Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ситдиков С. А.
Глава Администрации Невского района Санкт-Петербурга,
заведующий кафедрой управления жилищным комплексом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук


Система мер по реализации стратегии развития жилищно-коммунального комплекса крупного города
В статье показана необходимость формирования стратегии развития жилищно-коммунального комплекса крупного города и обоснованы первоочередные меры по ее реализации
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), стратегия развития ЖКК, нормативно-правовая база, целевые индикаторы, мониторинг

Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) крупного города формируется с учетом специфических особенностей конкретной территории и направлена на обеспечение надлежащих условий проживания горожан. Необходимость формирования стратегии развития ЖКК обусловлена следующими факторами:
во-первых, необходимо обеспечить эффективное функционирование ЖКК и его устойчивое развитие в долгосрочном периоде;
во-вторых, внешние условия функционирования ЖКК характеризуются высокой степенью нестабильности, неопределенности и значительными рисками, что требует серьезных стратегических обоснований принимаемых решений;
в-третьих, для проведения глубоких преобразований в ЖКК требуется длительное время и значительные ресурсы, которые крайне трудно сконцентрировать в текущем периоде;
в-четвертых, ЖКК имеет высокую социальную значимость и потому любые крупные преобразования в отрасли должны быть тщательно обоснованы.
Решение глубоких и застарелых проблем в ЖКК, накопившихся в течение десятилетий, на наш взгляд, невозможно в рамках принятия текущих и оперативных решений. Выход из сложившейся ситуации возможен лишь при переходе к стратегическому управлению и планированию. Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса крупного города должна быть разработана и утверждена в виде многопланового, комплексного документа, важнейшим разделом которого должны стать взаимоувязанные меры по его реализации. Реализация стратегии развития жилищно-коммунального комплекса крупного города предусматривает участие многих субъектов: органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, бизнес – структур, общественных объединений и т. д.
На федеральном уровне, прежде всего, осуществляется:
– формирование нормативно-правовой и методологической базы;
– финансирование программ и подпрограмм, в которых предусматривается федеральное участие;
– предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий для обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Часть вопросов решается на региональном уровне:
– развитие нормативно-правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на территории региона;
– разработка и реализация региональных программ развития ЖКК.
На уровне крупного города осуществляется разработка программ и реализация мероприятий с учетом местных особенностей и накопленного положительного опыта.
По нашему мнению, первоочередными мерами по реализации стратегии развития ЖКК крупного города должны стать:
– стимулирование ресурсосбережения в жилищном фонде города;
– развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами;
– информационное обеспечение процесса реализации стратегии.
Ресурсосбережение является главным компонентом экономического потенциала развития ЖКК крупного города. Распространенная в настоящее время практика оплаты за поставку тепловой энергии не позволяет регулировать тепловой режим в домах, не стимулирует экономию тепловой энергии, как производителями, так и потребителями [4]. Поэтому в ходе реализации стратегии развития ЖКК крупного города необходимо предусмотреть меры по постепенной переориентации текущих расходов на оплату тепла в капитальные расходы на утепление зданий, рационализацию структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги, что, в конечном счете, будет способствовать снижению стоимости коммунальных услуг.
Для этого необходимо формирование экономической мотивации к ресурсосбережению в жилищном фонде по схеме работы энергосервисного бизнеса, когда объем доходов энергосервисной компании напрямую зависит от снижения потребления ресурсов в масштабах здания при соблюдении качества среды проживания. Для развития такого бизнеса требуется разработка методической базы формирования системы договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и реализации комплекса технических мероприятий по учету потребления ресурсов [1].
Для стимулирования конкуренции в сфере управления многоквартирными домами необходимо развитие бизнеса по управлению жилой недвижимостью на основе пообъектного управления многоквартирными домами и рационального ресурсопотребления. В настоящее время становится очевидным, что относительные неудачи в процессе самоорганизации частных собственников жилья в многоквартирном жилищном фонде путем создания товариществ собственников жилья были связаны с отсутствием реального альтернативного предложения услуг по обслуживанию жилых зданий. В этой ситуации вновь созданным товариществам собственников жилья (ТСЖ) приходится либо заниматься созданием «натурального хозяйства», либо обращаться к существующим государственным (муниципальным) жилищным предприятиям-монополистам.
Коренное улучшение ситуации с развитием рыночных отношений в ЖКК связано не столько с созданием ТСЖ, сколько с формированием конкурентного предложения услуг в сфере управления жилищным фондом, что отмечают многие специалисты в данной области [2, с. 93–96; 3]. Многообразие предложений будет стимулировать спрос на эти услуги, что послужит действенным стимулом для создания ТСЖ.
Информационное обеспечение процесса реализации стратегии предусматривает организацию мониторинга и контроля исполнения намеченных мер, а также оценку достигнутых результатов. Мониторинг представляет собой целостную систему непрерывного наблюдения, анализа и прогнозирования происходящих процессов. Для оценки результатов реализации стратегии развития ЖКК крупного города необходимо использовать систему целевых индикаторов, которые могут включать не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
В качестве целевых индикаторов можно использовать несколько групп показателей:
1. Комплексные индикаторы:
– уровень обеспеченности населения жильем, кв. м/чел.;
– коэффициент доступности жилья, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, лет.
2. Индикаторы, характеризующие развитие жилищного строительства:
– годовой объем ввода жилья, млн. кв. м;
– доля финансирования жилищного строительства за счет кредитных средств, предоставленных застройщику, %.
3. Индикаторы, характеризующие функционирование и развитие жилищно-коммунального комплекса:
– уровень износа коммунальной инфраструктуры, %;
– доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, %;
– доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями, %;
– доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, %.
Система индикаторов мониторинга позволит отслеживать динамику развития ЖКК крупного города и осуществлять корректировку поставленных целей и реализуемых мер.
При создании системы мониторинга необходимо соблюдать определенные требования к информации, которые обеспечивают ее целенаправленность, комплексность, прозрачность, достоверность, своевременность, репрезентативность, рациональную форму представления. Основной массив информации должен формироваться с помощью показателей, отражающих процесс функционирования и развития ЖКК, во взаимосвязи с мерами по управлению им. В основе системы измерителей лежат текущие показатели, а каждый последующий уровень означает определенную степень обобщения предыдущего.
Текущие показатели формируются на уровне отдельного объекта в виде технико-экономического паспорта многоквартирного дома. Одна из задач разработки такого паспорта – предоставление необходимой информации об объекте. Наличие паспорта позволяет не только получить необходимую информацию об объекте, но и после окончания строительства или ремонта здания осуществлять его обслуживание таким образом, чтобы с наименьшими затратами получить желаемые условия проживания и эффективное энергохозяйство; обоснованно планировать мероприятия по содержанию конструкций, инженерных систем и иного оборудования, по уходу за дворовыми территориями; обеспечить надлежащее составление подрядных договоров по обслуживанию здания и контроль их выполнения. Данные паспорта должны постоянно обновляться по результатам осмотров здания и территории. Данные по отдельным объектам на уровне всего города формируют систему текущих показателей развития ЖКК.
Следующий уровень обобщения информации о ЖКК города составляют программные индикаторы. Информационная система должна включать несколько значений программных индикаторов: базовое, текущее и целевое. Базовое значение – это величина показателя на момент начала реализации стратегии, текущее – значение показателя на момент составления отчета, целевое – прогнозируемое значение показателя к сроку реализации какой-либо целевой программы в рамках стратегии либо к сроку реализации стратегии в целом. Анализируя информацию, необходимо определять уровень соответствия текущего показателя целевому и факторы, повлиявшие на отклонение текущих показателей от целевых.
Следующий уровень обобщения – целевые параметры. Они должны отражать качественную сторону процесса развития ЖКК. Динамика целевых параметров позволит обоснованно судить об эффективности избранной стратегии управления развитием ЖКК. При этом следует учитывать, что для создания эффективно действующей информационной системы необходим охват всего жилищного фонда и использование имеющихся информационных баз на уровне города.
Таким образом, комплексная реализация изложенных выше первоочередных мер в рамках стратегии развития ЖКК крупного города позволит повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и обеспечить надлежащий уровень проживания горожан.


Литература
1. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 256 с.
2. Васильева Н.В. Управление жилой недвижимостью в новых правовых условиях // Актуальные проблемы управления экономикой региона: Матер. 2-й науч. -практ. конф. 22 апр. 2005 г. – СПб: СПбГИЭУ, 2005.- 286с.
3. Модернизация управления жилищной сферой в городах Италии и России. – СПб: Институт Евроград, FEDERCASA, 2005. – 204 с.
4. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 392 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия