Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гурьянова Э. А.
доцент кафедры общего менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института
кандидат экономических наук


Взаимосвязь организационной структуры управления и стратегии развития предприятий нефтегазохимичекого комплекса Республики Татарстан
В статье проводится анализ нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и основных направлений его развития. Рассматриваются основные характеристики стратегий развития бизнеса ряда предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и предлагаются типы организационных структур, наилучшим образом обеспечивающие реализацию данных стратегий. Отражается взаимосвязь между организационной структурой управления и стратегией развития организации
Ключевые слова: организационная структура управления, стратегическое управление, стратегия организации, нефтегазохимический комплекс

Макроэкономический рост и благосостояние страны в значительной степени зависят от уровня развития базовых отраслей, среди которых в Республике Татарстан исключительно важную роль играет нефтегазохимический комплекс.
Нефтегазохимический комплекс республики состоит из взаимосвязанных крупных, средних и малых отраслевых предприятий от добычи и переработки природного сырья до выпуска конечной продукции, используемой в промышленности и в сфере потребления.
Для Республики Татарстан 2007 г. в целом был успешным. Темпы роста промышленной продукции составили 8,8%, валовой региональный продукт (ВРП) составил более 740 млрд руб. Инвестиции в основной капитал в 2007 г. составили почти 200 млрд. руб. и выросли по отношению к 2006 году на 9%. В указанный период наибольшая инвестиционная привлекательность была характерна для компаний ОАО «КАМАЗ», ОАО «ТАИФ», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»[5].
В 2007 г. нефтяными компаниями республики было добыто 31,9 млн тонн нефти, из них 25,7 млн тонн – ОАО «Татнефть». По сравнению с 2006 г. объемы добычи компании выросли на 2%. Темпы роста объемов добычи нефти малыми нефтяными компаниями в целом составили 105,1%. В прошедшем году, благодаря крупным инвестициям, осуществленным ОАО «Татнефть» и компанией «ТАИФ», а также ряда других предприятий, нефтехимическая отрасль в регионе развивалась ускоренными темпами. Были введены в действие новые объекты – налажено производство резиносмешения на ОАО «Нижнекамскшина», начат выпуск таких видов продукции, как бисфенол-А (70 тыс. тонн в год), бимодальный полиэтилен на базе ОАО «Казаньоргсинтез». Реализован проект по удвоению суммарной мощности по выпуску бутилового и галобутилового каучуков (до 120 тыс. тонн. в год), освоен полибутадиеновый каучук на ОАО «Нижнекамскнефтехим». В настоящее время строится новый нефтехимический комплекс на ОАО «Татнефть» [6].
Одним из перспективных направлений развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан является производство высокотехнологичных полимерных изделий и компонентов. С этой целью необходимо создание заинтересованности всех предприятий республики в использовании новых современных материалов, полученных на предприятиях химии и нефтехимии.
Стратегия нефтепереработки в республике связывается с развитием существующих и введенных до 2007 г. производств с их последовательным совершенствованием и дополнением новыми установками, а также с продолжением реализации проекта создания нового Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске. Кроме того, в 2008 г. предполагается начать строительство Нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса для малых нефтяных компаний республики. Данный завод также будет ориентирован на переработку 7 млн тонн карбоновой нефти республики, включая в перспективе и природные битумы.
Еще одним важным направлением для экономики Республики Татарстан является освоение на ОАО «Нижнекамскшина» новых типов шин. Необходимо отметить, что в Россию ежегодно завозится оборудование для переработки пластмасс на сумму порядка 900 млн долл. [6]. В связи с этим машиностроительные предприятия Республики Татарстан должны начать освоение производства данного оборудования.
Таким образом, одним из ключевых направлений развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан является повышение инновационной активности его участников. В рамках этого направления предполагается разработка и внедрение новых технологий в области добычи и переработки высокосернистой, высоковязкой и трудноизвлекаемой нефти.
В связи с этим необходимо отметить, что любые изменения производственной структуры не могут не отразиться на изменении организационной структуры управления.
Как показал анализ ряда предприятий нефтегазохимического комплекса, внутри любой из данных организаций существует некоторый баланс сил и интересов. Любые изменения организационной структуры неизбежно приведут к нарушению этого баланса, что не всегда совпадает с интересами руководства данных организаций.
На наш взгляд, для наилучшего достижения целей стратегического развития нефтегазохимического комплекса в настоящее время назрела необходимость изменения организационных структур управления в данной отрасли.
Формирование структуры управления с учетом стратегии развития фирмы является необходимым условием ее успешной реализации, поскольку без соответствующего функционального, коммуникационного, кадрового обеспечения, лежащего в основе любой организационной структуры, система принятия решений становится неэффективной.
Фирмы, не осознавшие взаимосвязь между стратегией организации и организационной структурой фирмы, занимаются построением структуры на основе задач текущей деятельности. Когда данные задачи изменяются, такие фирмы осуществляют корректировку организационной структуры управления. Однако такой подход является крайне ограниченным, поскольку организационная структура должна строиться на перспективу с тем, чтобы не она не оказывала тормозящего воздействия на процессы организационного роста. Построение структуры организации компании с учетом стратегических целей означает в первую очередь построение гибкой структуры, дающей возможность изменять цели, задачи, методы организации в рамках выбранного стратегического направления развития [4].
Проводя анализ стратегических направлений развития предприятий нефтегазохимического комплекса, можно предложить некоторые общие принципы формирования наиболее адаптированных к условиям функционирования фирмы организационных структур управления. В связи с этим рассмотрим основные характеристики и стратегические направления развития ряда предприятий нефтегазохимического комплекса и предложим типы организационных структур, наиболее подходящих для успешной реализации данных стратегий.
Стратегия ОАО «Казаньоргсинтез» направлена на дальнейшую трансформацию в компанию международного уровня, которая по уровню рыночной стоимости и основным финансово-экономическим показателям соответствовала бы ведущим нефтехимическим компаниям мира. В рамках данной стратегии ОАО «Казаньоргсинтез» стоит на пути увеличения производственных мощностей и расширения сферы деятельности в направлении производства продукции высоких переделов. Одной из ключевых целей корпорации является повышение эффективности сбыта продукции за счет экспорта и прямых продаж конечным потребителям, осуществления комплекса мер по расширению рынка своей продукции. Также предполагается активизация многостороннего сотрудничества с международными финансовыми институтами с целью получения доступа к дешевым кредитным ресурсам и новым финансовым инструментам. За 2004–2007 гг. инвестиции в модернизацию производства на ОАО «Казаньоргсинтез» составили свыше 34 млрд руб. За этот период выручка предприятия увеличилась в 2,5 раза, доходность выросла в 2,7 раза. В ближайшее время будет принята программа второго этапа модернизации, утверждены размеры инвестиций. В этих условиях становится неизбежной дальнейшая дивизионализация организационной структуры ОАО «Казаньоргсинтез».
Стратегия ОАО «Нижнекамскнефтехим» заключается в полном удовлетворение требований потребителей на внутреннем и внешнем рынках, освоении новых и развитии существующих рынков сбыта, повышении конкурентоспособности продукции. В связи с этим компания должна укрепить свои позиции на внутреннем и экспортных рынках как производитель широкого спектра базовых синтетических каучуков, главным образом, для шинной промышленности.
Деятельность ОАО «Нижнекамскнефтехим» нацелена на увеличение присутствия компании на рынках России и СНГ в области производства и продаж широкого спектра пластиков, кроме того, фирма рассчитывает со временем стать крупным поставщиком сырья для российских производств моющих средств личной гигиены. В данном случае с точки зрения оптимизации организационной структуры управления возможно несколько вариантов. Если продукция, выпускаемая ОАО «Нижнекамскнефтехим» будет только усовершенствованной формой старого продукта, то здесь вполне подойдет уже существующая линейно-функциональная структура. Если же новый продукт будет кардинально отличаться от старого, существующая организационная структура управления должна быть преобразована в проектную или же включить в себя некоторые элементы проектной структуры [1].
Рассмотрим далее ОАО «Нэфис Косметикс» – динамично развивающуюся компанию, представляющую на российском рынке широкий ассортимент товаров бытовой химии, косметических средств и продукции технического назначения. Стратегическая цель ОАО «Нэфис Косметикс» состоит в завоевании лидирующих позиций по всем группам товаров бытовой химии в Российской Федерации, дальнем и ближнем зарубежье, используя самое современное оборудование для их производства. Еще одним стратегическим направлением данной компании является дальнейшая диверсификация бизнеса компании, а именно, реконструкция дочерней компании – Казанского жирового комбината и строительство маслоэкстракционного завода с целью обеспечения сырыми растительными маслами производства технической продукции, туалетного и хозяйственного мыла на «Нэфис Косметикс» и производства майонеза и пищевого растительного масла на Казанском жировом комбинате. В данном случае компания должна сформировать у себя дивизиональную структуру управления, созданную по продуктовому принципу.
Анализ деятельности ОАО «Казанский завод СК им. С.М. Кирова» дает основание полагать, что данное предприятие по довольно большому перечню своей продукции находится в стадии спада. Это обусловлено устаревшими технологиями, которые используются компанией. Местоположение фирмы – центральная часть города, что само по себе для химического предприятия нерационально (загрязнение окружающей среды, высокая стоимость земли и т.д.). Данные факты свидетельствуют о необходимости ориентации «Казанского завода» на такие стратегические цели, как освоение новых технологий, модернизация старого и закупка нового оборудования. Для реализации данных целей необходимо перепроектировать организационную структуру ОАО «КЗСК» таким образом, чтобы как минимум такие направления деятельности, как маркетинг, сбыт, научные исследования и разработки были структурированы органически. Это вызвано тем, что именно органическая структура позволяет наиболее эффективно осуществлять организационные изменения, в то время как жесткие стандарты бюрократии по своей природе препятствуют внедрению новшеств.
Таким образом, организационная структура управления и стратегия организации тесно связаны между собой, и в зависимости от выбранной стратегии необходимо строить организационную структуру. Однако нельзя забывать, что если функциональная организационная структура отсутствует полностью, компания может потерять устойчивость, если же отсутствуют элементы органического типа, то организация теряет гибкость. Следовательно, в организационной структуре одной компании должны встречаться элементы как бюрократического, так и органического типов организационных структур управления. Сочетание данных органических и бюрократических элементов уникально для каждой организации, поскольку набор элементов организационной структуры фирмы и связи между ними должны наилучшим образом обеспечивать реализацию ее стратегии.


Литература
1. Гурьянова Э.А. Проектирование организационных структур управления предприятий нефтехимической отрасли – Казань: Изд-во Отечество, 2007.
2. Ефремова Л.. Совершенствование стратегического управления предприятием. // Про-блемы теории и практики управления. – 2006. – № 9.
3. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами / А.А. Анненкова, П.А. Бабошкина, Н.И. Горбачев и др. / Под ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008.
4. Стратегическое управление. Регион. Город. Предприятие/ Под. ред Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2005.
5. http://neft.tatcenter.ru/
6. http://president.tatar.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия