Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Сигова М. В.
доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Приоритеты развития российского рынка консалтинговых услуг в условиях информационной революции
В статье проанализированы основные подходы к развитию информационных технологий в мировой и российской экономике. Определена актуальность концепции инновационного развития России и роль информационной экономики в этом процессе. Раскрываются процессы внедрения информационных технологий через сферу консалтинговых услуг. Дан анализ этого рынка, предложены меры по его развитию и регулированию
Ключевые слова: информационная экономика, консалтинг, рынок консалтинговых услуг

Несмотря на экономические достижения последних лет, России не удалось уйти от инерционного энерго-сырьевого сценария развития. На фоне благоприятной экономической конъюнктуры модернизация российской экономики носит фрагментарный характер, что приводит к сохранению зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за ней роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь отставание от ведущих экономик мира, вытеснение страны из числа мировых лидеров.
Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны. В мировой экономической жизни происходит переход к модели бизнеса, заключающейся в том, что во многих областях индустрии акценты значительно меняются в сторону предложения услуг и, соответственно, спроса на услуги. Новая тенденция характеризуется тем, что доля оказываемых услуг на рынке будет постепенно расти по отношению к доле производимой продукции. В настоящее время в России формируется отрасль по оказанию услуг в области информационных технологий, обеспечивающая ведение организациями бизнеса на уровне мировых стандартов. Консалтинговые услуги в области информационных технологий способствуют интенсивному развитию предприятий на инновационной основе.
Развитие рынка консалтинговых услуг сопровождается интенсификацией научных исследований в этой области. За последние 10 лет опубликовано большое количество работ, посвященных проблемам оказания консалтинговых услуг, а также исследованию специфики становления рынка услуг в области информационных технологий в России.
Однако в настоящее время рынок консалтинговых услуг в сфере информационных технологий (услуг ИТ-консалтинга) находится в той стадии, когда возможна реализация полярных вариантов его развития: либо ориентация на обслуживание потребностей крупных клиентов, обусловленных необходимостью поддержания существующей информационной инфраструктуры и ее адаптации к мировым стандартам, либо вовлечение в сферу информационных технологий, как источника и средства инновационного управления большинства российских предприятий, занятых в промышленном производстве.
Целесообразно выделить формы государственной поддержки сферы консалтинга: прямую и косвенную. [2]
Прямая поддержка возможна как результат выполнения государственных заказов по внедрению информационных технологий в сфере государственного управления, социальной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности. При этом развитие рынка ИТ-консалтинга является не первичной целью государственной политики, а результатом развития единого информационного пространства органов государственной власти, внедрения на предприятиях, выполняющих стратегические государст­венные заказы, технологий информационной поддержки жизненного цикла наукоемких изделий, а также оптимизации информационных потоков в социальной сфере.
Косвенная поддержка возможна в рамках государственно-частного партнерства по развитию предприятий среднего бизнеса, прежде всего предприятий машиностроения и транспорта. Такая поддержка позволит отечественным производителям вырваться из порочного круга низкотехнологичного производства, в котором устаревание основных фондов и недостаток оборотных средств вынуждает предприятия искать низовые ценовые ниши, где конкурировать можно со старым оборудованием и без использования информационных технологий. Такая вынужденная стратегия не позволяет перейти на инновационный путь развития производства. Государственно-частное партнерство предполагает решение базовых потребностей предприятий, с которыми, во-первых, само предприятие справиться не может, во-вторых, нерешенность которых делает бессмысленным использование и модернизацию информационных технологий. И, напротив, создание для подобных отраслей условий для решения первостепенных задач вовлечет эти предприятия в поле нормальной конкуренции, что и будет означать возникновение массовости спроса на услуги ИТ-консалтинга. Именно этот класс предприятий является потенциальной нишей рынка ИТ-консалтинга.[3]
Анализируя вариант доминирования рыночных механизмов в развитии сферы ИТ-консалтинга целесообразно сегментировать потребителей услуг на две группы. Первая группа предприятий характеризуется зависимостью их конкурентоспособности только от них самих, бизнес-проблемы имеют текущий, устраняемый на уровне возможностей отдельно взятого предприятия, характер. Именно для этих предприятий существует предрасположенность к естественной, мотивированной рынком, потребности в информационных технологиях. Эта группа весьма разнородна, в нее входят предприятия различных отраслей экономики.
Ко второй, более однородной группе, относятся предприятия отраслей с накопившимися системными проблемами, решение которых на уровне единичной фирмы невозможно. Наиболее показательной отраслью в этой группе является машиностроение, среди предприятий которого до сих пор, например, не более 20% внедрили информационные системы класса ERP.
Отсутствие государственной поддержки в той или иной форме, может привести, в конечном итоге не только к стагнации рынка информационных технологий, но и к замедлению темпов роста экономики в целом.
Меры по развитию и регулированию рынка ИТ-консалтинга.
1) Прямая поддержка сферы ИТ-консалтинга посредством формирования государственных заказов на внедрение информационных технологий в сфере государственного управления, социальной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности. Требуется разработка единой ИТ-стратегии на государственном уровне, обеспечивающей разработку и внедрение административных регламентов, оптимизацию государст­венных функций, создание единого информационного пространства органов государственной власти, сопряженного с интегрированными базами данных в социальной сфере. Такая государственная поддержка обеспечит консолидацию ресурсов предприятий сферы информационных технологий для внедрения новаций, передовых технологий управления бизнес-процессами, и, в конечном счете, обеспечит повышение конкурентоспособно­сти национальной экономики.
2) Косвенная поддержка сферы ИТ-консалтинга, направленная на инновационное развитие средних отечественных предприятий, занятых в производственной сфере. Задача состоит в том, чтобы стимулировать заказ услуг ИТ-консалтинга российскими предприятиями, работающими, как правило, в низовых малоприбыльных ценовых нишах, но стремящихся решить проблему конкурентоспособности. Эта мера обеспечит стабильность рынка услуг ИТ-консалтинга.
3) Создание и государственная поддержка профессиональных ассоциаций предприятий, занятых в сфере информационных технологий, с частичной передачей им функций контроля качества информационной продукции, разработки отраслевых стандартов и мер по совместимости информационных технологий.
4) Формирование квалифицированных кадров в области ИТ-консалтинга. В настоящее время практически нигде не обучают собственно ИТ-консалтингу. Эти специалисты выращиваются в самих ИТ-компаниях из бывших разработчиков, аналитиков, руководителей проектов и других категорий сотрудников. Вузы только начинают подготовку подобных специалистов и пока не в состоянии справиться с потребностями рынка. Необходимо разработать государственные образовательные стандарты, сочетающие базовое университетское образование, которое развивает логическое мышление, образование в области управления проектами и профильное образование в предметной области приложения ИТ-консалтинга.
Контент-анализ публикаций о проблемах развития сферы информационных технологий, данных Росстата и др. показал терминологическую неоднозначность понятия «услуги в сфере информационных технологий» и более узкого — «консалтинговые услуги в сфере информационных технологий». В частности, в ОКВЭД ИТ-услуги относятся к разделу «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» с выделением групп: консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; разработка программного обеспечения и консультирование в этой области; обработка данных; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в которую в частности включается разработка и поддержка информационных систем и сетей органов государственного управления всех уровней и т.д. Эта классификация противоречит сложившейся в реалиях российского рынка информационных технологий типологии ИТ-услуг. В соответствии с целью исследования предложены определения консалтинговой услуги в сфере информационных технологий, разработана таксономия услуг ИТ-консалтинга, учитывающая запросы потребителей услуг, организаций, оказывающих услуги и перспективы развития рынка.
Именно инновационный аспект консалтинговых услуг в сфере информационных технологий определяет необходимость и важность развития направлений и методов государственного регулирования рынка этих услуг [1].
Систему консалтинговых услуг в сфере информационных технологий образуют услуги по предпроектному анализу существующих бизнес процессов организации-заказчика, по разработке ИТ-стратегии, по внедрению и поддержке автоматизированных систем обработки информации и управления бизнес-процессами [4].
Понятие ИТ-услуг шире. Помимо отмеченных выше они включают также услуги по поставкам и установке вычислительных и телекоммуникационных систем, поставкам программного обеспечения и разработке его компонентов, ИТ-аутсорсинг (предполагающий передачу специализированной компании функций поддержки, управления, обеспечения безопасности информационных технологий), обучение персонала. Однотипные ИТ-услуги, такие как обучение, техническая поддержка, сертификации и т.д., называют ИТ-сервисами. Разработка ИТ-стратегии организации заказчика является наиболее наукоемким элементом услуг ИТ-консалтинга.
ИТ-стратегия — это стратегия развития автоматизированных систем обработки информации и управления бизнес-процессами организации-заказчика. ИТ-стратегия представляет собой документ, который адресован руководителям компании и отвечает на вопросы, какие области производственно-хозяйственной деятельности предприятия больше всего нуждаются в автоматизации, как использовать информационные технологии для развития бизнеса, что для этого нужно сделать и какие финансовые, кадровые и иные ресурсы понадобятся.
Место услуг ИТ-консалтинга в структуре рынка ИТ-услуг в последние пять лет остается стабильным. Доля услуг ИТ-консалтинга составляет свыше половины всех затрат компаний на ИТ-услуги. Для сравнения доля услуг по обучению персонала в сфере информационных технологий составляет 3–4% рынка ИТ-услуг. Последние качественные изменения структуры рынка были зафиксированы Росстатом в 2003 г.: впервые затраты предприятий на услуги ИТ-консалтинга превысили затраты на разработку программного обеспечения. На текущий момент, по разным оценкам емкость российского рынка услуг ИТ-консалтинга составляет от 25 до 50 млрд рублей.
Проведенное исследование структуры рынка услуг ИТ-консалтинга по отраслям экономики, по регионам и по видам финансирования позволило выявить тенденции развития рынка и определить факторы, влияющие на эффективность деятельности организаций, предоставляющих услуги ИТ-консалтинга.
В настоящее время на рынке услуг ИТ-консалтинга наблюдается тенденция доминирования спроса на услуги «концептуального» характера в сфере информационных технологий. Востребованы комплексные услуги по системной реструктуризации бизнес-процессов и разработке ИТ-стратегии предприятия, а не просто установка и интеграция программного обеспечения.
Еще одной тенденцией современного рынка является нацеленность заказчиков на долгосрочную работу с организациями, предоставляющими консалтинговые услуги в информационной сфере. Услуги таких организаций перестали носить разовый характер. Организации, предоставляющие услуги ИТ-консалтинга, рассматриваются как партнеры по бизнесу, которым предприятие-заказчик делегирует мониторинг эффективности своих непрофильных видов деятельности.
Несмотря на то, что удельный вес консалтинга, связанного с внедрением учетно-управленческих систем (Enterprise Resource Planning, ERP-консалтинг) остается высоким, темпы роста этого сегмента рынка снижаются. С одной стороны, масштабные заказы на услуги ERP-консалтинга всегда будут присутствовать на рынке. Они формируют значительную долю выручки ИТ-консультанта на начальной стадии работ. Соотношение стоимости трех ключевых составляющих проекта по внедрению автоматизированных систем обработки информации и управления бизнес-процессами: услуги ИТ-консалтинга — лицензии на программное обеспечение — оборудование, составляло в начале 2000-х годов приблизительно 20:20:60. В настоящее время это соотношение, по оценке многих экспертов, составляет 50:40:10, т.е. доля консалтинговой составляющей выросла за последние годы примерно на 30%. С другой стороны, после выполнения заказа сервисные услуги по сопровождению ERP-системы выполняет организация, предоставляющая ИТ-сервисы. Две эти функции может совмещать и одна компания, однако структура ее выручки в любом случае претерпит соответствующие изменения. В этой связи в перспективе ближайших лет следует ожидать сокращения темпов роста в секторе базового (единовременного) ИТ-консалтинга (ориентировочно, до 25–30%) на фоне увеличения темпов роста ИТ-аутсорсинга, высвобождающего управленческие ресурсы клиента для решения профильных задач.
Перспективной тенденцией развития организаций, специализирующих на предоставлении услуг в сфере информационных технологий, следует считать появление компаний — системных интеграторов нового поколения — способных предложить клиентам весь спектр ИТ-услуг по созданию, сопровождению и развитию комплексных ИТ-решений для бизнеса.
По данным Аналитического центра REAL-IT Лиги независимых экспертов в области информационных технологий (ЛИНЭКС) в 2007 г. впервые за последние 5 лет темпы роста всех сегментов российского ИТ-рынка начали расти.
Количественное оценивание отраслевой структуры рынка услуг ИТ-консалтинга выполнено на основе сведений Росстата, содержащихся в статистическом ежегоднике «Россия в цифрах», о затратах организаций на информационные и коммуникационные услуги по видам экономической деятельности.
Анализ отраслевой структуры затрат на услуги ИТ-консалтинга позволяет сделать следующие выводы.
Наибольший спрос на услуги ИТ-консалтинга наблюдается в тех отраслях, где уровень использования вычислительной техники, информационных и телекоммуникационных технологий традиционно высок. Это деятельность электронных средств массовой информации, собственно деятельность в сфере ИТ-индустрии, финансовая деятельность, транспорт и связь. Вместе с тем такие секторы рынка ИТ-консалтинга как государственное управление и машиностроение (производство электрооборудования, транспортных средств, машин и оборудования) в настоящее время развиты не достаточно и при этом обладают большим потенциалом для роста. Активность перечисленных секторов в использовании информационных технологий в наибольшей степени зависит от государственной политики в этой сфере. Государственная поддержка отечественных машиностроительных предприятий будет способствовать их инновационному развитию и внедрению перспективных управленческих технологий.
Количественное оценивание региональной структуры рынка услуг ИТ-консалтинга выполнено на основе сведений агентства CNews Analytics.
В России пока отсутствует ситуация, характерная для экономики развитых западных стран, при которой капитализация компаний, специализирующихся в сфере информационных технологий, превосходит рыночную стоимость индустриальных и торговых корпораций. Наряду с этим низко доверие инвесторов к сфере ИТ-услуг, в том числе, к организациям, оказывающим услуги ИТ-консалтинга. Например, в 2004 г. рост финансовых вложений в отрасль составил 148%. Однако уже по итогам следующего года рост оказался значительно ниже — только 22%.
Установлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие рынка услуг ИТ-консалтинга, к числу которых относятся:
— завершение периода становления материальной составляющей информационной инфраструктуры большинства российских компаний; активизация спроса на услуги ИТ-аутсорсинга;
— повышение капитализации и рыночной стоимости компаний за счет упорядочения и автоматизации управленческого учета, организационного и финансового контроля, планирования и др.;
— укрупнение бизнеса, слияние и поглощение предприятий, сопровождающиеся разработкой новых ИТ-стратегий, интеграцией существовавших автономных систем обработки информации и управления бизнес-процессами предприятий;
— слияния и поглощения самих компаний, предоставляющих ИТ-услуги;
— стремление российского бизнеса к выходу на международные рынки капитала, к выводу компаний на первичное размещение капитала (IPO), обеспечение прозрачности деятельности компаний, что стимулирует спрос на услуги по стандартизации используемых программных средств, их интеграции на базе единой платформы;
— рост сложности автоматизированных систем обработки информации и управления бизнес-процессами, возрастание требований к квалификации исполнителей услуг ИТ-консалтинга и корпоративному опыту компаний, работающих в этой сфере;
— динамическая неравномерность спроса на услуги ИТ-консалтинга, обусловленная совпадением циклов расходов на внедрение информационных технологий;
— условия и сроки выполнения государственных целевых программ, в которых затрагиваются проблемы информатизации и автоматизации отраслей экономики и социальной сферы.


Литература
1. Галкин Г. Методы определения экономического эффекта от ИТ-проекта // «Intelligent enterprise». — 2005. — № 22, 24.
2. Громова Т.А. Использование информационных ресурсов в деятельности современных коммерческих предприятий // Экономика и менеджмент современного предприятия: теория и практика: Труды конф. / Под ред. А.В.Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
3. Песоцкая Е.В., Муравьев A.M. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 3.
4. Шаныгин С.И. Управление проектами в консалтинговой компании в сфере оказания информационных услуг // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. / Под ред. С.Б. Смирнова. — СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия