| | Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Ченцова Н. М. соискатель Поволжского государственного университета сервиса (г.. Тольятти)
| |
| | Одним из основных способов управления и институционализации социальной сферы является ее нормативно-правовое регулирование. Система нормативно-правового регулирования социальной сферы представлена различными видами нормативно-правовых актов. Существенное место среди них занимают социальные стандарты. В отличие от развитых стран мира в России система стандартизации социальной сферы находится в процессе становления. Целью этого процесса является создание нового, более эффективного механизма нормативно-правового регулирования социальной сферы российского общества.
Социальные нормы — единые или групповые для однородных территорий меры удовлетворения социальных потребностей населения, такие как: обеспеченность населения учреждениями социально-культурной сферы и их услугами; обеспеченность работников этих учреждений ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.
Основой формирования системы социальной стандартизации является концепция развития национальной системы стандартизации от 28.02.2006 г. № 266-р [4].
Минимальные государственные социальные стандарты Российской Федерации отражены в Конституции РФ, проекте Федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах», Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ряде других нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
В пункте 2 ст. 177 Бюджетного Кодекса РФ [2] предусмотрено, что при составлении проекта бюджета выделение средств конкретному распорядителю бюджетных средств определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг. Однако ст. 177 БК РФ, предусматривающая разработку, утверждение и использование нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, вводится в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах [1]. К настоящему времени такой федеральный закон еще не введен в действие. Государственной Думой только в первом чтении принят проект Федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах». Он устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации [5].
Данный законопроект не нашел поддержки Правительства РФ. Предложенная законопроектом система формирования и исполнения минимальных государственных социальных стандартов, предусматривающая исключительные полномочия федеральных органов исполнительной власти по определению уровня финансирования бюджетных услуг из бюджетов нижестоящих уровней, практически исключает участие региональных органов власти в процессе формирования собственных средств, что противоречит самой сути федеративных отношений.
Следует также подчеркнуть, что государственные минимальные социальные стандарты должны формироваться исходя из ресурсных возможностей бюджетной системы, а не наоборот, как предусматривается законопроектом [3].
Так как Федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах» до сих пор не принят, то и региональные, и муниципальные органы власти не имеют возможности, полномочий, ответственности, финансового обеспечения принимать и утверждать региональные нормы и нормативы.
На данный момент действует распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» (в редакции распоряжений Правительства РФ от 13.07.2007 № 923-р) [6].
Он предусматривает нормирование таких социальных показателей как обеспеченность протезно-ортопедическими организациями, социально-реабилитационными центрами, приютами, инвалидными колясками и т. д.
Однако данный подход в определении показателей не учитывает потребность конкретных категорий населения в разнообразных социальных услугах.
Необходимо отметить, что в 2000 г. была попытка как-то повлиять на ситуацию в области разработки нормативов социальной защиты на уровне Самарского региона. 17 марта 2000 г. Самарской губернской Думой был принят Закон Самарской области «О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области» № 6-ГД.
Согласно статье 7 этого закона, в области социальной защиты устанавливаются следующие социальные стандарты:
— перечень бесплатных услуг учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области;
— нормы и нормативы обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов учреждениями социального обслуживания населения;
— нормы и нормативы материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания различных типов (видов).
Социальные стандарты в области социальной защиты населения используются для определения:
— нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий в области социальной защиты в расчете на одного социально незащищенного жителя в год;
— нормативов финансового обеспечения учреждений социального обслуживания населения различных типов (видов).
Однако Закон «О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области» не получил должной юридической поддержки и утратил силу. Поэтому справедливо сказать, что адекватных норм и нормативов, отвечающих требованиям экономики, социальной сферы и, главное, требованиям социально нуждающихся граждан, в нашем законодательстве нет. В результате и на территории Самарской области отсутствует общая методика расчета показателей нуждаемости в социальных услугах и учреждениях.
Обобщая отечественные и зарубежные работы по социальному управлению, можно сформулировать круг основных требований к системе соответствующих социальных норм и нормативов:
— ориентированность на человеческую личность во всех ее многообразных и противоречивых проявлениях;
— социальные нормы и нормативы должны представлять собой единую систему, в равной мере применимую для объекта управления любого уровня;
— потенциальная возможность быть соотнесенным со значениями, выражающими соответствующую общественную потребность и степень ее необходимого удовлетворения;
— приемлемость для международных сравнений;
— адекватность совокупности нормативов социальному содержанию конкретных сторон развития социальной сферы конкретного территориального образования;
— достаточная полнота нормативной базы;
— необходимость группировки нормативов и стандартов адекватно основным направлениям развития социальной сферы
— конкретность и количественная выраженность нормируемого признака;
— применимость в рамках конкретного пространственного ареала в течение определенного временного интервала.
От создания оптимальной совокупности социальных норм и нормативов будет зависеть не просто сочетание интересов различных слоев населения на всех уровнях бюджетной системы, но и рост уровня жизни в целом, что создаст возможности улучшить материальную базу для финансирования социальной защиты.
Поэтому в качестве первоочередных мер представляется необходимым принять федеральный законодательный акт о социальных стандартах, позволяющий оценить потребность в ресурсах с позиций обеспечения нормальных параметров жизнедеятельности людей, отказавшись от метода бюджетирования «от достигнутого». |
| |
|
|