Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Джамилов М. Р.
доцент кафедры международных экономических отношений Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)

Тарифные аспекты вступления Азербайджана во Всемирную Торговую организацию
В статье рассмотрены проблемы подготовительного этапа вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию. Основное внимание уделено согласованию тарифной политики, ее соответствию требованиям ВТО. Автор анализирует предложения по тарифам на конкретные виды продукции
Ключевые слова: интеграция, международная торговля, Всемирная торговая организация, таможенный тариф, пошлина

В настоящее время тарифная система Азербайджана HS2002 состоит из 91 группы и включает в себя 10661 вид товаров. Применяемые пошлины колеблются в пределах от нуля процентов до 15 процентов. Современный этап взаимоотношений Азербайджана с ВТО характеризуется проведением переговоров. В настоящее время Азербайджан подготовил и представил секретариату ВТО 17 нормативно-правовых и законодательных актов. Переговоры с ВТО по таможенным тарифам включают в себя согласование тарифов по продукции сельского хозяйства, по несельскохозяйственной продукции, секторальным инициативам.
Средняя ставка импортных пошлин в Азербайджане составляет 10,6 процентов, а в представленном ВТО документе — 14,4 процента. При подготовке предложений в целях защиты приоритетных для экономики Азербайджана отраслей были установлены высокие тарифные пошлины, в других же отраслях они были искусственно занижены для сохранения равновесия средних размеров пошлин. Так, по сельскохозяйственной продукции бондовые предложения в среднем составляют 22,8 процента. В настоящее же время применяемые к сельскохозяйственным продуктам тарифы составляют в среднем 13,6 процента. Минимальная ставка бондовых тарифов составляет ноль процентов, а максимальная 80 процентов. Максимальная ставка может применяться только к одному виду товаров. Этим товаром являются куры, произведенные промышленным способом. Нулевая импортная пошлина применяется к племенным животным, посевным семенам, продукции детского питания, научным разработкам.
В предложении предусматривается удвоение применяемых пошлин на спиртные напитки и табачные изделия. В бондовых предложениях Государственным Таможенным Комитетом были утверждены ставки пошлин на подакцизные товары в размере 25–30 процентов. Тарифная квота установлена только на пшеницу твердых сортов. Это означает, что данный товар облагается нулевой пошлиной в пределах квоты, и 30 процентной пошлиной при превышении квоты. Установление квот не запрещается по правилам ВТО, однако они не привет­ствуются государствами — участниками ВТО.
В соответствии с решением Министерства сельского хозяйства повышенные ставки пошлин установлены на товары следующих отраслей:
• Мясо и мясная продукция,
• Молоко и молочная продукция,
• Некоторые виды фруктов и овощей,
• Консервная промышленность,
• Спиртные напитки и соки,
• Табак,
• Хлопок,
• Шелк.
Ради защиты этих отраслей предусмотрены 30–50 процентные таможенные пошлины.
Думается, что для обеспечения эффективных переговоров следует использовать опыт стран, вступивших в ВТО в последнее время (табл.1 и 2).
Таблица 1
Средние тарифы на продукцию сельского хозяйства
Таблица 2
Структура тарифов на продукцию сельского хозяйства

Как видно из таблиц, наибольшая средняя арифметическая тарифов наблюдается в Армении, но она не превышает 15 процентов. Кыргызстан, Молдова и Грузия, несмотря на низкие тарифы, оставили за собой право на установление 25-30 процентных пошлин на стратегически важные товары. При подготовке предложений Азербайджан взял за основу этот подход.
Первоначально средний размер тарифов на несельскохозяйственную продукцию составлял 10,4 процента. Подготовленные предложения колеблются от нуля до 50 процентов. Высокие ставки тарифов предусматриваются в основном на трикотаж, одежду, химическую промышленность, металлургию, мебельную промышленность. Нулевые пошлины предусмотрены для импорта сырья, подлежащего обработке и переработке.
Промышленность является стратегически более значимой, чем сельское хозяйство. Однако вследствие того, что в этой области не осуществляется достаточного количества государственных программ, дело осложняется. Поэтому изучение опыта стран, недавно вошедших в ВТО, имеет большое значение. Результаты, которых они добились, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Средняя тарифная ставка по несельско­хозяйственной продукции
Таблица 4
Структура тарифов на несельскохозяйственную продукцию

С целью наибольшей либерализации торговли ведущие страны-участницы ВТО выбрали несколько секторов, и проявили инициативу установления в этих секторах нулевых тарифных ставок. Этот процесс носит название «ВТО+». Члены ВТО приветствуют желание кандидатов включиться в эти инициативы.
Основные сектора следующие:
• Информационные технологии,
• Химическая гармонизация,
• Имущественная авиация,
• Строительное оборудование,
• Сельскохозяйственное оборудование,
• Препараты и медицинское оборудование,
• Научное оборудование,
• Железо,
• Игрушки и др.
Страны — участницы ВТО призывают кандидатов снизить пошлины до нуля процентов в этих секторах. Страны, вступившие в ВТО в последнее время, приняли эти инициативы следующим образом:
Кыргызстан: сельскохозяйственное оборудование, химическая гармонизация, строительное оборудование, фармацевтические препараты, информационные технологии, мебель, медицинское оборудование, бумага, железо, игрушки;
Грузия: сельскохозяйственное оборудование, химическая гармонизация, строительное оборудование, информационные технологии, мебель, медицинское оборудование, бумага, железо, игрушки;
Молдова: химическая гармонизация, медицинское оборудование, информационные технологии, фармацевтические препараты, игрушки;
Армения: сельскохозяйственное оборудование, химическая гармонизация, информационные технологии, фармацевтические препараты, игрушки;
Македония: сельскохозяйственное оборудование, пиво, химическая гармонизация, строительное оборудование, дистиллированный спирт, медицинское оборудование, бумага, информационные технологии, игрушки;
Саудовская Аравия: информационные технологии, химическая гармонизация, фармацевтические препараты.
В своем предложении Азербайджан полностью присоединился к инициативе по сельскохозяйственному оборудованию. По другим статьям он присоединился в следующем процентном соотношении:
• Строительное оборудование (94 процента);
• Фармацевтические препараты (93 процента);
• Научное оборудование (87 процентов);
• Медицинское оборудование (78 процентов);
• Химическая гармонизация (70 процентов);
• Имущественная авиация (45 процентов);
• Информационные технологии (35 процентов).
Страны — члены ВТО, в частности США и ЕС, приглашают Азербайджан к более полному участию в этих инициативах. Опыт многих стран показывает, что присоединение к инициативам неизбежно.
Азербайджан планирует завершить подготовительный процесс по вступлению в ВТО к середине 2009 года.


Литература
1. WTO Members and Observers. The official WTO website www.wto.int/oeg/english/thewto_e/whatis_e/
2. Development, Trade and the WTO: Handbook.
3. www.wto.az
4. www.economy.gov.az

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия