы разработки стратегии его финансирования

Формирование научно-обоснованного определения регионального инвестиционного процесса, которое, согласно представлениям автора, является принципиальной основой исследований в области инвестиционного финансирования в целом и разработки соответствующей стратегии в частности, требует уточнения понятийного аппарата и, в первую очередь, таких неоднозначных терминов, как регион и инвестиции.
Выделение региона, как субъекта экономической и в том числе инвестиционной деятельности, предполагает формирование его точного понимания, которое представляется необходимым элементом терминологической базы, поскольку позволяет далее обоснованно ограничить область исследования, сформулировать его предмет и объект и применить адекватное методологическое и методическое обеспечение.
Наиболее общим определением данного объекта исследования представляется трактовка понятия региона А.Г. Гранбергом, состоящая в том, что «регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих его элементов» [1, С. 16]. Создавая общеметодологиче­скую основу подхода к выделению региона, как объекта специального исследования на основе формирования системы адекватных его целям и задачам признаков, в цитируемой работе справедливо отмечается, что «... в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. В частности, для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления...». [1, С. 16]
Данное положение находит свое отражение и в целевых определениях региона законодательными органами власти, которые адаптируют трактовку термина к конкретно поставленным целям и задачам фрагментирования территорий. Наиболее значимым представляется определение понятия «регион», приведенное в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, где представлен как «...часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации». [2]
С позиций целей и задач исследования финансово-инвестиционного текущего функционирования и перспективного развития региона в приведенном выше определении наиболее значимым представляется его отождествление с субъектом федерации тогда, когда доминирующим значением для формирования его характеристик выступает то, что за регионом закреплены строго определенные права законотворчества и законо­применения. Важность такого подхода состоит в том, что реальное влияние на направленность, интенсивность и эффективность инвестирования в регионе может быть оказано только в том случае, если органы власти субъекта федерации располагают достаточно значимым ресурсным и организационным потенциалом принятия и реализации соответствующих нормативно-правовых положений.
Идентификация понятий «регион» и «субъект федерации» основана в целом на конституционно установленной нормативно-правовой автономности последнего, позволяющей в рамках федерального законодательства формировать собственные условия экономической деятельности, соответствующие природно-географической, демографической и социальной специфике данной территории. Важной составляющей проявления и конкретизации нормативно-правовой регламентации региона (субъекта федерации) представляется его финансовая автономность, которая позволяет в рамках таких основополагающих нормативных актов, как Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации создавать собственные финансовые ресурсы и использовать их для целей текущего функционирования и перспективного регионального социально-экономического развития. [3]
Отметим, что присущая субъекту Российской Федерации нормативно-правовая и финансовая автономность позволят органам региональной власти принимать достаточно широкий круг самостоятельных решений по регулированию структуры и темпов экономического роста и социального развития, в составе которых необходимо различать, как нам представляется, следующие, имеющие непосредственное отношение к инвестиционной активности в регионе, комплексные меры в рамках принимаемых решений:
— создание нормативно-правовых и финансовых условий для достижения заданных параметров экономического роста совокупностью региональных субъектов хозяйствования, которые могут включать в себя определенные льготы и преференции, а также запретительные и ограничительные меры, применяемые к предприятиям определенной, как правило, отраслевой, принадлежно­сти (конкретного вида экономической деятельности;
— применение различных форм прямого финансирования развития региональной социально-экономиче­ской сферы за счет источников, использование которых отнесено к компетенции региональных органов государ­ственного управления;
— использование различных форм частно-государ­ственного партнерства, основанного на применении разнообразных финансовых инструментов, целью которого является сбалансированное удовлетворение финансовых интересов предпринимательского сектора и решение социальных задач развития региона.
Эффективность перечисленных выше решений определяется, в первую очередь, тем, насколько целесообразными для регионального развития являются их инвестиционные последствия, которые в целом можно оценить величиной суммарной капитализации региональных активов. Данное положение основано на том, что, как полагает автор, любое решение органов власти субъекта федерации в области стимулирования развития региональной социально-экономической сферы, прямо или косвенно влияет на объемы и структуру инвестирования и, таким образом, приводит к изменению объемов и структуры активов хозяйствующих субъектов. При этом необходимо учитывать, что понятие «капитализация активов» имеет существенно различное содержание в зависимости от того, какой тип субъектов хозяйствования является объектом оценки.
Так, для субъектов хозяйствования с коллективно-долевой направленностью деятельности, уровень капитализации активов определяется ее рыночной оценкой в виде, например, котировок соответствующих финансовых инструментов на фондовом рынке. При этом фундаментальным фактором рыночных котировок является уровень экономической (финансовой) эффективности инвестиций. [5]
В то же время, для предприятий с некоммерческой направленностью деятельности в качестве оценки инвестиционных последствий принятых решений следует применять характеристики балансовой стоимости инвестиций в виде роста активов, которые необходимо дополнить параметрами социальной эффективности использования активов, например, показателями абсолютного и относительного изменения уровня инвестиционного обеспечения данного сектора социальной сферы.
Наконец, в том случае, когда оцениваются решения в области частно-государственного партнерства, их инвестиционные последствия носят смешанный характер и могут быть выражены, как ростом рыночной стоимости активов, так и совокупностью характеристик социального эффекта и уровня эффективности.
Отмеченное выше разнообразие инвестиционных последствий решений региональных органов власти в составе направленности их влияния на финансовые характеристики объектов прямого и (или) косвенного воздействия, позволяет обосновать необходимость специального исследования сущности региональных инвестиций как экономической категории и тех действий, которые определяют их формирование и использование.
В классической и современной экономической науке, практике учеными-экономистами предлагаются достаточно разнообразные трактовки термина «инвестиции», отражающие базовые подходы к конкретному научному направлению. Так, например, классическая меркантилистская теория, основы которой изложены А.Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов», предполагает, что инвестиции являются следствием сбережений и отражают ту их часть, которая расходуется их владельцем на формирование основного капитала.
Таким образом, меркантилизм фактически отождествляет инвестиции с данным фактором производства и ограничивается единственным их источником, то есть предполагает исключительно автономное самофинансирование инвестиций. Соглашаясь с предлагаемой капитализационной сущностью инвестиций и с тем, что их источником являются сбережения, монетаристская макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса рассматривает объект и субъект инвестиций как различные части экономической системы, взаимодействие которых основано исключительно на возможности получения последним инвестиционного дохода, состоит в распределении совокупных сбережений между объектами на рыночных принципах, и результаты которого формируют мультиплицированное увеличение ценности совокупного капитала. [6]
Отметим в этой связи то, что в отличие от первой, данная трактовка может быть эффективно применена при решении проблем финансирования регионального инвестиционного процесса, поскольку, как полагает автор, позволяет выделить такие его элементы, как совокупный региональный реципиент инвестиций и совокупный инвестор, определив региональную и внерегиональную составляющие последнего.
Из достаточно широкого круга определений инвестиций, предлагаемых различными научными школами выделим то, которое сформулировано как один из элементов неортодоксального кейнсианства, [7] рассматривающее данную категорию, как результат акта обмена возможности немедленного удовлетворения потребности владельца финансовых ресурсов на те дополнительные блага, которые будут получены в результате их трансформации в производственный капитал в виде будущего дохода (прироста исходного объема ресурсов).
Прикладное использование такого подхода, как нам представляется, позволит при решении комплекса проблем финансирования региональных инвестиций, в том числе при разработке соответствующей региональной стратегии, учесть, с одной стороны, инвестиционный потенциал региона в виде оценки склонности его населения к сбережению и, с другой стороны, сопоставить его со сложившимся в регионе в текущий период времени и среднесрочном прогнозируемом уровне доходности инвестиций. Кроме того, важным представляется то, что в данном случае можно объективно учесть влияние предпочтений и требований потенциальных инвесторов к доходности инвестиций на состояние не только финансового рынка, но и рынка товаров и услуг.
Анализируя определения понятий «инвестиции», приводимые в распространенных энциклопедических источниках, следует отметить, что они носят не столько научный, сколько общеобразовательный характер. Так, например, наиболее употребляемый Интернет-ресурс «Википедия» предлагает под инвестициями понимать связанное с риском размещение капитала с целью получения дохода, [8] что противоречит пониманию этой категории, как инструмента формирования капитала и, кроме того, противопоставляет такие несопоставимые понятия, как инвестиции и кредит, что неправомерно, так как инвестиции могут формироваться в том числе за счет заемных средств.
Более компетентным в научном отношении представляется определение понятия «инвестиция» рядом авторов, [9] где под инвестициями понимаются долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом в основные фонды предприятий разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения дохода.
Однако, как полагает автор, при этом неоправданным является, во-первых, акцентирование на длительных сроках инвестирования, которые на практике могут быть весьма разнообразными (а для портфельных инвестиций и весьма краткими) и, во-вторых, ограничение объектов инвестирования предприятиями, программами и проектами, поскольку в их качестве могут выступать, например, государственные, в том числе региональные, общие долговые обязательства и иные, не связанные напрямую с производственной деятельностью, финансовые инструменты.
С позиций направленности и проблематики финансирования инвестиционного процесса региона, наиболее адекватным его целям и задачам представляется определение инвестиций, сформулированное в Федеральном законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет инвестиции как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». [10]
В качестве достоинств определения понятия «инвестиции» данным федеральным законом следует отметить:
— научность предлагаемой трактовки, которая определяется тем, что в соответствии с положениями классической и современной экономической науки ней отчетливо выделена целевая направленность инвестиций, состоящая в получении полезного эффекта, как фактора интенсивности инвестирования;
— нормативный характер определения понятия «инвестиции», который позволяет применять его при разработке региональных нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в рамках субъекта федерации, не вступая в противоречие с положениями федерального законодательства;
— представление в определении понятия «инвестиции» всех возможных форм вложения средств, включая не только денежные средства, но и материальные ресурсы, а также нематериальные активы, что представляется особенно важным при решении проблем финансирования инвестиций в ходе частно-государственного партнерства;
— выделение в качестве объектов инвестирования не только тех, которые относятся к предпринимательской деятельности, но и иных, развитие которых не предполагает получение прибыли, а направлено на получение социального эффекта, что позволяет сформулировать специфические требования к инструментам финансирования инвестиций.
Проведенный автором анализ наиболее распространенных подходов к определению понятий «регион», «инвестиции» и обоснование выбора из них наиболее адекватных области финансирования инвестиционного процесса позволяет предложить следующее определение регионального инвестиционного процесса, которое может быть положено в основу комплекса решений по разработке стратегии его финансирования.
Региональный инвестиционный процесс — это по­следовательная совокупность действий, направленных на формирование фонда инвестиций региона (субъекта федерации) за счет комплексного использования различных источников ресурсов и инструментов их привлечения, на рациональное распределение фонда между реципиентами инвестиций и на создание благоприятных условий выполнения инвестиционных обязательств.


Литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУВШЭ, 2001. — С.16.
2. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Собр. законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 23. — Ст. 2756.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Изд-во Омега Л, 2008.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. 1 и 2). — Томск: Сибирское университетское издательство, 2008.
5. Иванов В.В., Никифорова В.Д. и др. Рынок ценных бумаг. — М.: Изд-во КноРус, 2008.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Изд-во «Прогресс», 1978.
7. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. — М.: Изд-во «Прогресс», 1971.
8. http://ru.wikipedia.org
9. Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2007.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия