Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Господынько Н. Е.
аспирант Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога РАН (г. Москва)

Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики
В статье анализируются факторы и последствия расширения нелегальной миграции из североафрикан­ских государств в страны Евросоюза. Показаны основные пути и способы транзитной миграции, комментируется позиция европейских государств по вопросам борьбы с нелегальной миграцией. Расхождения в подходах отдельных стран к нелегальной иммиграции, по мнению автора, связаны с противоречивым характером воздействия этого явления на экономику развитых стран с учетом демографической ситуации и обострения дефицита трудовых ресурсов в этих странах
Ключевые слова: Евросоюз, Северная Африка, международная миграция, беженцы, этнический конфликт, социальная адаптация, криминальная экономика

Миграция — неотъемлемая часть жизни современного общества. На данный момент развитие миграционных процессов в мировой экономике идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграционные потоки вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного процесса, который в значительной степени обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.
Причины нелегальной миграции охватывают множество аспектов, в т.ч. политические (чаще всего связанные с несоблюдением прав человека, различными формами дискриминации), военные и т.д. Но основная причина, конечно же, экономическая. Она выражается в углублении пропасти между развитыми и развивающимися странами по ключевым социально-экономическим показателям. На первом месте среди причин отъезда мигрантов из своих стран стоит отсутствие работы. По направлениям незаконной миграции можно четко проследить общую характерную тенденцию для этого явления: нелегалы перемещаются из стран третьего мира в экономически развитые государства. Это происходит из-за кризиса в экономике, безработицы, обнищания населения в странах-донорах. Демографический и ресурсный дисбаланс между развитыми и развивающимися странами, асинхронность процессов модернизации еще более способствует миграции населения из неблагополучных государств. В настоящее время можно выделить несколько основных регионов, куда в поисках работы и лучшей жизни направляются нелегальные мигранты (рис. 1)
Рис. 1. Основные направления нелегальной миграции

Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев. В течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой иммиграции, выгодной как для работодателей, так и для государства в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы. Так, Германия фактически поощряла полулегальную иммиграцию курдских и турецких рабочих, Франция — алжирских, Великобритания — нелегальный массовый наем индийских и пакистанских рабочих. В настоящее время в мире насчитывается около 200 млн [1] мигрантов. Первое место по этому показателю занимает Европа — 20%. Важно отметить, что с начала 1990-х гг. официальная иммиграция там снизилась, но численность иностранного населения практически не сократилась. Такая ситуация объясняется высоким процентом в общем миграционном потоке нелегальных иммигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев, на регистрацию, размещение и помощь которым европейские страны тратят огромные финансовые средства. Если в 1975 году в мире насчитывалось примерно 2,5 млн беженцев, то в начале нового тысячелетия их число возросло почти в десять раз. Что касается нелегальных мигрантов, то в страны Евросоюза ежегодно незаконно прибывает более 500 тыс. чел. [1], не считая сотен тысяч беженцев. Общая численность нелегальных иммигрантов в Европе по разным оценкам составляет от 5 до 7 млн чел. Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. Наибольшее число незаконных иммигрантов сосредоточено во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании. Все больше нелегалов проникает в Европу через ее южные регионы. Так, в Италии незаконно находится до 1 млн иностранцев, [1] причем их количество постоянно растет, особенно за счет выходцев из Северной Африки, стремящихся перебраться затем в Испанию, Португалию или Францию. В Испании численность нелегальных иммигрантов колеблется от 300 до 500 тыс. чел., во Франции — от 200 тыс. до 1 млн чел., в Великобритании насчитывается свыше 100 тыс. нелегалов, большинство из которых составляют иностранцы с просроченными визами.
Стремительный рост и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами экономического и политического характера. Усиление иммиграционного контроля в европейских странах, коснувшееся практически всех категорий мигрантов, ограничило возможности легального въезда и явилось причиной более активного использования нелегальных каналов. Одним из важных факторов, стимулирующих нелегальную миграцию, является относительно либеральное миграционное законодательство стран, расположенных в непосредственной близости от государств, в которые стремятся мигранты. Огромный поток нелегальных мигрантов направлен из стран Северной Африки в Европу. В большинстве своем мигранты пытаются достичь южного побережья Европы. Одним из самых популярных маршрутов является путь из Марокко в Испанию через Гибралтарский пролив.
В южноевропейских странах, еще недавно являвшихся основными поставщиками рабочей силы на европейском континенте, уже в конце 1990-х годов — начале XXI века, насчитываются сотни тысяч нелегальных иммигрантов, в том числе, в Португалии — около 300 тыс., Испании и Италии — 1,5 миллиона. Прибывают они из государств Северной Африки, Азии и Восточной Европы. При этом Италия и Испания становятся главным «перевалочным пунктом», через который в ЕС устремляются сотни тысяч нелегальных иммигрантов.
Поток нелегальных иммигрантов, ринувшийся в последние годы в Испанию, создает очень серьезные проблемы. Одной из таких проблем являются попытки переселенцев пересечь Средиземное море на самодельных судах (ежедневно этот путь пытается преодолеть более 200 человек). Для решения этой проблемы был разработан план создания по всему южному периметру испанских границ «электронной стены», которая должна преградить путь нашествию из Северной Африки. Такая система, примерная стоимость которой составляет 1 млрд евро, создана при всесторонней поддержке Европейского союза, кровно заинтересованного в ней, так как многие пришельцы из Северной Африки затем через Пиренеи проникают в другие страны Западной Европы. Парадокс этой ситуации заключается в том, что без притока мигрантов в обозримом будущем невозможно станет поддержать достигнутый темп экономического развития и повышения материального благосостояния европейцев. И это вывод не только испанских демографов и социологов. Таков прогноз и ООН. Так, если не будет достаточного и весьма значительного притока иммигрантов, в Испании уже к середине нынешнего века останется меньше половины ее 39-миллионного населения. Вызвано это тем, что страна, где в относительно недавнем прошлом были многочисленные семьи, имевшие по 7 и больше детей, сейчас занимает последнее место в мире по рождаемости. Переломить эту тенденцию нереально — оказалось, что легче сократить рождаемость, чем увеличить ее. Уже сейчас стране требуется ежегодно около 100 тысяч иммигрантов, и потребность эта быстро растет.
В последние десятилетия увеличилась так называемая транзитная миграция. Ввиду своего географического положения, некоторые страны, которые наиболее близко расположены к Северному Средиземноморью, являются поставщиками нелегальных мигрантов, «предоставляя» им свою территорию в качестве перевалочного пункта (рис. 2).
Речь идет о таких странах, как Марокко, Тунис и Ливия, а также Ливан и Турция. На рисунке 2 обозначены основные транзитные пути мигрантов, стремящихся попасть в Европу нелегальным способом. Пунктами назначения являются Канарские острова, Гибралтарский пролив и остров Сицилия.
Канарские острова — традиционное место высадки нелегальных эмигрантов из стран Северной Африки, которые на плотах и судах пытаются перебраться в ЕС. Однако, если за 2005 год на испанские берега высадились около 5 тыс. эмигрантов [2], то только за первые месяцы 2006 г. — уже более 10 тыс. Данная ситуация усугубляется тем, что власти Испании уже не могут справиться с потоком нелегалов самостоятельно. ЕС направляет в район Канарских островов дополнительные силы. Такое решение было принято после того, как испанская сторона признала, что не способна справиться с нынешним потоком иммигрантов, и запросила у своих коллег по европейскому блоку помощь. В результате этих действий район Канарских островов был оснащен дополнительными разведывательными самолетами и катерами с солдатами и полицией, а также медицинскими бригадами быстрого реагирования. Также стоит отметить, что основной поток африкан­ских нелегалов идет из Мали и Сенегала. Проезжая транзитом Марокко и Мавританию, они пытаются морем добраться до европейских берегов. В основном поток направляется в Испанию, однако существенные проблемы с такими эмигрантами также испытывают Италия, Кипр, Мальта и ряд других стран. Недавние изменения в миграционной политике Марокко, Туниса и Испании оказали влияние на изменение маршрутов как нелегальных мигрантов, так и беженцев. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется маршрут, проходящий через Ливию.
Ежегодно 80 тыс. нелегальных мигрантов попадают на Сицилию и близлежащие острова, в том числе на Мальту. На Мальте в последнее время обострилась ситуация, связанная с проблемой нелегальной миграции и, более того, выводящая эту проблему в число острейших. Мигранты из Северной Африки, стремящиеся вплавь добраться до Италии, часто принимают берега Мальты за вожделенную Сицилию. Здесь их арестовывает полиция и помещает в центры временного проживания. Нелегальные мигранты живут в бараках месяцами, ожидая решения своей участи. Интересно, что мигранты сами не хотят задерживаться на Мальте, они понимают, что в маленькой стране с жестким законодательством им практически не светит легализация и трудоустройство. Но Мальта, вступившая в ЕС, вынуждена координировать свои действия с другими странами, входящими в союз, и не может отпустить нелегалов на все четыре стороны. По мнению лидера партии «Имперская Европа», ультраправого политика Норманна Лоуэлла, «североафриканские нелегалы не только угрожают внутренней безопасности Мальты, но также представляют собой санитарную, культурную и генетическую угрозу для мальтийского народа». В настоящее время в Ливии и других странах Северной Африки скопилось порядка двух миллионов беженцев, которые ждут своего часа, чтобы перебраться через Средиземное море и высадиться на Мальте, в Италии и других странах Европы.
Рис. 2. Направления транзитной миграции из Африки
Источник: International Organization for Migration (2003) World Migration 2003: Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM, Geneva.

Согласно мнению ряда исследователей, Тунис в ближайшем будущем может превратиться в крупнейшего поставщика нелегальных мигрантов, аккумулируя на своей территории граждан стран Африки южнее Сахары. По некоторым оценкам, численность нелегальных мигрантов, пересекающих Средиземное море, составляет 100–120 тыс. [3] человек ежегодно, из них погибает около 2 тыс. человек.
Наряду с традиционными способами проникновения североафриканских нелегалов в Европу, достаточно часто используются более изощренные пути. Одна из причин увеличения масштабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании Интернета для рекламы трудоустройства на Западе. Достаточно распространенным путем въезда в европейские страны остается фиктивный брак с гражданами страны иммиграции. Однако в последние годы растет число иностранцев, использующих неофициальные каналы пересечения границ без документов или с помощью поддельных документов, получить которые им помогают организации, специализирующиеся на подобных услугах. К услугам фирм, занимающихся незаконным провозом иностранцев через границу и их нелегальным трудоустройством, прибегают в первую очередь экономические мигранты и беженцы, не имеющие шансов на легальный въезд. Плата за нелегальную иммиграцию составляет от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимости от страны назначения, дальности маршрута и длительности поездки. В последние годы бизнес на нелегальной иммиграции переживает настоящий бум. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн нелегалов. По некоторым оценкам, мировые доходы от контрабанды людей составляют 6–7 млрд долл. в год.
Специфической чертой современной миграции является увеличение доли женщин (до 47,5%) [4] и детей в миграционном потоке. Достаточно распространенным явлением становится незаконное перемещение женщин, девушек и детей в целях сексуальной эксплуатации. По оценкам экспертов, ежегодно на мировой рынок интимных услуг поступает от 700 тыс. до 4 млн чел. Более точной статистики не существует по причине несовершенства миграционного контроля (рис.3)
Рис. 3. Доля женщин в миграционном потоке из Северной Африки и Ближнего Востока (1975–2005 гг.)

Следует упомянуть также о социально-экономических последствиях нелегальной иммиграции для Европы. Нелегальные иммигранты, готовые работать на любых условиях, подрывают существующие в европейских странах социальные гарантии (минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня), а также требуют огромных финансовых расходов на пограничный контроль, создание лагерей беженцев, на социальные и медицинские услуги, содержание под стражей, депортацию. Массовый приток нелегальных иммигрантов является вызовом безопасности. Угрозы безопасности, которые могут быть как реальными, так и потенциальными, возникают на различных уровнях. Речь идет, с одной стороны, о безопасности принимающих обществ и государств, охватываемых миграционными потоками, а с другой — о безопасности людей, находящихся под воздействием этих потоков. При этом важнейшими составляющими безопасности являются: а) личная или индивидуальная безопасность, т.е. физическая безопасность в широком смысле слова, защищенность от неблагоприятных воздействий, б) социальная безопасность и, прежде всего, сохранение достойного социального статуса и системы гарантий и благ, накопленных социокультурной средой, в) экономическая безопасность, которая касается, прежде всего, занятости.
В настоящее время особую угрозу нелегальная иммиграция представляет с точки зрения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания. Кроме того, нелегалы, не имея стабильной занятости и желания возвращаться в еще худшие условия на родину, пополняют маргинальные группы изгоев общества, которые становятся источником преступности и терроризма.
Как известно, при достижении численностью иммигрантов определенной критической массы, они уже не пытаются ассимилироваться и усвоить новый образ жизни и язык, а создают замкнутые зоны обитания, стремясь сохранить свою идентичность, национальные традиции, религию, культуру. Во многих странах Европы образовались национальные анклавы иммигрантов, интересы которых часто входят в противоречие с законами и традициями страны-пребывания и создают социально-политический дисбаланс.
Нелегальная иммиграция создает реальные и потенциальные угрозы практически любому аспекту безопасности принимающего общества, вызывая деформацию его социальной, демографической, территориальной структур, обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья, образование целых секторов занятости, не поддающихся законодательному регулированию, столкновение этнических и субэтнических стереотипов и норм поведения, социальную и культурную маргинализацию и криминализацию общества, возникновение очагов социальной напряженности, рост ксенофобии и экстремизма.
Общая миграционная ситуация в Европе, которая характеризуется изменением национального, этнического, религиозного состава иммигрантов, резко обострилась в связи с массовым притоком мигрантов-мусульман. Иммигранты принесли с собой не только свой язык и обычаи, но и религию, преимущественно, ислам. Мусульманская конфессия заняла прочные позиции в Европе, выйдя на второе место, как в католических, так и протестантских странах.
Это не могло не вызвать обострения социальных и этнополитических отношений между коренным населением и иммигрантами, способствовало усилению анти-иммиграционных настроений в обществе и в конечном итоге привело к массовым выступлениям против проводимой миграционной политики. Важно отметить, что ультраправые силы ряда европейских стран, играя именно на проблеме иммиграции, смогли добиться в последнее время серьезных политических успехов (например, в Австрии, Дании, Франции), создав определенную угрозу позициям правящих партий. Это вынуждает правительства западноевропейских государств, которые реально осознают необходимость сбалансированного, комплексного и многостороннего подхода к управлению миграционными процессами, с учетом всех факторов, порождающих нелегальную иммиграцию, более активно искать новые пути решения проблем. Изменения, происходящие в иммиграционной политике европейских стран, приобретают все более устойчивый характер и затрагивают общую стратегию, конкретные направления и средства ее осуществления.
Нелегальная миграция все чаще рассматривается как один из возможных путей распространения международного терроризма. Кроме того, трагические события последних лет привели к необходимости выбора между свободой личности и безопасностью. Другими словами, нелегальная иммиграция серьезно затрагивает сферу как национальной, так и личной безопасности.
Важным шагом на пути сокращения неконтролируемой миграции и гармонизации общеевропейской миграционной политики явился саммит ЕС, который состоялся в 2002 году в Испании (г. Севилья). На нем были определены основные направления борьбы с нелегальной миграцией в Европе, заинтересованной в законной миграции, тесно увязанной с потребностями экономического развития европейских стран. На саммите было отмечено, что для успешного противодействия нелегальной иммиграции необходимы более эффективные механизмы, позволяющие перекрыть или ограничить небывалый поток нелегалов, а для сокращения численности иммигрантов и, прежде всего, беженцев — комплекс мер, направленных на упрощение процедуры возвращения иммигрантов на родину.
Следует отметить, что страны, в которых наблюдается наиболее высокий приток нелегальных мигрантов (Испания, Великобритания, Италия), настаивали на принятии более жестких экономических санкций в отношении государств, не препятствующих незаконному выезду своих граждан в Европу. Предлагалось поставить оказание экономической помощи развивающимся странам в зависимость от эффективности применяемых ими мер по сдерживанию нелегальной миграции. Другие страны (Франция, Швеция и Люксембург), считая, что Европа в ближайшие годы не сможет сохранить достигнутый уровень жизни и социального обеспечения без помощи иммигрантов, настаивали на использовании, прежде всего, регулирующих, а не запретительных мер.
Важно подчеркнуть, что европейские страны стали вводить более жесткие меры по ограничению притока нелегальных иммигрантов с середины 1990-х гг. Так, бельгийские власти установили штрафные санкции в сумме до 500 тыс. франков в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего, тогда как Франция, Германия, Люксембург применяют штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации).
Каковы же основные направления борьбы с незаконной миграцией в Европе? Во-первых, это введение более строгих законодательных актов и правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов, включая унификацию стандартов визовых документов и сроков получения статуса беженцев. Многие европейские страны, стремясь сократить незаконный приток иммигрантов в страну, в том числе под видом беженцев, ужесточили законы, регулирующие получение последними официального статуса. Наиболее значительные перемены произошли в Германии, в которой законодательно исключено автоматическое право для всех иностранцев на получение убежища. Аналогичные изменения в законодательствах и других европейских стран привели к сокращению числа претендентов на получение статуса беженца.
Во-вторых, предусматривается усиление контроля за общими границами, проведение совместных операций вдоль границ, создание общей консульской системы и единой пограничной службы, позволяющей взять под охрану контрольно-пропускные пункты на автомагистралях, в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. Для упрощения контроля за пребыванием и перемещением иностранцев планируется уже в ближайшее время создать общий банк въездных виз и подготовить списки стран, граждане которых должны иметь визы для въезда на территорию Евросоюза или смогут пользоваться безвизовым режимом передвижения. Программа формирования общей политики в области совместного управления границами государств ЕС включает также разработку общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовку практического руководства для пограничных служб.
Новый план борьбы с нелегальной миграцией включает организацию совместных полицейских сил берегового патрулирования, которые должны более эффективно охранять достаточно протяженные береговые границы таких стран как Италия и Испания. Все больше внимания должно уделяться укреплению границ в горных и лесных районах. Между некоторыми странами ЕС частично даже восстанавливаются внутренние границы. Так, с 1996 года введен пограничный контроль между Францией и странами Бенилюкса, а также между Испанией и Португалией.
В целом, можно сказать, что странам ЕС удалось принять компромиссный план проведения единого курса на противодействие нелегальной иммиграции, который включает ряд мер по выявлению и пресечению проникновения нелегальных мигрантов в страны Евросоюза, в том числе транзитным путем. Заключительный документ, получивший название «Севильская декларация», направлен на ограничение притока нелегальных мигрантов. Предусматривается ужесточение мер против международных преступных групп, занимающихся контрабандой и незаконной перевозкой людей в Европу, а также возможность оказания давления на страны, которые не сотрудничают по проблеме прекращения потока нелегальных иммигрантов и возвращения своих граждан на родину (например, Марокко, Турция, Албания). В соответствии с принятой программой государства ЕС должны более активно высылать нелегальных мигрантов, причем приоритетным будет считаться их добровольное возвращение. Таким образом, речь идет о попытке интегрировать предложенные меры в единую внешнюю политику и, прежде всего, в политику безопасности ЕС.
Западноевропейские страны все больше осознают опасность, которую представляет нелегальная иммиграция для Европы. В чем же проявляется такая опасность и почему нелегальная иммиграция, давно существующая в Европе, стала внушать страх миллионам европейцев?
По оценке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), масштабы вынужденной миграции в Европу в 1970-е годы составляли около 30 тысяч беженцев в год. К середине 1980-х гг. число ищущих убежище выросло до 100 тысяч человек в год. Около 70% из них прибывали из Восточной Европы, быстро получали убежище и легко интегрировались в новой стране пребывания. Если отдельные страны не справлялись с этими потоками, то другие европейские страны, а также США, Канада, Австралия, ЮАР, Аргентина охотно предоставляли значительному числу беженцев разрешение на постоянное место жительства.
С середины 1980-х годов этнические конфликты, военные противостояния и природные бедствия в различных регионах мира увеличили число беженцев. В 1986 г. оно возросло до 200 тысяч человек. В 1989 их стало уже примерно 317 тыс. В 1990-е гг. возникли новые этниче­ские конфликты и гражданские войны в бывшей Югославии, странах СНГ, Африки и Азии. Они резко увеличили потоки мигрантов, искавших убежище в государствах Западной Европы. В 1992 г. на континенте было зарегист­рировано около 700 тысяч вынужденных мигрантов, что являлось максимальным показателем для послевоенной Европы. В это время многие страны Европы перешли к политике «нулевой иммиграции», основной целью которой стало оказание покровительства ограниченному количеству беженцев. В 1997 г. количество ищущих убежище в Европе сократилось в два раза по сравнению с началом 1990-х гг. — до 333 тысяч человек. По данным УВКБ ООН, в 1998 г. вынужденных мигрантов насчитывалось более 336 тыс. человек. В 1999 г. «этнические чистки» в Косово, военные действия НАТО в Югославии, продолжающиеся гражданские войны и вооруженные конфликты в некоторых странах Азии и Африки увеличили количество беженцев почти на 20% по сравнению с предыдущим годом — до 440 тыс. человек. Значительную долю их составляли албанцы из Косово, курды из Турции и Ирака, афганцы, сомалийцы и другие. В 2003 г. в Европе насчитывалось 435 тысяч беженцев [5].
Таблица 1
География происхождения вынужденных мигрантов, искавших убежище в странах Европы по регионам мира, тысяч человек

Следует заметить, что подавляющая масса вынужденных мигрантов в начале 2000-х гг. (более 80%) претендовала на статус беженца в странах Европейского Союза. Их привлекательность объясняется высокими стандартами гуманитарной помощи и социально-экономическими возможностями, которые открываются здесь перед мигрантами. Финансовые затраты развитых стран на предоставление убежища беженцам достаточно велики. Дороговизна процедуры предоставления убежища объясняется тем, что включает в себя питание, размещение, затраты на юридическую помощь и финансовую поддержку мигрантов. Получение статуса беженца в данных государствах позволяет им получить такие условия жизни, которые не все из них имели дома.
По оценкам УВКБ ООН, страны Европы за период 1989–2006 годов приняли в общей сложности около 7 миллионов вынужденных мигрантов различных категорий. География происхождения вынужденных мигрантов в Европе достаточно обширна и включает четыре континента, на которых происходили или продолжаются до сих пор этнические конфликты, гражданские войны, военные действия, террористические акции и крупные стихийные бедствия. Также УВКБ выражает обеспокоенность тем, что в ходе борьбы с нелегальными мигрантами страдают беженцы. В этой связи УВКБ подготовило новый проект, направленный на изучение проблем миграции из стран Северной Африки в Европу. УВКБ считает, что необходимо воздерживаться от слишком энергичного подхода по сдерживанию мигрантов в их попытке пересечь границы и учитывать причины, вынуждающие людей покинуть родину.
Часто перед беженцами, спасающими свою жизнь и жизнь членов своих семей от преследования или вооруженных конфликтов, закрываются все границы. Их принимают за нелегальных мигрантов. В этом случае к ним не применяются нормы Конвенции ООН о защите прав беженцев. А это означает, что человека лишают права на убежище. В целях осуществления нового проекта УВКБ намерено изучить подход Италии, Испании и Мальты к этим вопросам, так как эти страны являются первыми портами, куда попадают беженцы и мигранты из Северной Африки. Особое внимание будет уделено вопросу защиты потенциальных беженцев в то время, когда они находятся в море. В большинстве случаев беженцы из Африки добираются до Европы морским путем, при этом часто прибегая к услугам преступников — торговцев людьми.
Сейчас, когда одной из важнейших задач нового тысячелетия становится создание в Европе пространства свободы, безопасности и правопорядка, усиление криминогенного характера нелегальной иммиграции обусловливает необходимость разработки общей политики, особенно в рамках ЕС, и принятия совместных мер. Опасность промедления в решении проблем нелегальной миграции стала особенно очевидной после террористических актов во многих странах, жертвами которых в Европе стали тысячи людей. Нелегальная миграция все чаще рассматривается как один из возможных путей распространения международного терроризма. Кроме того, трагические события последних лет привели к необходимости выбора между свободой личности и безопасностью. Важно отметить, что обыденное сознание в европейских странах так глубоко усвоило традицию свободы и безопасности, развитую политическим сознанием, что безопасность стала одной из главнейших культурных ценностей Европы. Если в начале 1990-х гг. выбор делался в пользу свободы, то теперь европейцы все чаще отдают предпочтение безопасности. Другими словами, нелегальная иммиграция серьезно затрагивает сферу как национальной, так и личной безопасности.
Сегодня ни для кого не секрет, что нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности принимающих и транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства. Именно нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма, а транзитная нелегальная миграция через страны Северной Африки в ЕС превратилась в одну из самых доходных статей мирового криминального бизнеса. При этом «ассоциативные» отношения стран Магриба с ЕС, стремление последних превратить Тунис и Марокко в «подушку безопасности» для Западной Европы по отношению к миграционным потокам из африканских стран, приводит к напряженным отношениям между странами Северной Африки и Африки южнее Сахары. В итоге существует расхождение между «проевропейской» миграционной политикой политических элит Магриба и ее «проафриканской» оценкой со стороны либерально настроенных арабских ученых. Их подход не учитывает интересов принимающих стран ЕС, а базируется на постулатах о неприемлемости препятствий свободному перемещению труда в условиях глобализации, о морально-исторической законности миграции из бедных стран в богатые, о примате общеафриканских интересов.


Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 06-02-02083а `Миграционные процессы Юг-Север: уроки для России`

Литература
1. Harris, N. (2004) «Migration without borders: The economic perspective». Discussion Paper, UNESCO, Paris.
2. UNDP (2004) Human Development Report 2004. United Nations Development Programmed.
3. Mernissi, F. 2003. ONG Rurales du Haut-Atlas: Les Ait Debrouille Marsam, Rabat.
4. МОТ, Key Indicators of the Labour Market, 2003.
5. Geronimi, E. 2004. «Acuerdos bilaterales de migracion de mano de obra: Modo de empleo».Working Paper 65S. Geneva: ILO.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия