Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Гибадуллин М. З.
доцент кафедры мировой экономики
Татарского Государственного гуманитарно-педагогического университета,
кандидат экономических наук

Вахитова Т. М.
доцент кафедры политологии и экономической теории
Казанского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук

Хабибуллин А. С.
старший научный сотрудник НИИ при Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г. Казань)

Республика Татарстан и развитие торгово-экономических отношений России со странами Востока в контексте современных тенденций глобализации
В статье исследуется региональный аспект внешнеэкономической стратегии РФ. В контексте развития внешнеэкономических связей и обеспечения устойчивого роста национальной и региональной экономики анализируется сочетание уникальных природно-географических, инфраструктурных и национально-культурных особенностей Республики Татарстан
Ключевые слова: Республика Татарстан, внешнеэкономические связи РФ и РТ, внешнеторговый оборот, географическая структура экспорта, конкурентное преимущество

Внешнеэкономическая стратегия государства призвана наиболее полно использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов роста национальной экономики. В мировой экономике, особенно в сфере межгосударственных отношений, нет места стихийным механизмам, действующим в автоматическом режиме, вне зависимости от конкретных стратегических возможностей и соответствующих умений и влияния участников. В современных условиях только часть мировой торговли может считаться «классической» (или рикардовской), а все большая ее часть становится «неклассической», т.е. подчиненной влиянию (или господству) стратегий активных единиц, обладающих различной мощью, главные из которых — государства, интеграционные союзы, транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы.
Существует ряд объективных причин, не позволяющих России в полной мере использовать выгоды растущей интернационализации мирового хозяйства. Здесь следует, прежде всего, отметить низкую конкурентоспособность отечественной экономики, фактически монокультурный топливно-сырьевой характер российского экспорта, чрезмерно высокую концентрацию россий­ского экспорта на европейском направлении в условиях замедления темпов развития европейской экономики. Внешнеэкономическая стратегия России должна учитывать весь комплекс быстро меняющихся внешних условий ее реализации, связанных с интенсификацией процессов глобализации. Наиболее важной задачей здесь представляется диверсификация экспорта, в том числе его товарной и географической структуры. В практическом плане для успешной реализации внешнеэкономиче­ской стратегии необходимо сформулировать страновые и региональные приоритеты внешнеэкономической политики РФ, в том числе отдельных ее регионов. Наряду с традиционными направлениями, такими как ЕС, СНГ, Китай, необходимо выделять и новые, перспективные. Конечной целью интеграционных усилий должно стать формирование широкой евразийской зоны интеграционного сотрудничества.
Как отмечает известный экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2008 г. П. Кругман, основой внешней торговли является выигрыш от специализации в отраслях, характеризующийся экономией на масштабе (возрастающий эффект масштаба), или снижающимися издержками производства [1]. Географическая концентрация предприятий отрасли в немногих районах снижает транспортные расходы, создает рынок для разнообразных специальных услуг, направленных на нужды именно этой отрасли, расширяет спрос на квалифицированную рабочую силу. Этим можно объяснить специализацию ряда стран на товарах, по которым они не имеют очевидных преимуществ в ресурсах — скажем, специализация Швейцарии на экспорте часов (93% производимых в стране часов идут на экспорт).
Экономия на масштабе на уровне отрасли, а не отдельной фирмы называется внешней. Она играет важную роль во внешней торговле. При наличии внешней экономии более низкие издержки будет иметь страна, где выше объем производства в данной отрасли. Страна, которая может дешево производить какой-то товар, как правило, выпускает его в больших количествах. Внешняя экономия закрепляет направления межотраслевой торговли. Страны, которые исходно были крупными производителями определенного продукта остаются таковыми постоянно, вследствие того, что они все время имеют низкие издержки производства.
Внешняя экономия закрепляет исторически сложившуюся международную специализацию стран в тех или иных отраслях. При крупных размерах внешней экономии страна, появившаяся на рынке раньше, может вытеснить с него тех, кто пришел позже. Так может произойти и в случае, если опоздавшая страна со временем окажется в состоянии производить товар дешевле, чем страна, исходно контролирующая рынок. Такие теоретические предпосылки можно использовать при выработке внешнеэкономической стратегии со странами исламского Востока, во многих из которых традиционный экономический уклад соседствует со стремлением этих стран расширять горизонты сотрудничества с другими государствами, в том числе и с Россией.
Исламский мир представляет из себя регион, отличающийся большим разнообразием и огромным потенциалом развития. В социально-экономическом плане здесь заметна огромная дифференциация. Некоторые арабские страны-нефтеэкспортеры, сосредоточенные главным образом в районе Персидского залива, смогли обеспечить за счет распределения нефтяной ренты повышение душевого дохода до уровня, сопоставимого с развитыми странами. Однако для полноты представления о современном исламском мире акцентировать внимание только на ближневосточном регионе недостаточно. Такие страны ЮВА, как Малайзия и Индонезия, достаточно энергично проводят модернизацию своей экономики и представляют интерес в долгосрочном экономическом сотрудничестве.
Благодаря постепенному снижению барьеров для торговли товарами и услугами и техническому прогрессу — уменьшению транспортных издержек и времени, необходимого для перевозки товаров и пассажиров, а также передачи информации — в последние годы резко возрос объем международной торговли товарами, расширяется и охватывает все новые отрасли международная торговля услугами, увеличиваются международные потоки капиталов и информации. Глобализация создает огромные возможности для развития, но одновременно увеличивает связанные с ним риски. Внешний фактор — эффект от участия страны в международном обмене товарами, услугами, капиталом и рабочей силой — играет весьма заметную роль в развитии отечественной экономики на протяжении всего периода существования России в качестве самостоятельного государства. Экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, внешние рынки поглощают 11–14% производимой в России добавленной стоимости. Прямые иностранные инвестиции в последние годы приносят России от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды. Почти половина ресурсов розничной торговли формируется за счет импорта, экспортная квота составляет чуть более 30%. (табл. 1).
Таблица 1
Значимость внешнего фактора для воспроизводственного процесса России, %
Источник: Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 5. — С. 14.

Необходимо назвать несколько факторов конкурентного преимущества, объективно способствующих выдвижению Республики Татарстан на роль одного из ключевых участников «восточной» политики России.
Во-первых, Татарстан занимает исключительно благоприятное пространственно-географическое положение. Как известно, после Великой Октябрьской социалистической революции произошло существенное перекраивание административно-территориального устройства страны. На карте России появились новые национально-административные единицы. В 1920 г. специальным Декретом Советского правительства была образована Татарская Советская Социалистическая республика (с 1991 г. Республика Татарстан). Из 12 уездов бывшей Казанской губернии в состав ТАССР вошли: Казанский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Чистопольский, Тетюшский, Спасский. Из бывшей Уфимской губернии к Татарии был присоединен Мензелинский уезд. Кроме того, из Самарской губернии в состав ТАССР перешел Бугульминский уезд, из Симбирской губернии — Буин­ский, из Вятской губернии — Елабужский. За пределами ТАССР остались Козмодемьянский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский и Ядринский уезды.
Таким образом, территория современного Татарстана большей частью совпадает с административными границами Казанской губернии XIX — начала ХХ. веков. Поэтому выгоды транспортно-географического положения, как и прежде, способствуют активному участию республики в трансконтинентальном взаимодействии с другими странами и регионами мира. В настоящий момент Республика Татарстан является перекрестком нескольких транспортных коридоров, имеющих международное значение. После реализации ряда крупных инвестиционных проектов, таких как строительство автодорожного маршрута Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Казань — Оренбург — граница Республики Казахстан, который будет обслуживать внешнеторговые связи нескольких субъектов Российской Федерации, а также строительства международного мультимодального логистического центра под Казанью, роль Татарстана как узла, связывающего трансконтинентальные товарные потоки в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток», многократно возрастет.
Во-вторых, Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации и активно участвует в международных связях в целях содействия росту экономики и торговли, привлечения инвестиций, а также укрепления культурных контактов и поддержки соотечественников. Следует также упомянуть особенность Татарстана как региона совместного проживания примерно равных по численности представителей двух крупнейших конфессий России — православия и ислама. Создание условий для гармоничного развития межконфессиональных отношений обеспечило социальную стабильность в непростой переходный период после распада Советского Союза, а также позволило активно отстаивать принципы федерализма и разделения полномочий во взаимоотношениях с федеральным центром.
В рамках своей компетенции Республика Татарстан формирует нормативно-правовую базу внешних связей, оказывает поддержку со стороны органов государственной власти как крупным предприятиям при проработке долгосрочных международных проектов и расширении рынков сбыта, так и малому и среднему бизнесу, осуществляя консультации и обучение, презентации и различные бизнес-миссии. Большую роль в поддержке среднего и малого бизнеса играет Торгово-промышленная палата республики, содействующая международным и межрегиональным связям, привлечению новых технологий и повышению квалификации.
Наряду со специальными органами государственной власти (Департаментом внешних связей Президента Республики Татарстан, координирующим весь спектр международных связей, и Министерством торговли и внешнеэкономических связей РТ, отвечающим за внешнеэкономический блок), Татарстан имеет также самую развитую среди субъектов Российской Федерации сеть из 16 зарубежных представительств различного статуса. В республике созданы многочисленные совместные предприятия, открыты представительства инофирм, а также вводятся в эксплуатацию крупные объекты сферы торговли и услуг, гостиничного бизнеса с привлечением ведущих зарубежных компаний (ИКЕА, METRO Cash & Carry, Рамстор и др.).
Распределение ВТО Татарстана по странам в 2007 г.

Учитывая сочетание ряда уникальных факторов (многонациональное и поликонфессиональное население, расположение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом, богатые природные ресурсы в сочетании с развитым машиностроением) Татарстан развивает связи не только с экономически развитыми странами Европы и Америки, но и традиционно тяготеет к укреплению торговых и культурных связей со странами Ближнего Востока и Азии.
Внешнеторговый оборот Республики Татарстан с зарубежными странами в 2007 году вырос, по сравнению с 2006 г., на 26,8% и составил свыше 16 млрд долларов США. Положительное сальдо торгового баланса сложилось в размере около 12,7 млрд долларов, около 90% от внешнеторгового оборота РТ занимали экспортные поставки. Дополнительно объем услуг во внешнеэкономической деятельности составил 109 млн долларов.
Общий объем внешнеторгового оборота в 2007 году распределился следующим образом: государства дальнего зарубежья — около 11,6 млрд долларов США (131,2% по сравнению с 2006 г.), страны СНГ — около 4,5 млрд долларов (116,4%).
По вкладу во внешнеторговый оборот первое место среди торговых партнеров РТ третий год подряд занимает Украина (около 2,3 млрд долларов США). В первую тройку вошли также Венгрия (1,7 млрд) и Турция (1,5 млрд) [2].
В общем объеме республиканского экспорта традиционно лидирующее положение занимают нефть и нефтепродукты: доля их поставок (в стоимостном выражении) в 2007 г. составила 77%., машины и оборудование — 7,2%, каучук — 4 %, шины — 1,3%.
Объем импорта товаров в Республику Татарстан в 2007 году составил свыше 1,7 млрд долларов США, (по сравнению с 2006 г. рост на 55%), в том числе импорт из стран вне СНГ — около 1,4 млрд долларов. В структуре импорта наибольший удельный вес традиционно занимали машины, оборудование, приборы, транспортные средства. На их долю пришлось (в стоимостном выражении) 74,3% всех импортных закупок. Традиционно импортируемыми товарами являются также черные металлы и трубы из них, медикаменты, алкогольные и безалкогольные напитки.
Имея торговые связи более чем со 100 странами мира, Татарстан соблюдает баланс в сотрудничестве со странами Запада и Востока (табл. 2). Наряду с развитием контактов с Германией, Францией, Швецией, Италией, США и другими западными партнерами, Татарстан традиционно укрепляет многосторонние связи с Турцией, расширяет внешнеэкономические связи с Республикой Корея, Японией, Индией, Ираном, ОАЭ, другими восточными государствами, хотя, конечно же, объем товарооборота как России, так и Татарстана с государствами исламского Востока пока невелик.
Однако в динамике мы видим увеличение товарооборота с такими государствами, как Турция, Казахстан (табл.3), к сожалению, во многом политические факторы препятствуют расширению сотрудничества с Ираном, Ираком, — странами, которые весьма заинтересованы поставках из Татарстана продукции машиностроения, помощи татарстанских специалистов в разработке нефтяных месторождений.
Как уже было отмечено, Турция занимает ведущее место среди крупнейших внешнеторговых партнеров РТ. С этой страной у нас всегда были дружеские отношения, чему способствует языковое, религиозное и культурное сходство двух государств. В структуре экспорта Республики Татарстан в Турецкую Республику наибольший удельный вес занимает нефть, а также продукция химической и нефтехимической промышленности. Импортируются в основном изделия из черных металлов, электрическое и механическое оборудование, продукция легкой промышленности и др.
Таблица 2
Внешнеторговый оборот РТ в страновом разрезе в 2006 г.
Таблица 3
Внешнеторговый оборот РТ в разрезе стран, удельный вес, в %
Данные таблиц 2 и 3 получены при помощи авторской компьютерной программы, разработанной А.С.Хабибулиным

При участии турецких строительных организаций реализован целый ряд важных проектов в Казани, связанных со строительством социально значимых объектов Перспективными направлениями сотрудничества сторон является дальнейшее развитие совместной деятельности ОАО «Татнефть» с компаниями «Тюпраш» и «Зорлу Холдинг»; увеличение поставок в Турцию нефти, нефтепродуктов, нефтехимической и машиностроительной продукции (авиатехника, грузовые и легковые автомобили, судов и др.); реализация совместных проектов в строительной индустрии; дальнейшее привлечение турецких строительных компаний к участию в проектах реконструкции историко-архитектурных памятников, жилищного строительства; импорт из Турции пищевых продуктов (свежих и консервированных фруктов, подсолнечного масла и др.) и изделий из кожи; организация в Республике Татарстан центров оптовой торговли турецкими товарами; сотрудничество в организации выставочно-ярмарочных мероприятий в Республике Татарстан и Турции.
С 1996 г. особое место в развитии дружественных отношений с Турцией занимают контакты с единственным дипломатическим представительством в Татарстане — Генеральным консульством Республики Турция в Казани. Генеральное консульство, помимо выполнения основных функций по защите прав граждан Республики Турция, ведет большую работу по развитию двусторонних связей в области экономики и культуры, реализации крупных проектов в области образования.
Татарстан принимает активное участие в деятельности Российско-турецкого делового совета. В 1996 г. был образован Татарстанско-турецкий деловой комитет, который проводит регулярные мероприятия, направленные на содействие сотрудничеству в области экономики, торговли, инвестиций, науки и техники.
За последние пятнадцать лет Республикой Татарстан был накоплен богатый опыт международных и внешнеэкономических связей, получивший название «татарстанская дипломатия», суть которого состоит в эффективном использовании внешнего ресурса для социально-экономического развития республики, распространения в сфере внешних связей принципов толерантности и согласованного учета различных социальных интересов. Работа по ключевым направлениям международного и внешнеэкономического сотрудничества Татарстана осуществляется во взаимодействии с федеральными органами власти. К ним можно отнести реализацию крупных внешнеэкономических проектов, содействие предпринимательству, организационно-структурные меры развития, стимулирования и координации внешних связей, поддержку соотечественников, сотрудничество с международными организациями и другие направления работы, где существенное значение имеют полномочия федерального центра.
Исламский фактор начинает играть все более существенную роль в европейском контексте внешнеэкономического сотрудничества. В последние годы власти Татарстана отчетливо демонстрируют готовность к диверсификации источников инвестиций в экономику. В июне 2008 г. в Казани была проведены инвестиционная конференция под эгидой Исламского банка Развития (ИБР), цель которой состояла в привлечении бизнесменов из арабских государств к финансированию региональных и городских проектов. В итоговых документах отражены положения о предоставлении Исламским банком развития кредитной линии для осуществления муниципалитетом социальных проектов, об оказании технической помощи со стороны ИБР при создании так называемого «исламского окна» в одном из банков республики (через которое клиенты смогли бы получить доступ к международным ресурсам), подготовке специалистов в области исламского банкинга и др.
ИБР создан в качестве межправительственной кредитной организации, членами которой являются страны — члены ОИК. Официально свою деятельность банк начал в октябре 1975 года, его учредителями выступили 22 страны. В настоящее время в ИБР входит 56 государств, благодаря которым сформирован общий капитал в объеме 45 млрд долл. Основными направлениями деятельности является содействие сотрудничеству между исламскими странами через искоренение бедности, поддержку науки и технологии, повышение образовательного уровня мусульман, развитие частного сектора и охраны окружающей среды.
Учитывая наличие в столице Татарстана «дочки» лидера казахского банковского сектора банка «БТА Казань» можно ожидать, что в обозримом будущем весьма оригинальные и привлекательные услуги по исламским нормам станут доступны и жителям, и бизнес-структурам республики, если только их продвижение не войдет в противоречие с российским законодательством. Ведь, как известно, исламский банкинг использует формы финансирования, не связанные с получением процентов по кредитам, ростовщичество запрещено шариатом. А в связи с мировым финансовым кризисом, затронувшем традиционные финансовые институты Запада, проблемы кредита и процента, в том числе с учетом опыта ряда мусульманских стран, становятся в ряд актуальных задач мировой экономической науки и практики [3].
Татарстан подписал протокол о намерениях с Международным образовательным центром по исламским финансам (Малайзия), предусматривающий возможность создания в Татарстане финансовых институтов, — банков, страховых компаний, — которые могли бы действовать в соответствии с исламскими принципами. Уже сейчас в республике развивается исламский бизнес, открываются производства халяльной продукции, мусульманские кафе, ателье по пошиву и продаже мусульманской одежды. Ислам возвращается в общественно-политическую и духовную жизнь общества, и для того, чтобы мусульмане России чувствовали себя комфортно в современной жизни, безусловно, ислам должен найти свою нишу и в экономических отношениях.
Чтобы занять выгодное место в складывающейся под воздействием глобализации системе международного разделения труда, необходимы не только конкретные маркетинговые исследования отдельных сегментов мирового рынка, но и теоретическое обоснование условий и факторов, влияющих на специализацию стран в международном производстве и обмене, которые, в свою очередь, испытывают все возрастающее давление международных экономических организаций, транснациональных корпораций, региональных интеграционных союзов.
Таким образом, расширение и усложнение международного обмена, материальной основой которого являются фундаментальные сдвиги в системе международного разделения труда, его многополярность в новых геополитических условиях, обуславливают необходимость разработки новых теоретических подходов к анализу международного сотрудничества, расширение его границ и направлений.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль и историческое место Казанской губернии в развитии торгово-экономических отношений России со странами Востока (XIX — нач. XX в.) в свете современных тенденций глобализации», проект № 07-02-29204 а/В. Настоящей статьей мы продолжаем цикл публикаций, в которых ставится задача показать роль и место регионального фактора в развитии внешнеэкономических связей Российского государства со странами Востока. В предыдущей статье данная проблема рассматривалась в исторической ретроспективе (см. ПСЭ. 2008. № 1. С.377–380).

Литература
1. Кругман П., Обстфельд М. Мировая экономика: теория и политика. — М., 1997. — С.79.
2. Внешнеэкономическая деятельность РТ // www.tatar.ru.
3. Газизуллин Ф.Г. Становление и развитие социально-экономической мысли татарского народа. — СПб.: НПК «РОСТ», 2004. — С.169.
4. Юдаев К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. — 2008. — № 5. — С.4–22.
5. Эльянов А. Экономическая модернизация развивающихся стран в региональном разрезе // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 6. — С.19–29.
6. Исламский мир: «отстающее развитие» и мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 1. — С.89–103.
7. Глобализация мирового хозяйства и место России / Моск. госуд. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет; под ред. В.П. Колесова, Ю.В.Шишкова, Э.Г. Кочетова. — М.: ТЕИС, 2000. 230 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия