Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Васильева В. В.
ассистент кафедры экономики и управления на предприятии в сфере сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Развитие внутреннего механизма регулирования деятельности предприятий розничной торговли
В статье рассмотрена система внутренних целей торговой организации, обеспечивающая сбалансированное развитие на определенном этапе ее жизненного цикла, предложен методический подход к оптимизации механизма внутреннего регулирования деятельности предприятий розничной торговли
Ключевые слова: торговля, предприятие розничной торговли, механизм внутреннего регулирования

Развитие законодательного регулирования предпринимательской деятельности предполагает реформирование самих предприятий, их организационной структуры, внутренней политики, отношения с персоналом, инновационной и инвестиционной политики, контроллинга и прочее. Государственная политика в этой области должна быть направлена на создание механизма, обеспечивающего стабильность и прозрачность отношений собственности, формирование развитой информационной инфраструктуры предприятий, развитие системы консалтинга в области управления качеством продукции, товаров и услуг.
Важную роль в реализации политики реформирования деятельности предприятий приобретают идеи саморазвития предприятий. В теории и практике менеджмента существует множество теорий развития организаций, отвечающих особенностям того или иного исторического этапа.
Торговля в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Начиная с 2000 г., товарооборот характеризуется устойчиво высокими темпами роста. В 2001–2003 гг. среднегодовой темп прироста составлял 9,7%, но значительный среднегодовой прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в эти годы (11,5%) предопределил дальнейшее ускорение роста продаж товаров [1].
В 2004 г. на потребительском рынке произошло увеличение розничных продаж. Накопленная населением в предыдущие годы денежная наличность была направлена на покупку товаров и потребление платных услуг. Это способствовало резкому росту розничного товарооборота, который в 2004 г. увеличился на 13,3%, значительно опережая рост реальных денежных доходов населения (10,4 процента). В 2005 г. рост оборота розничной торговли по сравнению с 2004 г. несколько замедлился, но сохранился на достаточно высоком уровне — 12,8 процента. 2006 г. не стал исключением, и рост оборота розничной торговли составил 13 процентов [1]. При этом следует отметить, что деятельность организаций сферы торговли регулируют сегодня более чем шестьюстами законодательными актами и нормативными документами. На наш взгляд, настоятельной проблемой является упорядочение и упрощение торгового законодательства, приведение его в соответствие с нормами Всемирной торговой организации и целями российской торговой политики на внутреннем рынке.
Поиск путей эффективного регулирования внутренней торговли предполагает разработку концепций и программ развития потребительского рынка на региональном уровне, проектов формирования отраслевого механизма регулирования розничной торговли, оптовой торговли и общественного питания на федеральном уровне.
Формирование внутреннего механизма регулирования предприятия предусматривает приведение в соответствие факторов внешней и внутренней среды функционирования организации, что способствует эффективному достижению ее целей.
Внутренние цели торговой организации могут быть представлены в виде определенной системы, включающей следующее:
• Обеспечение сбалансированности интересов собственника и государства:
— удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования, потребительских услугах;
— обеспечение занятости населения;
— участие в формировании доходной части бюджетов разных уровней.
• Обеспечение самоокупаемости, самофинансирования и долговременного развития:
— получение чистого дохода, достаточного для обеспечения самоокупаемости, самофинансирования и развития;
— обеспечение умеренного благосостояния собственников капитала;
— укрепление и развитие основных средств торгового предприятия.
• Повышение уровня научно-технического развития и инвестиционной активности:
— обеспечение социального развития и повышение мотивации работников торговли к эффективной и качественной деятельности;
— повышение (поддержание) уровня оплаты труда и материального благосостояния работников;
• Формирование и укрепление организационного потенциала:
— оптимизация структуры торговых организаций и сетей;
— формирование информационной системы;
— формирование операционной системы;
— обеспечение персоналом и его развитие;
— управление изменениями и нововведениями;
— развитие системы контроллинга в торговом предприятии.
Сбалансированность интересов собственника, работников и государства достигается за счет удовлетворения потребностей общества в продукции и услугах предпринимательской организации, за счет удовлетворения общественных потребностей в труде и за счет обеспечения доходов государственного бюджета.
Важную группу целей сбалансированного развития предприятия розничной торговли составляют цели обеспечения самоокупаемости, самофинансирования и долговременного развития. Основными из них являются: получение чистого дохода, достаточного для самоокупаемости, самофинансирования и развития; обеспечение благосостояния собственников капитала; укрепление производственного потенциала; повышение уровня научно-технического развития и инвестиционной активности.
Регулирование внутренней деятельности по достижению данной группы целей можно обеспечить на основе согласования интересов собственника и предпринимательской организации в целом, интересов государства, работников и предпринимательской организации. Интересы собственника и предпринимательской организации могут быть сбалансированы за счет выбора направлений деятельности и стратегических позиций в конкурентной борьбе в соответствии с характером жизненного цикла развития организации, обеспечивающих получение высокой прибыли, а также за счет совершенствования внутренней культуры предпринимательского поведения, как собственника, так и организации в целом. Сбалансированность интересов государства и предпринимательской организации можно отрегулировать такими способами, как: выбор организацией оптимальной стратегии развития, которая обеспечит в перспективе высокие доходы государственного бюджета, а также установление государством разумных ставок налоговых платежей и поощрение инвестиционной деятельности организации.
Группа целей по обеспечению социального развития и мотивации деятельности предприятия розничной торговли предусматривает реализацию целей по повышению (поддержанию) уровня оплаты труда и материального благосостояния работников и по усилению мотивации на повышение производительности и качества труда. Регулирование деятельности организации по данной группе целей предусматривает согласование интересов собственника и трудового коллектива, согласование интересов государства и трудового коллектива, согласование интересов трудового коллектива и организации. В процессе реализации этой группы целей возникают ситуации, когда интересы собственника доминируют над интересами трудового коллектива, т.е. собственник заинтересован в повышении своего благосостояния в ущерб интересам социального развития трудового коллектива; и другая ситуация — когда трудовой коллектив заинтересован в ускорении социального развития, невзирая на интересы собственника и экономическое положение организации. Достичь согласования интересов собственника и трудового коллектива можно такими способами регулирования, как: привлечение работников к управлению предприятием, развитие форм участия работников в распределении прибылей, повышение эффективности работы предприятия розничной торговли на основе усиления мотивации труда.
При несовпадении интересов трудового коллектива и интересов государства рычагами регулирования выступают: соблюдение норм трудового законодательства; выравнивание степени имущественного расслоения персонала организации и собственника; введение налоговых методов поощрения социального развития трудовых коллективов.
Интересы трудового коллектива могут не совпадать с интересами организации, тогда либо трудовой коллектив противодействует реализации целей организации, либо организация подавляет интересы трудового коллектива в погоне за капитализацией прибыли. Для регулирования интересов трудового коллектива и организации применимы такие способы, как: привитие навыков предпринимательского типа поведения руководителям организации и навыков хозяйственного поведения трудовому коллективу; социальная ориентация трудового коллектива на поддержку инновационной деятельности.
Структуру внутреннего механизма регулирования деятельности можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Внутренний механизм регулирования деятельности предприятия розничной торговли

Основным назначением организационного механизма регулирования является укрепление организационного потенциала предприятия, приведение его к состоянию гибкого реагирования на внедрение нововведений. Организационный механизм должен обладать свойством усиления по мере своего развития. Составными частями организационного механизма являются:
— структуризация деятельности;
— организация внутреннего планирования;
— моделирование систем управления (персоналом, информационным обеспечением, операционной деятельностью и др.);
— организационно-техническое регулирование;
— управление изменениями и нововведениями.
Оптимизация механизма регулирования рассматривается нами как разработка улучшенной модели регулирования всех подсистем организации на основе комплексного и системного подходов. Разработанная нами структурная схема внутреннего механизма представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема внутреннего механизма регулирования деятельности предприятия розничной торговли

Модель системы формируется с учетом действия факторов внешней и внутренней среды организации. Механизм регулирования, рассматриваемый как система, состоит из двух подсистем: подсистемы высшего руководства и подсистемы среднего и низового уровня руководства. Механизм регулирования в каждой подсистеме спроектирован таким образом, что обеспечивает четкое разделение функций регулирования на каждом уровне и практически полностью исключает дублирование функций в подсистемах.
Для реализации предложенного нами механизма регулирования деятельности предприятия розничной торговли целесообразно выработать рациональную структуру распределения полномочий регулирования на уровнях высшего, среднего и низового руководства. С учетом выработанной структуры механизма регулирования (рис. 2) нами предлагается схема распределения полномочий регулирования.
При органах высшего руководства могут быть образованы четыре коллегиальных органа:
• Координационный Совет по внешнему регулированию предпринимательской деятельности;
• Координационный Совет по стратегическому развитию;
• Координационный Совет по регулированию воспроизводственной деятельности и накопления капитала;
• Координационный Совет по организационному проектированию и информационному развитию.
Координационные Советы включают в свой состав руководителей и ведущих специалистов высшего и среднего уровней управления. При необходимости в Координационный Совет можно вводить и руководителей низового уровня. Их деятельность регулируется Положениями о координационном совете соответствующего типа, которые содержат перечень функций. Координационные Советы вырабатывают основополагающие коллегиальные решения по развитию предпринимательской деятельности, которые утверждаются руководителем организации.
На основе решений координационных Советов формируются механизмы регулирования на среднем и низовом уровнях руководства. На среднем уровне происходит процесс выработки проектных решений в рамках механизмов регулирования предпринимательской деятельности, а на низовом уровне — оперативная реализация механизмов регулирования с системой обратной связи, позволяющей проводить своевременную корректировку деятельности предприятия розничной торговли.
Реализация предложенной схемы механизма регулирования предпринимательской деятельности позволит обеспечить сбалансированное развитие любого предприятия розничной торговли.


Литература
1. Экономика России: итоги и перспективы роста. — М.: МЭРТ, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия