Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ряховская А. Н.
заведующий кафедрой экономики и антикризисного управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор

Арсенова Е. В.
доцент, кандидат экономических наук

Обеспечение населения социально-значимыми услугами
Статья посвящена вопросам повышения благосостояния нации, в т.ч. посредством обеспечения доступности жизненно важных социально-значимых, незаменимых услуг жилищного и коммунального хозяйства. Авторами проводится анализ влияния роста стоимости рассматриваемых услуг на бюджет жителей среднего и малого достатка, рассматривается взаимосвязь этих параметров с новыми формами управления отраслью, обосновывается необходимость учета особенностей коммунальной деятельности и коммунальных услуг
Ключевые слова: социальная политика, услуги, качество жизни

В современном мире большое влияние на рост благосостояния нации оказывает социальная политика государства, в первую очередь, его затраты на социальные нужды граждан. Анализ этих затрат (рис.1) свидетельствует о том, что 1-ое место в мире по этим показателям занимает Люксембург; первую десятку замыкают Австрия и Франция; США стоят на 36 позиции; Китай — на 105-ой (1,3 млрд чел по 900 у.е.) и 70 у.е. приходится на человека в Афганистане (исследования Всемирного банка).
Рис. 1. Затраты государства на социальные нужды граждан ($тыс. на 1 чел/год)

Затраты нашего государства в разы меньше, чем предусмотрено ООН. Например, для достойного обеспечения медицинской помощью государство должно потратить на это 5–7% ВВП. В России — чуть больше 2%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблем в экономике России великое множество. При этом важнейшей задачей является переход от политики выживания и восстановления к новой социальной политике. Решение этой задачи особенно важно сегодня, когда у России есть множество оснований стать мировым лидером. Однако это возможно в случае полного и качественного сочетания эффективной национальной рыночной экономики с эффективной социальной политикой, с ценностями социальной справедливости.
Поэтому отрадно, что сегодня в России взят курс на инвестиции в человека, повышение качества жизни, построение общества благосостояния.
Отвечая на вопрос о возможностях России по увеличению размера социальных выплат, рассмотрим лишь положение дел с золотовалютными резервами РФ (рис.2), которые с сентября 2000 г. по ноябрь 2007 г. выросли в 18 раз (по сведениям Росстата).
Рис. 2. Золотовалютные резервы РФ (в млрд долларов)

Наличие огромного Стабилизационного и других фондов также свидетельствует о том, что сегодня в России такие возможности имеются.
Благосостояние граждан характеризуют многие параметры, в том числе минимальный набор представляемых населению жизненно необходимых материальных и духовных благ, предметов, услуг и условий, удовлетворяющих определенные потребности — в России это потребительская корзина.
Анализ некоторых элементов потребительской корзины (табл.1) свидетельствует о том, что она обеспечивает лишь набор, необходимый для физиологического выживания человека.
Таблица 1
Некоторые элементы потребительской корзины трудоспособного человека [1]

Особое место в потребительской корзине занимают услуги, четвертая часть среди которых принадлежит услугам жилищного и коммунального хозяйства, относимым к услугам жизненной необходимости, социально значимым, незаменимым. Остановимся на проблемах обеспечения населения этими услугами.
Действительно благосостояние, благополучие сообщества людей не может быть полным, если оно не охватывает, не включает в себя бытовую сторону их жизни, в виду того, что современный человек ценит бытовые удобства, комфортные условия проживания не меньше, чем материальный достаток. Наглядно это находит свое подтверждение в стремлении значительного числа населения жить и работать в тех населенных пунктах (преимущественно в городах), где безупречно функционирует и эффективно развивается техническая инфраструктура города и, прежде всего, система коммунального обслуживания. Замечена и такая тенденция: в тех городах, где выше уровень благосостояния населения, как правило, выше и уровень организации бытовых условий, успешнее осуществляется коммунальная деятельность, т.к. насущный и уникальный характер потребления услуг требует, чтобы они были доступны потребителю в любое время, когда у него возникает такая потребность. Собственно, благодаря этому наше жилище становится уютным и комфортным, а быт — удобным.
Таким образом, бескризисное и стабильное функционирование сферы жилищно-коммунального хозяйст­ва является необходимым условием для социального и экономического благополучия население любого государства.
Вместе с тем следует сказать, что надежная и эффективная работа систем ЖКХ требует от общества огромных денежных и материальных затрат, что не может не отражаться на уровне благосостояния населения. Особенно тяжело это бремя сказывается на бюджете жителей среднего и малого достатка ввиду постоянного роста стоимости жилищных и коммерческих услуг.
Так, в 2005 г. по сравнению с 2000 г. стоимость указанных услуг в расчете на душу населения увеличилась в 21,8 раза. При этом плата за жилье в домах муниципального жилищного фонда (за 1 м2 общей площади) возросла в 5,7 раза, услуги водоснабжения и канализации (в месяц с человека) — в 16,8 раз, отопления — в 16,5 раза, газ сетевой (в месяц с человека) — в 31,3 раза [2, С.709.] (рис. 3).
Рис. 3. Изменение стоимости услуг ЖКХ

Однако рост среднемесячной заработной платы работников за анализируемый период (рис. 4) составил всего 3,8 раза (с 2223 рублей до 8655 рублей), а ее повышение до 13400 рублей в 2007 г. не снизило численность малоимущего населения, т.к. темпы роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги в 17,4 раза превысили рост среднемесячной зарплаты (по сведениям Росстата).
Сопоставляя величину зарплаты в разных странах, отмечаем, что в большинстве случаев она исчисляется в расчете на час рабочего времени. Так, в Австралии, например, в 2004 г. часовой фонд зарплаты составил 22,5 австралийских доллара, что в пересчете на российскую валюту составляет 482,625 рубля в час, или 3861 рубль в день, или 77 220 рублей в месяц.
Рис. 4. Средняя начисленная зарплата в России (в рублях)

Свою роль в снижении уровня жизни населения сыграла инфляция (рис.5), а также рост цен на продукты питания (рис.6). Все это требует существенного роста субсидий из бюджетов разных уровней на выплату компенсаций гражданам.
Значительные расхождения между темпами роста средней зарплаты и тарифов за ЖКУ сохранится и в ближайшие годы, о чем свидетельствуют приведенные данные (табл. 2).
Это в среднем по России. Однако в отдельных регионах этот рост будет еще выше. Это предположение основано на том, что стоимость горячей воды, например, по отдельным областям разнится в разы (рис.7).
Таблица 2
Прогноз динамики роста тарифов для населения (в %)
*междугородняя не подорожает
Рис. 5. Инфляция в постсоветской России (в %)
Рис. 6. Рост цен на продукты питания в 1 квартале 2008 г.
в России и некоторых странах ЕС (в %)

Так, в Самаре эта величина в два с лишним раза выше, чем в Пензе. Найти объяснение этому явлению, мягко говоря, трудновато. Такое положение является следствием того, что в последние 10–12 лет в идеологии финансового обеспечения сферы ЖКХ происходят значительные изменения, способствующие увеличению расходов на жилищно-коммунальные услуги у большинства населения. В настоящее время в России эта величина не может превышать 22% совокупного семейного дохода, тогда как в других странах она составляет порядка 25–30%.
Также возрастут затраты общества на выплату жилищных субсидий. Справедливости ради следует отметить, что государство предпринимает определенные усилия по повышению минимальной пенсии, зарплаты работников бюджетной сферы и т. д., иные решения, что способствует некоторому повышению благосостояния нации.
Рис.7. Стоимость горячей воды в отдельных областях России

Говоря о жилищных и коммунальных услугах, отмечаем, что их значение увеличивается с ростом численности городского населения, этажности жилищного фонда, уменьшением свободных территорий, запасов воды, газа, каменного угля, ростом их стоимости.
С ростом численности населения города, его территории ухудшается экология, увеличиваются затраты времени на деловые и культурные поездки, но для развития систем коммунального обслуживания это может быть положительным фактором ввиду централизации систем инженерного обеспечения [3, C.160–165] при их нормально техническом состоянии и нормативных потерях в сетях (рис. 8).
Рис.8. Результаты централизованной формы развития систем коммунального обслуживания

Почему так происходит? Почему растут затраты населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном бюджете? Это происходит потому, что коммунальные услуги рассматриваются как частный товар и, соответственно, с таким пониманием, приватизируются предприятия отрасли, а цена услуг отпускается на свободу в предположении того, что ее будет регулировать сам рынок. Одним словом, ЖКХ переводится на рыночные условия хозяйствования с желанием решить все проблемы отрасли. Органы местной власти положительно оценивают происходящие изменения, поскольку они освобождаются от необходимости изыскивать в своих бюджетах соответствующие ресурсы на поддержание ЖКХ в надежном, технически исправном состоянии, то есть главная установка реформы ЖКХ — полное освобождение бюджетов всех уровней от затрат на содержание ЖКХ — позволяет им самоустраняться от решения проблем управления отраслью, от выполнения предписанных действующим законодательством важнейших функций.
Однако, на наш взгляд, новая форма управления коммунальным хозяйством не приемлема. Потому что стратегические решения не обоснованы в достаточной мере, не учитывается специфика отрасли, что природа этой деятельности отвергает конкуренцию, не позволяет рынку регулировать цену услуг. Мы в своих исследованиях доказываем, что такой взгляд на коммунальную деятельность является заблуждением. Поэтому результатом перехода предприятий отрасли под власть частного капитала будет значительный рост тарифов на услуги, причем этот рост будет иметь постоянный характер. В сфере коммунальной деятельности в силу бездействия закона спроса и предложения тарифы формируются на затратной основе. В такой ситуации встает вопрос: насколько тарифы, устанавливаемые производителями услуг, будут отражать действительную их стоимость? Что станет пределом роста тарифов? Как и кем будут защищены интересы потребителей услуг при их установлении?
Другими словами, экономические субъекты, владеющие коммунальной инфраструктурой при отпуске цен на свободу, при переходе на рыночные отношения получают абсолютную власть на этом рынке, цена в их руках становится инструментом извлечения максимальной прибыли. При этом в России по сведениям официальной статистики более 30% населения относятся к разделу малообеспеченных и около 50% — к семьям с низким уровнем доходов.
Говоря о последствиях неконтролируемого роста коммунальных тарифов, следует иметь в виду, что его негативное влияние сказывается, главным образом, на уровне благосостояния жителей среднего и малого достатка, ведет к их обнищанию. Именно так обстоят дела в настоящее время, когда, как отмечалось ранее, темпы роста тарифов обгоняют темпы роста доходов семьи. При этом рост тарифов практически не затрагивает интересы богатых, состоятельных семей, более того при этом они даже несколько выигрывают. Дело в том, что цена услуг в системах коммунального обслуживания определяется на уравнительной основе, при которой потребительские излишки автоматически достаются состоятельным семьям. Ставя богатых и бедных в равное положение в оплате жилищно-коммунальных услуг, утверждая единый для всех тариф, мы ущемляем интересы бедных, фактически оберегаем тех, кто был готов платить за товар больше. Оплата услуг по средней (единой) ставке приносит выгоду состоятельным семьям, а для малоимущих семей оборачивается дополнительным бременем. В конечном итоге равная оплата за коммунальные услуги всеми категориями населения оказывается обременительной и для общества, вынужденного изыскивать дополнительные финансовые источники для оказания социальной помощи малоимущим при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Особенности коммунальной деятельности требуют, чтобы тарифы регулировались в интересах всех субъектов отношений, и чтобы это регулирование претендовало на объективность. Другими словами, необходим такой механизм отношений, при котором выгода одной стороны не приносила бы убытка другой стороне. В этом случае все становятся заинтересованными в том, чтобы действовать рационально, работать эффективно, избегать экономических потерь.
Любое демократическое государство (общество) обязано помогать своим гражданам, неспособным содержать самих себя. Особенности коммунальной деятельности также говорят в пользу такого выбора:
— коммунальные услуги являются общественным благом, что исключает возможность индивидуализации цены услуг для каждого потребителя;
— коммунальные услуги являются насущной потребностью населения. Поэтому должна быть исключена любая дискриминация в их потреблении, в том числе из-за неспособности потребителя возместить стоимость услуг;
— системы коммунального обслуживания должны эксплуатироваться предприятиями, имеющими статус предприятий общественного пользования и в этом качестве регулироваться и управляться в интересах всего муниципального сообщества.
В рамках решения важных проблем рассматриваемой стратегической отрасли наряду с более чем 15-летним реформированием в России, реализуется несколько приоритетных национальных проектов, создана госкорпорация.
Однако теоретико-методические недоработки концепции реформы ЖКХ, недостаточная эффективность национальных проектов (может быть ввиду непродолжительности их реализации) привели к катастрофическим последствиям для отрасли, что влечет за собой снижение уровня благосостояния населения. К значительно большим социальным и экономическим последствиям приведет завершающееся реформирование РАО ЕЭС, в результате которого с переходом в частную собственность электростанций, оптового рынка электроэнергии, сбытовых функций, отменой системы фиксированных тарифов для населения прогнозируется рост последних с 2008 г. по 2010 г. на 50%.
Успешность выполнения государством своих функций оценивается, в конечном итоге, уровнем благосостояния нации, уровнем жизни населения страны. Индикаторами при этом выступают последствия реализации стратегических и политических решений в области обеспечения населения социально значимыми услугами.
Такой механизм может быть создан исключительно в том случае, если в системе отношений рынка коммунальных услуг будет усилена роль администрации муниципального образования в лице соответствующего органа. Такой шаг необходим при передаче многоквартирных домов на обслуживание частным фирмам с тем, чтобы удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах было гарантировано без каких-либо признаков дискриминации. Это означает необходимость по-новому взглянуть и на роль муниципальной администрации в тарифной политике и использовании этой политики для комплексного решения экономических проблем отрасли. При таком понимании коммунальной деятельности недопустимо устранение администрации муниципальных образований от регулирования экономических отношений в коммунальной сфере.
Дальнейшему отстранению органов власти от выполнения своих важнейших функций, предписанных законом о местном самоуправлении, а главное — практиче­ски не контролируемому росту тарифов на жилищные и коммунальные услуги будет способствовать внедрение института саморегулирования в сферу управления многоквартирными домами. Именно таковы последствия функционирования СРО в сфере банкротства. Повсеместное насаждение ТСЖ, а теперь и СРО в жилищной и коммунальной сферах приведут к еще более катастрофическим последствиям. Целью внедрения саморегулирования в рассматриваемую сферу, как утверждается, является устранение вмешательства государства в рыночные отношения. Однако, по нашему мнению, именно в ЖКХ на современном этапе развития российского общества должно быть жесткое государственное регулирование при недостаточных объемах оказываемых услуг, их низком качестве, высоких потерях энергоресурсов в наших домах, множестве других проблем.
Именно поэтому все нововведения в этой отрасли, оказывающей жизненно необходимые услуги, должны быть многократно просчитаны.


Литература
1. Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
2. Российский статистический ежегодник, 2006.
3. Ряховская А.Н. Антикризисное управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований (вопросы теории, методологии и практики). — М.: ИПК Госслужбы, 2003.
4. Ряховская А.Н., Таги-заде Ф.Г. Тарифная и ценовая политика в жилищной и коммунальной сферах. — М.: ИЭАУ, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия